Автор Тема: Тут про "юпитеры" (Много ненормированных фотографий)  (Прочитано 147228 раз)

Оффлайн Дитер

  • Мопедист
  • Сообщений: 519
  • Степень оранжевости: 192
    • Награды
  • Город: Таганрог
Каким-то непостижимым образом вчера вечером я оказался рядом с отставленным двигателем от ижа (которому много флуда было посвящено далеко в начале этой темы, и который в итоге засвистел и был убран с глаз долой), а также у меня в руках оказался микрометр подходящего диапазона и индикаторная стойка-нутромер, а на улице шёл дождь. В итоге оказалось что свист издавал левый цилиндр, у которого оплавился жаровой пояс, заклепалось верхнее кольцо, а на гильзу наволокло порядочно поршневого сплава. Правый цилиндр сохранил чистоту поверхности гильзы, и целостность поршня не пострадала.

 Удивление вызвал тепловой зазор, который году эдак в 13м выполнил расточник. Помню что в то время обстоятельства сложились так что цилиндры из расточки даже забирал не я, да и промерить было нечем и некогда. Итак, на участках где износ обычно не наблюдается, как то нижняя зона гильзы, под продувочными окнами, и в самом верху, куда не доходят кольца, я обнаружил 11 соток для обоих цилиндров. То есть повторяемость результата есть и видимо таким он был задан изначально. Мне кажется это многовато, видимо, мастер перестраховался в ужасе перед новодельными поршнями.
 Износ в неповреждённом цилиндре не превышает 2-3 сотки, то есть до 13ти где-то в самой нагруженной части я намерил.

 Что касается поврежденного цилиндра, там картина немного забавней. Обнаружена стянутая в нижней части гильза. То есть по плоскости шатуна весь участок ниже впускного окна имеет зазор 6-7 соток. Поперёк в этой же зоне сохранились 11 соток. Под продувочными окнами наблюдаю всё те же 11 соток в обоих сечениях. А выше продувочных окон, в поперечной плоскости целых 15 соток, когда в продольной 12-13. Иначе говоря, гильза сжалась по оси "вдоль" внизу, и раздулась по оси "поперёк" вверху. И это я наблюдаю в статике, при температуре 20 градусов по Цельсию, спустя много времени от последнего запуска.
 Перепрессовка производилась на обоих цилиндрах, кажется, перед расточкой (врядли даже в то время я мог допустить такую ошибку как перепрессовка после расточки). Не повезло с левым, возможно. А также вполне допускаю перегрев левого цилиндра, связанный с неправильной смесью (подсос воздуха по впускному коллектору), эпизодами работы на одном левом цилиндре (неисправность зажигания), который вызвал деформацию гильзы. Деформация гильзы в данном случае не может быть напрямую связана с повреждением поршня, но она может свидетельствовать о сильном перегреве.
 Если подвести какие-то итоги, я не могу перенести вину за преждевременную поломку мотора ни на расточника, ни на "поршни по 120 р с рынка". Ведь когда повреждается только один цилиндр в паре, дело скорее всего не в цилиндре и не в поршне.

Онлайн Кургузов Роман

  • Мопедист
  • Сообщений: 1686
  • Степень оранжевости: 636
  • Кургузов Роман
  • Награды Участник мегачелленджа 3 степени За героическое преодоление Лоховской горы
    • BagnerLend.ru
    • Награды
  • Город: Москва
А я их столько перевозил на расточку на метро и столько было вариантов приложить железо об железо в метро и на улице об асфальт, в маршрутке - по этому в пупырку и в коробку и в сумку .

Вариант ?
"Делай что можешь, с тем что имеешь, там где ты есть". Черчилль.
Жизни мышья беготня - что тревожишь ты меня .Пушкин.

Оффлайн Дитер

  • Мопедист
  • Сообщений: 519
  • Степень оранжевости: 192
    • Награды
  • Город: Таганрог
Всё что угодно, Роман, когда я читаю свои старые записи, я иногда удивляюсь беспечности и своеобразной отваге :D

Ещё момент для дотошных: следуя инструкции, мы обязаны измерять размер поршня в 42 мм от нижнего торца юбки, поперёк пальца. В этой точке данные поршни показывают на 0.12 меньше положенного размера 62,26 (-0.03). А вот в 15 мм от нижнего торца юбки я всё же обнаружил размер 62.22, который ближе к истине и почти совпадает с искомым. Получается интересная картина, которую я давным-давно собираюсь рассмотреть подробно, да всё никак. Значит, что нужно сделать. Нужно взять все имеющиеся в коробочках по чердакам поршни и измерить их как полагается, а не на весу китайским штангелем. Чтобы была ясная картина. Каков диаметр у поршней юпитер 1-2, каков у юпитер 3, 5, и как это соотносится с теми изделиями, что я приобретал в разных источниках на будущее про запас. Не знаю зачем это в интернете, но мне интересно.

Оффлайн Дитер

  • Мопедист
  • Сообщений: 519
  • Степень оранжевости: 192
    • Награды
  • Город: Таганрог
А ну вот собственно.

Измерял следующие изделия.
Заведомо оригинальные поршни с кое-каким пробегом, более-менее вычищены от пыли и нагара.
Заведомо неоригинальный поршень с кое-каким пробегом.
Поршни, позиционировавшиеся в качестве оригинала, без пробега.

Как измерял.
Скоба 50-75, 0.01мм.
Измерение в столбике на высоте 42 мм от нижнего торца перпендикулярно поршневому пальцу.
Дельта = разница между этим числом, и максимальным диаметром в любой точке. Если таковая разница имеется, то указано и расстояние от нижнего торца для этой точки.

Взвешивал обычными цифровыми весами из известного магазина. Голый поршень, без колец и прочего.

Что вышло:

A) Поршни Юпитер 1-2 (1 ремонт, сближенные стопора, новодел такого рода отсутствует полностью, ошибка невозможна) 61.88, дельта 0. Масса 220 грамм.

B) Поршень Юпитер 3 (не разобрать что за группа и размер, он такой один у меня, с экспандером, никто их не делал после 70х, ошибка невозможна) 61.86, дельта 0. Масса 200 грамм.

C) Поршень Юпитер 4 (номинал вторая группа, этот извлечён из сб1-05 заведомо заводской сборки без вмешательства со стороны, ошибка невозможна, данные достоверны) 61.92, дельта 0. Масса 231 грамм.

D) Поршень Юпитер 4 (номинал вторая группа, происхождение неизвестно, шёл как ремонтная запчасть в комплекте с цилиндром от сб1-05) 61.92, дельта = 0.05, максимальный диаметр на высоте 6-8мм от нижнего торца, похоже на погрешность обработки поверхности. Масса 235 грамм.

E) Поршень Юпитер 4 (1 ремонт, Таганрог, тот самый что из моего приехавшего двигателя, но из целого цилиндра) 62.11, дельта 0.13, максимальный диаметр 62.24 на высоте 5-6мм от нижнего торца. Масса 224 грамма

F) Поршень Юпитер 4 (1 ремонт, происхождение неизвестно, заявлены как ижмаш) 62.22, дельта 0. Масса 230 грамм.

Резюме.
В поршнях, заявленных как оригинальные, максимальный размер действительно обнаруживается уже на 42 мм от нижнего торца, и в целом соблюдён. Иначе говоря, опорная поверхность, или как это верно говорят, пятно контакта, короче, она повыше поршневого пальца начинается, и следует к нижнему срезу юбки. То же самое наблюдается и на заведомо оригинальных поршнях с разнообразным износом, но правило тоже выполняется -- максимальный размер стабильно на высоту 40-42 мм от нижнего среза.

Заведомо неоригинальные поршни имеют несколько иной профиль, начинают "убегать" раньше, в точке ниже положенного.

Замерил также зазор в поршневой для случая D. Ну то есть поршень и цилиндр с которым он был скомплектован. В области от камеры сгорания и до выхлопного окна зазор составляет немыслимых 0.02, просто как по инструкции. Как мерил: зафиксировал скобу по максимальному диаметру поршня, обнулил нутромер и разницу записываю. В нижней части гильзы зазор оказался чуть больше, от 0.03 до 0.045.

Онлайн Кургузов Роман

  • Мопедист
  • Сообщений: 1686
  • Степень оранжевости: 636
  • Кургузов Роман
  • Награды Участник мегачелленджа 3 степени За героическое преодоление Лоховской горы
    • BagnerLend.ru
    • Награды
  • Город: Москва
Здорово. Предмет есть такой в учебных заведениях - ДОПУСКИ И ПОСАДКИ . Оказывается в жизни он важный .
"Делай что можешь, с тем что имеешь, там где ты есть". Черчилль.
Жизни мышья беготня - что тревожишь ты меня .Пушкин.

Оффлайн Амур два

  • Мопедист
  • Сообщений: 2077
  • Степень оранжевости: 922
  • аркадак
  • Награды За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 3 степени
    • Награды
  • Город: аркадак
Ну да!!!Я закончил техникум на техника-технолога по специальности-"Обработка металлов резанием"-есть такая специальность,при поступлении ничего даже об этом не знал,но по окончании понял-в металлообработке-допуски и посадки-это хлеб и масло технолога и конструктора-без них механизм долго не проработает!!!А ещё есть шероховатости,к чертежу где нет значков шероховатости я не отношусь серьёзно т.к. это тоже важное свойство поверхности,без чего деталь изготавливается-приблизительно!!!
Глаза боятся,а руки чешутся!!!

Оффлайн kales57

  • Мопедист
  • Сообщений: 459
  • Степень оранжевости: 123
    • Награды
  • Город: Г. Орёл
О,коллега.Только я инженер,Институт закончил,Технология машиностроения,металлорежущие станки и инструменты(0501)моя специальность.А был такой(основной)предмет-ВСТИ(взаимозаменяемость,стпандартизация,технические измерения),там эти самые допуски и посадки(Справочник Мягкова в 2-х томах)-круче сопромата.
« Последнее редактирование: Август 01, 2019, 23:34:11 от kales57 »
Ветер встречный

Оффлайн Дитер

  • Мопедист
  • Сообщений: 519
  • Степень оранжевости: 192
    • Награды
  • Город: Таганрог
Насколько я понимаю, в последних трёх сообщениях вы намекаете мне на то что сам по себе тепловой зазор это условие недостаточное, хотя и необходимое, и нужно обязательно обращать внимание на качество обработки поверхности, та самая шероховатость. Но у меня нет знаний и навыков, тем более инструментов, чтобы проверять этот параметр. Хотя я догадываюсь что при ремонте поршневой существуют определенные требования по допустимым значениям этого параметра. И я также догадываюсь, что они слишком часто не выполняются.
 
На самом деле даже наличие самого обычного нутромера и микрометра не очень-то помогает, и все эти цифры в моём сообщении просто цифры. Я о том, что когда у человека нет возможности выполнить работу самостоятельно, то всё происходит как происходит. Приезжают цилиндры или блок с расточки. Человек осматривает его визуально и собирает. Когда есть чем измерить вот эти макропоказатели, максимум что можно сделать это поругаться с расточником если что не так. Но ведь и блок уже расточен (а если последний ремонт, или если цилиндры вот именно те что нужно ставить, и новых не найти, или пока найдёшь, пройдёт пол года, и т.п.), что же теперь, это нужен хороший навык "ругаться" чтобы выругать новый блок например. Профилометр sj-310 стоит довольно дорого, но я чувствую, что пока у меня нет расточного станка, мне он не понадобится уж точно. А до этого нужно много чего прочитать и увидеть ещё.

Онлайн Кургузов Роман

  • Мопедист
  • Сообщений: 1686
  • Степень оранжевости: 636
  • Кургузов Роман
  • Награды Участник мегачелленджа 3 степени За героическое преодоление Лоховской горы
    • BagnerLend.ru
    • Награды
  • Город: Москва
Не я не намекаю , я завидую что вы промерили и нашли проблему - можете, умеете и есть чем .

И стало ясно почему задиры , прихваты . Мне мой до сих пор загадка - столько перепробовал и всё результат мизерный.
"Делай что можешь, с тем что имеешь, там где ты есть". Черчилль.
Жизни мышья беготня - что тревожишь ты меня .Пушкин.