Автор Тема: Верховина-6 DimanЫЧ'а  (Прочитано 1887 раз)

Оффлайн DimanЫЧ

  • Мопедист
  • Сообщений: 49
  • Степень оранжевости: 55
    • Награды
  • Город: Балахна
Верховина-6 DimanЫЧ'а
« : Декабрь 20, 2020, 01:10:55 »
  • +6
  • -0
  • Доброго времени суток, уважаемые читатели данной темы! Спустя достаточно большой промежуток времени появилось желание восстановить тему про этот мопед, безвозвратно сгнивушую вместе с сайтом Дырчик.ру в 2012 году.
    Целью возрождения темы, думаю, является больше не рассказ о процессе восстановления мопеда, а скорее желание поделиться возникавшими в процессе эксплуатации проблемами и методами их решения.

    Начнем, пожалуй немного с ретроспективы. Мопед перешел ко мне во владение в 2009 году в несколько пошарпанном состоянии и в не совсем ясной комплектации: на шильдике указано что это именно ЛМЗ 2.158, то есть это Верховина 6, однако на мопеде присутствовал руль с перемычкой, сидение с надписью "СПОРТ", отсутствовал багажник (на его месте была штуковина как на спортивных модификациях Верховин).
    При этом родным двигателем с мопедом шел Ш-58, но уже имеются места крепления под БКС...

    Мопед был весьма качественно покрашен какой-то зеленой грунтовкой за исключением бака:



    После постановки мопеда на какой-то условный ход (способность без поломок передвигаться на расстояние 20 км) мопед был моментально уколхожен мной покраской из баллончика черной краской, которая тут же смылась бензином и мопед совсем потерял внешний вид:



    Естественно ездить на таком мопеде было как-то совсем стремно и в 2010 году я все же сделал его одного цвета, покрасив кисточкой в черный цвет.



    Как видно из фото, я уже опустил переднее крыло на приемлемый уровень, а также купил и установил нормальный красивый хромированный багажник.

    Двигатель, собранный на кухне из каких-то более-менее сносных запчастей, в принципе неплохо работал, но, правда, недолго. Уже в 2011 году я обнаружил существенный люфт коленвала и двигатель пришлось снова разобрать. При повторной сборке я решил установить новый комплект китайской поршневой. Кто же знал тогда, что мопед с ним совершенно не поедет?! ::)
    Вообщем, это была одна из самых больших ошибок в эпопее с Верховиной и я как-то отложил ее на второй план, занимаясь тогда мопедом Зиф-77.

    В 2012 году я достал цилиндр от двигателя Ш-57 (с мелкими шпильками под К-35), подобрал к нему поршень и кольца и мопед просто полетел по сравнению с китайской поршневой. При этом начал подавать признаки выхода из строя БКС и я незамедлительно собрал новый по схеме Войтенко:



    Трассировку печатки и расположение элементов моделировал вручную на листке бумаги, программы вроде Sprint Layout были тогда вне предела моего понимания. Однако желание кататься было так велико, что установив коммутатор на мопед только для проверки перед заливкой лаком, я так и ездил пол-лета, пока от вибраций не отвалились последовательно выводы у конденсаторов и мопед с характерным хлопком выплюнул правый сальник. Коммутатор я починил в тот же вечер, а вот найти выплюнутый сальник было весьма сложно.

    Поэтому хочу повторить очевидную для многих вещь: на мопеде все подобные вещи нужно заливать каким-нибудь компаундом (я использовал цапон-лак и эпоксидную смолу).

    В то время начинала появляться практика расточки цилиндра и установки диовского поршня. Я решился на данную операцию, однако как раз в это время ушел в небытие сайт Дырчик.ру и найти информацию по этому поводу стало довольно проблематично и я решил точить под поршень первого ремонта.

    Это была ВТОРАЯ основная ошибка. Дело не в качестве подгонки цилиндра к поршню, а в качестве самого поршня. За два года при довольно мизерных пробегах я поменял ДВА поршня по причине выпадания стопоров колец и, как следствие, появления неприятных звуков из ЦПГ.

    Поэтому исходя из моей практики я советую очень настороженно относиться к новодельным поршням, качество у них крайне сомнительное. Со злости, на мопед был вкинут обратно старый весьма уже изношенный цилиндр и советский поршень и все это даже поехало.

    В 2015 Верховина была единственным транспортом для меня в течении трех месяцев и я наездил на ней за сезон весьма приличное для двухскоростного мопеда, собранного моими кривыми руками, расстояние в 1000 километров, при этом не сломалось вообще ничего. При этом я установил, что штатный спидометр при цепной передаче 15/35 практически не врет, главное не мешать ему работать :D.

    Но рейтинговая езда не прошла даром и в прошлом году при поездке в лес болтавшийся в бобышках палец наконец-то разбил их и в двигателе случилось нечто страшное:



    Мопед ехал со скоростью в 45 км/ч когда двигатель резко остановился, да так, что заднее колесо пошло юзом. Выкручивание свечи показало наличие на ней вещества, похожего на алюминий  :o. После того, как я свечку прочистил, мопед завелся и со страшными стуками даже довез меня до дома!

    В этом году в связи с введенным режимом самоизоляции у меня появилось значительно больше времени ходить вокруг мопеда с задумчивым лицом и я принял решение все-таки сделать мопед чуть покультурнее.
    За неполную неделю я раскидал на атомы мопед, зачистил все элементы до металла, загрунтовал и покрасил. Красил краскопультом первый раз в жизни краской, которая осталась от ремонта машины. Краска двухкомпонентная акриловая Vika, цвет Вишня 127. Грунт - акриловый Reoflex серый.



    Получилось более-менее, но все же значительно лучше, чем покраска веником.
    Заказал наклеечки для большей аутентичности:



    Тут как раз приказал долго жить привод спидометра (домучал я его). Поход в магазин и примерная прикидка позволили придумать следующее решение данной проблемы:



    Велокомп ноунейм за 300 рублей, подкупила подходящая форма и квази-аналоговая шкала, и как показала практика его эксплуатации (а проехал я с ним всего 450 км) он достаточно чувствителен к помехам от системы зажигания - настройки сбивались случайным образом (решил установкой экранированного колпачка на свечу). Также есть некоторые глюки при скорости 45-47 км/час. Выше или ниже - нет, планирую зашунтировать цепь геркона конденсатором и провести повторные испытания. После этого я только смогу его рекомендовать или не рекомендовать к установке.

    Также, в связи с появлением свободного времени, решил чуть более серьезно отнестись к двигателю. Для начала достал все цилиндры, что у меня были, выбрал два ушатанных чуть менее чем полностью (оказались цилиндры Ш-58 и Ш-62). В результате грубого сравнения победил цилиндр Ш-62 (с маленькими вырезами внизу гильзы): с обоими цилиндрами мопед развивал максималку в 54 км/час, но с цилиндром Ш-62 делал он это значительно увереннее. В итоге этот цилиндр уехал на расточку под поршень от ДИО.
    Сам по себе цилиндр был весьма убит - резьба под шпильки выпускной трубы была просто уничтожена - пришлось применять сварку в аргоновой среде:



    По ЦПГ никаких наворотов - поправил каналы в цилиндре с целью обеспечить совпадение с каналами в картере, перенес стопор нижнего кольца, подпилил юбку цилиндра по поршню в НМТ, задал угол в этих вырезах, снял фаски с окон в цилиндре (все как учил уважаемый дядюшка Orik). Для конкретики - зазоры, измеренные моими кривыми руками: на стыке колец 0,15 мм, цилиндр - поршень 0,06 мм, однако при расточке на токарном станке у цилиндра слегка поплыла геометрия, так что на этот зазор довольно сложно ориентироваться.

    При сборке ЦПГ пришлось изготовить самодельную прокладку под цилиндр таким образом, чтобы поршень в НМТ на четверть-треть перекрывал перепускные окна, при этом он находится несколько выше нижней кромки выпускного окна. Замеры камеры сгорания показали объем 5 см3, что, по идее, должно быть оптимальным для данного мотора.

    Установил новый китайский коленвал, при этом у нового коленвала обнаружил неприятное биение левой цапфы (сцепления). Ввиду того, что сцепление бьет намного сильнее, решил оставить как есть. Кстати, со сцеплением практически никогда не испытывал проблем - стоит корзина типа "ромашка" с проваренным столиком. Один раз на ходу расстегнулся нажимной диск и один раз оторвалась одна из ножек столика (видимо перекалили при сварке).

    Двигатель V 50 является ранним (с тонкими валами - 1984 г.в.) на который невозможно найти ведущую звездочку цепной передачи (при этом этих тонких валов КПП я у себя нашел штуки три в состоянии новых). Проблему решил установкой подшипника 6102 в комплекте с обычной КПП (обр. после 1985 года) еще в 2014 году и с тех пор никаких проблем с ним не обнаружено.
    К сожалению, как следует проверить собранный двигатель мешает зима, так что более-менее конкретные результаты смогу получить только весной, однако уже сейчас присутствует легкий запуск, устойчивые холостые, да и тянет мопед неплохо.

    На этом, наверное, пока все. Продолжение следует...

    Оффлайн mechanic

    • Мопедист
    • Сообщений: 1128
    • Степень оранжевости: 914
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Екатеринбург
    Re: Верховина-6 DimanЫЧ'а
    « Ответ #1 : Декабрь 20, 2020, 05:17:29 »
  • +1
  • -2
  • Читая Ваш рассказ, прямо вспоминал и сравнивал свой путь развития. Китайские поршни дающие клин, ведущие к расточке ЦПГ под поршень ХД. Далее повышение мощности и проблемы с корзиной сцепления. Опять переделки, переделки и переделки. Я просто поставил целиком китайский двигатель и проблем нет. 1700 км за сезон. Даже писать нечего. Нет проблем.
    Я глубоко уважаю в50, но моё мнение, что этот двигатель для воспоминания, восторга, показа на выставках и сборах, но не для повседневной езды.
    Удачи в восстановлении.
    Мы принимаем решения, и они изменяют нашу жизнь.

    Оффлайн Alx Berg

    • Мопедист
    • Сообщений: 458
    • Степень оранжевости: 550
    • Эт я в 1994 году
      • Награды
    • Город: Казахстан / Алма-Ата
    Re: Верховина-6 DimanЫЧ'а
    « Ответ #2 : Декабрь 20, 2020, 10:42:26 »
  • +0
  • -0
  • Отличный рассказ, почти все что происходило у вас с двигателем, было и на моем.
    По мне установка инородных моторов в ходовку мопедов СССР ни есть хорошо. Для этих целей лучше купить готового китайца, Альфу или Дельту.
    Дают — бери, бьют — беги!

    Оффлайн 333serega333

    • Мопедист
    • Сообщений: 249
    • Степень оранжевости: 53
      • Награды
    • Город: Нарва
    Re: Верховина-6 DimanЫЧ'а
    « Ответ #3 : Декабрь 21, 2020, 07:15:50 »
  • +1
  • -0
  • Механик, полностью с тобой согласен моторы не надёжны,советские мопеды, это уже история, тут и Алекс прав, для постоянку, китайцы,  и куча разных отличных вариантов

    Оффлайн DimanЫЧ

    • Мопедист
    • Сообщений: 49
    • Степень оранжевости: 55
      • Награды
    • Город: Балахна
    Re: Верховина-6 DimanЫЧ'а
    « Ответ #4 : Декабрь 22, 2020, 23:01:07 »
  • +2
  • -0
  • Не знаю, по моему мнению, установка китайского двигателя в советскую ходовую оправдана лишь в случае, если есть свободное время, отдельно какая-то старая рама и двигатель. Целенаправленно ставить двигатель вместо родного можно только ради внешнего вида, наверное... Просто ходовая практически любого советского мопеда уступает даже обычной заурядной китайской Альфе и чтобы достичь приемлемых ходовых качеств нужно выкинуть из советского мопеда практически все советское.

    Поясню это на примере той же самой Верховины и ее передней вилки. Когда мне по стечению обстоятельств нужно было на чем-то ездить, я ездил на ней и поставил вперед тормозные колодки, купленные в магазине (позиционировались как для мопедов СССР). Колодки по конструкции и материалу накладок чем-то напоминали Альфовские, только больше размерами. Тормозят они по сравнению с родными изношенными колодками просто изумительно, однако сразу вскрылась и кривизна барабанов и хлипоксть вилки.
    Когда я ехал по городу заурядные 40 км/ч и передо мной внезапно выскочила Газель, я затормозил используя все возможности передних и задних тормозов. Так вот передняя вилка чуть ли не в узел скрутилась и по ощущениям колесо готово было улететь под мопед. А теперь представьте, что будет, если установить более мощный двигатель... Мне почему-то кажется, что пара-тройка таких торможений со скорости 60 приведут к саморазборке мопеда с неприятными последствиями в виде незапланированной встречи с асфальтом. И так с каждым узлом - запаса прочности нет абсолютно.

    Поэтому я считаю, что эти мопеды хороши в своем несовершенстве именно в стоковом виде - только в этом случае они могут приносить своеобразное удовольствие от езды на них (приятные воспоминания это об ушедших временах или торжество от самого факта езды на этом - неважно).

    Насчет надежности. Специально нашел вчера отложенный с 2013 года поршень с выплавленными стопорами.



    Как видно из фото, верхний стопор покинул свое место оставив характерный след над канавкой верхнего кольца. Нижний стопор судьбу верхнего не разделил и решил остаться в своей лунке:



    Причем это не был какой-то суровый дальнобой или перегрев при езде по песку по обода. Я обкатывал мопед очень аккуратно, вот только он начал как следует ехать и такое случилось. Может тому виной, конечно, неправильно подобранные зазоры в ЦПГ, нарушенные фазы газораспределния, все-таки уже прошло лет 7 и это никак не проверить уже. Однако, мне кажется, что тут присутствует и определенная заслуга самого поршня.

    Оффлайн demchalek

    • Мопедист
    • Сообщений: 238
    • Степень оранжевости: 54
      • Награды
    • Город: Уфа
    Re: Верховина-6 DimanЫЧ'а
    « Ответ #5 : Декабрь 23, 2020, 16:55:37 »
  • +0
  • -0
  • Думаю стопора на резьбе попробовать сделать

    Оффлайн DmitriyNSK

    • Мопедист
    • Сообщений: 66
    • Степень оранжевости: 17
      • Награды
    • Город: Новосибирск
    Re: Верховина-6 DimanЫЧ'а
    « Ответ #6 : Декабрь 23, 2020, 17:57:24 »
  • +1
  • -0
  • Зачем их на резьбе делать?
    Дедушка Вагнер в одном из видео показывал. как переносить стопор на поршне хонды дио.  На обычных поршнях технология таже.

    У меня ни один еще не вылетел из перенесенных.  не нужно использовать латунь. как на новодельных поршнях, сверло.  Главное натяг хороший сделать

    Оффлайн ganstown

    • Мопедист
    • Сообщений: 4225
    • Степень оранжевости: 1341
    • Награды Участник мегачелленджа 1 степени Участник мегачелленджа 2 степени За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Тюмень
    Re: Верховина-6 DimanЫЧ'а
    « Ответ #7 : Декабрь 24, 2020, 07:24:18 »
  • +0
  • -0
  • Там при нормальной длине стопора и натяге он никуда не вылетит, даже если там его посадка ослабнет то замок ему не даст выпасть. Главное чтоб замок сжатого  в цилиндре кольца не упирался в стопор не давая кольцу сжаться нормально, но и зазор тоже не должен быть большим иначе при износе кольца и цилиндра этот зазор будет только увеличиваться  и в определенный момент из за ослабшей посадки стопора в поршне ему будет достаточно места чтоб вывалился со всеми вытекающими, поэтому это очень важный момент перенос стопоров и от такой маленькой детальки зависит жизнь не только цпг но и мотора со всеми вытекающими последствиями. На резьбе смысла делать нет тем более как вы нарежете резьбу там же стопор 1.5 мм
    нет нет жи есть жи бувает жи есть же....

    Оффлайн mechanic

    • Мопедист
    • Сообщений: 1128
    • Степень оранжевости: 914
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Екатеринбург
    Re: Верховина-6 DimanЫЧ'а
    « Ответ #8 : Декабрь 24, 2020, 19:37:24 »
  • +0
  • -0
  • Может и не ставить нижнее кольцо на поршень ХД вовсе. Многие мужики не ставят и катаются неплохо.
    Кто не ставил нижнее кольцо, просветите. Поставьте так сказать, точку над i.
    Мы принимаем решения, и они изменяют нашу жизнь.

    Онлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 5523
    • Степень оранжевости: 6861
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Верховина-6 DimanЫЧ'а
    « Ответ #9 : Декабрь 24, 2020, 19:44:36 »
  • +1
  • -0
  •  8) Я без нижнего кольца катаюсь... Ничего криминального в этом не вижу.... Если вам угодно - по канавке второго кольца идёт дополнительная смазка гильзы, за счет продувки!

    На счет цилиндра... Встречаются цилиндры, в которых верх  впускного окна ниже на 2-3мм уровня рубашки...
    Так вот в них, как правило, можно безболезненно ставить второе кольцо! (но лучше проверить!)
    Как говорил дедушка Вагнер - не стоит подымать кромку вверх! И тут я с ним согласен.... Ну по крайней мере для этого случая!  :D
    « Последнее редактирование: Декабрь 24, 2020, 19:46:23 от Orik »
    Здесь был Orik

    Оффлайн Вова

    • Мопедист
    • Сообщений: 594
    • Степень оранжевости: 203
      • Награды
    • Город: Луганск
    Re: Верховина-6 DimanЫЧ'а
    « Ответ #10 : Декабрь 25, 2020, 08:29:54 »
  • +1
  • -0
  • Все мои моторы, где поршень от хонды, с одним верхним кольцом...компрессия очень хорошая, миник по асфальту, порой, трудно с толкача запустить.
    ...есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
    - К Римлянам 12:2

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1254
    • Степень оранжевости: 1350
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Верховина-6 DimanЫЧ'а
    « Ответ #11 : Декабрь 26, 2020, 13:32:28 »
  • +2
  • -0
  • Я в поршне от В-50 переносил стопор нижнего кольца - когда ставил этот поршень в итальянский полтинник Гилера. Сам стопор сделал из резьбовой части старой велосипедной спицы. В поршне просто засверлил глухое отверстие 4 мм глубиной, сверлом 1.7 мм( резьба спицы 1.9 мм ), взял спицу, вкрутил ее до упора, затем обрезал лишнее. Стопор делал по центру канавки, получился как заводской стопор на симсоновском моторе. Использовал кольцо от симсона. Поршень проработал почти 1200 км вообще без проблем, дальше просто нашелся родной новый поршень.
    Так что и резьбовые стопора имеют право на жизнь.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха,  Д-4 1956г., веломотор MAW A5-3, Babetta 207, Solo Typ 255, К-55

    Оффлайн DimanЫЧ

    • Мопедист
    • Сообщений: 49
    • Степень оранжевости: 55
      • Награды
    • Город: Балахна
    Re: Верховина-6 DimanЫЧ'а
    « Ответ #12 : Апрель 05, 2021, 17:44:36 »
  • +1
  • -0
  • Всем доброго времени суток!

    Мы тут за один вечер сварили резонатор для Карпат из хлама (ссылка на тему:http://www.wagnerland.ru/index.php?topic=1465.new#new) и для большей объективности я его прикинул на Верховину, так как на ней все же стоит электронный спидометр. Его я уже описывал в первом сообщении темы. Также справился с глюками:
    Цитировать
    Также есть некоторые глюки при скорости 45-47 км/час. Выше или ниже - нет, планирую зашунтировать цепь геркона конденсатором и провести повторные испытания. После этого я только смогу его рекомендовать или не рекомендовать к установке.

    Все решилось установкой км-ки на 47 нФ в цепь геркона. Ну это отступление от темы, вернемся к резонатору:



    Времени что-то изобретать катастрофически не хватает, а прокатиться очень хочется. Резонатор, стоявший на Карпатах не самым лучшим образом, на Верховине встал совсем отвратительно, но нам же только попробовать! Приделали импровизированный глушитель  (внутри напихали щеток для чистки сковородок). Результат - потрясающий! На Верховине резонатор работает даже лучше, чем на Карпатах - подхват идет уже с середины и до самых верхов. Максимальная скорость легко поднялась с 50 до следующего значения:



    Впрочем, главное тут вовсе не максимальная скорость, а именно крейсерская. Если раньше она была 40 км/час, то теперь мопед влегкую идет полтинник при небольшом повороте ручки газа на себя. Я полностью доволен результатом и, наверное, надо будет изготовить свой резонатор для Верховины. Вопрос с глушителем остается открытым - тут нужно думать...

    Онлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 5523
    • Степень оранжевости: 6861
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Верховина-6 DimanЫЧ'а
    « Ответ #13 : Апрель 05, 2021, 19:14:57 »
  • +0
  • -0
  •  8) Чтобы нормально вживить этот глушитель, есть два варианта:

    1. Перевернуть патрубок и перенести флянец по месту:



    2. Сделать глушитель "лодочкой", это чуть сложнее, но за-то с патрубком не придётся химичить!

    Глушащую насадку можно сделать на любой вкус и цвет... Ну например:



    По центру трубки надо сделать заглушку(перегородку), на фото её нет...
    Ну или так:



    У флейты заглушка с внутренней стороны по краю... В общем - вариантов море! Трубу брал мебельную для барных стоек!
    Здесь был Orik

    Оффлайн DimanЫЧ

    • Мопедист
    • Сообщений: 49
    • Степень оранжевости: 55
      • Награды
    • Город: Балахна
    Re: Верховина-6 DimanЫЧ'а
    « Ответ #14 : Апрель 13, 2021, 00:50:40 »
  • +2
  • -0
  • В начале еще раз хочу выразить благодарность дядюшке Орику за подсказки по поводу вживления глушителя. Второй экземпляр резонатора подружили с рамой как раз перевернув колено и приварив его наоборот 8).
    Получилось что-то вроде такого:



    Работает тише заводского, звук больше похож на скутерный, чем на звук советского мопеда. Резонатор реально работает! Никогда не думал, что стандартный V-50 может так валить. Никаких запилов по сути не нужно, просто поправить косяки серийного производства, ну и диопоршень, конечно же. Но я хочу сказать, что и стандартный новодельный на Карпатах пока нормально работает.
    Продувка цилиндра Ш-62 (с перекрытием перепускных каналов на треть) мне очень понравилась - тяга идет с самого низа и можно спокойно тронуться со второй передачи.

    Пока накатал смешные 60 км пробега. При этом ни намека на перегрев, а тем более прихваты и подобное. Диовские кольца (вместе со снятыми фасками с продувочных окон в цилиндре) практически не слышно. Установил ведомую звезду на 35 зубов вместо 34 - максимальная скорость не пострадала, зато мопед куда менее чувствителен к подъемам и встречному ветру. Можно ехать 55 км/час не пригибаясь к рулю при моем весе в 75 кг. Я считаю, это очень достойный показатель для столь маломощной техники.