Учебник мопедоведения для 3 класса мопедообразовательной школы.О. К Дедушкин. О.Г ВагнерБалансировка коленвала китайских велодвигателейИздание третье, дополненное, с иллюстрациями. Рекомендовано комитетом государственного надзора за мопедами к прочтению.
Гл1. Получаем данные для балансировки.Для произведения операций по балансировке коленвала китайского двигателя (далее КД) нам необходимо извлечь из мотора сам коленвал и его навеску в виде магнита и центробежного сцепления (или без оного)
Извлечение коленвалов мы с вами проходили во втором классе, думаю все помнят этот материал. (Вижу, что Ржевский помнит)
Так же (нудным голосом продолжал учитель) нам с вами потребуется поршень с навеской в виде колец, стопоров, игольчатого подшипника и пальца. Разбирать поршень на атомы совсем не обязательно (Артёмка не вертись, ты мешаешь Павлу усваивать урок)
Итак. Взвешиваем головку шатуна. Для этого весы уравновесим рваными газетками (никто не хихикает, а то выгоню из класса) После чего головку шатуна укладываем на одну чашу, а на вторую чашу устанавливаем груза так, чтобы головка (Ржевский вон из класса) шатуна поднялась в горизонтальное положение. (отнесите Ржевскому воды, у него эпилепсия началась. И поднимите его с пола)
На фото процесс взвешивания, думаю так всё понятнее будет.
После взвешивания головки шатуна необходимо взвесить поршень с навеской.
Показывать не буду, думаю это понятно.
Теперь у нас есть данные для произведения расчётов.
Возьмём балансировочный коэффициент 0,6. Не спрашивайте меня что это за цифра, это изучают в высшей школе математики, после пределов приращений и сложений матриц. Можете прочитать в книге Иерусалимского "Теория расчётов мотоциклов"
Итак формула:
(Вес поршня с навеской+вес головки шатуна)*0,6 - вес головки шатуна = Вес балансировочного грузаБалансировочный груз вешается на головку шатуна. Удобно изготовить груз в виде болта с гайкой. Для точного подбора веса используют шайбы и пластилин.
Думаю процесс подбора груза понятен.
В идеале, после подвешивания груза, коленвал на подшипниках должен занимать положение статического равновесия. То есть занимать произвольное положение и не стремиться повернутся куда либо.
В нашем же случае коленвал резко поворачивает шатуном вниз. Для равновесия надо более 28 грамм. Противовесы удобно использовать в виде магнитов. Их удобно крепить. Можно использовать пластилин. Противовесы нужны для определения очень приблизительной массы для корректировки веса щёк коленвала.
На самом деле масса может быть больше. Но для первого приближения полученных данных вполне достаточно.
(Притихли все, вот сразу бы так, Дедушкин всегда важные вещи рассказывает. Тот, кто услышит, познает дзенн)
Так вот, переходим к главе второй. Каким образом?
Гл.2 Операции по компенсации веса сложнобалансируемой системы с вертикальными и горизонтальными составляющими. (Хрена се завернул, сам собой горжусь)
Коленвал придётся разобрать. Каждая накладка щеки крепится тремя винтами. Винты законтрены эпоксидной смолой. Поэтому каждый винт надо перед отворачиванием нагреть паяльником или тепловым пистолетом. Без фанатизма, газовых горелок и паяльных ламп.
Обязательно отмечаете положение накладок относительно коленвала. Что и как было установлено. Чтобы потом прикрутить на то же место в том же положении.
В результате разборки у нас получается вот такая икебана.
Что интересно, следы балансировки присутствуют. Но это балансировка под более лёгкий поршень КД-50. Иначе как объяснить что компенсационный вес чудным образом завязан на разницу в весе поршней? 120 и 70 грамм примерно.
Предположение об одном универсальном коленвале для пяти абстрактных моторов подтверждается. Ну и что же тут будем сверлить?
Для начала определим что даёт высверливание. Сверлим пять лунок наполовину глубины остаточной толщины накладки.
Это всего лишь жалких 4 грамма. А нам надо примерно на треть больше чем 28,5 делить пополам (у нас две накладки)
Сверлим отверстия насквозь. Материал накладок напоминает чугун, крошится в мелкую пыль. Поэтому перегородки надо сохранить. Сплошняком фрезой не вариант.
Тут уже поинтереснее, более 15 грамм.
Окончательный вариант может выглядет так:
Теперь, в угоду динамическому равновесию, вес щёк надо уровнять. Это решается подпиливание-подсверливанием, снятию фасок и так далее. Точное значение веса накладки на данном этапе не важно.
Окончательно подбирают вес после сборки коленвала. Винты так же контрят эпоксидкой или поксиполом. После чего, через отверстия в накладках, подсверливают коленвал. Периодически проверяют коленвал на статическое равновесие. Сам коленвал сверлится очень плохо, обычное сверло его берёт через постоянную заточку и подсверливание твёрдосплавным сверлом меньшего диаметра.
Тут китайцы на металле не экономили.
Сверлить лунки надо симметрично справа и слева щёк. Пять балансировочных отверстий с каждой стороны дают возможность настроить статику в идеал.
Теперь коленвал занимает произвольное положение с подвешенным к головке шатуна грузом.
Гл.3 Балансировка навески коленвала.Как уже упоминалось ранее, колокол имел осевое биение более 3 мм. Для выравнивания колокола относительно оси вращения пришлось выточить оправку под точный внутренний диаметр отверстия в ведущей шестерне главной пары.
Оправку зажимаем в патрон токарного станка и помещаем агрегат в тиски. Теперь удобно контролировать процесс с помощью обычного штангельциркуля.
Специальными калибровочными струбцинами выравниваем колокол. (на самом деле молотком, яростно и беспощадно) Но для вас пусть будут калибровочные струбцины.
В результате осевой люфт ликвидирован. Теперь радиальный люфт, который ранее мы не измеряли, а теперь можно измерить.
Измеряем, зажав колокол за центральное отверстие в патрон токарного станка. 1 мм радиальных биений.
Как оно вам?
Понятно что Дедушкин проточил колокол на станке. Но 1 мм снаружи и 1 мм внутри полностью убрать нереально. Толщина стенок будет стремится к нулю. Поэтому осталось 0,2 мм снаружи и 0,2 мм внутри. При минимальной толщине стенки 1,5 мм.
Это всё, что можно сделать на благо мопедизма. Станок и вправду перестал прыгать по комнате, как было в начале, до проточки. Но осадок в душе остался.
После чего Дедушкин долго и печально заглаживал вину китайских производителей шкуркой.
Ужас конечно уже не такой, но как бы вот нежели чем кто то.
Ну и апофигеем творчества явился контроль статики коленвала с навеской.
Всё, урок закончен, можете бежать в гараж делать мопеды. И снимите Ржевского с дерева. Артёмка надеюсь дотерпел, не обделался? А что это у нас Павел не выходит из класа, а? Ну сиди, сиди, жди пока все выйдут. Говорил мне завуч, нельзя такие длинные лекции третьеклассникам читать.