Автор Тема: Аткарские Риги  (Прочитано 9833 раз)

Оффлайн Иван-Аткарский

  • Мопедист
  • Сообщений: 291
  • Степень оранжевости: 51
    • Награды
  • Город: Аткарск
Аткарские Риги
« : Декабрь 18, 2017, 19:50:09 »
  • +2
  • -0
  • Можно сказать, что этот мопед уже "родом из детства". По сути, именно он стал первым НОРМАЛЬНЫМ мопедом, который я сделал. К сожалению, ранних фото практически не сохранилось - все они то ли затерялись где-то в глубинах винчестера старого компа, то ли остались на флешке потерянного телефона...

    Начиналось все, в принципе, с батиной Риги-1 1961 года (на фото нынешнее состояние).


    Мопед этот (кстати, полностью комплектный) стоял в сарае доставшегося от бабушки дома, где на тот момент еще жили квартиранты (сами ж мы тогда еще жили в Саратове). Но однажды к квартирантке приехал ее внучек, разломал мопед и сдал в металлолом почти весь двигатель и кое-что еще по мелочам...

    После переезда в Аткарск в 2006 году, помимо квартиры, мы купили еще и гараж - куда и были перетащены остатки мопеда. А потом купили и машину - и когда ходили в гараж, этот мопед все время попадался на глаза. Как раз примерно в те времена я научился ездить на велосипеде, и все мечтал о том, как однажды буду кататься на мопеде...

    То ли в 2008, то ли в 2009 году однажды выяснилось, что у одного моего одноклассника- есть мопед - Рига-22 с двигателем Ш-62. И вот как-то весной мы решили его отремонтировать. Как выяснилось, коленвал и поршень у него намертво заржавели, части деталей не хватало - но с этим как-то справились. "Расшатали" коленвал, поставили другой поршень (первый попавшийся, что нашелся в сарае), но завозиться мопед не пожелал. Оказалось, искры нет. Долго-долго возились, пытались что-то сделать - но все заканчивалось ничем. Примерно через месяц это дело мы бросили (вернулись к нему лишь осенью, но это уже другая история...)

    Тем не менее, кататься-то хотелось... Как-то летом на столбе было обнаружено явно очень старое объявление о продаже мопеда. Тем не менее, руководствуясь принципом "а вдруг", уговорил родителей позвонить и узнать. Как выяснилось, это была Рига-12 в экспортной версии. Мопед был условно "на ходу" (заводился с энного числа оборотов педалей, провернуть которые стоило большого труда), не тянул в гору, но ведь РАБОТАЛ!!!! Насколько убитым был тот момент, я понял лишь через несколько лет. Впрочем, вскоре он сломался, и начались бесконечные попытки его отремонтировать... Так и прошло лето и начало осени  :D

    Окраска мопеда "оригинальная" - непередаваемое сочетание серой грунтовки и непонятной то ли синей, то ли голубой краски. Сейчас от него мопеда осталось лишь - детали от него пошли на запчасти для других мопедов.


    Но это было лишь начало "эры мопедизма" - в это время мопедами в том или ином состоянии обзавелись еще несколько моих друзей - но почти у всех они больше ремонтировались, чем ездили. Впрочем, опущу эту историю как не имеющую отношения к теме.

    "Поворотным моментом" истории стал 2011 год, когда я купил у пацанов еще одну Ригу-12 (ставшую у меня, не считая Риги-1, третьим мопедом). Мопед был покрашен какой-то половой краской, принципиально не желал работать - но при разборке оказалось, что двигатель у него в достаточно неплохом состоянии. Собственно говоря, именно потому я и захотел его купить - первоначально меня только попросили помочь его отремонтировать.

    Для сборки того мопеда пришлось частично разукомплектовать старую Ригу-12 (переднее крыло, тормозные системы, правая крышка двигателя), а также закупить через Дырчик детали для генератора (точнее, нескольких сразу). И это стал первый мопед, который, несмотря на все имевшиеся тогда недостатки и достаточно халтурную сборку, работал больше, чем стоял на ремонте :D

    Однако к тому времени пользоваться стартером типа "толкач" и ездить на страхолюдном мопеде надоело. Хотелось чтобы он был "как Рига-1", которая и выглядела красиво и, как рассказывал батя, практически не ломалась - за все время он даже ни разу не разбирал ее двигатель.

    Потому, тщательно все отмыв и отчистив, зимой 2011 года принялся за сборку "идеального" двигателя. Собирая все по всем правилам, с установкой новых прокладок, новых сальников, "резинок" на педальном валу, крышки звездочек и т.д. Тогда ж был установлен и абсолютно новый (достал через друга) генератор - точнее, статор с катушками и прерывателем.

    И к весне "идеальный" двигатель был готов. И, надо сказать, он полностью оправдал оказанное доверие :D Действительно, заводился с половины оборота педалей, работал нормально, без постоянных поломок. Оставалось лишь привести в порядок сам мопед. Почти весь июнь ушел на зачистку рамы до металла, грунтование, покраску, сборку и т.д. Тогда ж была поставлена ручка КПП по типу Риги-3, которая, на мой взгляд, значительно удобнее ее более поздней версии, и ведомая звездочка от Риги-3. Может быть, кто-нибудь меня и упрекнет за покраску баллончиком и неаутентичные цвета, но возможности красить чем-то другим у меня тогда не было (впрочем, красил в много слоев, потому и сейчас состояние покрытия весьма неплохое). Ну а цвета - стилизация под приведенную выше Ригу-1, пусть сами они другие, но сама схема окраски та же - светлые крылья и бак, более темная рама.

    Собственно говоря, вот это самое раннее из сохранившихся фото этого мопеда (сентябрь 2012 года):


    Сейчас прошло уж пять лет, но серьезных поломок не было. Примерно два раза в год подправлял настройку зажигания, подчищал контакты - но это все мелочь, обыденное явление. Еще достаточно часто засорялся карбюратор, но относить это к серьезным поломкам тоже не вижу смысла. Ну и еще для большей аутентичности была заменена головка цилиндра с квадратной от Ш-57 на полукруглую Ш-51/52. Хотя ездил очень много - именно этот мопед стал моим "боевым конем", на котором и с друзьями кататься, и на дачу, и в лес, и просто по городу погонять...

    Это Рига-12 в прошлом году:





    А тут уже август этого года:




    В этом же году пришлось делать несколько ремонтов. Сначала перестал работать спидометр - пришлось заменить. Потом в - в начале августа - отломился один рог у руля, за неимением под рукой другого пришлось поставить ржавый от Риги-3, но в следующем году это будет исправлено. Ну а под конец сезона при закручивании отстойника бензокрана отломилась трубка, к которой он прикручивался. А потом стало не до мопеда, и ремонт пришлось отложить уже до весны...

    Дожидается нового сезона, замены бензокрана и новых поездок:

    Мои мопеды:
    Рига-1 1961 года
    Рига-12 1974 года
    Рига-16 1978 (вроде) года
    Рига-22 1982 года

    Онлайн Алексей Козлов

    • Мопедист
    • Сообщений: 485
    • Степень оранжевости: 267
    • Часовой
    • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Аткарская Рига-12
    « Ответ #1 : Декабрь 18, 2017, 22:30:21 »
  • +0
  • -0
  • Но однажды к квартирантке приехал ее внучек, разломал мопед и сдал в металлолом почти весь двигатель и кое-что еще по мелочам...

    - в этот момент сжимаются кулаки...я не понимаю, как устроены извилины в голове этих персонажей, чтобы из-за 5 рублей разбирать
    комплектную вещь...ну ладно целиком - хоть какая то логика...ну там место освободить или еще - но чтобы так, тупо с мясом...

    ...и вообще какой то примитив в мышлении - хочешь денежку? ну посмотри в инете, что да как и поставь на продажу...так нет - тупо сдать...

    ...прошу прощения...

    А вообще, приятно почитать, редкий случай - автор точно следующее поколение...а то и дальше...
    Рига-16, Карпаты-2, Кроха, Дельта, Рига-12, Муравей, Турист...

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7578
    • Степень оранжевости: 2376
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс
    Re: Аткарская Рига-12
    « Ответ #2 : Декабрь 18, 2017, 22:43:39 »
  • +1
  • -0
  • Автор темы безусловно молодец. Только копипастить одно и то же с другого форума у нас не принято. Либо там печатай рассказ, а у нас размещай ссылку, либо наоборот. А то получается что мы тут все наивные и не читаем другие мопедные форумы. Тем более что на Дырчик.су я модератор. Давайте приучаться к новым построениям форумной жизни. С 2012 года это началось и пора бы уже привыкнуть.
    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн Иван-Аткарский

    • Мопедист
    • Сообщений: 291
    • Степень оранжевости: 51
      • Награды
    • Город: Аткарск
    Re: Аткарская Рига-12
    « Ответ #3 : Декабрь 18, 2017, 22:54:16 »
  • +0
  • -0
  • Ок. Тему с Дырчика удалил. Вообще, по большей мере, цель размещения ее одна - интересно, как другие мопедисты отнесутся к моей Риге-12. Посчитают, что жуткий колхоз - ведь многое тут сделано не как в оригинале, причем специально. Или посчитают нормальным мопедом - все ж он делался не для выставок, а для езды :)
    Мои мопеды:
    Рига-1 1961 года
    Рига-12 1974 года
    Рига-16 1978 (вроде) года
    Рига-22 1982 года

    Оффлайн Иван-Аткарский

    • Мопедист
    • Сообщений: 291
    • Степень оранжевости: 51
      • Награды
    • Город: Аткарск
    Re: Аткарская Рига-12
    « Ответ #4 : Декабрь 18, 2017, 22:58:17 »
  • +0
  • -0
  • - в этот момент сжимаются кулаки...я не понимаю, как устроены извилины в голове этих персонажей, чтобы из-за 5 рублей разбирать
    комплектную вещь...ну ладно целиком - хоть какая то логика...ну там место освободить или еще - но чтобы так, тупо с мясом...
    Увы, мопед - лишь малая часть изуродованного и украденного... Кстати, как потом выяснилось, бабка этого придурка тоже тащила - только делала это более незаметно.

    Впрочем, хорошо, что хоть все целиком не сдал. Иначе восстанавливать было б нечего.

    P.s. Тут этим летом вообще забавная вещь оказалась - на огороде откопали направляющую под тормозные колодки для заднего колеса Риги-1 :) Осталось теперь лишь поставить ее на место...
    Мои мопеды:
    Рига-1 1961 года
    Рига-12 1974 года
    Рига-16 1978 (вроде) года
    Рига-22 1982 года

    Оффлайн JanisZ

    • Мопедист
    • Сообщений: 170
    • Степень оранжевости: 285
    • Награды За победу в гонке на  мопеде
      • Награды
    • Город: Рига
    Re: Аткарская Рига-12
    « Ответ #5 : Декабрь 19, 2017, 01:40:28 »
  • +0
  • -0
  • интересно, как другие мопедисты отнесутся к моей Риге-12?

    По моему скромному мнению, для этого есть отличный конкурс "Лучшее фото мопеда", там участвует ВСЯ техника, оригиналы, тюнинг и т.д. и т.п... "лайки" покажут)))

    Оффлайн Иван-Аткарский

    • Мопедист
    • Сообщений: 291
    • Степень оранжевости: 51
      • Награды
    • Город: Аткарск
    Re: Аткарская Рига-12
    « Ответ #6 : Декабрь 19, 2017, 16:06:14 »
  • +0
  • -0
  • На конкурс нужно нормальные фото, а не на дешевый мобильник нафотографированные. Тем более, тут я еще добавил "предысторию" этого мопеда, почему он стал именно таким.
    Мои мопеды:
    Рига-1 1961 года
    Рига-12 1974 года
    Рига-16 1978 (вроде) года
    Рига-22 1982 года

    Онлайн Амур два

    • Мопедист
    • Сообщений: 1437
    • Степень оранжевости: 579
    • аркадак
    • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
      • Награды
    • Город: аркадак
    Re: Аткарская Рига-12
    « Ответ #7 : Декабрь 19, 2017, 19:57:14 »
  • +0
  • -0
  • Незнаю...на моей Риге-12 1974г. стоит Ш-57...
    Из всего временного,нет нечего постоянней, чем место-перетянутое синей изолентой!

    Оффлайн Иван-Аткарский

    • Мопедист
    • Сообщений: 291
    • Степень оранжевости: 51
      • Награды
    • Город: Аткарск
    Re: Аткарская Рига-12
    « Ответ #8 : Декабрь 19, 2017, 20:53:54 »
  • +0
  • -0
  • Двигатель и не его. Номера по паспорту и на двигателе не совпадают.
    Мои мопеды:
    Рига-1 1961 года
    Рига-12 1974 года
    Рига-16 1978 (вроде) года
    Рига-22 1982 года

    Онлайн Амур два

    • Мопедист
    • Сообщений: 1437
    • Степень оранжевости: 579
    • аркадак
    • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
      • Награды
    • Город: аркадак
    Re: Аткарская Рига-12
    « Ответ #9 : Декабрь 19, 2017, 21:02:45 »
  • +0
  • -0
  • Нечего!!!На моих тоже многие двигатели не родные,главное что работают!!!
    Из всего временного,нет нечего постоянней, чем место-перетянутое синей изолентой!

    Оффлайн Иван-Аткарский

    • Мопедист
    • Сообщений: 291
    • Степень оранжевости: 51
      • Награды
    • Город: Аткарск
    Re: Аткарская Рига-12
    « Ответ #10 : Декабрь 19, 2017, 21:18:10 »
  • +0
  • -0
  • Ага. Это все ж не парадно-выставочный мопед, который с родным двигателем ценился б выше. Да и КПП от Ш-52 мне нравится куда большее поздней модификации. Кстати, правая крышка на нем вообще от Ш-51К - родная была треснутой... Да и воздушный фильтр от Ш-51...

    Вон на другом мопеде (Риге-16) у меня стоит вообще непонятно что. Картер с КПП от Ш-57, сцепление с ведомой шестерней, поршневая и левая крышка от Ш-51, правая, насколько помню, переделанная от Ш-58 :) И ничего... в конце концов, оба этих мопеда делались для езды, а не для выставок. Да и выглядят они вполне нормально...
    Мои мопеды:
    Рига-1 1961 года
    Рига-12 1974 года
    Рига-16 1978 (вроде) года
    Рига-22 1982 года

    Оффлайн Иван-Аткарский

    • Мопедист
    • Сообщений: 291
    • Степень оранжевости: 51
      • Награды
    • Город: Аткарск
    Re: Аткарская Рига-12
    « Ответ #11 : Декабрь 19, 2017, 23:07:04 »
  • +1
  • -0
  • Подумал еще сюда же добавить и про Ригу-16. Изначально этот мопед вообще не планировался. Раму с крыльями (цветов зеленый и золотистый металлик,  практически полностью облезшие) взял в обмен на какие-то запчасти у одного из друзей, а вот подходящего бака не было. Потому изначально эту ходовую планировалось использовать как запасную для Риги-12. У рамы на месте подножек с одной стороны стоял толстый стержень, с другой - кусок трубы. Все это было отрезано болгаркой. После чего рама с вилкой и крыльями были перекрашены в те же цвета, что и Рига-12. После чего была поставлена в дальний угол гаража и практически забыта.

    Вернуться к сборке этого мопеда я решил лишь через 2 года, в 2014 году. Внезапно отыскался бак этого мопеда, и решено было использовать эту раму для сборки еще одного мопеда. То ли второго, то ли третьего. Для чего была еще больше разукомплектована "экспортная" Рига-12 - с нее были сняты сиденье, руль, перья вилки, колеса и глушитель. А также задний маятник, который надо было б перекрасить, но в тот момент было как-то не до этого. Как и потом... Летом все не до этого, а зимой не покрасить - в гараже холодно. Но теперь, в связи с переездом, думаю все ж покончить с этим делом. Согреть сарай не сложно.

    Двигатель собирался "с бору по сосенке". Картер, КПП и цилиндр были взяты от "экспортной" Риги-12. Коленвал - от купленного совместно с другом на запчасти мопеда "Карпаты-1". Поскольку ему Ш-58 был не нужен, я его забрал себе. Картер того двигателя был... Ну, мягко говоря, очень ушатан. Потому за основу решено было взять не его. Тем более, что ни подножек, ни оси привода тормоза не было все равно. Правая крышка имелась лишь от Ш-57 - причем, достаточно коряво пробитая напротив педального вала. Видимо, ее когда-то уже ставили на Ш-57. Ну это только на руку. Сделали нормальный пропил, подровняли края - и получилась крышка как на нормальном Ш-57. Впрочем, есть план заварить крышку от Ш-52 - тогда она пойдет на Ригу-12, а с нее заберу крышку Ш-51К. Т.к. левая крышка была установлена от Ш-51 - второго привода спидометра нету все равно, а по стилю они мне больше нравятся.

    С этих же Карпат была взята и ручка КПП - внезапно оказавшаяся от Риги-3 :) Амортизаторы также с экспортной Риги-12 - кстати, почему они открытые? Ставили такие с завода или более поздняя замена? Воздушный фильтр за отсутствием заводского пришлось делать самодельный - спаян из жести.

    В 2014 году мопед поехал - впрочем, ездил не очень-то хорошо (сильно изношенная поршневая) да и немного. Планам о том, чтобы вместе с батей ездить на двух мопедах на дачу сбыться было не суждено - как раз в том году была куплена китайская дельта. И Рига то ли 16, то ли вторая 12. В результате, мопед так и встал в углу сарая, так и оставшись недоделанным. На следующий год на мопед была установлена нормальная поршневая как на Ш-52. Мопед начал нормально ездить, но и тогда он по-прежнему оставался практически никому не нужен. Есть Рига-12, есть китайская дельта - что еще нужно?

    Понадобился он лишь в этом году, когда на китайской дельте сдохла поршневая... В результате половину лета и начало осени ездили именно на этом мопеде.

    Нынешнее состояние:

    Мои мопеды:
    Рига-1 1961 года
    Рига-12 1974 года
    Рига-16 1978 (вроде) года
    Рига-22 1982 года

    Оффлайн JanisZ

    • Мопедист
    • Сообщений: 170
    • Степень оранжевости: 285
    • Награды За победу в гонке на  мопеде
      • Награды
    • Город: Рига
    Re: Аткарская Рига-12
    « Ответ #12 : Декабрь 19, 2017, 23:40:05 »
  • +0
  • -0
  • Эти амортизаторы от Риги-22.
    На 12й (характерны без покрытия краски, но были всякие)  и 16й закрытые (крашеные) .
    « Последнее редактирование: Декабрь 19, 2017, 23:45:10 от JanisZ »

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 723
    • Степень оранжевости: 298
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Аткарская Рига-12
    « Ответ #13 : Декабрь 20, 2017, 03:47:57 »
  • +0
  • -0
  • На экспортной 2х цветной Р-12 красились в цвет бака и крыльев, на одноцветной, как и на обычных Р-12, как правило не крашеные.
    Однако верно замечено, могли быть исключения вызванные имеющимся на складе заделом тех или иных.

    Оффлайн Иван-Аткарский

    • Мопедист
    • Сообщений: 291
    • Степень оранжевости: 51
      • Награды
    • Город: Аткарск
    Re: Аткарская Рига-12
    « Ответ #14 : Декабрь 20, 2017, 07:46:11 »
  • +0
  • -0
  • Вот крашеные амортизаторы мне не попадались ни разу. Только на фотках такое видел и думал, что это уже самодел. А оно вот как оказывается...
    Мои мопеды:
    Рига-1 1961 года
    Рига-12 1974 года
    Рига-16 1978 (вроде) года
    Рига-22 1982 года