Автор Тема: Мини-мокик ЗиД-36 Птаха. Ранний выпуск  (Прочитано 5388 раз)

Оффлайн Мопедный шумахер

  • Мопедист
  • Сообщений: 778
  • Степень оранжевости: 269
    • Награды
  • Город: г.Минусинск
Re: Мини-мокик ЗиД-36 Птаха. Ранний выпуск
« Ответ #15 : Декабрь 15, 2019, 16:33:55 »
  • +2
  • -0
  • Если народ пожелает, то выложу разборку двигателя в фотографиях.

    Желаю это увидеть.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1207
    • Степень оранжевости: 1252
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Мини-мокик ЗиД-36 Птаха. Ранний выпуск
    « Ответ #16 : Декабрь 26, 2019, 21:33:30 »
  • +3
  • -0
  • Что-то энтузиазма от читателей нет, значит будем поднимать его. :)) :))

    Итак, сначала Птаха переехала на передний план


    Мотор еще в раме


    Чтобы освободить мотор из рамы, сначала снимаем трубу выхлопа



    Затем снимаем цепь и отсоединяем клеммы проводов, идущие от генератора к коммутатору и приборам электрооборудования



    С левой стороны отсоединяем тягу переключения передач от рычага на раме, снимаем трос газа с карбюратора, снимаем провод со свечи, снимаем топливопровод - и мотор почти свободен


    В моем случае мотор держался в раме на двух болтах М8, а должно быть три - один в проушине головки цилиндра. Выкручиваем болты и извлекаем мотор



    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха и Д-4 1956г.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1207
    • Степень оранжевости: 1252
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Мини-мокик ЗиД-36 Птаха. Ранний выпуск
    « Ответ #17 : Декабрь 28, 2019, 14:52:10 »
  • +2
  • -0
  • Переходим к вскрытию.
    Первое замечание - в корпусе лепесткового клапана торчат два винта, это не есть хорошо для нормального впуска


    Выкручиваем винты корпуса и снимаем его


    Потом выкручиваем винт крепления впускного коллектора и снимаем его


    Под ним много герметика и впускное окно


    Сняли головку цилиндра. Внутри почти кристальная чистота


    И беленький поршень. Ясное дело - мотор почти не работал.
    Да, поршень уже не родной, а с бензопилы Хускварна, хотя это я узнал уже позже, бродя с поршнем по рынку.



    Снимаем цилиндр


    Вид на поршень сбоку. Окна в поршне колхозники сделали, но вот ошиблись с их размерностью и высотой расположения. Это тоже одна из причин плохой работы мотора


    Повертев цилиндр в руках, заметил толстую алюминиевую прокладку 3 мм под цилиндром. Вот почему поршень в ВМТ не доходил на миллиметр до края гильзы - прокладка слишком высокая. Позже выяснилось, что она должна быть не более 2.3 мм.

    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха и Д-4 1956г.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1207
    • Степень оранжевости: 1252
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Мини-мокик ЗиД-36 Птаха. Ранний выпуск
    « Ответ #18 : Декабрь 28, 2019, 15:19:53 »
  • +1
  • -0
  • Снимаем крышку сцепления

    Сцепление такое миниатюрное, а в нем еще и 10 дисков умещаются



    Снимаем подобие нажимного диска, сжав два лепестка-фиксатора корзины к центру

    Внутри обнаруживается болт М6 с очень мелкой резьбой


    Выкрутив болт, корзина легко снимается


    В торце сердцевины барабана, с внутренней стороны, для связи с коленвалом, имеются маленькие квадратные кулачки

    И ответные кулачки на самом валу


    Теперь снимаем звездочку цепной передачи двухлапым съемником, и можно снять крышку КПП. У меня она снялась только с центровочной втулкой

    А в крышке имеется подшипник 6201, он же подшипник вторичного вала.
    Под этим подшипником установлен сальник размерностью 17*28*5.5. Размерность редкая, благо, у какой-то Ямахи такой же сальник стоит то ли в редукторе, то ли на коленвалу, так что достать его можно.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха и Д-4 1956г.

    Оффлайн Varatas

    • Мопедист
    • Сообщений: 508
    • Степень оранжевости: 291
    • varatas
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы Участник мегачелленджа 1 степени
      • Загорянка
      • Награды
    • Город: Загорянский-Саратов
    Re: Мини-мокик ЗиД-36 Птаха. Ранний выпуск
    « Ответ #19 : Декабрь 30, 2019, 10:09:50 »
  • +1
  • -0
  • Сцепление такое миниатюрное, а в нем еще и 10 дисков умещаются
    Немного влезу в тему. Себе за не имением дисков точил из текстолита просто круглый и все работает норм.
    Внутри обнаруживается болт М6 с очень мелкой резьбой
    тоже проходили долго искал кто может нарезать такую резьбу поэтому акуратней при сборке . Благо на болту сорвалась,а не в КВ.
    Под этим подшипником установлен сальник размерностью 17*28*5.5. Размерность редкая, благо, у какой-то Ямахи такой же сальник стоит то ли в редукторе, то ли на коленвалу, так что достать его можно.
    Сальники подходят от рулевой рейки Мерседеса :)  я себе заказывал  на РТИ теперь есть запас. С Завода там стоят разные сальнике слева и с права. :)

    Varatas

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1207
    • Степень оранжевости: 1252
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Мини-мокик ЗиД-36 Птаха. Ранний выпуск
    « Ответ #20 : Декабрь 30, 2019, 22:12:04 »
  • +2
  • -0
  • Varatas, спасибо за внимание.
    Про резьбы мелкие я узнал еще задолго до появления Птахи у меня, перечитывая тему Дедушки Вагнера и обрывки подобных тем на других ресурсах. А если вдруг и будет где-то срыв резьбы, то резьбонарезной инструмент у меня есть под любые диаметры и шаги резьбы, так что мне не страшно. :)) Недаром я его коллекционировал на протяжении нескольких лет и пополняю время от времени...
    А вот за сальник спасибо, про Мерседесы не подозревал. Про разные размеры уже в курсе, об этом будет дальше упомянуто.
    Со сцеплением у меня пока порядок, за исключением сломанного выжима, но это поправимо.

    Итак, под крышкой у мотора скрываются ведомая и ведущая шестерни, а также вторичный вал


    И опять же кричащее изобилие герметика...

    Вернулись на левую сторону. Здесь снимаем маховик. Для его снятия использовался обычный съемник маховика мотора Ш51...58, подходит идеально


    Статор


    Осторожно поддевая отверткой статор со всех сторон, снимаем его



    Далее снял поршень. Уже после его снятия открылись некоторые подробности по нему. Первое - посадка поршневого пальца сильно прослаблена, палец входит свободно в поршень и даже едва ощутимо болтается в бобышках.
    Второе - одна из бобышек, что смотрит на выхлоп, оказалась заварена сваркой и красиво обточена снаружи, да так, что сначала я всерьез думал, что поршень так сделан на заводе. На мой взгляд, куда проще сделать перегородку в поршневом пальце...
    Третье - со стороны выхлопа на поршне нарастили сваркой юбку, дабы исключить возможность вскрытия выпускного окна при положении поршня в ВМТ, поскольку заводские вырезы могут это позволить. Хотя позже выяснилось, что с наращиванием перестарались..




    Шатун уже лишен родной втулки ВГШ, вместо нее был вставлен какой-то огрызок, который и сам болтался в шатуне как хотел, так и палец в нем тоже болтался во всех направлениях, а с пальцем и поршень... Ну а болтанка поршня в цилиндре при работе - сами знаете чем грозит..



    А вот коленвал какой красивый... И люфта в НГШ совсем нет никакого, что очень радует.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха и Д-4 1956г.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1207
    • Степень оранжевости: 1252
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Мини-мокик ЗиД-36 Птаха. Ранний выпуск
    « Ответ #21 : Декабрь 31, 2019, 10:13:20 »
  • +2
  • -0
  • Немного доработал съемник коленвала, который был изначально мною сделан для снятия скутерного маховика.


    И, вращая болт, без особых усилий располовинил картер



    Затем извлек все валы и шестерни из КПП






    За исключением поврежденного участка шлицевой части пускового вала, вся КПП в идеальном состоянии.

    Ведущая шестерня с коленвала не хотела сниматься по причине заусенцев на краю цапфы. А заусенцы появились там, вероятно, от предыдущего вмешательства - молотком явно выпрессовывали коленвал. Пришлось помочь двумя тонкими отвертками и шестерня снялась



    Пока коленвал еще остался в правой половинке, решил проверить совпадение окон в цилиндре с разными положениями поршня.
    В НМТ, с установленной проставкой 3 мм под цилиндр, поршень уходил ниже среза выпускного окна почти на 1 мм.

    И вот так это выглядит со стороны впуска


    А в ВМТ, соответственно, поршень на ту же величину не доходил до края гильзы. Причиной такого "дефорса" оказалась странная фаска на краю гильзы, выступающая внутрь. Следов от молотка там не обнаружилось, скорее всего, здесь имеет место заводской брак.
    Но эту фаску позже удалось сточить полностью при помощи алмазных надфилей. И поршень, наконец, перестал в нее упираться днищем и свободно теперь проходит весь цилиндр насквозь. Кстати, в сухом цилиндре сухой поршень очень плавно опускается под своим весом, значит тепловой зазор выбран правильно.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха и Д-4 1956г.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1207
    • Степень оранжевости: 1252
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Мини-мокик ЗиД-36 Птаха. Ранний выпуск
    « Ответ #22 : Январь 02, 2020, 11:11:28 »
  • +1
  • -0
  • Далее, положив картер в электропечь на 20 минут, извлек подшипники и сальники.


    На мой взгляд, у этих моторов есть только одно неудобство - невозможно заменить сальники, не разбирая полностью двигатель. Потому как все сальники с наружной стороны прикрыты стенками картера.
    Хотя, по сути, этот мотор разбирать вообще не сложно.

    Вместе с подшипниками из горячего картера вывалился и коленвал

    Оцените его масштабность на ладони  :))


    Остался голый картер


    Теперь кратко о сальниках. На коленвалу со стороны сцепления - 17*28*5.5мм, со стороны генератора - 12*28*7мм. Под звездочкой - 17*28*5.5мм.
    И первый косяк от предыдущих ремонтеров - со стороны генератора установили сальник 10*28*7мм. Разумеется, ему от этого сильно поплохело со временем, кромки истерты в хлам


    На коленвалу с обоих сторон установлены подшипники 6201, под звездочкой тоже, а на другом конце вторичного вала КПП - 101-й размер подшипника, если мне память не изменяет. По состоянию их - левый подшипник коленвала уже шумит, хотя люфта не имеет, на всякий случай заменю его. Подшипник под звездой слегка люфтит, тоже под замену. Правый подшипник коленвала и второй подшипник вала КПП в отличном состоянии, пока менять не буду.
    Сальники, естественно, заменю все.

    Теперь о поршне.
    Пока что решил его юбку доработать по размеру продувочных окон, чтоб было максимально четкое совпадение, а также немного подогнать юбку со стороны впуска, там было несовпадение. Также на 1.5 мм уменьшил высоту нарощенной части юбки со стороны выхлопа, чтоб меньше торчала в НМТ из края гильзы. Выпускное окно при этом не вскрылось.
    Смотрим на фото



    Еще мне коллеги предложили одну идею с данным поршнем, самому интересно ее реализовать. А именно - превратить плоское днище поршня в немного выпуклое, путем стачивания края днища по кругу на 1 мм. Все это для того, чтобы довести степень сжатия до номинального заводского параметра - напомню, что у родного поршня днище выпуклое, а посредине его еще и гайка крепежная имеется, так все будет в порядке, - а также чтобы как можно менее толстую прокладку использовать под цилиндром.

    Все это сначала будет реализовано и протестировано на старом поршне, если результат будет хорошим, то сразу же побегу в магазин за новым таким же поршнем, и сделаю с ним все то же самое и установлю в мотор его уже непосредственно для длительной эксплуатации.

    А для тех, кому лень читать и разглядывать фото, напомню - есть видео разборки




    За качество съемки не судите строго, камера старая, и плохо фокусируется при искусственном освещении.
    Скажу только, что уже имеется в наличии камера получше, а также обзавелся более свежим ПК и видеоредактором, в дальнейшем буду осваивать.

    Продолжение следует, не переключайтесь... 8)
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха и Д-4 1956г.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1207
    • Степень оранжевости: 1252
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Мини-мокик ЗиД-36 Птаха. Ранний выпуск
    « Ответ #23 : Январь 18, 2020, 12:10:42 »
  • +4
  • -0
  • Перед сборкой притер все стыковочные поверхности картера.
    Обе половинки

    Половинки на внутреннем стыке оказались прилично искривлены, больше всего металла снималось по внешнему контуру плоскостей, но все в пределах 0.1... 0.4 мм.

    Затем крышка КПП

    В задней нижней части поверхность стыка была изуродована отвертками от предыдущего вскрытия колхозниками, потому притирка и здесь была необходима. Стало заметно лучше.

    Легонько притер и крышку сцепления. С ней все в порядке, не кривая.


    Корпус лепесткового клапана тоже нуждался в притирке. Опять же, в первую очередь металл начал сниматься в районе проушин под винты, а потом по остальной части стыка.


    И внутренняя часть корпуса клапана была притерта в той части, которой стыкуется с цилиндром.


    Все притирочные операции делались на идеально ровной каменной плите, любезно подаренной форумчанином siemensC35. На ней когда-то притирали целиком головку для Москвича, бегает до сих пор без подтеков, значит плита ровная.

    В ВГШ не было заводской втулки под палец. Подошла как родная от коленвала Ш-62, даже после запрессовки ее пришлось в четыре захода подгонять внутри разверткой под диаметр нового пальца. После этого засверлил два смазочных отверстия, согласно заводским в шатуне Птахи, сделал треугольным надфилем две смазочные продольные канавки, проходящие через смазочные отверстия - для того, чтоб смазка растекалась по всей ширине втулки и смазывала весь палец, а не в двух точках, - и после еще раз прошелся разверткой.

    Почти весь крепеж мотора решено заменить на винты под внутренний шестигранник, винты уже куплены.
    Осталось сделать новую прокладку под цилиндр, лепестковый клапан, и карбюратор, и будет сборка.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха и Д-4 1956г.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1207
    • Степень оранжевости: 1252
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Мини-мокик ЗиД-36 Птаха. Ранний выпуск
    « Ответ #24 : Февраль 11, 2020, 22:45:35 »
  • +2
  • -0
  • Постоянные читатели уже, наверное, заждались финала ремонтно-ревизионных работ, но сейчас мы это исправим. :))

    Итак, с валяющегося под рукой убитого коленвала для Ш-62 была извлечена родная втулка ВГШ, запрессована в шатун Птахи и доработана напильником для улучшения смазки поршневого пальца


    Изготовлены нужные прокладки под цилиндр, а также под лепестковый клапан. Паронит 0.8 мм. Под цилиндр прокладок две, поскольку без них этот поршень ( от бензопилы Хускварна-137, как выяснилось ) в ВМТ выступает за край гильзы на 1.5 мм и нужно было выбрать оптимальную высоту цилиндра. Общая толщина прокладок, с использованием очень тонкого слоя герметика между ними и по наружным сторонам прокладок, получилась 1.6 мм - идеально, поршень до головки цилиндра не достает.


    Днище поршня я аккуратно и, как можно равномернее, обточил по краям, придав ему слегка выпуклую форму. После обточки высота поршня по краям уменьшилась на 0.8 мм. Это также позволило уменьшить высоту бутерброда из прокладок под цилиндром, без обточки прокладки пришлось бы делать три, общей высотой 2.3... 2.5 мм. Уверен, что эта обточка даже на качество продувки повлияет в лучшую сторону.


    Сам лепесток в клапане я развернул обратной стороной, теперь он прилегает плотно.


    И пару фото из начала сборки



    Увы, весь процесс сборки запечатлеть не удалось, сборку производил в перерывах между работой, и не в гараже.
    Было несколько моментов, как то - оказалось, что на валу КПП, между муфтой переключения и шестерней второй передачи, у меня отсутствовала дистанционная шайба, толщиной 1.3 мм, без нее вал свободно перемещался из стороны в сторону.
    Подходящей шайбы не было, нашел каленую стальную шайбу подходящую по наружному диаметру и толщине, но отверстие в ней было 8 мм, а толщина вала 12 мм. Благо, с участием сверлильного станка и настольных тисков, удалось сверлом 11 мм и алмазным надфилем, за несколько подходов, увеличить отверстие шайбы до 12 мм и она идеально подошла на вал.
    Теперь вал не люфтит. Но вот чтобы это понять, мне пришлось повторно разобрать и собрать мотор :)) :)) :))

    Потом была еще изготовлена новая шпонка под звездочку...
    И мотор вернулся в родную раму



    А здесь можно послушать первый чих-пых мотора


    Впереди еще ждет более точная настройка опережения зажигания, изготовление недостающих элементов привода сцепления и прочие мелкие доделки...
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха и Д-4 1956г.

    Оффлайн siemensC35

    • Мопедист
    • Сообщений: 176
    • Степень оранжевости: 106
    • 2.134-3.112 можем подварить
      • Награды
    • Город: UA/Dnepr
    Re: Мини-мокик ЗиД-36 Птаха. Ранний выпуск
    « Ответ #25 : Февраль 27, 2020, 14:37:50 »
  • +2
  • -0
  • Jawa-Stella 225, К125, M53 2kf

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1207
    • Степень оранжевости: 1252
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Мини-мокик ЗиД-36 Птаха. Ранний выпуск
    « Ответ #26 : Февраль 28, 2020, 18:18:26 »
  • +1
  • -0
  • Поймал нужный угол опережения зажигания путем перемещения маховика по валу, теперь моторчик запускается легко и работает еще устойчивей, да и тянет лучше, без перегревов.
    Был вопрос с тросиком газа. Из подходящего троса от велосипедного тормоза, путем небольших доработок, изготовил новый тросик газа, который работает уже от стандартной рукояти газа, а не от лишнего рычага на руле - управление мопедом стало удобнее. Пока оплетка троса голая, позже одену ее в термоусадку.


    В дополнение к японскому свечному колпачку, теперь есть и подходящая японская свеча NGK BPR6, с ней мотор работает лучше, чем с А11.


    Родная крышка генератора вернулась теперь на место


    Несмотря на отсутствие троса сцепления, я все равно не один день уже в тестовом режиме катаюсь по улице, благо, опыт езды без использования сцепления у меня имеется, потому скажу сразу - мотор и кпп не страдают в данном случае.
    Тем более, поездки длятся не более пару минут - просто ловлю еще настройки карбюратора, разбираюсь с плохой подачей топлива через родной краник и сразу же тестирую. Но мопедка, тем не менее, довольно весело ездит - прям какая-то бешеная бензопила с КПП :))

    На очереди - изобретение троса сцепления и изготовление недостающих элементов механизма привода сцепления.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха и Д-4 1956г.