Автор Тема: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.  (Прочитано 87734 раз)

Оффлайн Сильвер

  • Мопедист
  • Сообщений: 1075
  • Степень оранжевости: 963
  • Награды За победу в фотоконкурсе
    • Награды
  • Город: Днепропетровск
Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
« Ответ #270 : Февраль 05, 2019, 18:53:01 »
  • +0
  • -0
  • Южане)))
    У нас вчера максимум +7 было и впервые солнце выглянуло.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956г.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1075
    • Степень оранжевости: 963
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #271 : Февраль 28, 2019, 22:30:47 »
  • +1
  • -0
  • Ява за февраль даже успела пробежать 71 км.
    Показания одометра теперь - 3100км.
    Мотор проблем не доставил, все хорошо.
    Пока что мопед стоит и ждет более теплых дней.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956г.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1075
    • Степень оранжевости: 963
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #272 : Апрель 06, 2019, 20:35:33 »
  • +1
  • -0
  • По счастливому стечению обстоятельств, был приобретен за небольшую сумму второй двигатель для Явы, так сказать, - запасной.
    Моторчик довольно жизнеспособный, причем такой же модели, что и мой - переходная 20-ка.





    Все легко вращается, передачи громко и четко щелкают, даже имеется весьма неплохая компрессия.

    Теперь его полностью разберу, проинспектирую состояние внутренностей, соберу, и до конца этого сезона он займет свое место в раме мопеда, пока его родной мотор будет вскрываться для поиска неисправности КПП.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956г.

    Оффлайн siemensC35

    • Мопедист
    • Сообщений: 75
    • Степень оранжевости: 26
      • Награды
    • Город: UA/Dnepr
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #273 : Апрель 07, 2019, 18:12:53 »
  • +0
  • -0
  • Кстати крышечка отсека генератора была другой стороной, я ее для красоты так поставил ;)

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1075
    • Степень оранжевости: 963
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #274 : Апрель 07, 2019, 20:43:23 »
  • +0
  • -0
  • Я сразу догадался.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956г.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1075
    • Степень оранжевости: 963
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #275 : Апрель 24, 2019, 09:50:30 »
  • +0
  • -0
  • Так-с, разбираем приобретенный мотор для изучения состояния внутри.

    Снял левую крышку. Под ней аж две прокладки было.

    Сразу заметно, что цепь уже растянулась до критичной величины, надо менять. Задевала за картер


    Снял генератор. В него когда-то пытались воткнуть световые катушки повышенной мощности, но они же и чуть большего размера, для их установки кто-то выстрогал в стенке картера два соответствующих гнезда


    Головка цилиндра когда-то встречалась с кусками компрессионных колец, это видно по характерным отпечаткам в камере сгорания

    Цилиндр довольно хороший, на глаз выработка незаметна. Хотя в нижней части в него попадала вода, и образовался ржавый налет. Это не критично, можно мелкой шкуркой убрать.

    Сама головка и цилиндр от тип 20, на 4 лошадки, так сказать.

    Сцепление. Сняв стопора и пружинки, отковыряв прикипевший верхний диск, видим крайний износ пробковых сухариков.


    Замечу, что звезда на коленвалу и сама корзинка сцепления были затянуты явно с помощью гайковёрта, с большим моментом затяжки. Потому откручивались тяжко. Но касательно сцепления это плюс - корзинка по валу не люфтит совсем, а это редкое явление.

    Выкручиваем все винты, предварительно простучав их, надеваем съемник коленвала и располовиниваем мотор без шума, пыли и молотка.


    А вот уже очередная печалька - левый подшипник КВ вышел из картера и остался на валу. Это говорит о том, что посадка уже прослаблена.


    Ну и традиционно смятые первые два зуба на пусковом полумесяце


    А в целом - КПП в полном порядке. По опыту и многочисленным отзывам знаю, что убить эту коробку очень непросто и зачастую она легко может пережить весь мотор.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956г.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1075
    • Степень оранжевости: 963
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #276 : Апрель 24, 2019, 09:59:45 »
  • +0
  • -0
  • И краткое резюме:
    - на вторичном валу КПП замяты шлицы под звезду. Нужно менять.
    - оба подшипника коленвала имеют значительный люфт и повреждения шариков. Менять однозначно.
    - оба сальника коленвала также сильно изношены. Менять.
    - сам коленвал имеет люфт в НГШ и ВГШ. Ремонт, либо замена.
    - поршень хороший, кольца пересмотрю. Возможна дальнейшая эксплуатация, или нет.. ?
    - моторная цепь под замену
    - сухарики сцепления менять
    - цилиндр на вид хороший. Позже проверю с пристрастием

    Итого - без ремонта мотор работать нормально не будет. Буду потихоньку делать его.
    А тем временем, был снят и мой мотор с мопеда - для поиска неисправностей КПП.

    Продолжение следует...
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956г.

    Оффлайн siemensC35

    • Мопедист
    • Сообщений: 75
    • Степень оранжевости: 26
      • Награды
    • Город: UA/Dnepr
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #277 : Апрель 24, 2019, 11:40:30 »
  • +0
  • -0
  • Так-с, разбираем приобретенный мотор для изучения состояния внутри.

    Снял левую крышку. Под ней аж две прокладки было.

    Он пол дня провалялся на треугольнике и все равно не все гадости вылились, нужно было еще керосина залить ....
    Сальники там вроде еще родные были, я не спец по этим моторам вообщим

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1075
    • Степень оранжевости: 963
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #278 : Апрель 27, 2019, 07:40:14 »
  • +3
  • -0
  • И вот настал черед моего мотора.
    Процесс его разборки снял на видео.


    Причина отказа КПП была банально проста - выскочил фиксатор кулисы.

    Заодно, увидел, где нужно будет внести доработок для беспроблемной дальнейшей эксплуатации мопеда, и мотора в частности.

    Позже расскажу подробнее.
    Продолжение следует...
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956г.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1075
    • Степень оранжевости: 963
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #279 : Апрель 27, 2019, 07:56:18 »
  • +0
  • -0
  • Вот так это выглядело в момент разборки, слетевший фиксатор

    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956г.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1075
    • Степень оранжевости: 963
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #280 : Июнь 02, 2019, 17:31:08 »
  • +7
  • -0
  • И вот закончилась переборка мотора.
    Что получилось в итоге:
    - мотор остался прежний
    - цилиндр, поршень, кольца установил от донора - там меньше износ и не люфтит палец в бобышках. И в стыке колец зазор в пределах нормы, причем кольца оригинальные ЧССР.
    - в КПП заменил кулису целиком, вилочку со штоком, и первичный вал - все это взято с донора.
    - в сцеплении заменил столик, также взятый с донора, у него очень хорошее состояние. Диски сцепления с пробковыми вкладышами остались прежние, лишь сменил все вкладыши на одном из дисков на менее изношенные. Сами диски развернул на 180 градусов, чтоб цепь теперь работала по неизношенной стороне зубьев, заодно цепь слегка подтянулась и до картера точно не достанет.
    - также заменил ведущую звезду, тоже с донора.
    - на всякий случай сменил левый сальник коленвала на новый.

    Картер снова был собран на герметике, без прокладки. Плоскости половинок отверткой не разбирались и по зазорам на всех валах сборка без прокладки вполне допустима.

    Затем мопед был вымыт мопед и установлен мотор

    За несколько дней мопед обрастал частями




    ... и сборка завершилась.

    Попутно также сделал дополнительный резиновый подкрылок для заднего колеса, чтоб камни и грязь не сбивали краску внутри капота.

    И Ява уже успела совершить первый пробег после ремонта длиною в 56 км.

    Поездка прошла довольно успешно, мотор тянет хорошо, но изношенность карбюратора дает свои нюансы в езде, надо срочно искать замену.
    Теперь КПП щелкает замечательно, даже с некоторым усилием - но это норма для кулисы с малым пробегом, притрется со временем.
    Масло в КПП все тот же АТФ-3.

    Осталось довести до ума некоторые мелочи - сигнал, на свет вживить дроссельную катушку, переделать багажник от Явы-350 под эту Яву и будет полный фарш 8) :))

    Ну а всем форумчанам - ровных дорог и долгой жизни моторам ! :)
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956г.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1075
    • Степень оранжевости: 963
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #281 : Июнь 05, 2019, 09:11:36 »
  • +2
  • -0
  • Ищу подходящую замену родному карбюратору. Пока в наличии есть два К-60 - Пекар К-60В 2004 года и СССР-овский К-60.
    Для начала установил К-60В. Он почти новый, больше лежал на полке гаража, нежели работал. Жиклер с маркировкой "62", диаметр отверстия которого идентичен советскому жиклеру "55". Но, для начала, решил попробовать так. Что из этого вышло ?.. -


    Позже выяснилось, что смесь довольно бедная. После 10 км пробега на свече был светло-серый, почти не видимый нагар, свеча была чистая и сухая.
    Теперь нашел жиклер "70", буду пробовать с ним.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956г.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1075
    • Степень оранжевости: 963
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #282 : Июнь 08, 2019, 19:42:13 »
  • +1
  • -0
  • С жиклером "70" стало чуть лучше ехать. Но все равно, как ни регулировал смесь, на низах мотор даже дергался, были постоянные провалы...
    И очень интересная картинка вышла. холодный мотор запускается хорошо, а вот горячий, если его заглушить, то в течении минуты он запускается с первого раза киком. Если постоять дольше, то запуск уже становится возможным только с толкача. Да и не сразу схватывает..

    Решил попробовать советский К-60, с тем же жиклером "70".
    Мотор сразу же ожил с первого кика, прогрелся, затем опробовал на ходу. Тяга стала равномерной, без провалов, на ручку газа на ходу отклик значительно улучшился - мотор сразу же набирает обороты. И даже как-то мягче стал работать.
    Проехал так уже почти 10 км.
    Горячий мотор запускается теперь намного лучше, часто даже с первого раза киком.
    По свече пока коричневый нагар, но нужна более длительная поездка...
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956г.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1075
    • Степень оранжевости: 963
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #283 : Июнь 19, 2019, 18:25:24 »
  • +2
  • -0
  • Короче, поигрался я с двумя К-60, стабильного результата от обоих не добился... Первое время после установки они работают хорошо, - мотор запускается с кика, тянет хорошо, набирает скорость, горячий запускается почти сразу,- но спустя сутки, или двое, ситуация ухудшается - мотор может не запуститься даже холодный, работает нестабильно, смесь то богатая, то слишком бедная...

    Надоело.
    Достал родной карбюратор. Вычистил его капитально, главный жиклер еще чуть доработал - увеличил отверстие. Затем пришла мысль примерить иглу дросселя от карбюратора Ява Бабетта. Визуально она показалась значительно толще той, что стояла, и длиннее на 2-3 мм.
    Но уже отступать было некуда и решил примерить как есть. На удивление, игла нырнула в седло полностью и встала как родная.
    Далее притер на плите с наждачкой все привалочные плоскости - фланец карбюратора, оба фланца коллектора.

    Все это собрал и установил на мопед.
    Он тут же, без дополнительного приглашения запустился и еще довольно хорошо реагировал на поворот рукояти газа.
    Честно, думал, что эта новая игла просто не даст смеси проходу, но оказалось совсем наоборот.

    Тут же, прогрев мотор, поехал на проверочный круг. Мотор работал ровно, адекватно и предсказуемо реагировал на газ, без провалов. И что интересно, сразу обратил внимание - мотор стал работать заметно мягче и вибраций стало меньше.
    Поездил пару километров, все хорошо. Заглушил. Запустился с первого раза.
    Приехал домой, дал постоять мопеду 15 минут( чтоб мотор остыл, но еще был достаточно теплым ). Снова запустился с второго нажатия, без проблем.

    После этого уже проехал 106 км. И ситуация с карбюратором в худшую сторону не меняется :) :)) Холодный мотор с первого раза запускается, горячий немного дольше, но тоже хорошо. Теплый мотор тоже с первого раза запускается.
    И едет приятно.

    Резюме - все же на заводе в ЧССР конструкторы все правильно рассчитали, и лучше ездить с родным карбюратором. Но замена самой дроссельной заслонки и жиклеров все же нужна, но это уже дело времени.

    А пока вот вам немного фото из тестовых поездок :))




    По общему пробегу набежало 3295 км
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956г.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1075
    • Степень оранжевости: 963
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #284 : Июль 07, 2019, 21:30:10 »
  • +3
  • -0
  • Ява, как ей и положено, ездит у меня не часто, но лишь на расстояния не менее 40 км за раз.
    Что характерно - мотор перестал "жаловаться" на карбюратор, они теперь хорошо дружат, и реально мотор работает мягче и чуть тише, чем до разборки.
    Хотя в одной из поездок решил посмотреть на свечу... Смесь немного богатая, но в отличие от Стеллы, свеча на Яве всегда чистая, ни разу не обрастала "бородой" из нагара.

    И что удивительно - выкрученная из теплого мотора свеча ничем не пахнет :o :-\

    Но смесь я позже буду регулировать, посмотрим результат.

    Последняя поездка длилась 111 км, в довольно сложном рельефе местности, но Ява едет и едет, ни единой осечки.


    Общий километраж на сегодня 3469 км.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956г.