Часть 2
Познавательная.По объему выпуска «Д» в различные года удалось найти следующую информацию.
«МОТО» №8-9 за 1993 год.
«Славное имя»
«Производство велосипедных моторчиков неуклонно росло до 1979 года, когда оно достигло 360 тыс. штук в год и до 1982 года оставалось на этом уровне. Изменение конъюнктуры советского рынка повлекло за собой снижение производства. Прекратилось производство мопедов в Пензе, и к середине 80-х годов «Красный Октябрь» выпускал лишь 200 тыс. двигателей в год.»
«А вот производство велосипедных моторчиков сократилось примерно на 20 %.»«МОТО» №12 за 1994 год.
«На родине «дэшек»»
«И конечно, двигатели. Их готовы делать в год 150-200 тысяч, хотя раньше, в лучшие времена выпуск достигал 400 тысяч.
- А Д-8 снят с производства? – спрашиваем.
- Еще нет, - отвечает С.Т.Бауэр. – Просто сейчас оно «заморожено»…»http://www.motoclub.spb.ru/forum/viewtopic.php?t=562Из интервью 1995 года.
«Распад в 1991 году СССР прекратил кооперацию с Рижским мопедным заводом по поставкам двигателей, выпуск которых упал в 1991-1994 годах практически до нулевой отметки, при том, что мы их выпускали до ста пятидесяти тысяч штук в год.»http://www.scooterdigest.ru/pub.asp?id=5209«Полвека союзу мотора и педалей Часть 2. АГОНИЯ РУССОРОЛЛЕРОВ»
«И, конечно, двигатели, их готовы были делать 150-200 тысяч в год, хотя раньше, в лучшие времена выпуск достигал 400 тысяч.»Журнал «МОТО» №8 за 2013 год
«Колыбель газулек»
«Производство велодвигателей семейства «Д» было запущено в 1956 году. Хотя за первые пять лет их годовой выпуск превысил 215000 шт., двигателей не хватало…»Как видно, прямых упоминаний о годовых объемах выпуска «Д» немного. И по большей части они относятся к началу 90-х годов.
Какие еще цифры можно найти.
Обязательно, нужно принять во внимание информацию с официального сайта ЗАО «Красный Октябрь - НЕВА»:
1974 г. - Выпущен 5 -миллионный двигатель серии «Д»;
1982 г. - Выпущен 8 -миллионный двигатель серии «Д».
Интересное упоминание про Д-4 в журнале «Техника молодежи».
Техника молодежи №09 за 1963 год
«Автомобильных дел мастера»
«Вспомним, что конструкция наиболее распространенного двигателя внутреннего сгорания, веломотора «Д-4», уже выпущенного в количестве около миллиона штук, создана Харьковским фотографом тов. Прибылым.»Мало, очень мало информации. Поэтому в расчет нужно принимать любую информацию, хотя бы косвенно указывающую на объем выпуска двигателей.
Как данное видео относится к объемам выпуска «Д»?
Всё достаточно просто.
Попалась познавательная статья об экономии металла в «Технике молодежи» №11 за 1962 год.

И чтобы глаза не ломать (всё полностью крупно вставить не получилось):

Поскольку велодвигателей, кроме Д-4, в ту пору не выпускалось, будем считать, что все цифры в заметке относятся именно к нему. Тем более известно, что в 1958 году был изменен способ литья картеров Д-4.
Итак:
1230-495=735 (г) экономия с одного картера.
При годовой экономии металла около 300 тонн, получаем, что в год изготавливалось около 400 тыс. картеров, т.е. двигателей.
Не знаю как относиться к этой цифре, но информация по экономии металла мне показалась интересна.
Вот и всё, что удалось найти.
Но данных всё равно мало. Нужны новые идеи, откуда взять информацию.
Попробуем подойти к вопросу с другой стороны.
Всё просто, как в математике:
Если А=С и В=С то А=В!
Иными словами, если неизвестно, сколько было выпущено двигателей, нужно найти вещь, связанную с двигателем, объем выпуска которой известен! Объем выпуска двигателей будет соответствующий.
Кажется сложно, но такая вещь нашлась.
С определенной долей погрешности можно принять, что объем выпуска двигателей равен количеству напечатанных инструкций по эксплуатации данных двигателей! Ведь к каждому двигателю полагалась одна единственная инструкция!
А на инструкциях должен быть указан тираж!
К сожалению, выяснилось, что на большинстве инструкций тираж не указан.
Вот сведения по инструкциям, которые известны:
Д-4 1957 год - скан отсутствует;
Д-4 1958 год (1) – 50 тыс. экз.;
Д-4 1958 год (2) – 100 тыс. экз.;
Д-4 1959 год – 115 тыс. экз.;
Д-4 1960 год – тираж не указан;
Д-4 1961 год – скан отсутствует;
Д-4 1962 год – тираж не указан;
Д-5 1963 год – скан отсутствует;
Д-5 1964 год – тираж не указан;
Д-5 1965 год – тираж не указан;
Д-5 1968 год – тираж не указан;
Д-5 1969 год – скан отсутствует;
Д-5 1970 год – скан отсутствует;
Д-5 1971 год – скан отсутствует;
Д-6 1971 год – тираж не указан;
Д-6 1972 год – тираж не указан;
Д-6 1973 год – скан отсутствует;
Д-6 1974 год – 750 тыс. экз.;
Д-6 1977 год – 750 тыс. экз.;
Д-6 1978 год – скан отсутствует;
Д-6 1980 год – 1000 тыс. экз.;
Д-8 1983 год – скан отсутствует;
Д-8 1987 год (заказ 1983 год) – 400 тыс. экз.;
Д-8 1988 год – скан отсутствует;
Д-8Э 1989 год – 10 тыс. экз.;
Д-8Э 1990 год (1) – 10 тыс. экз.;
Д-8Э 1990 год (2) – 10 тыс. экз.;
Д-8М 1992 год – тираж не указан;
Д-8М 1993 год – тираж не указан;
Д-8М 200_ год – тираж не указан.
Собственно это всё, что удалось найти по объемам выпуска двигателей Д-4…Д-8 … производства «Красный Октябрь».
( третью часть пока не написал

)