Автор Тема: Студия Советского Мопеда Владимира Гордеева  (Прочитано 150084 раз)

Оффлайн mopedmuseum

  • Мопедист
  • Сообщений: 572
  • Степень оранжевости: 770
  • Музей Мопедов
    • Музей Мопедов
    • Награды
  • Город: Витебск, Беларусь
Re: Студия Советского Мопеда Владимира Гордеева
« Ответ #495 : Февраль 19, 2025, 16:48:41 »
  • +2
  • -0
  • Добавил на сайт ещё одну книгу.

    ВНИИмотопром
    Информационный отчет за 1975 год
    Министерство автомобильной промышленности
    Всесоюзный научно-исследовательский, конструкторский и технологический институт мотоциклов и малолитражных двигателей внутреннего сгорания

    г. Серпухов, 1976 год

    https://mopedmuseum.ru/manuals/book101/

    Это уже 101 скан в разделе "Литература". Напоминаю, что если у вас есть сканы мопедной литературы, присылайте, выложу в общий доступ на сайт.












    Оффлайн mopedmuseum

    • Мопедист
    • Сообщений: 572
    • Степень оранжевости: 770
    • Музей Мопедов
      • Музей Мопедов
      • Награды
    • Город: Витебск, Беларусь
    Re: Студия Советского Мопеда Владимира Гордеева
    « Ответ #496 : Февраль 20, 2025, 13:06:18 »
  • +0
  • -0
  • Гунар Глудиньш
     
    Творческий портрет



    Рижскому дизайнеру Гунару Глудиньшу тридцать шесть лет. Восемнадцать лет назад выпускником политехникума он впервые пришел на мотозавод «Саркана Звайгзне».

    Полжизни на одном заводе — какая, казалось бы, оседлость. Но именно оседлость, самоуспокоенность меньше всего свойственны натуре Глудиньша. Какие только профессии не испробовал он на заводе: был наладчиком штампов, нормировщиком, мастером-технологом. Вечерами Гунар Глудиньш занимался в кружке известного рижского акварелиста Э. Юркелиса. Акварели и мотоциклы? Многим на заводе это казалось несовместимыми вещами. Глудиньш же мечтал о поступлении в Латвийскую Академию художеств на отделение «промышленное искусство». И он добился своего: без отрыва от производства подготовился и выдержал конкурсные экзамены. Завод предоставил ему все возможности для полноценной учебы, обеспечил стипендией.

    Диплом Гунар защитил на отлично. Обращала на себя внимание не только сама тема — художественное конструирование мотоцикла, нетрадиционной была и подача работы. Перед комиссией стоял действующий спортивный мотоцикл, изготовленный руками дипломника.

    Сейчас этот мотоцикл «Рига-9С» стоит порядком побитый и запыленный в углу заводской комнаты-музея. Прошло шесть лет. Можно говорить «всего шесть лет» а можно — «целых шесть».

    Гунар Глудиньш, кажется, склонен торопить время, заглядывать вперед, критически оценивать не только вчерашнюю свою работу, но и ту, что рождается сегодня. Шесть лет назад спортивный мотоцикл «Рига-9С» класса 50 см3 для шоссейно-кольцевой гонки резко отличался от существовавших: необычное решение корпуса, нестандартная — белая, нарядная окраска, и вообще все в нем было обтекаемым, говорило о скорости. Однако сегодня эту машину легко раскритиковать. Намеренное подчеркивание обтекаемости форм, внешнюю нарядность уже нельзя относить к обязательным характеристикам легкого мотоцикла.

    Когда Глудиньш вернулся на завод художником-конструктором, он понял, как много значит его рабочее прошлое. Он хорошо знал заводскую технологию, его руки привыкли ощущать сопротивление материала. Рисуя модель или узел, Глудиньш мог заранее предусмотреть проблемы, которые могут возникнуть перед изготовителями. Впрочем, нередко изготовителем пробных моделей был он сам. Вместе с конструктором спортивных мотоциклов Валдисом Клейнбергом Гунар спроектировал и собрал из унифицированных деталей два мини-мотороллера «Мини-спорт» и «Мини-мото». Снова проявилось присущее Глудиньшу стремление к новизне формы: из узлов и деталей, имеющихся в производстве, сконструированы машины нетрадиционного внешнего рисунка. Интересна, например, съемная пластмассовая облицовка «Мини-мото», выкроенная из целого листа, которая закрывает двигатель и предохраняет водителя от дорожной пыли. Заслуживают внимание также перспективные микромотоциклы «Рига-14» и «Рига-14 спорт».

    Как будут продолжаться поиски новых моделей, к чему будет стремиться художник-конструктор? Глудиньш сам ставит себе эти вопросы, соразмеряя свои идеи и возможности заводского производства с растущими потребностями и мировыми тенденциями. Мотоцикл многое дает человеку, но многое и отнимает. Он опасен, производит много шума, загрязняет среду. И дизайнер, избравший предметом своих творческих поисков мотоцикл, должен понимать свою ответственность за формирование новых свойств машины и обращать на них внимание конструкторов. В поисках же композиционных решений он стремится обеспечить основные качественные показатели мотоцикла: малый удельный вес, устойчивость и удобства посадки водителя.

    Про Глудиньша можно сказать, что он не видит машину без человека, контур человеческой фигуры дорисовывается для него сам собой. И уж если речь идет о гоночной модели, то в его представлении — это некий цельный организм, в котором машина является частью тела, опорой, ногами человека. Наиболее удачная и интересная художественно-конструкторская разработка Глудиньша (совместно с А. Васильевым, конструктор В. Клейнберг) — мотоцикл для скоростных гонок «Рига-15С» — ярко свидетельствует об этих его взглядах. Посадка водителя на нем ниже обычного, гонщик сливается с машиной, распластавшись по ней. Сложная и пластичная по форме облицовка корпуса позволяет гонщику прижиматься к машине коленями, увеличивая этим устойчивость тела. Эта разработка далеко ушла от первых его моделей, которые производили впечатление смелых, но недостаточно аргументированных упражнений в формообразовании. Здесь при всей оригинальности композиционного решения каждая линия и деталь корпуса несут строгую функциональную нагрузку.

    Перспективной Глудиньш считает модель с новым вариантом «бак плюс сиденье». Бак будет располагаться позади и частично под сиденьем, составляя вместе с ним монолитную форму, диктующую композицию всего обвода мотоцикла. На кульмане у Глудиньша сейчас в работе сразу два варианта нового микромотоцикла и модель мопеда «Рига-11» с необычной по своей геометрии рамой.

    Ослабнет ли когда-нибудь у Глудиньша любовь к мотоциклам? Откуда появляются все новые и новые идеи? Ведь его стезя куда труднее той, которую избирает дизайнер-универсал, черпая всякий раз вдохновение в относительной свободе, лежащей перед ним в начале поисков. Здесь же рамки теснее и условия жестче — здесь заданы конструкция, мощность двигателя, технические характеристики и т. д. И эти условия всегда одни и те же — вот в чем тайная опасность для ленивого мышления. И все же: «Нет для меня ничего соблазнительнее и красивее этих металлических конструкций на колесах», — говорит Глудиньш. Впрочем, при этом он раскрывает секрет: иногда для перемены собственного психологического климата он соглашается на сторонние заказы — разрабатывает модели радиоприемников ВЭФ. Так «размагничивается» мысль, отдыхает рука.


    1. Дипломная работа. Гоночный мотоцикл «Рига-9С». 1969 г.


    2. Мотоцикл для скоростных гонок «Рига-15С». 1973 г.


    3. Мотоцикл «Рига-14».


    4. Мопед «Рига-11» с необычной конструкцией рамы. 1974 г.

    С. А. Сильвестрова, ВНИИТЭ.

    «Техническая эстетика», 07/1975

    https://mopedmuseum.ru/press/te0775/

    Оффлайн mopedmuseum

    • Мопедист
    • Сообщений: 572
    • Степень оранжевости: 770
    • Музей Мопедов
      • Музей Мопедов
      • Награды
    • Город: Витебск, Беларусь
    Re: Студия Советского Мопеда Владимира Гордеева
    « Ответ #497 : Февраль 21, 2025, 15:13:29 »
  • +4
  • -0
  • Газета "Вечерняя Москва", 22 июля 1958 года.


    Оффлайн mopedmuseum

    • Мопедист
    • Сообщений: 572
    • Степень оранжевости: 770
    • Музей Мопедов
      • Музей Мопедов
      • Награды
    • Город: Витебск, Беларусь
    Re: Студия Советского Мопеда Владимира Гордеева
    « Ответ #498 : Февраль 22, 2025, 17:27:04 »
  • +2
  • -0
  • Чехословацкие послевоенные мотоциклы пользовались большим спросом во многих странах, и не только социалистических. C 1960 года в Индии из машинокомплектов и по лицензии производились мотоциклы и мопеды "Jawa". Помимо мотоциклов с моторами 250 и 350, выпускались и копии чехословацких мопедов. После окончания срока лицензии в 1968 году была зарегистрирована торговая марка «Yezdi», под которой и продолжалось производство вплоть до 1996 года. На фото - прототип 1960 года на базе модели typ 555 "Pionyr", подготовленный для сборки в Индии.

    Кстати, история индийской компании "Yezdi" довольно подробно освещалась в легендарном журнале "Чехословацкое мотор-ревю", выходившем в СССР на русском языке.

    https://mopedmuseum.ru/history/yezdi-proto/


    Оффлайн mopedmuseum

    • Мопедист
    • Сообщений: 572
    • Степень оранжевости: 770
    • Музей Мопедов
      • Музей Мопедов
      • Награды
    • Город: Витебск, Беларусь
  • +2
  • -0
  • Как известно, в Болгарии собирали советские "Москвичи". Но вот мопеды они делали свои.

    А ещё болгарские мопеды, судя по русскоязычной рекламе, планировали продавать в СССР. Но мне ничего не известно о хотя бы одной торговой партии. Возможно, дело в двухместной конструкции, которая не соответствовала советским ПДД.








    Оффлайн mopedmuseum

    • Мопедист
    • Сообщений: 572
    • Степень оранжевости: 770
    • Музей Мопедов
      • Музей Мопедов
      • Награды
    • Город: Витебск, Беларусь
  • +0
  • -0
  • Ранее в этом месяце в Техническом музее в Кошице открылась выставка транспортных средств. Здесь в большом количестве представлены современные небольшие мотоциклы, известные как мопеды, которые одновременно поступили в продажу и которые поступят на рынок в течение этого года.

    Выставка, организованная Пражским государственным техническим музеем, Техническим музеем в Кошице и региональным предприятием "Mototechna" в Прешове, открывает для всех посетителей много нового. Например, здесь представлена целая серия снимков наших двухколесных транспортных средств, где есть возможность заглянуть в душу мотоциклов прямо в движении.

    Информацию предоставляют опытные работники автомобильной промышленности, представители индустрии мототехники. На выставке, которая продлится до конца апреля, будут представлены короткие обучающие фильмы о том, как обращаться с мопедами, их техническом обслуживании.

    https://rutube.ru/video/0b90f9a3527b0784494a096d31927a74/

    Оффлайн mopedmuseum

    • Мопедист
    • Сообщений: 572
    • Степень оранжевости: 770
    • Музей Мопедов
      • Музей Мопедов
      • Награды
    • Город: Витебск, Беларусь
  • +3
  • -0
  • Добавил на сайт ещё одну книгу. За скан большое спасибо Алексею Попову из Риги!

    Мотовелосипед В-902. Краткая инструкция по уходу и эксплуатации.
    УССР.
    Совет Народного Хозяйства Львовского экономического административного района.
    Львовский велосипедный завод.
    Львов, 1958 год.

    https://mopedmuseum.ru/manuals/book102/

    Это уже 102 скан в разделе "Литература". Напоминаю, что если у вас есть сканы мопедной литературы, присылайте, выложу в общий доступ на сайт.












    Оффлайн mopedmuseum

    • Мопедист
    • Сообщений: 572
    • Степень оранжевости: 770
    • Музей Мопедов
      • Музей Мопедов
      • Награды
    • Город: Витебск, Беларусь
  • +1
  • -0
  • Кампучийская почтовая марка 1985 года. Нам этот мотовелосипед хорошо знаком под другим именем.


    Оффлайн mopedmuseum

    • Мопедист
    • Сообщений: 572
    • Степень оранжевости: 770
    • Музей Мопедов
      • Музей Мопедов
      • Награды
    • Город: Витебск, Беларусь
  • +1
  • -0
  • Внимание! Новые цены на билеты!

    С 17 марта 2025 года в "Студии Советского Мопеда Владимира Гордеева" установлены следующие цены на посещение и экскурсию:

    5 бел. руб. - дети, школьники, студенты, пенсионеры.
    10 бел. руб. - взрослые.
    5 бел. руб. - организованные группы по предварительной записи, независимо от возраста и количества.

    По прежнему бесплатно нас смогут посетить гости с любым экспонатом, приехавшие на мотоцикле, инвалиды, участники боевых действий. А ещё у нас теперь можно расплатиться карточкой любого российского и белорусского банка. Ждём вас!


    Оффлайн mopedmuseum

    • Мопедист
    • Сообщений: 572
    • Степень оранжевости: 770
    • Музей Мопедов
      • Музей Мопедов
      • Награды
    • Город: Витебск, Беларусь
  • +2
  • -0
  • Моторный велосипед

    Еще в прошлом году Харьковский велозавод начал внедрять в производство новые образцы продукции. В первую очередь выпущена первая партия моторных велосипедов, в последнее время начали изготавливать детскую модель велосипеда и, наконец, грузовые велосипеды.

    На фото видим образец моторного велосипеда для перевозки почты, 70 таких машин переданы на испытания Наркомату связи.

    "Всесвiт", 08/1934 (на укр. яз.)



    https://mopedmuseum.ru/press/vs0834/

    Оффлайн mopedmuseum

    • Мопедист
    • Сообщений: 572
    • Степень оранжевости: 770
    • Музей Мопедов
      • Музей Мопедов
      • Награды
    • Город: Витебск, Беларусь
  • +4
  • -0
  • Все, кто интересуется историей советского малокубатурного мототранспорта, знают про "Ленинградского Малыша". До недавнего времени было принято считать, что разработали и выпускали его на "Красном октябре", благо советская пресса напрямую не называла завод. Но в выпуске про РМЗ-2.126 "Мини" в журнальной серии "Наши мотоциклы", появилась новая информация:

    "В 1964 году молодые инженеры ленинградского ЦКБ-209 МСП разработали интересный складной апарат "Малыш" с двигателем Д-5. Производство "Малыша" - в количестве 20000 штук в год - планировалось на Ленинградском Северном заводе. В 1965 году завод сделал около 50 микромотороллеров "Малыш", но дальнейшего развития этот проект не получил - в основном из-за отсутствия подходящих шин."

    Учитывая, что эту серию консультирует главный специалист по рижским мопедам, Алексей Попов, информацию можно считать предельно корректной. И получается, что "Ленинградский Северный завод" начал свою мопедную историю не с "Пегасов", а гораздо раньше. И интереснее...

    https://mopedmuseum.ru/history/lsz-malysh/


    Оффлайн mopedmuseum

    • Мопедист
    • Сообщений: 572
    • Степень оранжевости: 770
    • Музей Мопедов
      • Музей Мопедов
      • Награды
    • Город: Витебск, Беларусь
  • +2
  • -0
  • Вот так случайно, из заметки в рижской газете, узнаёшь, что моторы Д4 поставлялись в Финляндию. Причём в рамках "прямой торговли", а не через "Автоэкспорт".

    Торговля с соседней страной
    Ленинградские новости
    (По телефону от нашего корреспондента)

    Как известно, еще в 1957 году началась так называемая прямая торговля между Ленинградом и Финляндией. Это был обмен товарами массового потребления, причем все получаемые от финских фирм изделия продавались в Ленинграде. Сейчас торговля с соседней страной будет расширяться. В нашем городе только что организована Всесоюзная экспортно-импортная контора по товарообменной торговле с Финляндией. Она будет вести закупки разнообразных изделий массового потребления для всей страны. Взамен фирмы смогут закупать у нас интересующие их товары. Контора уже провела переговоры с 15-ю финскими фирмами. Закуплена партия швейных изделий и мебели. Обсуждаются условия покупки линолеума из пластмассы, моющихся обоев, игрушек, различных бытовых изделий, одежды, мебели, чулок, бумажных и других товаров. Финнам уже проданы такие советские товары, как велосипеды, велосипедные моторы, игрушки, штапельное полотно, лезвия для безопасных бритв, туалетное мыло. Товарообмен между двумя странами будет расти.

    А. Володин.

    «Ригас Балсс», 10/60

    https://mopedmuseum.ru/press/rb1060/

    Оффлайн mopedmuseum

    • Мопедист
    • Сообщений: 572
    • Степень оранжевости: 770
    • Музей Мопедов
      • Музей Мопедов
      • Награды
    • Город: Витебск, Беларусь
  • +2
  • -0
  • Газета "Вечерняя Москва", 16 марта 2001 года. Вроде бы совсем недавно, но как уже давно. Кстати, я помню этот магазин на Щёлковском шоссе недалеко от "Хроматрона". Там на прилавках были абсолютно любые запчасти для "Стрижей", и покупка казалась довольно соблазнительной с этой точки зрения. Да и стоил новый "Стриж" примерно как уже не новый японский скутер. Но не сложилось, и моим первым скутером стал оранжевый "Yamaha Slider"...

    И обратите внимание. "Легко набирает скорость 60 км/ч" соседствует с "не нужны водительские права". Примерно так же лукавят сейчас продавцы электрических СИМ)


    Оффлайн mopedmuseum

    • Мопедист
    • Сообщений: 572
    • Степень оранжевости: 770
    • Музей Мопедов
      • Музей Мопедов
      • Награды
    • Город: Витебск, Беларусь
  • +2
  • -0
  • Добавил на сайт ещё одну книгу. По "Иртышу" мало литературы, но по его прототипу попадается разное.

    JLO Fahrradmotor F 48. Montage-Hinweise.
    JLO Werk G.M.B.H.
    Munchen 13, Moosacherstrasse 25. Telefon 38065.
    1955 (на немецком яз.)

    Полностью тут: https://mopedmuseum.ru/manuals/book103/

    Это уже 103 скан в разделе "Литература". Напоминаю, что если у вас есть сканы мопедной литературы, присылайте, выложу в общий доступ на сайт.












    Оффлайн mopedmuseum

    • Мопедист
    • Сообщений: 572
    • Степень оранжевости: 770
    • Музей Мопедов
      • Музей Мопедов
      • Награды
    • Город: Витебск, Беларусь
    Re: Студия Советского Мопеда Владимира Гордеева
    « Ответ #509 : Апрель 01, 2025, 14:27:21 »
  • +4
  • -0
  • 12 апреля 2015 года, в День космонавтики, в Витебске родился новый музей. И скоро мы отметим десятую годовщину со дня открытия нашего музея в его первом помещении. И пусть нам нельзя официально использовать в названии слово "музей", но наши "Студия Советского Мопеда Владимира Гордеева" и "Студия Советской Игрушки Светланы Гордеевой" живут, работают и приносят радость жителям и гостям Витебска!

    В честь 10-й годовщины, 12 апреля 2025 года, в субботу, вход будет бесплатный. С 11-00 до 18-00 ждём вас в гости! Ну и, как всегда, можно принести или прислать подарок музею!