Автор Тема: Двигатель MAW (motorfahrrad MAW) 1958г. - восстановление  (Прочитано 1258 раз)

Оффлайн road2011

  • Мопедист
  • Сообщений: 776
  • Степень оранжевости: 1335
    • Награды
  • Город: Екатеринбург
  Создам отдельную тему по найденному по двигателю MAW, о его обнаружении я говорил в другой теме "Восставшие из ада, или мопеды (детали) спасённые из металлолома". Думаю это будет уместно, чтобы не смешивать все в одну кучу...

  Как знают реставраторы, всем старым моторам нравится когда их моют  :). Мотор потихоньку начинает говорить о себе: и год своего производства, номер, и номера половинок (комплектность), щтампы контроль приемки. Видно, как к нему относился первый, может второй, третий хозяин - или бережно эксплуатировал, или жёстко, на износ; при поломке мотора долбил его чем-то, пытаясь починить, и от бессилия, наплевав, забросил в грязный сырой подвал в гараже, или просто в кучу хлама в сарае. И там он ждал своей участи...
  Неведомыми нам путями мотор, вытащенный из десятилетий забвения, из затхлого старого гаража, похоже вновь чувствует надежду на то, что обретёт утраченное техническое здоровьё, то самое, которое он получил на заводе, когда его собрали и выпустили в мотомир...

Как я показывал первые фото, двигатель MAW был чертовски грязный...



 После отмывки традиционным дедодвским способом 50/50 (бензин/соляра), двигатель стал рассказывать о себе (магнето предусмотрительно снял, о чём отдельно):



А вот и номера половинок картера: 21846. Все совпадает...





Номер этого мотора MAW: 139763. (год выпуска ноябрь 1958)



Видно, что моторчик не кололся. Прокладка, и следы лака, для прочной герметизации



   Понятно, колоть картер не хочется, но учитывая, что мотор был обнаружен с отсутвием свечи в головке цилиндра, окрыт выхлопной фланец и патрубок карбюратора, поэтому наверняка сарайная пыль и грязь  могла попасть в сердце мотора, и запускать его в таком виде ни в коем случае нельзя. Заодно проведу ревизию всех деталей...

Оффлайн ALHIMIK

  • Мопедист
  • Сообщений: 2595
  • Степень оранжевости: 805
  • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
    • Награды
  • Город: Санкт-Петербург
Re: Двигатель MAW (motorfahrrad MAW) 1958г. - восстановление
« Ответ #1 : Август 31, 2020, 02:20:35 »
  • +0
  • -0
  • Редкая удача. Мало того, что редкий моторчик, дак еще и недорого.
    Под заказ изготавливаю противолучевые шапочки из алюминиевой фольги.

    Оффлайн Dms

    • Мопедист
    • Сообщений: 203
    • Степень оранжевости: 75
      • Награды
    • Город: Тюмень
    Re: Двигатель MAW (motorfahrrad MAW) 1958г. - восстановление
    « Ответ #2 : Август 31, 2020, 14:11:24 »
  • +0
  • -0
  • Ого какой интересный начиная от места крепления карбюратора.
    И крышек нет, да ? Вся коробка внутри. Очень интересно, продолжайте!
    "Победы не делают тебя сильнее. Сила формируется в борьбе. Когда, преодолевая трудности, ты решаешь не сдаваться – тогда ты проявляешь силу." (Железный Арни)

    Оффлайн road2011

    • Мопедист
    • Сообщений: 776
    • Степень оранжевости: 1335
      • Награды
    • Город: Екатеринбург
    Re: Двигатель MAW (motorfahrrad MAW) 1958г. - восстановление
    « Ответ #3 : Сентябрь 01, 2020, 21:28:46 »
  • +4
  • -0
  • Спасибо мопедному сообществу за проявленный интерес.

    Какие пути ведут к тому, что в мире появляется тот или иной технический предмет? Мало что-то придумать инженеру, конструктору - важно понимать - в каких условия, прежде всего технических возможностей,  это возможно воплотить в виде готового "железа". Да и как влияют на это исторические, политически факторы, да и условия технической культуры производства той страны, где эта техника создавалась.

      Будет уместно, так сказать немного окунуться в  краткую историю страны, гда создавались моторы MAW, да и не только они - и взглянуть незамутненным взглядом мопедиста на то, что содавалось в моторном оснащении для велосипедов в тот исторический период, в другой стране...

    Сначала термины и сокращения

     Герма́нская Демократи́ческая Респу́блика (ГДР) (нем. Deutsche Demokratische Republik, DDR); неофициально также Восто́чная Герма́ния (нем. Ostdeutschland) — социалистическое государство, существовавшее на территории Центральной Европы, в период с 7 октября 1949 года до 3 октября 1990 года. ГДР была образована 7 октября 1949 года на месте бывшей советской оккупационной зоны
    Германии на территории Восточной Германии через 5 лет после окончания Второй Мировой войны. ГДР существоала как государство вплоть до разрушения Берлинской стены и объединения Германии в 1990 году. Страна была одной из ведущих экономик стран социалистического блока.

    Флаг и Герб ГДР


     Die Sowjetische Militäradministration in Deutschland (SMAD), Советская военная администрация в Германии (в русском сокращении СВАГ), орган управления оккупационной власти в конце Второй мировой войны, в  советской зоне оккупации Die Sowjetische Besatzungszone (SBZ), Действовала как орган управления (по сути правительство) на оккупированных территориях
    с июня 1945 года до передаче административных полномочий правительству ГДР 10 октября 1949 года.

     Sowjetische Aktiengesellschaft ( SAG ) - это название коммерческих предприятий в советской зоне разделенной Германии / ГДР, которые были основаны и управлялись советской военной администрацией (SMAD). Основная цель советских акционерных обществ заключалась в удовлетворении требований Советского Союза о выплате немецких репараций после Второй мировой войны.
    Компании SAG включали около 200 крупных промышленных компаний в советской собственности в советской зоне / ГДР с общим числом сотрудников 300 000 человек, которые были объединены в 35 акционерных обществ. Крупные компании, которые были экспроприированы в 1945 году и первоначально предназначались для демонтажа, были преобразованы в восточной Германии в советские акционерные общества. (в связи с требованиями о передаче компаний в Германии в собственность СССР  с целью возмещении ущерба). СССР перешел к изъятию репараций из текущего производства непосредственно в самой Германии (т.е. не демонтируя оставшиеся фабрики,заводы и оборудование). После народного восстания 17 июня 1953 года репарационные выплаты были прекращены с 1 января 1954 года, а последние 33 советские компании были переданы в собственность ГДР.

    Der Volkseigene Betrieb (VEB) - Государственная компания (официальная аббревиатура: VEB ( ВЭБ ) была юридической формой промышленных и сервисных компаний в советской оккупационной зоне, а затем и в ГДР, которая просуществовала до 30 июня 1990 года. VEB создавались как результат экспроприации и национализации частных компаний, осуществленных в период советской оккупации после окончания Второй мировой войны. Все предприятия нахоходилиь в государственной собственности и подчинялись партийному и государственному руководству Восточной Германии (ГДР).

    Из примерно 4000 промышленных компаний, экспроприированных по нескольким распоряжениям советской военной администрации к 1948 году , более 200 крупных компаний были преобразованы в 25 советских акционерных корпораций в рамках политики репараций после национализации и к 1953 году вернулись в ГДР в качестве государственных компаний. Доля государственных компаний в промышленном секторе ГДР к 1972г. выросла до более чем 99 процентов. В результате экспорприаций, проводимой СССР и затем правительством ГДР, широко распространенная сокращенная официальная форма VEB расшифровывалась в шутку как «бывшая компания отца» „Vaters ehemaliger Betrieb“  :).

    Ну что же, немцы не были бы немцами, если бы не возродили свою практически вывезенную промышленность...

    Итак, в 1953 г. немецким велосипедистам был презентован подвесной мотор для велосипеда "Steppke". Обратие внимание на превые образцы овального карбюратора:





    Мотор "Иртыш" чем-то похож на него  8)

    Мотор "Steppke" начал производиться на заводе VEB Werkzeugmaschinenfabrik Treptow с 1954 по 1956 год., и являлся первым выпускавшимся крупносерийно велосипедным мотором в ГДР (произведено около 30 000шт.). Особенностью данного подвесного мотора являлось крепление под кареткой, и передача крутящего момента от двигателя на заднее колесо велосипеда   осуществлялась через резиновй фрикционный ролик. На логотипе изображен мальчик в кепке на фоне двигателя.



    Технические характеристики веломотора "Steppke":

    2-х тактный карбюраторный двигатель с искровым зажиганием
    Мощность: около 0,8 л.с.
    Диаметр цилиндра: 35 мм.
    Ход поршня: 40 мм.
    Объем двигателя: 38,5 см3.
    Степень сжатия: 6: 1.
    Максимальное количество оборотов: около 5000 об / мин. (Коленчатый вал)
    Редуктор: коленчатый вал - фрикционный ролик 2,06: 1
    Магнето маховика: Тип СЭЗ 21 ЭР 1
    Карбюратор: BVF тип NKJ 10 форсунка 50
    Свеча зажигания: «Изолятор» М 14 - 175
    Вес мотора: 6,6 кг
    Топливный бак: содержимое 3 литра
    Расход топлива: около 1,8 л на 100 км
    Топливо: бензин - масляная смесь 25: 1
    Максимальная скорость: 30 км / ч
    Крепление под каретку
    Передача мощности посредством фрикционного ролика
    Мотор можно перемещать к колесу с помощью регулировочного рычага.
    Преодолеваемый подъём: около 8% без педалирования

    Общий вид мотора (фото из интернета):







    Табличка на двигателе:



    С началом выпуска мопедов  "Simson" спрос на двигатели для велосипедов значительно снизился, поэтому производство веломоторов "Steppke"  было остановлено.

    Продолжение следует
    « Последнее редактирование: Сентябрь 01, 2020, 21:30:27 от road2011 »

    Оффлайн road2011

    • Мопедист
    • Сообщений: 776
    • Степень оранжевости: 1335
      • Награды
    • Город: Екатеринбург
    Re: Двигатель MAW (motorfahrrad MAW) 1958г. - восстановление
    « Ответ #4 : Сентябрь 04, 2020, 21:16:53 »
  • +1
  • -0
  • Следующий интересный подвесной моторчик для велосипедов: "Haza 25 D"



     Двигатель для велосипедов Haza 25D, разработал дрезденский предприниматель Готлиб Хаза и дизайнер Макс Ритшер, изготовливался на заводе центрифуг и двигателей G.Haza в Дрездене, и был представлен публике в 1954 году.

     Это был один из немногих вспомогательных двухтактных двигателей, выпущенных частной компанией в ГДР  и запущенный в серийное производство (всего выпущено ок. 1300 шт.). Двухтактный двигатель спроектирован по принцицу работы, исключающий свечу зажигания, с воспламенением от сжатия топливной смеси ( про принципу «дизель»). Данная концепция не использовалась ни одним другим производителем в ГДР. (в западной Гермнии выпускался двухтактный двигатель "Lohmann" аналогичного типа).



     В качестве топлива использовался бензин с маслом 15: 1. Двигатель также мог работать смеси дизельного топлива с мазутной смесью 20: 1. Три поршневых кольца утановленных  на поршне отвечали за достаточное сжатие смеси в цилиндре. Самовоспламенение с разными типами топлива стало возможным за счет регулируемой степени сжатия, дно поршня и съемная головка блока цилиндров были плоскими.



    Вращая левую ручку руля,  через трос в двигателе соуществлялось вращение многоступенчатого резьбового кольца, которое с помощью специальной втулки устанавливало перемещаемое соединение между основанием цилиндра и картером. Таким образом цилиндр можно было перемещать в осевом направлении и регулировать степень сжатия.



    Во время движения велосипедисту приходилось регулировать работу мотора одновременно двумя поворотными ручками - ручкой регулировки сжатия и рукояткой дроссельной заслонки.

     Потребителей отпугивали недостатки двигателя Haza 25 D. Двигатель редко заводился без проблем, запуск мотора был возможен только при правильном выборе степени сжатия под конкретное топливо.
    Высокая подверженность отказу при эксплуатации, в пути. Так как бензобак установливался вместо багажника, из за этого подача топлива была ненадежной (происходило завоздушивание топливной магистрали). Большой износ ведущего резинового ролика, проскальзывание в мокрую погоду при передаче вращения на заднее колесо.



      Шум работающего двигателя был очень сильным. Вспомогательные двигатели Steppke и MAW явно превосходили двигатель HAZA с точки зрения полезности для потребителя.

     Технические проблемы, но, прежде всего, падение цен из-за конкуренции со стороны других производителей двигателей и ужесточения государственного регулирования, в конечном итоге, вынудили Готлиба Хаза остановить производство убыточных двигателей в 1958 году.



    Технические данные двигателя Haza 25 D
    Производитель: Zentrifugen- und Motorenbau G. Haza, Dresden N 13, Radeburger Straße
    Годы выпуска:   1955–1958гг.
    Количеств: 1300шт.
    Двигатель: 1-цилиндровый - двухтактный - компрессионно- зажигательный
    Мощность: 0,9 лс (0,7 Квт)
    Обеъм: 25 см3
    Степень сжатия: переменная
    Охлаждение: воздушное охлаждение (обдув)
    Передача мощности: фрикционный ролик, действующий на заднее колесо
    Пустой вес: 5 кг
    Емкость бака :   ок. 2,5 л
    Расход топлива : ок. 1,0 л / 100 км
    Максимальная скорость: около 30 км / ч

    Небольшое видео работы двигателя "Haza 25 D". Звук мотора шумноват, однако  :), и ручки управления моторчика шишки напоминают.


    Оффлайн road2011

    • Мопедист
    • Сообщений: 776
    • Степень оранжевости: 1335
      • Награды
    • Город: Екатеринбург
    Re: Двигатель MAW (motorfahrrad MAW) 1958г. - восстановление
    « Ответ #5 : Сентябрь 05, 2020, 17:51:40 »
  • +7
  • -0
  • _______________________________________________________________

    Отойду в сторону от приведенной выше исторической справки по веломоторам, производившимся в ГДР...

     Будучи обремененным востановлением найденного мотора MAW, по воле такого случая проявился совместный интерес с такими же реставраторами, у которых MAW есть в коллекции, но еще не восстанавливался. Такиими обладателями в нашей округе оказались, к моему удивлению, несколько человек (чем это напоминает партизан - днем они мирные служащие на предприятии, а вечером уходят в свой схрон (гараж или подвал), к своим трофейным арсеналам с моторами, и приводят их в работоспособное состояние) 8).
     
    В итоге, ко мне обратился дядя Володя, с просьбой аккуратно извлечь поршень из снятого цилиндра с двигателя MAW (1958г.в.) Так как его мотор был очень ржавый, то отмачивался в керосине очень долго...Молотком такой не возьмешь, только повредишь мотору!

     Вот в таком виде он отдал мне цилиндр с поршнем, снятым со своего двигателя MAW. Из отрезков трубы токарем-профи дядей Андреем были изготовлены специальные матрица и пуансон:



    Поршень так прикипел, что совершенно не двигался в цилиндре...



    Пуансон - трубка, установленный в цилиндр, до нижней юбки поршня (НГШ внутри трубки, ее внутренний диаметр подобран таким образом, чтобы НГШ проходил свободно)



    Цилиндр, в свою очередь, устанавливается в матрицу



    Далее прессом через пуансон выдавливаю поршень:



    Маркировка поршня



    Состояние стенок цилиндра





    Небольшое видео, процесса извлечения поршня:



    Продолжение следует

    Оффлайн ALHIMIK

    • Мопедист
    • Сообщений: 2595
    • Степень оранжевости: 805
    • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Двигатель MAW (motorfahrrad MAW) 1958г. - восстановление
    « Ответ #6 : Сентябрь 06, 2020, 23:29:11 »
  • +2
  • -0
  • Денис с 39царства в прошлом году взялся такой же моторчик починить.

    Фотки присылал, как он кондуктор выточил и в токарном цилиндр растачивал.
    Под заказ изготавливаю противолучевые шапочки из алюминиевой фольги.

    Оффлайн road2011

    • Мопедист
    • Сообщений: 776
    • Степень оранжевости: 1335
      • Награды
    • Город: Екатеринбург
    Re: Двигатель MAW (motorfahrrad MAW) 1958г. - восстановление
    « Ответ #7 : Сентябрь 14, 2020, 22:27:37 »
  • +2
  • -0
  •  Следующий двигатель для велосипедов, достойный нашего внимания, выпускался в ГДР очень непродолжительное время, поэтому вправе считается раритетным у немецких любителей мопедной истории...

     Двигатель для велоспеда "KRATMO".  Этот двигатель разработал Walter Kratzsch (Вальтер Кратч) (р.1899г.), инженер и конструктор бензиновых двигателей для авиамоделизма, с 1947 по 1951 год производил вспомогательные велосипедные двигатели в Гёснице, Тюрингия, под именем "KRATMO".

      Согласно описанию от 1948 года, первый двигатель модели 35 FM имел многодисковое сцепление, двухступенчатую коробку передач (кривошипно-шатунный привод и коробка передач в одном блоке), трехопорный коленчатый вал, генератор зажигания и охлаждение в процессе всасывании топливной смеси.



    Технические данные Kratmo 35 FM
    Двигатель: 1 цилиндр
    Мощность: менее 1 л.с.
    Объем двигателя: 35 см³
    Ход поршня: 35мм
    Диаметр цилиндра: 36мм
    Количество передач: 2
    Охлаждение: воздушное
    Передача мощности: по цепи на заднее колесо
    Вес пустого: около 7,5 кг; с баком, звездочкой и креплением двигателя около 10 кг
    Средняя скорость: 25 км / ч



      Вторая модель двигателя, с обозначением 40 FM , была выпущена в 1950 г. в двух вариантах  и различалась ходом поршня и диаметром цилиндра (37x37, 41x35 соответсвенно), а также сцеплением  и трансмиссией (сухое сцепление и фрикционное колесо, фрикционная муфта и цепной привод).





    Технические данные Kratmo 40 FM
    Двигатель: 1 цилиндр
    Мощность: до 1 л.с.
    Объем двигателя: 40 см³
    Диаметр цилиндра: 37/35мм.
    Охлаждение: воздушное охлаждение
    Передача мощности: действует с помощью цепи на заднее колесо / фрикционного ролика на заднем колесе



    После 1951 года производство двигателей в Гёснице закончилось. Вальтер Кратч эмигрировал в Федеративную Республику Германия в начале 1950-х годов, где в дальнейшем так же разработывал моторы для мопедов.

    Продолжение следует

    Оффлайн road2011

    • Мопедист
    • Сообщений: 776
    • Степень оранжевости: 1335
      • Награды
    • Город: Екатеринбург
    Re: Двигатель MAW (motorfahrrad MAW) 1958г. - восстановление
    « Ответ #8 : Сентябрь 22, 2020, 23:15:37 »
  • +3
  • -0
  •   Постепенно, кое-что, потихоньку делается. Получил для ознакомления оригинальный глушитель от веломотора MAW (по моей просьбе,  мне его предоставил дядя Володя, за что ему отдельное спасибо).
      Так как моторчик MAW мне попал в руки без глушителя, возникла необходимость найти его случайно на металлоприемке (они часто там валяются  :D) или что-то придумать самому. Но пока речь не об этом, взглянем на устройство оригинального глушителя двигателя MAW (это короткая версия для двигателя модели А5-3, в ранней модели двигателя MAW Fahrradanbaumotor Motor A5-2 - был длинный глушитель)

    Пока примерка:







    Вид глушителя в собранном виде. Остатки хрома на плавнике



    Фланец выпускного коллектора



    Внутренности глушителя. Отменный нагар на стенках коллектора



    Стальные пластинки-сегменты для рассечения потока выхлопных газов



    Извлек остатки асбестового шнура, в проточке, куда устанавливается "плавник".



    Отмывка от застарелого нагара внутренностей выпускного коллектора



    Литье в песок. Формовочная смесь, судя по облою, состояла из двух половинок





    Все почищено, заусенцы убраны



    Небольшое поясняющее видео



    Продолжение следует...

    Оффлайн Agronom

    • Мопедист
    • Сообщений: 90
    • Степень оранжевости: 14
      • Награды
    • Город: воронеж
    Re: Двигатель MAW (motorfahrrad MAW) 1958г. - восстановление
    « Ответ #9 : Сентябрь 23, 2020, 17:58:55 »
  • +0
  • -0
  •  road2011 кажется есть такой глушитель,только длинный.если надо-в личку напиши.

    Оффлайн road2011

    • Мопедист
    • Сообщений: 776
    • Степень оранжевости: 1335
      • Награды
    • Город: Екатеринбург
  • +0
  • -0
  • Спасибо за проявленный инетрес к теме. Буду рад, если что-то найдется.

    Оффлайн road2011

    • Мопедист
    • Сообщений: 776
    • Степень оранжевости: 1335
      • Награды
    • Город: Екатеринбург
  • +2
  • -0
  • Хотел бы продолжить, чередуя видеотчеты из настоящего времени, куда добрался найденный мной двигатель MAW, со справкой по истории веломоторов из ГДР, с его прямой родины.

    Следующий эскпонат, также интересен: веломотор "STUDENT".

    Вспомогательный двигатель «Студент» был разработан Bernhard-Hellmuth Kratzsch, Zella-Mehlis (VEB Metallwarenfabrik Zella-Mehlis) в 1951г. и предлагался потребителям для самостоятельной установки на велосипед, над передним колесом.

    "Студент" - одноцилиндровый двухтактный двигатель с чугунным цилиндром и съемной головкой блока из алюминия. Привод колеса через фрикционный ролик, который надвигается на переднее колесо велосипеда. Разрабатывалась также концепция привода через ременную передачу.



     Компановка двигателя подразумевала, что корпус двигателя с цилиндром  размещены справа от переденего колеса, маховик и магнето находятся слева, для равномерного распеделения центра тяжести в плоскоти переднего колеса, что важно при совершении поворотов в движении. Картер и магнето закрыты крышкой из листового металла.



     Коленчатый вал имеет консольное крепление шатуна, ось вала с двумя шарикоподшипниками. Стальной фрикционный ролик (профилированный)  размещен специальном полости в корпусе двигателя. Для защиты от грязи ролика, с внутренней стороны корпуса прикреплены защитные пластины.  Топливный бак емкостью 2 литра крепится над корпусом двигателя.  Выхлопные газу идут через глушителя и по трубке направлены вниз.



     Мотор подвешивался на специальном кронштейне, который крепился к рулевой колонке рамы. При установке двигателя на велосипед требовалось отрезать переднюю часть брызговика переднего колеса. Фрикционный ролик можно отсоеденить от шины колеса, с помощью рычага на руле и  троса, который отключает его. Справа на руле устанавливался рычаг дроссельной заслонки.





    Производитель: VEB Metallwarenfabrik Zella-Mehlis
    Технические данные веломотора "STUDENT"
    Двигатель: двухтактный, одноцилиндровый
    Мощность: 1 л.с.
    Объём: 40 см³
    Ход поршня: 40 мм
    Диаметр цилиндра: 36 мм
    Охлаждение: воздушное охлаждение (обдув)
    Передача мощности: фрикционный ролик, действующий на переднее колесо
    Емкость бака: 2 литра
    Вес мотора: 5,5 кг
    Максимальная скорость: около 25-30 км/ч.
    Двигатель не пошел в серийное производство и было построено всего несколько единиц.

    Продолжение следует