Автор Тема: Восставшие из ада, или мопеды (детали) спасённые из металлолома.  (Прочитано 136572 раз)

Оффлайн road2011

  • Мопедист
  • Сообщений: 761
  • Степень оранжевости: 1297
    • Награды
  • Город: Екатеринбург
Знакомый маляр (дядьке за 50-т), работающий на порошково-полимерной покраске, иногда красит мне разные технические детали, и как-то при встрече попросил найти для него двигатель для мопеда, чтобы поставить на велосипед (так как для рожденных в СССР это тема понятна).
  Договорились, что я ему при случае что-нибудь обязательно найду, и проведу небольшую ревизию подарка. Так случилось с двигателем "Д-6", который я специально снял с распиленного ЗИФ-77, найденного на металлоломе... Интресно было взглянуть на состояние двигателя с точки зрения технической археологии  :)
Грязь, пропитанная маслом - все это знакомо. Традиционная отмывочная жидкость бензин/соляра - 50/50.



Бортовой номер мотора Д-6



Состояние карбюратора и кронштейнов показывает, в каком грянзном состоянии был двигатель.Свечка, на которую был накинуть заржавевший от времени свечной ключ ...



Вот не докурутил до конца дедушка свечку, влага все -таки попадала - на цилиндре видно поясок ржавчины



Прокладка - родное алюминиевое уплотнительное кольцо уплотнитель между цилиндром и головкой, и добавлен еще паронит...
А вот и причина установки паронита - риска-начечка на цилиндре -это я уже  встречал, видел с таким дефектом 2 таких мотора....



Шток выжима сцепления на месте. "Солдатик" работал не долго, видно по состоянию



Обалдел от состояния отсека зажигания... Как будто вчера с завода. Нижний изолятор выточен из карболита, обычное дело, если ломался при выкручивании оригинальный



Момент истины - дата на конденсаторе 04-78. (на раме Зифа-77 был тот же год - 78)



Штатный алюминиевый винтик слива отстоя с картера



Сцепление...Порванная прокладка крышки сцепления





Состояние впечатляет, видно что гайка откручивалась...



А вот верхний ведущий диск дедушка установил неправильно. Отсек сцепления замаслен, возможно и из-за порванной прокладки



Внутри отсека вала сцепления с пружиной сухо и грязновато



Коленвал - блины приварены толстым сварным швом, ступенька по буртику около 2мм...



Удивительно - коленвал, в сборе со сцеплением, магнето, вращается очень легко, что приятно удивило. Подшипник 702020 в нормальном состоянии.

Поршень - 2 номер



А вот зазор колец, установленных для проверки в цилиндр - аж 2 мм!!!



Такой вот моторчик, колоть картер нет смысла, все промыть, выпрессовать вал сцепления, зменить подшипники (чуствуется песочек, заменить на закрытые), настроить зажигание и мотор с металлолома еще послужит....  8)

Оффлайн road2011

  • Мопедист
  • Сообщений: 761
  • Степень оранжевости: 1297
    • Награды
  • Город: Екатеринбург
 Я бы хотел, с позволения мопедного сообщества, закончить тему про Д-6 с металлолома, снятого мной с распиленного ЗИФ-77 (его фото было несколькими постами выше). Приложу небольшой фотоотчет.
Выпрессовка вала сцепления, с помощью универсального сьемника:

 

Отличное состояние вала, резьба и шпоночные пазы не разбиты. Второй подшипник выпрессовываю на прессе





Все было промыто, вал с пружиной и штоком, затем устновлены новые подшипники. Сняв резиновое уплотнение - добавил специальной консистентной смазки



Запрессовка новых подшипников. Запрессовка в картер через проставку и старый 203 подшипник (с другой стороны картер опирается на проставку с отверстием для вала сцепления).



Все готово. Легкое вращение вала сцепления на новых 202-ых, без люфтов.


Корзина сцепления - с обратной стороны - пальцем, вдаливаю консистентную смазку, для смазки шариков в обойме сцепления. Много не надо, вращая шестерню, и чтобы видно сбоку корзины, что шарики ф 3мм, все смазаны. Протираю тряпкой, оставляя смазку в отверстиях



Корзина собрана. Большие вкладыши сцепления дорабатываю электронапильником, для свободного хода в отсеках корзины



Да, так как картер не кололся, выкрутив снизу алюминиевый винт, залил в картер чистый бензин "Галоша" и промыл внутренности.
Слились какая-то окалина с коленвала, или отложения.В остальном - чисто. Подшипник 702202 НГШ - в идеале.



Зажигание - изолятор высоковольного провода дедушка в свое время выточил из текстолита (похоже тоже обломал). Поэтому все изоляторы меняю на новые, тем более оставшийся родной изолятор освещения при выкручивании,так же, как обычно, сломался  8)





Прогоняю резьбу метчиком для очистки



Цилиндр отдельно был отмыт, выкручены шпильки, сошлифована (убрана) коварная насечка  :o. Сделана хонинговка, собрана поршневая группа.

 
 
 Так как моторчик будет передан знакомому, тот попросил, чтобы было оставлено родное контактное зажигание, декскать глубинные воспоминания детсва, - когда всем двором пацанами толкали мопеды, патясь завести  :). Поэтому, по его просьбе, настраиваю контактное зажигание



Ну как то так получилось.



Картер повторюсь, не кололся. Как говорил дедушка Вагнер - на лицо третья стадия загрязнения мотора: цементация (окислы, грязь, масло) - делают свое дело, въедаются в металл. Следы времени.



Для обкатки мотор Д-6 был уставлен на мотовелосипед ПВЗ МВ-18 (его родной двигатель, как раз, по случаю, встал на профилактику  :))
 



Небольшое видео испытаний моторчика Д-6, 1978г.в., спасенного с металололома  8)



Оффлайн omich

  • Супермодератор
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 2964
  • Степень оранжевости: 843
  • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
  • Награды Знания, опыт
    • Награды
  • Город: Железнодорожный
Ничесе, да ему и электронное зажигание не надо.

Оффлайн Амур два

  • Мопедист
  • Сообщений: 2519
  • Степень оранжевости: 1143
  • аркадак
  • Награды За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 3 степени
    • Награды
  • Город: аркадак
Спасибо Игорь!!!Замечательный репортаж,с удовольствием плюсанул!Вот-бы ещё 77-го удалось-бы спасти-вообще была-юы жесть!!!
Глаза боятся,а руки чешутся!!!

Оффлайн road2011

  • Мопедист
  • Сообщений: 761
  • Степень оранжевости: 1297
    • Награды
  • Город: Екатеринбург
 Как-то я показывал фото тисков, найденных на металлоприемке... Почему бы не поставить их в строй, вернуть  к жизни инструмент - станочные тиски - незаменимый помощник в мастерской? Состояние кончено, не вызывало оптимизм  :o



Табличка была малоинформативна, но, тем не менее, методы технической археологии позвляют кое-что прояснить  8):



В итоге, оказалось, что из металлолома я вытащил тиски времен СССР, произведенные в 1976г.на заводе Станкопринадлежностей в г.Барановичи (Белорусссия, завод существует до сих пор). Модель тисков 7200-0210-01, ширина губок 125мм.



Можно для начала, заглянуть в ГОСТ (хоть гост и свежий, 96г., но все соответствует старому ГОСТу, времен СССР):



Однако, усилие зажима на этих тисках впечатляет: 2 тонны!  8)



Посмотрим, из чего, из какого материала изготовлены совесткие тиски:



Точность делений круговой шкалы поворотного основания - хорошая



 Ну что же, если приложить руки, почему бу не вернуть тиски - старички к новой жизни? Попробуем  :-\.
Аккуратно снимаю табличку, под ней - цвет родной заводской краски.



 Главный дефект, как правило возникающий из-за чрезмерного зажима/отжима деталей в тисках,  с помощью трубы - это скол чугуна в месте установки конусного штифта, который стопорит от проворота и перемещения гайку винта, в подвижной части тисков



Открутил основание, видно отличное состояние подошвы тисков, и самой рабочей поверхности поворотного основания



Снял крышку и выкрутил ходовой винт



Пружинные шайбы были установлено неправильно, вот так: )), а должно быть так: () , как я называю "ладошками". Состояние ходового винта, как и упорного подшипника времен СССР - хорошее



Снял прижимные планки подвижной губки тисков - видно подкладки из жести, вырезанные из под банки концентрированного молока времен СССР  :)



С помощью трубных тисков, которые иногда использую в качестве винтового пресса, через проставки, выпрессовал чугунную гайку тисков, для оценки ее технического состояния - отсутсвия трещин, целостности рабочих витков резьбы.



Снял губки



Так как кромка губок тисков была повреждена от сверловки, решено было сваркой наварить металл и потом шлифануть. Аналогично по чугуну были заварены отверстия от сверления на направляющих и сверху самих тисков



Был подготовлен новый штифт, в подвижной части тисков обратно была запрессована чугунная гайка ходового винта, насквозь просверлено отверстие в корпусе подвижной части,  и установлен новый штифт



В качестве доработки тисков, для установки войлочного смазчика, были просверлены 2 отверстия и в них нарезана резьба М4 для установки прижимов.



Предварительная сборка, до покраски. Утановлен ходовой винт с пружинными шайбами и подшипником, проверена работоспособность тисков после шлифовки направляющих





Поворотное основание было отмыто автошампунем, количество грязи в ванне впечатляет



Подготовка к покраске, после очистки от старой краски



Все части, которые не подлежат окраске, заклеил малярным скотчем (окраска попрошково-полимерная)



Все покрашено, остатки клея от малярного скотча удаляю бензином "галоша"



Доработал ручку для тисков, установил накладки из фанеры

.

Винт с ручкой были оцинкованы, как и некоторые родные метизы



В процессе изготовления прижимных планок для войлочного уплотнителя



Примерка войлочного смазчика- установил ходовой винт



Выступающие части войлока подрезал, и пропитал маслом





 Видно, как войлок "обрел" профиль резьбы винта, - одновременно будет смазывать винт и очищать от металлической стружки. Со временем смазчик легко снять, промыть, или установить новую полоску войлока.



На прижимные планки сделал пластинки-накладки из листовой нержавейки - для устранения вертикального люфта подвижной губки





Сборка тисков - установка подвижной части с прижимами



Установка ходового винта с подшипниками и пружинными шайбами:



Все смазано консистетной смазкой



Ручкой, вращая винт свожу губки для установки задней крышки. Винт на своем месте.





Установка родных отшлифованных губок, винты губок под шестигранник - новые



Специальным молоточком, для деликатных работ, выставляю губки, (винты не зажаты до конца) - для исключения  "ступенек". Затем все протягиванию.



В поворотное основание, в круговой паз, установлены прижимные винты



 Ну и посещает ни с чем несравнимое чуство тихой радости - когда заканчиваешь проект, и умершая, казалось бы вещь, созаданная давным давно другими рабочими людьми, и угробленная с течением времени криворукими и бесхозяйственными людишками, продолжает жить, радовать своим присутствием в мастерской, рабочей функиональностью  8).





Продолждение следует...

Оффлайн road2011

  • Мопедист
  • Сообщений: 761
  • Степень оранжевости: 1297
    • Награды
  • Город: Екатеринбург
Добавлю ссылку на видео восстановления станочных тисков, для наглядности


Оффлайн road2011

  • Мопедист
  • Сообщений: 761
  • Степень оранжевости: 1297
    • Награды
  • Город: Екатеринбург
   Громыхало и внизу, когда сваливали металлолом в кучу, и сверху, в самом небе - как будто там тоже работает металлоприемка... Июльское грозовое небо, переменная облачность. И подумалось - куча металла, а если молния долбанет? Вроде как концентрация железа в несколько десятков тонн, в одном месте, и с неба вдруг протянется мгновенная синяя жилка - и несколько тысяч ампер не оставят любителю технической архелогии никаких шансов  :o...   (справочно: Сила тока в разряде молнии на Земле достигает 10—500 тысяч ампер, напряжение — от десятков миллионов до миллиарда вольт).
 На вопрос-шутку "- У вас тут молниеотвод есть?", приемщик, со знанием вопроса, ответил - "Не имеет смысла, в нас ни разу не долбила".

  Куча штурвалов от заслонок, ходовых винтов - отличный вариант для какой-нибудь самоделки, типа пресса, верстака и пр.



Старая стиральная машина, шильдик впечатляет как размерами, так и надписью "ГОРУПРМЕСТПРОМ":



Интересные чугунные плитки с зажимами, похоже от вулканизаторов



Тяжеленные ножницы по металлу, килограмм 40, если обслужить - вроде как в рабочем состоянии



Известная детская загадка - "С когтями, а не птица - летит и материться. Кто это, дети? ".



Интересный набор сапожника:



Рашпиль (напильник для опиловкии мягких материалов, в т.ч. кожи) привлек внимание клеймом:

1с 41г. (первый сорт, 1941г.) на другой стороне: "Маталлозавод" КИМРЫ ( г.Кимры - город в Тверской области, в 19 в. начале 20 века - центр обувной, сапожной промышленности, поставлял обувь для армии)



Метизы, черт возьми, нынче недешевы (тем более крупные болты), а тут полный ящик...Гвозди, бытует мнение, не в тренде - дескать всё уже собирается на саморезы.



Хорошее оригинальное, заводское покрытие у ключика - никель,100% сохранность



Готовый "выпрессовщик". Но сталь-по стали, тяжеловато  :o



Отработавщие свой век деревенсике колуны



Приемщики показали смешную пепельницу "Старый пень"  :D



Красота чугунного литься печных дверок радует:



Токарный патрон на 100мм, без кулочка, и совсем убитый



Вот не понял, от чего цилиндр...



Плита от какой-то сверлилки



Ну вот знакомый винт - явно от станочных тисков - с подшипником и пружинными шайбами...



Возможно что-то есть рядом? Такой же вопрос задает себе и грибник, и копатель царских монет, когда чтото находит - надо всё проверить вокруг  ::) В этом и сложность технической археологии, собрать составые элементы, разрывая кучи наваленного металлического хлама:

Подвижная часть тисков - это уже обнадеживает



Привет Барановичам! Знакомый мне уже Завод СТАНКОПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ (по тискам 125мм, см.выше). Табличка - в отличном состоянии, всё читается - тиски с шириной губок 250мм, СССР, год выпуска 1974.



Ходовой винт точно от них, винт в отличном состоянии:



Ищу прижимные планки к подвижной части  :)



Поворотное основание и станина тисков - все было заброшено в кучу лома



Установил подвижную часть тисков на направляющие - теперь полный комплект.



Нашлась и задняя крышка тисков  :)

.

Сдали в лом армянский токарный станок. г.Кировакан, модель 16У03П





Сдали мопед -  "Дельта", без движка, только крышка и генератор болтается



Фара с молнией поразила - вот совпадение - молнии гсверкают с неба и молния на фаре  :o. Мистика. По идее, с молнией должно светить ярче  8).



 Надпись сзади , из вырезанных полосок черной изоленты - обескуражила  ::). Чуть закрыл первую букву, желтым кружком, что бы не оскорбить чувств (а сейчас на это, неволей оглядываешься), высоконраственных читателей  8). какой-то Электроник имел ввиду "..уй догонишь!". Пионеры времен позднего СССР , знали как заставить ездить технику :D



Продолжение следует
« Последнее редактирование: Июль 30, 2020, 17:43:48 от road2011 »

Оффлайн kerogaz

  • Мопедист
  • Сообщений: 18
  • Степень оранжевости: 67
  • Награды За победу в фотоконкурсе
    • лига караванеров
    • Награды
  • Город: msk
...Вот не понял, от чего цилиндр..
Лодочный мотор "Ветерок 8Э"
и немедленно выпил.

Оффлайн mantazavr

  • Мопедист
  • Сообщений: 191
  • Степень оранжевости: 97
  • Награды Участник мегачелленджа 3 степени Участник мегачелленджа 2 степени
    • Награды
  • Город: москва
стопак огонь :D :D :D :D представил пионера с ножницами который оттачивает навыки апликации полученые в начальной школе :D :D :D

Оффлайн Иван-Аткарский

  • Мопедист
  • Сообщений: 651
  • Степень оранжевости: 142
    • Награды
  • Город: Аткарск
Прям чОткий паСанский мопЭд :D Молния на фаре и матерное слово на стопаре дают +30 км к скорости и +100 к крутизне хозяина мопеда :D Странно еще, что не краской написали. Гонял, помнится, у нас в городе один пацан на раздолбанных "Карпатах" исо здоровенной надписью "SPEED" на баке (с обоих сторон), намалеванной красной краской :D Кстати, закончил свой век тот мопед точно также на металлоломе.

Кстати, если есть возможность, взял бы с этого мопеда фару, спидометр с тросом, щиток цепи и колеса, если в неплохом состоянии...

P.s. А двигатель-то с этой дельты поди где-нибудь неподалеку валяется...
Мои мопеды:
Рига-1 1961 года
Рига-1 1962 года
Рига-12 1974 года
Рига-16 1978 (вроде) года
Рига-22 1982 года

Оффлайн Волголог

  • Мопедист
  • Сообщений: 65
  • Степень оранжевости: 11
    • Награды
  • Город: Валдай Новгородской обл.
Не забудьте выключить телевизор.