Автор Тема: Рига-22 конструктор на пару выходных  (Прочитано 3559 раз)

Оффлайн Silent

  • Мопедист
  • Сообщений: 390
  • Степень оранжевости: 442
  • Награды За победу в фотоконкурсе
    • Награды
  • Город: Балашиха
  • +3
  • -0
  • Всем привет! Открываю новую тему в несвойственном для меня направлении.
    Дернул меня неладный купить Рига-22 неделю назад. Проснулся в субботу рано утром, посмотрел сайт общеизвестной барахолки, а там в предложениях красная Рига-22, не далеко, дешево. Нужно оно мне или нет - потянуло на приключения после зимы. Пишу продавцу, через пару часов получаю ответ, приезжай забирай. Еду и забираю. Как оказалось был первый кто обратился, но ажиотаж был высокий. Пока грузили и писали ДКП дважды кто-то позвонил продавцу по объявлению, но я был первый. Продавец порядочный, слово сдержал, ценник не поднял.
    Вот такой экспонат я привез домой. Подкупило что он в оригинальной краске и дешево.





    Да, немножко не комплект. Центральная подставка отсутствует, вместо нее приколхожен боковой упор от велосипеда. Мятый бак, к сожалению.




    Но самый изюм- мотор!- самосборная солянка, весть в слоях герметика.





    По приезду домой, любопытство взяло свое, решил начать отмывать. Начал с передней части. На удивление хром в околоидеальном состоянии, переднее колесо почти без точек ржавчины, а спицы в родном цинке, как новые. На спидометре пробег 226 км!!! Я понимаю, что это не реалистично и скорее всего вышел привод спидометра, либо просто заменили мотор давным давно. Двигатень на нем стоит В50, мопед по шильдику 1983 года выпуска. Такой двигатель или Ш62 должен стоять согласно года, я не знаю, но оставлю В50.





    Снял колесо, вывалились новодельные китайские колодки. На одной отвалилась накладка, на второй уже отслоилась. По некоторым признакам показалось что в прошлом кто-то уже пытался им заниматься, но видимо не очень качественно. Замененные колодки, большинство тросиков новые.





    Один из подшипников переднего колеса развалился. Очень не хотелось снимать декоативный колпак, но пришлось. При извлечении внешней обоймы подшипника пришлось пожертвовать одной из ступичных дистанционных шайб. Заменил на аналогичную.



    Отмыл перья вилки, удалил наклейку с крыла, не очень удачно, местами с краской. Потом начал греть феном и все пошло как нужно. Оттер хром на руле, заменил фару на нормальную с целым элементом. и мопед начал смотреться уже куда лучше.





    На этом первая половина дня ковыряния завершились. Осмыслив покупку и потенциал, принято решение отмыть, дооснастить недостающим, отремонтировать мотор и оставить в аутентичном виде со следами эксплуатации. Отыcкал в запасах подходящий задний фонарь. Заказал новодельный чехол на сиденье, другой бак, багажник, резонатор фильтра, центральную подставку и другую мелочевку для доукомплектования.

    Пока ожидаю посылки, думаю что займусь двигателем, но об этом в следующий раз.

    Итог по замененным запчастям половины первого дня (05.04.2025):
    - Новые подшипники переднего колеса (из запаса);
    - Новые(условно) колодки переднего колеса (из запаса);
    - Новый трос переднего колеса (из запаса);
    - Замена фары и отражателя на хорошую б/у (из запаса);
    - Новые грипсы руля, левая и правая (из запаса);

    Оффлайн augism

    • Мопедист
    • Сообщений: 2638
    • Степень оранжевости: 1629
    • Награды За победу в гонке на  мопеде Знания, опыт
      • Награды
    • Город: Radviliškis, Lithuania
    Re: Рига-22 конструктор на пару выходных
    « Ответ #1 : Апрель 10, 2025, 15:27:51 »
  • +1
  • -0
  • Отличная тема. Так держать!

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7129
    • Степень оранжевости: 9804
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Рига-22 конструктор на пару выходных
    « Ответ #2 : Апрель 10, 2025, 20:38:39 »
  • +2
  • -0
  •  8) Поздравляю. Точно в таком окрасе была и у меня Рига-22 1983 года выпуска. Это первый мопед, который купили в магазине для меня, но ездил отец  :))  :'(  :))

    Двигатель на ней был Ш-62М, глушитель как у "деревянного" мини..... Бегала отлично!

    Я уже писал, что на них, начиная с 1983-го года, устанавливались двигатели В-50(без буквы М). Так что, вполне имеющая место быть замена.

    На нашем мопеде обнаружился косяк, из-за которого страдала коробка - трубка оси задней подвески плохо была приварена к раме, в результате гуляла подвеска. Обрати на это внимание!!!

    По фото не понятно какой двигатель, но снятие цилиндра сразу это даст понять по форме каналов.
    « Последнее редактирование: Апрель 10, 2025, 20:44:18 от Orik »
    Здесь был Orik

    Оффлайн Silent

    • Мопедист
    • Сообщений: 390
    • Степень оранжевости: 442
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Балашиха
    Re: Рига-22 конструктор на пару выходных
    « Ответ #3 : Апрель 10, 2025, 21:16:04 »
  • +1
  • -0
  • Коллеги, благодарю за поздравления. Мотор в50, судя по маркировке у звезды, но могу ошибаться
    « Последнее редактирование: Апрель 10, 2025, 21:20:00 от Silent »

    Оффлайн slon

    • Мопедист
    • Сообщений: 163
    • Степень оранжевости: 127
      • Награды
    • Город: Рига
    Re: Рига-22 конструктор на пару выходных
    « Ответ #4 : Апрель 10, 2025, 23:05:45 »
  • +0
  • -0
  • Неплохой вариант 22-й! В таком цвете не часто встречается. Можно попросить фото шильды? Точно 83 ?
    Пока по моим архивным копаниям получается, что переход на Ш-62М произошёл в апреле 1983. А вот V-50 появился на 22-02 в начале 84-го.
    Приказ №75 от 15 августа 1983 года «Об ускоренных испытаниях и постановки на производства двигателя В50» предписывал: « До 15.09.83 представить на испытания 2 двигателя. Испытания провести на двух экипажных частях на автополигоне до 15.11.83».
    В декабре 1983 после завершения испытаний V-50 в серии ещё не был. Кстати поэтому на МИНИ-126 из ОПП стояли Ш-62М.

    "Плоская" задняя зубчатка, как на вашем экземпляре появляется в 82-м и исчезает в 1983-м. Интересно сузить рамки этого изменения. Поэтому интересуюсь номерами рамы и годом на шильде.

    Оффлайн slon

    • Мопедист
    • Сообщений: 163
    • Степень оранжевости: 127
      • Награды
    • Город: Рига
    Re: Рига-22 конструктор на пару выходных
    « Ответ #5 : Апрель 10, 2025, 23:12:00 »
  • +2
  • -0
  • Если предположить, что на вашей машине заменили только мотор, оставив оригинальный глушитель, то скорее всего у вас начало 83 года с Ш-62, до перехода на Ш-62М. Тогда "бьётся" глушитель старого типа. На 83-й косвенно указывают уже "большой" глазок фары и верхний мостик.

    Оффлайн Silent

    • Мопедист
    • Сообщений: 390
    • Степень оранжевости: 442
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Балашиха
    Re: Рига-22 конструктор на пару выходных
    « Ответ #6 : Апрель 14, 2025, 14:50:37 »
  • +0
  • -0
  • Отвечу на вопросы. Шильдик на раме 1983 гв. номер 11854. Установленный двигатель В50 87г.в., очевидно не оригинал. Головка и цилиндр Ш62.
    Сюрпризов двигатель припас огромную кучу. Если кратко - мертвое все! Собирать буду на другом картере, от этого мотора возьму цилиндр, головку, корзину и диски сцепления, вилку переключения с пружиной - все, остальное утиль. Я даже подрастроился слегка. Картинки мотора покажу позднее.









    Из вопросов - стоит ли собирать на цилиндре ш62? В запасах есть еще один такой цилиндр, с чуть распиленым выхлопом и куча новодельных цилиндров без маркировки.

    Предварительно прикинул цилиндр на другом картере с нормальным коленвалом и новым поршнем (все это собираюсь ставить). Без прокладки поршень в ВМТ выходит за срез цилиндра на ~0.5 мм вверх. В НМТ перепуск закрыт на ~40 %, и поршень не доходит до среза выхлопного окна около 3 мм. Да, понятно 0,5-1 мм можно компенсировать смело за счет прокладки. Дальше стоит морочится или лучше рассмотреть другой цилиндр? Мотор планирую сток, но чтобы не стыдно. Подгонку каналов сделаю.

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7129
    • Степень оранжевости: 9804
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Рига-22 конструктор на пару выходных
    « Ответ #7 : Апрель 14, 2025, 21:38:55 »
  • +1
  • -0
  •  8) Моя - апрельская, имела номер рамы 16582

    Цитировать
    стоит ли собирать на цилиндре ш62?


    Эти моторчики хорошо бегали. Думаю, стоит просто слегка окультурить. Но все зависит от формы окон в картере.

    То, что на выпуске торчит - не криминально. Но вот перепускные окна надо подгонять... 40% это много... Я недавно был в такой же ситуации - просто подобрал нормальный поршень... Как вариант - немного подправить поршень на токарном станке.
    Здесь был Orik

    Оффлайн slon

    • Мопедист
    • Сообщений: 163
    • Степень оранжевости: 127
      • Награды
    • Город: Рига
    Re: Рига-22 конструктор на пару выходных
    « Ответ #8 : Апрель 15, 2025, 21:29:00 »
  • +1
  • -0
  • Да, более-менее ясно с датировкой и комплектацией. Начало 83 года. Двигатель Ш-62. Последние месяцы спидометра со шкалой "сделано в СССР".

     Успеха в реставрации! Всё-таки было очень здорово найти Ш-62.

    Оффлайн Silent

    • Мопедист
    • Сообщений: 390
    • Степень оранжевости: 442
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Балашиха
    Re: Рига-22 конструктор на пару выходных
    « Ответ #9 : Апрель 29, 2025, 20:40:29 »
  • +2
  • -0
  • Пауза затянулась, может показаться что работа брошена, но это не так. Мероприятий доведенных до логического конца пока нет, но начато много. Расскажу про двигатели.
    И так, как уже говорил, двигатель доставшийся с мопедом оказался полным трупом. Дефекты буквально в каждой детали.
    Зажигание деформировано молотком, отсутствуют некоторые контактные шпильки. Магнит с трещиной и паз под шпонку разбит.


    Начал разбирать мотор, сцепление в разборе, пружина отдельно, верхний диск тоже. Гайки законтрены не шайбой, а кернением с торца вала, стопор кика видимо от Ш мотора.


    Некоторые подшипники закрытые, торцы коленвала и промвала сточены, видимо резьба забита была, ее просто укоротили




    Шлицы на коленвале не первой свежести


    Да и он сам оказался мертвецом - разбитый шпоночный паз, огромный люфт НГШ, и даже шатун смотрит в сторону. Поршень с сколом и нижнее кольцо обломано.






    Ну и точка невозврата - правая половинка картера. Ухо крепления замято, отливка сальника без фрагмента. Сальник держался на поксиполе. Возможно цепью вырвало, как и кусок по радиусу.


    Короче в мусорку почти все. Полез в запасы, хотя я не увлекаюсь советскими мопедами, но обнаружил что накопилось запчастей прилично, есть конечно "пробелы", но  точечно восполнимые. Подобрал хороший картер 86 года, крышечки неплохие, головку цилиндра получше.



    И тут я решил опробовать услуги аквабласта, не далеко от моего места жительства. За компанию, к деталькам В50 добавил немножко по Симсону.




    Результат порадовал, хотя опытные коллеги говорят что фракция была крупновата 100-200, рекомендуется 75-100(150) для более деликатной обработки. Меня в любом случае результат устроил, но дорого. На будущее буду более избирателен, что имеет смысл таким образом обрабатывать, а где можно и обойтись.









    Успеха в реставрации! Всё-таки было очень здорово найти Ш-62.

    И эти слова не прошли даром,а засели в голове. Пока ожидал детали из аквабласта, купил Ш62... Не дорого, комплектный. Ценники нынче на запчасти на них у спекулянтов процентов на 50 выше чем на В50. Так что покупкой доволен, готовый двигатель со всеми атрибутами. Вскрытие конечно покажет что там внутри.





    Головка была снята для удобства транспортировки. Маркировка Ш57, состояние нормальное, но сломано ребрышко. Цилиндр похоже новодел, без маркировки. Похож на ш57. Выглядит чищеным, ребра чистенькие.


    Привод спидометра на месте.


    Зажигание на месте


    Ну и год 82, что думаю вполне может быть допустимо на мопеде выпуска начала 83 года.


    Ш62 пока на полку, собираю В50, раз уж картер подготовил.

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7129
    • Степень оранжевости: 9804
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Рига-22 конструктор на пару выходных
    « Ответ #10 : Апрель 29, 2025, 20:56:50 »
  • +1
  • -0
  • Цитировать
    отсутствуют некоторые контактные шпильки

    Это как раз от Ш-62. Провода с датчика на прямую шли на коммутатор.

    Цитировать
    стопор кика видимо от Ш мотора

    Так было и на Ш-62

    Головки с декомпрессором были на ранних 22-х. Позже упразднили.

    По сути, Ш-62 не плохой двигатель. Отец откатал более 26000км. Задняя звезда там, если не ошибаюсь - 37. И это важно - не так напрягается коробка. Моторчик очень чувствителен к слетевшей цепи, хрясь и блока шестерён нет... А это наверное единственная деталь, которую(оригинальную, а не кооперативную колёнку) найти большое счастье. Поэтому за этим узлом надо следить...

    Аквабласт - тема! Но пока что дорого и у нас....

    Здесь был Orik

    Оффлайн augism

    • Мопедист
    • Сообщений: 2638
    • Степень оранжевости: 1629
    • Награды За победу в гонке на  мопеде Знания, опыт
      • Награды
    • Город: Radviliškis, Lithuania
    Re: Рига-22 конструктор на пару выходных
    « Ответ #11 : Апрель 30, 2025, 08:53:12 »
  • +0
  • -0
  • В Литве за весь двигатель аквабластом просят 100 евро. Я даже не думал. Химия для чистки двигателя и горячая вода сруёй из под душевой головки пока устраивает. Но как и говорит автор, в будущем можно на выбор отдавать на аквабласт цилиндр с головкой, там между рёбрами постоянная беда.
    Очень интересная тема. Рука чешится проверять каждый день, нет ли пополнения. Так держать, Михаил!

    Оффлайн Silent

    • Мопедист
    • Сообщений: 390
    • Степень оранжевости: 442
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Балашиха
    Re: Рига-22 конструктор на пару выходных
    « Ответ #12 : Апрель 30, 2025, 17:03:19 »
  • +3
  • -0
  • Вот картер, например, на в50 смысла чистить почти небыло, он в очень хорошем состоянии был и отмыл его полностью бензином. Вся куча мне обошлась в 13000 рублей, это около 140 евро по текущему курсу и я считаю это дорого. Средняя цена 2500 за час работы. В любом случае судя по всему в 2 раза дешевле чем в Литве.
    Да, кстати, подвернулся еще один моторчик, ш62м по цене зажигания у барыг:) Оплатил сегодня не думая, пусть у меня полежит. А еще ввязался в авантюру с косметическим приведением внешнего вида к более-менее презентабельному, теперь жалею, но доведу до конца. Все же много сколов дефектов и царапин оказалось на крыльях и других деталях. Красить не захотел, а оставлять как есть, внутренний перфекционист не дает. Занялся подкраской сколов с вышкуриванием и полировкой. С одного метра даже хорошо выглядит, но мозг понимает что это все колхоз, аж стыдно. Покажу как будет результат

    Оффлайн slon

    • Мопедист
    • Сообщений: 163
    • Степень оранжевости: 127
      • Награды
    • Город: Рига
    Re: Рига-22 конструктор на пару выходных
    « Ответ #13 : Апрель 30, 2025, 22:01:12 »
  • +0
  • -0
  • Следим за процессом! Особенно радует, что нашёлся Ш-62.

    Оффлайн Silent

    • Мопедист
    • Сообщений: 390
    • Степень оранжевости: 442
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Балашиха
    Re: Рига-22 конструктор на пару выходных
    « Ответ #14 : Май 04, 2025, 00:04:49 »
  • +0
  • -0
  • Никогда небыло и вот опять! У меня с прошлого года повелось, если купил новый мопед, то через меясяц покупаю второй такой же. Вот и в этот раз тоже самое..
    Подвернулся интересный вариант, деньги те же, рядом. Написал продавцу, забронировал, спустя две недели забрал.
    История такова - человек купил участок с старыми постройками, начал разбирать сарай, а в углу, заваленная хламом, стояла Рига 22, бело-синяя. В близи рассмотрел, думал новая, но оказалась что не комплект. Человек вообще далек от мото-мопедного вот и выставил на продажу.

    И так, Рига-22. Синяя рама, белые (серенькие) крылья и бак. Из некомплекта - задний фонарь, переднее крыло, переднее колесо (оно есть, но ржавое и без половины спиц. Стекло фары разбито. Сиденье отсутствует! В остальном прям бодрячек, мне понравился.
    Из неприятного - постоял в сырости. Хром с рыжиками, но не очень критично. Царапины на краске тоже зацвели.





    Вот такое переднее колесо. Как буд-то вырезали болгаркой половину спиц, хотя ниппеля нормальные. Очень жаль.



    А теперь интересные детальки. Я конечно с появлением Риги-22 погружаюсь в историю и нюансы, перечитал профильную тему, вот и глаз уже стал выхватывать интересности:
    1. Первое что бросилось в глаза - бак без надписи. По фото в объявлении боялся что перекрас, но нет - все в родне.



    2. По месту удивился кронштейну заднего фонаря - он окрашен в заводской синий цвет рамы.



    3. Пультики на руле. Левый белый, правый черный. Такое допустимо? проводка рулевая обмотана изолентой, кембрика нет.



    4. Двигатель Ш62М - однозначно завод. выглядит прилично, но карбюратор не держит (в баке был бензин и при попытке открыть кран, ливануло из всех щелей.), Кикстартер на месте, но пружина не возвращает рычаг. Половинился мотор - не понятно, но левая крышка снималась.







    5. Родной спидометр нового образца. Пробег всего 807 км и думаю это правда. Трос подключен.



    6. Глушитель мегафон, с обрезанным концом. Сотсояние очень хорошее, немножко протереть и убрать мелкие жучки. Не мятый.



    7. Стекло фары выпуклое, но, к сожалению,  расколото. Корпус фары "зацвел", жаль.



    8. Мопед так же 1983 г.в. Номер рамы я не разобрал, позже уточню. Пока вроде как 63805, но это не точно.



    Что дальше? Пока вез домой, проскользнула мысль - а вот и донор. Недостающий оригинальный крепеж, двигатель нужного года, другая мелочевка. Но привезя домой, стало жалко. Очень уж он симпатичный. Думаю буду доукомплектовывать, а пока ищются запчати (может быть найдутся недостающие у предыдущего владельца) буду пользоваться как наглядным пособием при сборке красного.

    ПС. Не выдержал, решил завести. Попробовал искру- нету. Подкинул другой коммутатор - искра есть, отличная! Так как карбюратор течет, плеснул бензинчика под свечу, дернул кик, и моторчик сказал БРРР моментально, работает!!!! Поставил пока в дальний угол, чтобы не отвлекаться - все силы на красный.