Автор Тема: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.  (Прочитано 76714 раз)

Оффлайн Сергей 37

  • Мопедист
  • Сообщений: 446
  • Степень оранжевости: 118
  • Мопедист со стажем.
    • Награды
  • Город: Москва
Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
« Ответ #75 : Февраль 24, 2016, 09:53:59 »
  • +0
  • -0
  • Был.Читал.Слежу.
    ...если зажать в тисочки вал эксцентрика и узкой длинной мелкой наждачкой пошкурить по кругу,потягивая за концы (Ржевский ау!) то можно добиться неких успехов.
    А шкурку можно и маслицем в конце работы смочить...
    Если с первого раза не получилось-возьми кувалду побольше!

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 937
    • Степень оранжевости: 746
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
  • +1
  • -0
  • Смотрим кратенькое видео:
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 937
    • Степень оранжевости: 746
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
  • +1
  • -0
  • Снова здравствуйте.

    Сегодня стартовал процесс сборки двигателя. Поскольку свободного времени было мало, то и объём работ за сегодня невелик.
    Распаковал все новенькие подшипники
    Скрытый текст
    Как я раньше уже сообщал, - подшипники брал фирмовые, недешёвые. На коленвал - словацкие ZKL, а в КПП - японские, NTN и Koyo


    Далее достал строительный фен и прогрел посадочные места подшипников, по очереди, до температуры примерно 150 градусов. Сами подшипники тем временем охлаждались в морозилке. В результате оба подшипника сели в гнёзда усилием одного пальца руки.


    С правой половинкой вышла заморочка.. Из-за сложной формы отливки её невозможно было расположить наружной стороной плашмя на полу.. Кирпич тоже не решил проблему. Почему это стало проблемой ? - Да просто. Горячий воздух не успевал задерживаться в районе посадочного места подшипников из-за больших щелей и алюминий не мог прогреться даже до 100 градусов ( слюна даже не шипела ).
    Пришлось прибегнуть к помощи конфорки газовой плиты. Прогрел до нужной температуры и с такой же легкостью посадил подшипники на место.

    Метод несложный, но требует ловкости рук и быстрой реакции.
    На том пока все. Продолжу на неделе.

    Потом, несмотря на большие лужи и дождь, я все же заехал на рынок и, оказалось, очень вовремя - заметил два колеса от Явы-05 :o, что само по себе уже является чудом.. Присмотревшись, понял, что там все спицы оригинальные и находятся в очень хорошем состоянии( да и обода чуть получше моих, и ступицы хорошие ). Поторговавшись, забрал оба за 11$.
    Два года поисков родных спиц не прошли даром, просто надо иметь терпение :D

    Продолжение следует...
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 937
    • Степень оранжевости: 746
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
  • +0
  • -0
  • Откройте крышки у подшипников!
    Ага, таки обратили внимание ! :))
    Я их не открыл сначала специально, ведь предстоит еще вычислить толщину прокладки между половинами, а чтоб во время примерок и предварительных споловиниваний меньше пыли попало в эти подшипники - я их нарочно не открываю. Когда будет окончательная сборка, то само собой открою их. Тем более, что в них находится заводская смазка, и если их открыть сейчас, то пыль и грязь мгновенно оккупируют внутренности подшипников.

    Подшипники коленвала пусть и открытые изначально, но они сухие абсолютно - если там пыль/стружка и попадёт, то воздухом все быстро можно очистить :)
    « Последнее редактирование: Март 07, 2016, 10:15:01 от Сильвер »
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 937
    • Степень оранжевости: 746
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
  • +1
  • -0
  • Разобрал одно из свежекупленных колес и возникло неожиданное решение - попрактиковаться в полировке ступиц.
    Что из этого получилось - расскажу завтра..
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 937
    • Степень оранжевости: 746
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
  • +2
  • -0
  • Обещал вчера интересный рассказ о полировке ступиц, но сегодня планам не суждено было сбыться..
    Но кое-что рассказать все же есть..

    Сперва немного фото.
    Разобрано первое колесо. Покрашено полностью серебрянкой.

    Состояние обода получше моих будет. Решил оставить его себе и поставить на мопед.


    Далее взял болгарку, дрель, мягкую металлическую щетку для болгарки и маленькую для дрели, кусок мопедного тросика.
    Просто вычистил от грязи и краски( а внутри еще и ржавчину убрал )





    Данную ступицу тоже решил оставить и на мопед поставить.

    Ну и до кучи очистил теми же способами крышку барабана. Было:



    Стало.:



    Потом взялся и за другие ступицы. ( слева - не чищенная, справа - почищенная )


    Дальнейшие действия должны были быть такими:
    1. Каждую ступицу поочередно закрепить в станке и шлифовать наждачными шкурками, чтоб убрать огрехи литья. 100, 240, 360 и 600. Потом войлок и паста ГОИ.
    Но:
    Станок оказался неприспособлен для деталей такой ширины;
    Внезапно исчезли шкурки 240, 360 и 600... :-[
    Одним словом, сегодня процесс несостоялся..
    Но надо ж хоть что-то сделать..

    Взялся чистить обод тем же методом, что и барабаны. В результате узнал, что обод сохранился неплохо( полировке, ясное дело, не поддался ) и его можно использовать на мопеде( временно, до покупки новых колес в Словакии ), только надо покрасить, чтоб меньше ржавел.




    На ободе было несколько вмятин от варварской бортировки шины. Исправил, постучав легким молотком.

    Теперь три очищенных ступицы ожидают дальнейших работ


    Правда, две из них еще не на 100% очищены( так увлекся, что незаметил как потемнело на улице - пришлось прервать процесс ).

    Попутно попробовал полировать спицы. Результат получился не сразу, но потом приловчился. Фото нет, отполирована всего одна спица :))

    Продолжение следует...
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7578
    • Степень оранжевости: 2378
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс
  • +0
  • -0
  • Цитировать
    рассказ о полировке ступиц



    Сейчас сложился некий стандарт, пескоструйка, порошковая окраска, переоцинковка. Люминь полируют, спицы в галтовочную машину и в оцинковку.
    Цинк на выбор, жёлтый или белый. Наклейки, новые шильдики, новая инструкция по эксплуатации. С хромом только проблемы.
    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 937
    • Степень оранжевости: 746
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
  • +1
  • -0
  • Продвигается работа по сборке двигателя:


    Накупил сегодня наждачных шкурок - 240, 360, 600 и 1000.
    Чтобы испытать их в действии, соорудил довольно колхозную облуду для дрели - чтоб закрепить ступицу в патроне -, настолько колхозную, что показывать стыдно.. Кое-как приноровился и начал потихоньку полировку одного края ступицы. Облуда быстро вышла из строя, значит буду делать что-нибудь посерьёзнее.

    Робкие шаги к совершенству..



    Спицы полировались куда лучше.. Но готовы еще не все.

    Продолжение следует...
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 937
    • Степень оранжевости: 746
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
  • +2
  • -0
  • Чтож, двигателем пока нет времени заняться( и вдохновения соответствующего не нашлось пока ), поэтому занимаюсь ходовой частью.
    Разобрал второе купленное колесо

    Почистил ступицу, почистил обод и половину спиц( сколько успел, работа нудная ). Обод оказался без вмятин - это очень удивило и обрадовало, никель тоже на 50% неплохой, в одном участке замечены следы коррозии, благо, их можно удалить при хорошей зачистке.
    Решение аналогичное - ставлю и его на мопед !


    Со спицами не все так однозначно.. Часть из них - штук 10 - подлежат утилизации, скушала коррозия, другие же неплохо сохранились, начал чистить:


    И в завершение. Закончил полировку 28 спиц. Не идеал, конечно, но и то хорошо. Процесс довольно трудоёмкий и нудный, рассказывать не буду.

    ( в реальности выглядят веселее, чем на фото )
    И слегка полирнул родной вынос руля. Хотя есть и более новый, но родной тоже хорошо сохранился, а другой пока в НЗ отправил.


    Пока все новости на сегодня. Дальше предстоит снова чистка/полировка спиц, полировка ступиц и тормозных крышек.

    Продолжение следует...
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 937
    • Степень оранжевости: 746
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
  • +3
  • -0
  • Сегодня очистил от грязи, ржавчины и краски остальные 44 спицы.

    Далее будет тщательный осмотр каждой спицы и определение ее дальнейшей судьбы( как уже писал, на втором колесе спицы некоторые оказались в плохом виде ). Потом полировка и т.д. и т.п...

    Попутно произвел последний замер по мотору. В прошлый раз я примерял валы кпп - была цель узнать, как будут вращаться валы, если мотор будет без центральной прокладки. Теперь наступила очередь коленвала:

    с 1:15 и до 1:40 можно не слушать, и не брать во внимание. то я глупость какую-то сморозил( не научился еще на камеру смело говорить и правильно строить мысли :'( )

    Продолжение следует...
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 937
    • Степень оранжевости: 746
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
  • +1
  • -0
  • Пересмотрел вчера все очищенные спицы, 9 штук ушли в утиль, а 36 еще пригодны к использованию.
    Успел за полчаса отполировать 10 штук из них.
    Фото будет позже.
    Сборку мотора пока не позволяет начать отсутствие свободного времени, но на неделе, думаю, удастся выкроить пару часов на сие дело..
    Пару лишних ступиц удалось продать и вернуть себе 2/3 потраченных денег 8)

    Ждем продолжения..
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 937
    • Степень оранжевости: 746
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
  • +1
  • -0
  • Завершил сегодня полировку всех спиц. Не идеально вышло потому, что на втором колесе спицы сохранились хуже..


    Вымыл в бензине последние детальки мотора. Просушил на горячей батарее. Теперь только собрать осталось.. :))


    На ближайшие дни план таков:
    1. Споловинить двигатель, собрав все внутренности.
    2. Закончить сооружение маленького станка для удобной полировки ступиц( и не только для Явы, но и для других ).
    3. Полировать ступицы.
    4. Начать сборку первого колеса. Об этом думаю снять видео, процесс немного отличается от сборки советских мопедных колес, хочу запечатлеть на видео весь процесс, а там уже как получиться с фотиком( батареи слабые, долго снимать не может, а сборка колеса длится не менее 45 минут. )
    5. Напилить вкладышей для сцепления из материала типа "феррадо". В стоке вкладыши идут из пробкового дерева, но они изнашиваются достаточно быстро( даже сам завод сейчас продает вкладыши из феррадо ), хочется пореже их менять 8)
    6. Полностью дособирать двигатель и готовить к первому старту.

    Порядок выполнения планов может меняться, так что врядли такая последовательность сохранится. Сроки выполнения также зависят от моей загруженности заказами и работой.

    Продолжение следует...
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 937
    • Степень оранжевости: 746
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
  • +0
  • -0
  • Окончательная сборка двигателя обычно начинается с подготовки и сортировки всех его внутренностей.
    В данном случае сортировку я закончил, теперь надо собрать кулису КПП. Вот так она выглядит в собранном виде:


    Отдельная благодарность словацким инженерам и конструкторам, работавшим на бывшем заводе Ява в городке Поважска Быстрица во время производства там мопедов семейства Пионир, за безумно гениальную, простую и неубиваемую конструкцию кулисы переключения. Более гениально, наверное, уже и не придумать 8)

    Далее.
    Еще при разборке мотора была замечена маленькая проблема узла сцепления. Да, это Его Величество Люфт. Люфтят ножки столика сцепления. Не сильно, не критично, но неприятно. Сначала была мысль проклепать их. В процессе заметил, что пробойчика нужных параметров в моем инструментарии не нашлось. :-[ Не беда - тогда прихвачу сваркой.
    А чтоб криво не приварить их, надо собрать сцепление в кучу и зафиксировать все пять пружин - они дадут хорошую натяжку и автоматически установят ножки в строго вертикальном положении.


    Сцеплением займусь позже, просто подготовил его заранее.

    Движемся дальше...
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 937
    • Степень оранжевости: 746
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
  • +0
  • -0
  • Небольшое отступление, но почти напрямую относится к Яве, потому публикую здесь.


    Добавлю. Ось уже приобретена. Теперь рисую концепцию.

    Продолжение следует...
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 937
    • Степень оранжевости: 746
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
  • +1
  • -0
  • Наконец-то споловинил двигатель. Посвятил этому процессу чуть больше часа( 3/4 всего времени ушло на подготовку ).


    Сначала открыл пыльники подшипников КПП, потом достал все валы и шестеренки

    винты половинок


    Промазал герметиком правую половину, прикрутил кулису, запрессовал шестерню ведущей звезды в подшипник, вставил оба вала на места..
    Чтоб было удобно выставить пусковой вал в нужном положении, пришлось прикрутить заводную лапку.
    Нагрел левую половину на конфорке до 150-200 градусов, одел краги и быстрыми движениями рук насадил левую половинку на валы , что были в правой. Потом подстучал деревяшкой половинку до нужной позиции, вложил все винтики половинок в отверстия и крест-накрест по пол-оборота подтягивал винты.
    После затяжки всех винтов легонько простучал цапфы коленвала - чтоб снять напряжения..
    Остальное на видео показано.

    Еще немножко фото. За качество тапками не кидаться, телефон не способен в помещении делать четкие фото( если б на улице - гораздо лучше вышло б ).




    К слову сказать, это уже третий по счету мотор, который я собрал, не используя прокладку между половин.
    Первым был мотор Ява-555. Его я перебирал аж в 2012м году, и тогда абсолютно никаких предварительных замеров не делал перед сборкой, но все благополучно устаканилось и мотор возил меня целый год без каких-либо проблем и посторонних шумов.
    Второй мотор это Д4 1957 года. О нем рассказано в соответствующей теме. Тоже ничего не зажало и все легонько вертится.
    Как покажет себя этот - будет ясно после окончания реставрации мопеда( хотя, какая уж тут реставрация.. скорее, просто восстановление )

    Далее по списку - воевать со сцеплением.

    Продолжение следует...
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.