Автор Тема: Сколько было выпущено «Д»? Вопрос без ответа…  (Прочитано 21484 раз)

Оффлайн SOK

  • Мопедист
  • Сообщений: 451
  • Степень оранжевости: 390
    • Награды
  • Город: Владимир
Увлекаясь чем-либо, человек рано или поздно приходит к изучению истории предмета увлечения.

Меня в последнее время крайне заинтересовала история выпуска двигателей серии «Д» и в частности вопрос:
сколько всего двигателей Д-4…Д-8 было выпущено?

Какой ответ на данный вопрос может найти человек имеющий доступ к Интернету?

Попробуем разобраться.
Рассмотрим, какие цифры встречаются в различных статьях.

http://kalinspb.ru/objects/predpriyatiya/krasnyy-oktyabr-oao/
Красный октябрь, ОАО.
 Историческая справка.
 «Одновременно завод выпустил около десяти миллионов 2-х и 4-х-тактных двигателей  (марки "Д" и "ДМ" мощностью от 1 до 6 л.с.) и техники на их основе: мотоблоков, мото-культиваторов, мото-насосов, лодочных моторов и других  ТНП.»
То есть Д-4…Д-8 выпущено явно менее 10 миллионов штук.

http://www.spb-business.ru/show.php?directory=465
ОАО «Красный Октябрь»
«Производство в 30-х годах первых советских серийных мотоциклов, 1960-90 гг. почти десяти миллионов двухтактных поршневых двигателей заложили традиции проектирования и организации производства сложных товаров народного потребления.»

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=553629#1
«Организация производства СПб ОАО "Красный Октябрь"»
«В 1956 г. было возобновлено производство двигателей для мопедов (с того времени выпущено более 10 млн. двигателей Д-4/6/8/14).»

«Крылья Родины» 9-10.2011.
«Энергия света и полёта» (К 120-летию завода «Красный Октябрь» в Санкт-Петербурге).
«Десятки тысяч мотоциклов Л-300, «Красный Октябрь» и Л-8, более 10 миллионов
двигателей с маркой «Д» для мопедов хорошо известны многим поколениям россиян.»


Журнал «МОТО» №8 за 2013 год
«Колыбель «газулек»».
«Всего же за сорок с лишним лет было изготовлено около 11 млн. моторов серии «Д» 12-и модификаций.»

http://motoriding.ru/blog/na-svalku-v-remont-ili-so-svalki-v-remont
«НА СВАЛКУ? В РЕМОНТ? ИЛИ СО СВАЛКИ - В РЕМОНТ?»
«То же могут сказать о "бестселлере" советского рынка - мотовелосипеде с моторчиком "Д" (рекорд производства - около 15 млн. штук - так и остался непревзойденным).»

http://motocafe.ru/moto-help/1161-motorollers-scooters-made-in-ussr.html
«Мотороллеры из СССР»
«Серия насчитывает более 15 миллионов моторов.»


Какие можно сделать выводы?

1. Однозначного ответа на вопрос, сколько выпущено двигателей серии  «Д» нет.
Разброс очень велик – от 10 до 15 миллионов штук.
К тому же, как правило, не указывается, какие модели «Д» попали в указанные цифры.
2. Почти все статьи, так или иначе, указывают на завод «Красный Октябрь». То есть неясно, учтено ли в данных цифрах количество выпущенных двигателей Д-4К Ковровского механического завода.
3. Нужны дополнительные сведения, которые позволят оценить объем производства двигателей Д-4…Д-8.

Самым логичным было бы попробовать найти информацию об объемах выпуска «Д» в архивах. Но письмо на завод осталось без ответа.
А в ЦГА г.Санкт-Петербурга (http://www.spbarchives.ru) по заводу «Красный Октябрь» «сохранилась коллекция приказов (копии) Наркомата (Министерства) авиационной промышленности СССР за 1942-1949, 1951-1954 гг. Документы за 1940 г. не сохранились, за 1955-1975 гг. в архив на хранение не поступали.»
Не очень понятно про 1955-1975 года, потому, что далее указано «Секретная часть (1955-1985). **** Секретная часть (1986-1993 гг.).»

По образцам документов ясно, что часть документов рассекретили.





Возможно, в техпромфинпланах завода найдутся интересующие нас цифры, а может, и нет. Чтобы узнать, нужно делать запрос в архив. А это уже другая «история».
«Тематические запросы граждан и организаций исполняются в порядке оказания платных услуг или безвозмездно. Сроки и стоимость работ по исполнению запроса в предварительном порядке согласовываются с пользователем.»
Я пока до этого не созрел.
Как же уточнить цифры?
В принципе, напрашивается логичный и простой метод: сумма складывается из слагаемых, т.е. если знать года выпуска и сколько двигателей выпускалось ежегодно, то очень просто можно вычислить, сколько всего их было выпущено.

Продолжаем поиск.

( вторую часть пока не написал. :) )

Оффлайн SOK

  • Мопедист
  • Сообщений: 451
  • Степень оранжевости: 390
    • Награды
  • Город: Владимир
  • +5
  • -0
  • Часть 2
    Познавательная.


    По объему выпуска «Д» в различные года удалось найти следующую информацию.

    «МОТО» №8-9 за 1993 год.
    «Славное имя»
    «Производство велосипедных моторчиков неуклонно росло до 1979 года, когда оно достигло 360 тыс. штук в год и до 1982 года оставалось на этом уровне. Изменение конъюнктуры советского рынка повлекло за собой снижение производства. Прекратилось производство мопедов в Пензе, и к середине 80-х годов «Красный Октябрь» выпускал лишь 200 тыс. двигателей в год.»
    «А вот производство велосипедных моторчиков сократилось примерно на 20 %.»


    «МОТО» №12 за 1994 год.
    «На родине «дэшек»»
    «И конечно, двигатели. Их готовы делать в год 150-200 тысяч, хотя раньше, в лучшие времена выпуск достигал 400 тысяч.
    - А Д-8 снят с производства? – спрашиваем.
    - Еще нет, - отвечает С.Т.Бауэр. – Просто сейчас оно «заморожено»…»


    http://www.motoclub.spb.ru/forum/viewtopic.php?t=562
    Из интервью 1995 года.
    «Распад в 1991 году СССР прекратил кооперацию с Рижским мопедным заводом по поставкам двигателей, выпуск которых упал в 1991-1994 годах практически до нулевой отметки, при том, что мы их выпускали до ста пятидесяти тысяч штук в год.»

    http://www.scooterdigest.ru/pub.asp?id=5209
    «Полвека союзу мотора и педалей Часть 2. АГОНИЯ РУССОРОЛЛЕРОВ»
    «И, конечно, двигатели, их готовы были делать 150-200 тысяч в год, хотя раньше, в лучшие времена выпуск достигал 400 тысяч.»

    Журнал «МОТО» №8 за 2013 год
    «Колыбель газулек»
    «Производство велодвигателей семейства «Д» было запущено в 1956 году. Хотя за первые пять лет их годовой выпуск превысил 215000 шт., двигателей не хватало…»


    Как видно, прямых упоминаний о годовых объемах выпуска «Д» немного. И по большей части они относятся к началу 90-х годов.

    Какие еще цифры можно найти.

    Обязательно, нужно принять во внимание информацию с официального сайта ЗАО «Красный Октябрь - НЕВА»:
    1974 г. - Выпущен 5 -миллионный  двигатель серии «Д»;
    1982 г. - Выпущен 8 -миллионный  двигатель серии «Д».


    Интересное упоминание про Д-4 в журнале «Техника молодежи».

    Техника молодежи №09 за 1963 год
    «Автомобильных дел мастера»
    «Вспомним, что конструкция наиболее распространенного двигателя внутреннего сгорания, веломотора «Д-4», уже выпущенного в количестве около миллиона штук, создана Харьковским фотографом тов. Прибылым.»

    Мало, очень мало информации. Поэтому в расчет нужно принимать любую информацию, хотя бы косвенно указывающую на объем выпуска двигателей.



    Как данное видео относится к объемам выпуска «Д»?
    Всё достаточно просто.

    Попалась познавательная статья об экономии металла в «Технике молодежи» №11 за 1962 год.



    И чтобы глаза не ломать (всё полностью крупно вставить не получилось):



    Поскольку велодвигателей, кроме Д-4, в ту пору не выпускалось, будем считать, что все цифры в заметке относятся именно к нему. Тем более известно, что в 1958 году был изменен способ литья картеров Д-4.
    Итак:
    1230-495=735 (г)  экономия с одного картера.
    При годовой экономии металла около 300 тонн, получаем, что в год изготавливалось около 400 тыс. картеров, т.е. двигателей.
    Не знаю как относиться к этой цифре, но информация по экономии металла мне показалась интересна.

    Вот и всё, что удалось найти.
    Но данных всё равно мало. Нужны новые идеи, откуда взять информацию.
    Попробуем подойти к вопросу с другой стороны.
    Всё просто, как в математике:
    Если А=С и В=С то А=В!

    Иными словами, если неизвестно, сколько было выпущено двигателей, нужно найти вещь, связанную с двигателем, объем выпуска которой известен! Объем выпуска двигателей будет соответствующий.

    Кажется сложно, но такая вещь нашлась.
    С определенной долей погрешности можно принять, что объем выпуска двигателей равен количеству напечатанных инструкций по эксплуатации данных двигателей! Ведь к каждому двигателю полагалась одна единственная инструкция!
    А на инструкциях должен быть указан тираж!
    К сожалению, выяснилось, что на большинстве инструкций тираж не указан.

    Вот сведения по инструкциям, которые известны:

    Д-4 1957 год   -   скан отсутствует;
    Д-4 1958 год (1)   –   50 тыс. экз.;
    Д-4 1958 год (2)   –   100 тыс. экз.;
    Д-4 1959 год   –   115 тыс. экз.;
    Д-4 1960 год   –   тираж не указан;
    Д-4 1961 год   –   скан отсутствует;
    Д-4 1962 год   –   тираж не указан;
    Д-5 1963 год   –   скан отсутствует;
    Д-5 1964 год   –   тираж не указан;
    Д-5 1965 год   –   тираж не указан;
    Д-5 1968 год   –   тираж не указан;
    Д-5 1969 год   –   скан отсутствует;
    Д-5 1970 год   –   скан отсутствует;
    Д-5 1971 год   –   скан отсутствует;
    Д-6 1971 год   –   тираж не указан;
    Д-6 1972 год   –   тираж не указан;
    Д-6 1973 год   –   скан отсутствует;
    Д-6 1974 год   –   750 тыс. экз.;
    Д-6 1977 год   –   750 тыс. экз.;
    Д-6 1978 год   –   скан отсутствует;
    Д-6 1980 год   –   1000 тыс. экз.;
    Д-8 1983 год   –   скан отсутствует;
    Д-8 1987 год (заказ 1983 год)   –   400 тыс. экз.;
    Д-8 1988 год   –   скан отсутствует;
    Д-8Э 1989 год   –   10 тыс. экз.;
    Д-8Э 1990 год (1)   –   10 тыс. экз.;
    Д-8Э 1990 год (2)   –   10 тыс. экз.;
    Д-8М 1992 год   –   тираж не указан;
    Д-8М 1993 год   –   тираж не указан;
    Д-8М 200_ год   –   тираж не указан.

    Собственно это всё, что удалось найти по объемам выпуска двигателей Д-4…Д-8 … производства «Красный Октябрь».

    ( третью часть пока не написал  :) )

    Оффлайн stoneracer

    • Мопедист
    • Сообщений: 6331
    • Степень оранжевости: 1242
      • Награды
    • Город: Тофтир
  • +0
  • -0
  • А Д-10?
    Лучше просить прощения, чем разрешения..

    Оффлайн SOK

    • Мопедист
    • Сообщений: 451
    • Степень оранжевости: 390
      • Награды
    • Город: Владимир
  • +0
  • -0
  • По Д-10 ничего сказать не могу. Очевидно, что объем их производства включен в некоторые цифры указанные в 1 части.
    Отдельно информация по ним не попадалась.

    Оффлайн omich

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 3001
    • Степень оранжевости: 884
    • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
    • Награды Знания, опыт
      • Награды
    • Город: Железнодорожный
  • +1
  • -0
  • У коллег из Эстонии есть сайт на котором тоже пытаются вспомнить историю.
    « Последнее редактирование: Декабрь 11, 2013, 00:05:52 от omich »

    Оффлайн D-6

    • Мопедист
    • Сообщений: 41
    • Степень оранжевости: 3
      • Награды
  • +0
  • -0
  • У меня была книжка на д6... Пойду поищу, если найду то всё напишу тут :)

    Оффлайн omich

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 3001
    • Степень оранжевости: 884
    • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
    • Награды Знания, опыт
      • Награды
    • Город: Железнодорожный
  • +0
  • -0
  • Сомнительно, что по тиражу на книжке можно ориентироваться на кол-во выпущенных моторов. Слева видна циферка "Заказ 500", а кто может сказать сколько было заказов по 400 тыс?

    Оффлайн stoneracer

    • Мопедист
    • Сообщений: 6331
    • Степень оранжевости: 1242
      • Награды
    • Город: Тофтир
  • +0
  • -0
  • И сколько неиспользованных книжек гниёт сейчас где-нибудь.
    Лучше просить прощения, чем разрешения..

    Оффлайн stoneracer

    • Мопедист
    • Сообщений: 6331
    • Степень оранжевости: 1242
      • Награды
    • Город: Тофтир
  • +0
  • -0
  • А покажите тогда как выглядит инструкция .

    Убей не помню.
    Это к чему? Не понял.
    Лучше просить прощения, чем разрешения..

    Оффлайн stoneracer

    • Мопедист
    • Сообщений: 6331
    • Степень оранжевости: 1242
      • Награды
    • Город: Тофтир
  • +0
  • -0
  • Ещё раз внимательно перечитал все сообщения в теме, а кто-то спорил что представленный вами манускрипт не является инструкцией?
    Лучше просить прощения, чем разрешения..

    Оффлайн SOK

    • Мопедист
    • Сообщений: 451
    • Степень оранжевости: 390
      • Награды
    • Город: Владимир
    Re: Сколько было выпущено «Д»? Вопрос без ответа…
    « Ответ #10 : Декабрь 11, 2013, 19:17:05 »
  • +0
  • -0
  • По поводу инструкций: номер заказа, скорее всего, ни причем, а вот дата заказа видимо имеет значение. На инструкции Романа видно отличие года заказа и года на обложке. Нужно разбираться.
    А пока…

    Часть 3
    Последняя, самая короткая и интересная.


    Исследование на тему количества выпущенных двигателей Д-4…Д-8 будет неполным, если не упомянуть о Д-4К.

    http://www.scooterdigest.ru/pub.asp?id=5209
    «Полвека союзу мотора и педалей Часть 2. АГОНИЯ РУССОРОЛЛЕРОВ»
    «С 1960 по 1966 годы, когда головной завод не справлялся со спросом, его также производили в Коврове на КМЗ (эти двигатели обозначались Д-4К).»

    Журнал «МОТО» №8 за 2013 год
    «Колыбель газулек»
    «Поэтому документацию передали на Ковровский механический завод, который в 1960-66 годах был дублером «Красного Октября» (эти двигатели обозначались Д-4К).»

    Буквально неделю назад это была единственная, известная мне, информация, касающаяся выпуска Д-4К.

    Но не зря говорят, что в Интернете можно найти всё, только что-то нужно искать очень долго.

    На сайте http://zid.ru  нашлась газета «Дегтярёвец» издаваемая ОАО «ЗиД».
    Нас интересует выпуск от 25 августа 2010 года:
    http://zid.ru/upload/iblock/6d1/25_08_2010.pdf



    «Руководство завода всегда уделяло внимание  увеличению  номенклатуры выпускаемых товаров народного потребления. В августе I960 года решением директора завода  Даниленко Д.П. и главного инженера Горячего М.В. на заводе организуется цех по выпуску двигателя Д-4 для велосипеда, выпускаемого в г. Ленинграде. Начальником цеха был назначен молодой инженер – Федоров В.Г. В январе 1961 года были установлены первые линии станков по изготовлению деталей  велодвигателя.  Подобрали  мастерский  состав:  старшие  мастера Косолапов Н.С., Вонотков Т.К., Мешалкин И.И.,  Руканов КН.,  сменные мастера Медведев А.М., Кочетков Ю.С. и др. Это были первые организаторы мотопроизводства, которое впоследствии обрело свои организационные формы и традиции. В первом квартале 1961 года были изготовлены новые двигатели Д-4К (Ковров).
    В третьем квартале 1961 года двигатель  прошел  государственную  аттестацию  на полигоне в г. Серпухове. Непосредственное участие в работах по созданию и испытанию двигателя принимали: заместители начальника цеха – Львов В., Лаушкин С., мастер Староверов В., начальник бюро ОГК Иванов В., конструкторы Шерстнев Е., Евстропов В., наладчик Пшеничников С., а также испытатели цеха 16 Леонтьев Р. и Куликов В.
    Производство веломоторов к концу 1965 года достигло 10 000 изделий в месяц.
    Не прекращая  выпуск  двигателя  Д-4К,  завод готовится к выпуску нового, более мощного, двигателя. Им стал мопедный двигатель Ш-51К – двухскоростной мотор мощностью в 2 л. с.»


    Скорее всего, выпуск Д-4К был прекращен в 1966 году, после освоения выпуска Ш-51К.
    По объему годового выпуска можно ориентировочно посчитать, что двигателей Д-4К выпустили около 500 тыс. штук.

    Вот и всё, что удалось найти по объемам выпуска двигателей Д-4…Д-8.

    Сколько их было выпущено, 10 или 15 миллионов, каждый может прикинуть сам.
    Я лично больше склоняюсь к последней цифре.


    Оффлайн Кургузов Роман

    • Мопедист
    • Сообщений: 1731
    • Степень оранжевости: 935
    • Кургузов Роман
    • Награды Участник мегачелленджа 3 степени За героическое преодоление Лоховской горы
      • BagnerLend.ru
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Сколько было выпущено «Д»? Вопрос без ответа…
    « Ответ #11 : Декабрь 11, 2013, 19:33:10 »
  • +0
  • -0
  • Спасибо - огромная работа.


    Я там потёр свои болталки , но вот этот вопрос интересный :

    где какой метод литья   ? - слева цилиндр от Дружбы очень аккуратно исполнен  и сделан он явно не так как цилиндр Д.




    Всё сбудется стоит только расхотеть .

    Оффлайн SEvg

    • Мопедист
    • Сообщений: 328
    • Степень оранжевости: 206
    • Награды Знания, опыт Участник мегачелленджа 1 степени
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Сколько было выпущено «Д»? Вопрос без ответа…
    « Ответ #12 : Декабрь 11, 2013, 19:45:00 »
  • +1
  • -0
  • Фото не очень, но судя по всему в обоих случаях - обычная металлическая форма (кокиль), гравитационная заливка (т.е. вручную, ковшиком). Просто в одном случае кокиль делали руками, растущими из туловища, а в случае с "Д" - из *опы.
    Да и культура работы с кокильной краской в случае №1 - на высоте. А во втором случае - веником обрызгали чем-то типа мела с жидким стеклом или окиси цинка.
    Gonna get endless.

    Оффлайн Кургузов Роман

    • Мопедист
    • Сообщений: 1731
    • Степень оранжевости: 935
    • Кургузов Роман
    • Награды Участник мегачелленджа 3 степени За героическое преодоление Лоховской горы
      • BagnerLend.ru
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Сколько было выпущено «Д»? Вопрос без ответа…
    « Ответ #13 : Декабрь 11, 2013, 22:34:44 »
  • +0
  • -0
  • Спасибо.
    Всё сбудется стоит только расхотеть .

    Оффлайн Олежик

    • Мопедист
    • Сообщений: 627
    • Степень оранжевости: 579
    • В-902,16В1,ЗиФ-77,Рига-5,7,13.
      • Награды
    • Город: Донецк
    Re: Сколько было выпущено «Д»? Вопрос без ответа…
    « Ответ #14 : Декабрь 12, 2013, 08:17:52 »
  • +0
  • -0
  • Интересная тема! Жаль забыли о Д-4 из Харькова. А ведь в этом году первому Д-4 уже исполниться 60 лет... значит пора им на пенсию.
    « Последнее редактирование: Декабрь 12, 2013, 08:19:46 от Олежик »
    В-902воды всех стран, объединяйтесь!