Автор Тема: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.  (Прочитано 119435 раз)

Оффлайн Сильвер

  • Мопедист
  • Сообщений: 1214
  • Степень оранжевости: 1269
  • Награды За победу в фотоконкурсе
    • Награды
  • Город: Днепропетровск
Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
« Ответ #285 : Июль 14, 2019, 14:39:50 »
  • +2
  • -0
  • На одометре 3521 км.


    Давно не чистил глушитель, и на днях залез таки внутрь него. Флейта заросла не сильно, но все же грязи было достаточно. Вычистил, продул, увеличил пару отверстий в каналах флейты сверлом, собрал назад.
    Ехать стало чуть бодрее, но чего-то мотору не хватало все равно..

    Нашел мануал, отрегулировал уровень поплавка - уровень был завышен сильно.
    Еще чуть лучше стало.

    Покатался и посмотрел на свечу - а она темно-коричневая. А незадолго до этого я поднял иглу в карбе на верхнее деление.
    Разобрал карб, достал иглу, опустил на 2 деления вниз, и мотор наконец стал таким, как должен быть - теперь хорошо набирает обороты даже с низов на 3-ей передаче ( до этого на низах тяга была очень слабая ). Запуск хороший в любом виде теперь.

    А еще, для эксперимента, установил ведущую звезду на 12 зубов, вместо 13. И наверное ее сниму пока и верну 13-ю, ибо теперь мощности достаточно, а то с 12-й звездой первая передача уж слишком короткая, можно нечаянно уехать с места на холостом ходу :))
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха,  Д-4 1956г., Gilera CB-1 50, веломотор MAW A5-3, Babetta 207, Solo Typ 255

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1214
    • Степень оранжевости: 1269
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #286 : Июль 20, 2019, 06:47:45 »
  • +2
  • -0
  • Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха,  Д-4 1956г., Gilera CB-1 50, веломотор MAW A5-3, Babetta 207, Solo Typ 255

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1214
    • Степень оранжевости: 1269
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #287 : Август 22, 2019, 21:09:24 »
  • +1
  • -0
  • Немного напишу...

    Ява продолжает бегать, выполняя даже различные грузовые перевозки между городами




    Недавно впервые посетил на Яве и город Павлоград, отстоящий по Донецкому шоссе на 57 км от меня. Доехал без проблем и так же без проблем вернулся.



    Общий пробег на сегодня 3918 км.

    КПП работает четко и без нареканий, кулиса уже "обкаталась", передачи переключает легче.
    Расход горючего не изменился - все так же до 2 литров на 100 км, - хотя сейчас ведущая звезда 12 зубов, вместо стандартной 13. Скоро верну обратно 13-ю звезду.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха,  Д-4 1956г., Gilera CB-1 50, веломотор MAW A5-3, Babetta 207, Solo Typ 255

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1214
    • Степень оранжевости: 1269
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #288 : Сентябрь 17, 2019, 20:34:45 »
  • +4
  • -0
  • Еще в конце августа все-таки сменил ведущую звезду обратно - вернул 13-зубовую. Скорость сразу же выросла. Недостатка в мощности на сей раз не наблюдалось.
    Вскоре состоялась вылазка по району, намотал 162 км одним махом. Было куча подъемов, спусков, встречный ветер, плохие дороги...
    Но самое интересное - на весь путь мне хватило около 3 литра бензина. Средний расход получился 1.9 л на 100 км. Весьма хороший результат !
    В поездке проезжал через небольшой город Перещепино.


    7 сентября посетил ретро-выставку в Днепропетровске.


    Там был один интересный мопедик..
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха,  Д-4 1956г., Gilera CB-1 50, веломотор MAW A5-3, Babetta 207, Solo Typ 255

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1214
    • Степень оранжевости: 1269
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #289 : Март 09, 2020, 21:51:25 »
  • +2
  • -0
  • После выставки, на обратном пути, не доезжая 10 км до дому, скончался конденсатор в зажигании.
    Далее, еще почти 8 км удалось проехать, с жуткими перебоями в работе двигателя, в сторону дома, потом конденсатор сгорел окончательно и мотор больше не запускался.
    С того дня, Ява была поставлена в гараж на длительную стоянку, поскольку осенью и зимой для ее ремонта времени не было.
    А еще, уже в начале 2019 года, стал отчетливо слышен стук в НГШ коленвала при работающем двигателе, весь год искал живой коленвал на нее.
    В итоге, насобиралось аж 5 штук


    Без люфта в НГШ оказался лишь один коленвал, тот, что на переднем плане по центру.
    Все остальные имели люфт НГШ разной величины..
    Но не все так просто... Живой коленвал мне достался без втулки ВГШ, из остальных коленвалов втулки уже имеют немалый износ, ставить их нет смысла - надо купить, либо выточить новую. Это задача номер 1.

    Также подобрал из запасов два разных цилиндра, они будут расточены под новый поршень 38.25 мм, т.е. 1й ремонт. Оба будут тестироваться на этом двигателе, в разное время.

    Не так давно, после окончания ремонтных работ по мопеду Стелла, появилась возможность добраться до мотора Явы.
    Снял с рамы и начал разбирать







    Что получилось, в результате дефектовки:
    - люфт шатуна коленвала достигает 1 мм.
    - на поршне обломился кусочек нижнего кольца, но цилиндр и поршень без царапин.
    - поршневой палец изношен уже, ему все-таки больше 50 лет.
    - ослабла гайка ведущей звезды главной передачи и звезда начала разбивать шлицы на валу, вал придется заменить.
    - правый сальник коленвала просится в замену, рабочая кромка уже прилично истерлась.
    - моторную цепь, на всякий случай, поищу новую, старая уже немного растянулась и скоро может начать затирать о картер. Благо, один-в-один подходит цепь с мотоцикла Минск, а ее проще достать новую.
    - подшипники и вся КПП целиком в отличном состоянии, просто нужно все помыть.

    А по ходовой части всплыли тоже неприятные нюансы. Одна из проушин рамы, под нижнее крепление двигателя, треснула и развалилась, остальные проушины в порядке, но уже решено их все усилить сваркой и шайбами.

    Получается, за 2019й год Ява проехала всего 1188 км.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха,  Д-4 1956г., Gilera CB-1 50, веломотор MAW A5-3, Babetta 207, Solo Typ 255

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1214
    • Степень оранжевости: 1269
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #290 : Март 11, 2020, 11:25:10 »
  • +0
  • -0
  • Может имело смысл не собирать коллекцию коленвалов, а купить шатун в Словакии и перепрессовать.
    https://www.motoren.sk/connecting-rod-set-needle-roler-bearing-14mm-duelss---jawa-05-23-e4316
    Цена невелика и есть гарантия что все будет в порядке. У старых валов, да еще и неизвестного происхождения, тяжело оценить НГШ на предмет коррозии. Вроде люфта и нет, но есть коррозия на пальце и/или роликах НГШ - результат НГШ съело за считанные километры и опять надо разбирать двигатель.
    Конечно, можно было и так.
    Но, во-первых, почти все эти валы на фото мне доставались по цене лома, а три из них вообще бесплатно.
    А во-вторых, это запас на будущее. Теперь я смогу заказать на все коленвалы ремкомплекты шатунов, на некоторые и полуоси новые, отремонтирую валы и буду иметь нескончаемый запас хороших чешских коленвалов. Так сказать, инвестиция в будущее.

    Кстати, заказ уже формирую потихоньку, примерно к лету мне его привезут. Там будут и шатуны, и поршни, и еще всякая всячина...

    А для выбранного мною хорошего вала, вчера была найдена втулка, которая шикарно разместилась в шатуне, и проблема с коленвалом решена, начинаю сборку мотора.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха,  Д-4 1956г., Gilera CB-1 50, веломотор MAW A5-3, Babetta 207, Solo Typ 255

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1214
    • Степень оранжевости: 1269
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #291 : Март 17, 2020, 12:56:41 »
  • +3
  • -0
  • Коленвал готов к установке и работе.



    Нашел в закромах новый вторичный вал, а к нему и новый первичный, со всеми шестернями.

    Подшипники вымыл, картер тоже вымыл тщательно. Заменил правый сальник коленвала.
    Уже установил все подшипники обратно, все сальники.

    Также приобрел новую моторную цепь. Попалась от Минска, еще времен СССР, производства Даугавпилс. По качеству она не уступает чешской Фаворит, а по цене в два раза дешевле и более доступна в продаже.

    Нашел в закромах практически новый генератор, его и установлю.

    Теперь собираем мотор и отдаем три цилиндра( один тип 05, второй тип 20, третий - от харьковских картингистов, доработанный тип 05. ) в расточку под поршень 38.25 мм.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха,  Д-4 1956г., Gilera CB-1 50, веломотор MAW A5-3, Babetta 207, Solo Typ 255

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1214
    • Степень оранжевости: 1269
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #292 : Март 22, 2020, 15:43:32 »
  • +4
  • -1
  • Понемногу двигатель собрал.

    Снова на герметик, без прокладки


    Стяжные винты картера теперь будут под внутренний шестигранник, класс прочности 8.8, цинк




    После сборки и протяжки винтов, коленвал легко вращается двумя пальцами, валы КПП аналогично.

    Дальше села батарейка и уже фотографировать процесс было нечем :-[
    Позже покажу, что и как.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха,  Д-4 1956г., Gilera CB-1 50, веломотор MAW A5-3, Babetta 207, Solo Typ 255

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1214
    • Степень оранжевости: 1269
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #293 : Апрель 20, 2020, 18:35:12 »
  • +0
  • -0
  • Пока в стране карантин, конторы с расточкой цилиндров в большинстве закрыты, возвращаемся к идее "легкой доработки" Явы.

    Один из давнишних планов - изолировать приводную цепь максимально от дорожной пыли и влаги, ради продления срока ее службы до хотя бы >15 000 км.

    Один из понравившихся и наиболее возможных вариантов - резиновые чехлы от Минска и два металлических кожуха для ведомой и ведущей звезды соответственно.


    Осталось лишь изготовить кожухи и подружить их с чехлами и самой задней подвеской.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха,  Д-4 1956г., Gilera CB-1 50, веломотор MAW A5-3, Babetta 207, Solo Typ 255

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1214
    • Степень оранжевости: 1269
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #294 : Июнь 12, 2020, 11:27:20 »
  • +3
  • -0
  • Цилиндр номер 1 расточили.
    На сей раз точили очень далеко от меня, но весьма серьезная контора с большим опытом работы и гарантией качества. Вышло не дороже, чем у местных.
    И обязательно - с правильным, плосковершинным, хоном. Гарантию дали на 20 тысяч километров, этого вполне достаточно.



    Собрал поршневую на двигателе. Родной карбюратор отправился в чемодан с запчастями, а его место занял такой же, но более свежий по состоянию.


    Позже, с помощью сверлильного станка и болгарки и мелкой наждачкой, изготовил запасную иглу дросселя из более длинной явской иглы.
    Справа - родная, слева - новая


    Звуковой сигнал не работал, причина оказалась в постоянно прижатой диафрагме к сердечнику катушки. Немного отогнул ее, и сигнал подал признаки жизни. Попутно подкрасил внутренний купол серебрянкой, чтоб не ржавел и выглядел прилично


    Немного навел порядок в проводке, заменил некоторые провода, клеммы, все соединения и скрутки заизолировал термоусадкой


    И вывел общую "массу" на верхний винт двигателя с каждого потребителя, для надежности


    Первый пуск двигателя уже был, но не долгий. Двигатель работает хорошо.
    Залил новое масло 10W40 в КПП, но почему-то сцепление стало буксовать, надо подложить шайбочек под пружинки.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха,  Д-4 1956г., Gilera CB-1 50, веломотор MAW A5-3, Babetta 207, Solo Typ 255

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1214
    • Степень оранжевости: 1269
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #295 : Октябрь 16, 2020, 13:38:29 »
  • +5
  • -0
  • Ну что же.. На дворе осень, середина октября, пришла пора подвести итог по мопеду за прошедший сезон.

    Увы и ах, этот год Ява провела почти все время простаивая в гараже...
    Даже несмотря на замену поршневой и коленвала, ездить получилось недолго.
    В общей сложности, проехал 100 километров всего.

    Что-то случилось, то ли с карбюратором, то ли с электрикой, но весело и радостно поездить получилось всего лишь первые 50 км. Остальной промежуток был с постоянными проблемами в пути.

    Среди мелких поездок по городу, было всего две поездки за город. Первая - на 42 км


    Вторая поездка состоялась через месяц, когда приехал друг в гости. Решили стать ближе к природе и поехали в лесной массив на берегу реки в 15 км от города. Вот так это выглядело

    Первая остановка в лесу

    Дорожка

    Вторая остановка в лесу, уже на самом берегу реки



    Собственно, река





    Еще одна причина малочисленности пройденных километров - потеря любимой курьерской работы аккурат к началу ездового сезона. А именно эта работа давала наибольший процент пробега моей техники.
    Плюс вскоре объявили всеобщий карантин, просидел месяц без всякой работы, затем перестроился на другую деятельность и рабочий процесс пошел, постепенно набирая темп и загрузку. Но эта работа почти не требовала перемещения в пространстве при помощи мопеда, так что выезды на мопеде были очень редки..

    Впереди маячит зима, и наконец будет немного времени на выяснение и устранение неполадок в двигателе.

    Итого общий пробег составляет 4320 км
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха,  Д-4 1956г., Gilera CB-1 50, веломотор MAW A5-3, Babetta 207, Solo Typ 255