Автор Тема: Мопед. Туда и Обратно. (Отчет по МЧ-2015).  (Прочитано 5301 раз)

Оффлайн Андрей_Вайрасов

  • Журналисты
  • Мопедист
  • Сообщений: 601
  • Степень оранжевости: 290
  • Хроникер Паропанка.
  • Награды Участник мегачелленджа 2 степени За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе
    • Награды
  • Город: Щелково
Данный отчет не претендует на стиль, хохму или просто школьное изложение.
Пишу как обычно в своем репертуаре.


Предыдущие опусы есть здесь:
http://www.wagnerland.ru/index.php?topic=94.0

Мопед. Туда и Обратно.

Уже потом, на второй день Мегачелленджа, Вагнер обзовет КМС "Оранжевым хоббитом". Он и не подозревал  насколько мой отчет будет похож на путешествие полурослика.



Путь к Одинокой горе, как вы помните, начался у Бильбо Бэггинса из уютной домашней норки, где были аккуратно расставлены чашки, блюдца, вымыты полы и пахло пирогами.



 Ничто не предвещало приключений, пока не заявился волшебник Гэндальф и не закурил свою длинную трубку. Волшебники обычно загадочно улыбаются, смотрят вдаль и молча издеваются над собеседниками. Еще бы, ведь никто никогда не знает что выкинет дедушка-затейник в следующую минуту.



И если Гэндальф назначил в уютном домике Бильбо сходку боевых гномов, то в моем случае дед Вагнер досрочно собрал "Наутилус".



Это было неожиданным ударом судьбы, ибо хошь не хошь, а придется поднимать свою тощую задницу с пуховых перин и тащиться за тридевять земель в славный Энгельс. Не сказать, что ехать не хотелось, просто к сорока годам кроме ног у меня появились корни, которые начали приковывать меня к родному дому не хуже чугунных цепей.



Наверное это агорафобия, но скорее это уютомания. Организм настолько разбаловался и проэгоистился, что стал воспринимать окружающий мир как светофор: дом(зеленый)-сон(желтый)-работа(красный). Проработав два года практически без выходных, я вдруг с ужасом понял, что уже не принадлежу себе, я часть системы управления на вёсельной галере, сижу прикованный трудоголизмом к сиденью гребца. Смотришь с борта такого рабовладельческого корабля лишь в окна операционной системы на смартфоне. Да,  я вижу семью, близких, собачек, читаю фейсбуки и форумы. Но уехать в отпуск для меня уже проблема. Организм начинает бунтовать, отказывается переваривать пищу, грубит и материться. А зачем, привычный мир он самый надежный и спокойный...

Короче Бильбо купили за бабки, пообещав ему часть сокровищ Одинокой горы за его участие в экспедиции, в качестве...да окрестили его взломщиком за тихие волосатые ноги, потому как сами носили громкие кованые сапоги. Это всё Гэндальф с его планированием будущего, уж поверьте мне на слово. Никакого хоббита не надо никуда тащить, если он не винтик в машине истории.
Как я уже говорил, Вагнер собрал "Наутилус", поэтому мне пришлось скрипеть суставами и выть мыслями. Я полз от родного крыльца в сторону долгой дороги цепляясь ногтями за каждую возможность остаться. Возможностей остаться не было, потому что мне в попутчики достался Евгений77, бывалый мопедист, охотник, рыболов, другими словами Леголас. У таких людей практически нет шансов потеряться, сломаться и не починиться, заболеть и тут же не выздороветь. Это Сталкер и Следопыт, которым надо родиться, но невозможно стать.



 Ну да, машина на которой мы должны были ехать сломалась окончательно еще за неделю до поездки. Вы думаете это изменило ход истории? Не угадали, Евгений починил машину руками зеленоградских гномов и ровно в назначенное время забрал меня из туманного загорянского Хоббитона.
Вместе с нами ехали наши боевые пони: Минимокик и КМС. И если "Миник" был практически готов к любому походу, у КМС-а все еще были проблемы с сердцем. Я уже сам начал задумываться о мопедовой Карме глядя на него. Вот стоит у меня в конюшне два "Карпата", один зелый другой бежый. Так они с самого момента покупки просто жили и гудели. Ну ржали конечно иногда, не без этого. Ну так это же советские мопеды, они на то создавались, чтобы ржать над хозяевами. В случае с КМС-ом я преследовал целью создать Франкенштейна из помойки. Уже не помню сколько людей было заимствовано в проекте, но набор костей для его скелета, его внутренности, они все были от разных машин, от разных людей с разными судьбами и они никак не хотели синхронизироваться в музыкальную шкатулку с двигателем внутреннего сгорания. То ли с самого начала нужно было вызывать попа с кадилом. Что говорить, расскажу для примера про двигатель. Двигатель в принципе потерялся на просторах нашей Родины! В сентябре месяце я решил отправить его Вагнеру на доработку некоторых узлов коробки, воспользовавшись услугами компании "Автотрейдинг". Приняв мотор в октябре (судя по слухам компанию в это время проиграли в карты) из-за почти полного развала внутри фирмы мотор пришел в Энгельс в конце декабря(!). А так как у Вагнера всегда живая очередь на моторы, посылка была отложена до своего часа. Получилось так, что ящик с мотором вскрыл я сам 28 апреля, густо краснея из-за мною же не слитого масла из картера и вспоминая что там еще накосячил при упаковке посылки.

Доехали мы нормально. В окно была видна среднерусская равнина или как там ее. Заправки делились отменным кофем мужского рода, да и бензин был к нам милостлив. Насторожил только свист из под капота, но он был коротким, да и раздался прямо перед дверями Вагнеровской лаборатории.

Вы поймите, я может быть и мопедист, но больше великосипедист в душе. То есть опыта регулировки мопедов у меня маловато. Дедушка разрывался на части из-за приезда и прилета гостей, кастрюля на его плите непрерывно, в течении трех дней варила пельмени. Люди приходили, здоровались, накидывались на тапочки, щупали мопеды, трогали живого дедушку и ловили горячую еду в тарелки. Шум от ложек перебивал рокот двухтактного двигателя, дебаты перерастали в  пленум, а мне надо было поставить КМС на рабочий ход для участия в Мегачеллендже. И вот тут в судьбу КМС уверенно вошел Евгений77 и Solovec из города Чапаевска, получивший от деда вполне подходящую кликуху - " Слава Шебутной".






Мы втроем приперлись в Энгельс первыми и тут же бросились в гараж с мопедами дожевывая на ходу дедушкины пельмени.
"Наутилус" блестел медными боками, его внешний вид вообще заставляет цепенеть. Дело в том, что в человеческом мозгу есть стандартный набор образов и цветов. Когда появляется что-то из ряда вон выходящее сначала шестеренки воображения застывают и начинают скрипеть, глаза фотографируют новые символы и обводы. В конце концов внутренняя система классификации определяет новую вещь как существующую и со вздохом втискивает ее в каталог воспоминаний. Да да, именно воспоминаний, потому что встреча с необыкновенным запоминается человеком иногда и на всю жизнь. Пускай она и была пару минут назад.



Повздыхав на "Наутилус" наша троица достала из ножен ключи и набросилась на свои мопеды. Вячеслав привез с собой уникальную пензенскую "Стеллу" с бортовым номером 001 . По слухам  она лично видела президента В.В.Путина или ее хозяин видел Президента а потом рассказал ей. Ввиду такой родословной мопедка выглядела зазнавшейся и вышколенной. Даже звук ее мотора отличался особым звуком, правда причину этого звука никто не знал, что придавало ей еще больше загадочности.
Минимокик Евгения был подготовлен на 5 с плюсом к любым соревнованиям. Честно говоря это и спасло КМС - если бы не техподдержка Евгения и помощь Вячеслава, не видать мне Мегачелленджа как собаке пятую ногу.



Продолжение будет скоро...

« Последнее редактирование: Май 08, 2015, 15:51:27 от Андрей_Вайрасов »

Оффлайн Enigma

  • Мопедист
  • Сообщений: 387
  • Степень оранжевости: 94
  • Why you don't.... smile?
    • Награды
  • Город: Вне времени и пространства
Re: Мопед. Туда и Обратно. (Отчет по МЧ-2015).
« Ответ #1 : Май 08, 2015, 16:34:47 »
  • +0
  • -0
  • Занимательный отчет :D
    Злой... Просто злой [tm]
    Мотаемся по галактике: туда-сюда, туда-сюда.
    Дилетант могёт в радиоэлектронику.

    Оффлайн ganstown

    • Мопедист
    • Сообщений: 4427
    • Степень оранжевости: 1473
    • Оранжевый дедушка.
    • Награды За более 500 км на Карпатах в дальнобое Участник мегачелленджа 1 степени Участник мегачелленджа 2 степени За героическое преодоление Лоховской горы
      • Награды
    • Город: Тюмень
    Re: Мопед. Туда и Обратно. (Отчет по МЧ-2015).
    « Ответ #2 : Май 08, 2015, 17:27:07 »
  • +0
  • -0
  • Молодец хорошо пишешь, читаю и сразу передо мной картина как ты готовил КМС когда мы только в первый раз подъехали к дедушке в гараж
    нет нет жи есть жи бувает жи есть же....

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7573
    • Степень оранжевости: 2555
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс
    Re: Мопед. Туда и Обратно. (Отчет по МЧ-2015).
    « Ответ #3 : Май 09, 2015, 00:28:49 »
  • +4
  • -0
  • Дедушка взял на себя наглость немного поправить текст для удобочитаемости.
    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн Андрей_Вайрасов

    • Журналисты
    • Мопедист
    • Сообщений: 601
    • Степень оранжевости: 290
    • Хроникер Паропанка.
    • Награды Участник мегачелленджа 2 степени За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Щелково
    Re: Мопед. Туда и Обратно. (Отчет по МЧ-2015).
    « Ответ #4 : Май 10, 2015, 13:36:25 »
  • +4
  • -0
  • В полевые отчеты  вредно вставлять большие паузы. Память уже не та, яркие покатушечные эмоции смазываются , превращаясь в разноцветное пятно. Вроде было здорово, а что конкретно было уже не помнишь.




    Вот приехали мы в Энгельс, разложили ключи и  инструменты. У меня с собой три ключа и отвертка, а у Евгения триста инструментальных единиц. У Вячеслава вроде тоже инструмента было немного, но навыков мопедного выживания в разы поболее моего, да и мопед со своей загадочной родословной их особо не требовал. Как собирать советский мопед знают знающие. Это не столько интересно описывать, сколько захватывает в процессе и не отпускает до самого конца. Как говорил мой знакомый программист: " Я так люблю работать на компьютере, что меня надо изредка отвлекать от работы, чтобы я не умер с голоду". Примерно в таком режиме мы и жили двое суток:)
    Я все пытаюсь понять нашу психологию мопедистов, поэтому разглагольствую. Ладно мы, проехали тысячу километров, чтобы покрутить гайки, подрыгать киком армовичем, подышать воздухом на трассе  Энгельс - Новые Бурасы.



     Поучаствовать в мероприятии приехали мопедисты Тюмени, Тольятти, Чапаевска, Самары, Камышина, Раменского, Зеленограда и наверняка кого-то незаслуженно уже запамятовал. А ведь прошло всего двенадцать дней с того момента, когда мы впервые шагнули в гараж с мопедами...



    Моя история ближе подросткам и начинающим джедаям. На этом Мегачеллендже я впервые в своей практике должен был поставить двигатель на мопед, завести его и отрегулировать, чтобы наконец-то отправиться на нем к Одинокой горе. Под руководством опытных мопедистов я собрал таки мопед, но понятие "Коллективный разум" победно реяло в воздухе. Что не помнил один, вспоминал другой. Что не знал Вячеслав, добавлял Евгений. Форум сошел с экрана в реальную жизнь из которой уже невозможно было сбежать выключив монитор.
    Пробный забег на двадцать километров по городу показал состоятельность участников и мою максимальную скорость ограниченную задней "тракторной" звездой. Это не спеша и в родных пенатах можно найти другую звезду для миника, в боевых же условиях время не позволяло дергаться в поисках запчастей. КМС собирался под неспешную звезду и предусмотреть "скоростную" заезду для пробега нужно было заранее. На то он и опыт, чтобы понять и исправить свои ошибки.
    Возвращаясь к вопросу "А на хрена все это надо?" отвечаю уже отрепетированным - "Это хобби". Хобби не обсуждают, в мире возможно даже есть кружок бальных танцев, где балеруны и балерины танцуют в костюмах имперских штурмовиков. Ну как можно задавать такой нелепейший вопрос уважаемым людям:)



    В мои планы входило найти логическое объяснение нашему пробегу, кроме разумеется скромных понтов и общих интересов. Должно же было быть что-то еще, но как оказалось, само участие в Мегачеллендже и есть самый мощный стимул. Поэтому перейду наконец к самому главному - хронике событий или что успел запомнить.



    Я три Мегачелленджа участвовал в первом дне пробега и все равно заблудился. Можно было бы включить навигатор, но какой смысл ездить по приборам в условиях первозданной деревни? Маршрут все равно построен так, что заблудиться невозможно. Мне повезло, в этом году я выскочил прямо на кладбище. КМС очень хорошо показал себя как раз в "полевой" езде. Колея не колея, везде на второй скорости и с комфортом. Единственное что я понял - со спортивным  глушителем  надо кончать - слишком громко. То что он находится сверху, это даже хорошо. Вечером в период похолодания, когда птицы начинают замертво падать с замерзшими крыльями, верхний глушитель греет ногу, а через ногу и душа нагревается. Мои опасения по поводу маленького клиренса не оправдались, его хватило на езду везде. Миник Евгения умудрился завязнуть в болоте, откуда его вынимали практически на плечах. Евгений приехал на точку сбора с босыми, по колено измазанными болотной грязью ногами в которых я тут же углядел ноги хоббита. Что тут сказать, пожертвовал одеждой ради спасения оружия, так сказать. Вячеслав угнал у Вагнера "Карпаты" и пытался выиграть забеги на скорость.

     Кто же знал, что перед нами будущий победитель Мегачелленджа 2015, в первый день мы прикатывались, присматривались и частично знакомились - многие участники уже давно знакомы по соревнованиям предыдущих лет.
    Практика показывает, есть в Мегачеллендже постоянные участники, а есть одноразовые. Кто-то выигрывает пробег и ему этого настолько достаточно, что в следующий раз он не возвращается.  Кто-то не выигрывает пробег и понимает что это не его. Костяк формируется годами, на то он и костяк. Это как положительная привычка: "Один раз в году, 31 числа мы с друзьями ходим в баню". Можно хвалить, можно хаять, а люди ездят каждый год и радуются жизни.
    Первый день пробега прошел без дождей,  пробитых колес и серьезных поломок. Но выяснилось, что у КМС-а крейсерская скорость 38 км/ч, Миник Евгения стал перегреваться после эконом ралли, а Миник Вячеслава все также загадочно ездит на 80-м бензине и странно стрекочет. Отчетов много и написать про мопед каждого участника значит повторить уже изложенное. Тем более, когда ты сам участник, в первую очередь смотришь на свои гайки. Смотреть по сторонам можно, но изредка и под особым углом зрения. Вот тормознули мы для отдыха на сельской дороге и тут же по этой самой дороге пошел ездить тяжелый трактор с цистерной на прицепе. Мы конечно про него плохое подумали, а он оказывается ездил несколько раз наливать воду, потому что тушил пожар в лесной полосе, вот так. Ну и на кой тут наше косозрительное мнение, это хорошо что нам сказали про пожар, а то бы мы вообще его камнями закидали. Вот так и судить о мопедах других участников. Смотришь со стороны видишь одно, а он просто загляделся на красивое небо и лег полежать на обочине. Отдохнуть.

    Продолжу.
    « Последнее редактирование: Май 10, 2015, 13:51:09 от Андрей_Вайрасов »

    Оффлайн ganstown

    • Мопедист
    • Сообщений: 4427
    • Степень оранжевости: 1473
    • Оранжевый дедушка.
    • Награды За более 500 км на Карпатах в дальнобое Участник мегачелленджа 1 степени Участник мегачелленджа 2 степени За героическое преодоление Лоховской горы
      • Награды
    • Город: Тюмень
    Re: Мопед. Туда и Обратно. (Отчет по МЧ-2015).
    « Ответ #5 : Май 10, 2015, 14:50:32 »
  • +0
  • -0
  • Форум сошел с экрана в реальную жизнь из которой уже невозможно было сбежать выключив монитор.
    от души сказанно, очень точно, к стати когда мы приехали в Ударник и устроились там то я сначала позвонил Вагнеру дескать поздороваться и узнать как проехать в гараж, дедушка сказал мол в гаражах участники ковыряют технику типа если что подъезжайте. Я зашел после разговора на форум, а там фотки где вы с мопедами в самом гараже и через буквально час я сам уже в этом гараже и со всеми знакомлюсь, это прям как в фильмах начинается история с книги и плавно переходя в реальность

    Возвращаясь к вопросу "А на хрена все это надо?" отвечаю уже отрепетированным - "Это хобби". Хобби не обсуждают, в мире возможно даже есть кружок бальных танцев, где балеруны и балерины танцуют в костюмах имперских штурмовиков. Ну как можно задавать такой нелепейший вопрос уважаемым людям:)
    но это может понять только тот у которого есть какое то необычное хобби, ведь мопеды это не марки собирать
    В мои планы входило найти логическое объяснение нашему пробегу, кроме разумеется скромных понтов и общих интересов. Должно же было быть что-то еще, но как оказалось, само участие в Мегачеллендже и есть самый мощный стимул.
    именно само участие и есть стимул, но он подкрепляется желанием познакомиться и пообщаться с людьми с которыми еще недавно ты общался виртуально, просил помощи, делился идеями и перечитывал посты по нескольку раз для реализации в своих мопедах, также влекло и покорение горы о которой дедушка часто упоминал, уж не знаю поставил ли бы я на своего Микарджика коробку или нет вообще ежели не б дикое желание покорить её. Точнее скажу так, в этом отчасти виновата жена, планировал я ехать на поезде один с Фурией, но у супруги было большое желание скататься вдвоем, а значит ехать на машине, а значит мопедов можно брать не один, а значит Микарджик должен попробовать гору, а значит нужно построить коробку.  :) ну и естественно стимул проехать маршрут весь от начала до конца, всё это входило для еня в понятие мегачелендж с недавнего времени, но таки приятно осознавать что сделанную технику могут еще дополнительно и оценить другие участники, организаторы и судьи, не забуду как мужики рассматривали мою конструкцию заднего тормоза  :D
    Всё это пробуждает желание приехать снова и стимулирует это повторить причем на другом собранном мопеде.
    Андрей хорошо пишешь продолжай
    нет нет жи есть жи бувает жи есть же....

    Оффлайн Андрей_Вайрасов

    • Журналисты
    • Мопедист
    • Сообщений: 601
    • Степень оранжевости: 290
    • Хроникер Паропанка.
    • Награды Участник мегачелленджа 2 степени За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Щелково
    Re: Мопед. Туда и Обратно. (Отчет по МЧ-2015).
    « Ответ #6 : Май 10, 2015, 22:39:26 »
  • +2
  • -0
  • КМС был готов к Мегачелленджу.



    По крайней мере так казалось мне, хитро улыбающемуся дедушке и взирающим на мою справедливую борьбу за место в колонне Евгению и Вячеславу. Все четыре дня мы втроем прожили в одной неразрыв-компании в уютной квартире с горячей водой и цветным телевизором, успели восемь раз посетить Лабораторию Вагнера, осуществить пробный заезд по Энгельсу, поставить на ход четыре мопеда , съесть десять  дошираков, три курицы гриль, две пачки мантов и невероятное количество дедушкиных пельменей. Количество выпитого вечерами пива я не упоминаю, чтобы не вводить в соблазн пивоголиков и тролеголиков. А много и не выпьешь, по новым Правилам запах изо рта мопедиста ничем не должен отличаться от запаха изо рта автомобилиста. Короче с утра все должны быть как цветные прозрачные стеклышки в детском калейдоскопе, что беспрекословно и добровольно соблюдалось. С таким списком  потраченных и вновь приобретенных калорий мы наконец подошли ко дню решающему и последнему, к финальному пробегу на Одинокую Лоховскую гору.

    Мы стартовали все вместе из "Ударника, затем распались на тройки, двойки и однёрки. Последний термин я не выдумал, а подслушал в секретариате одной из коммерческих фирм. До этого назвать "единичку" "однёркой" у меня язык не поворачивался. Но слово паразит прижилось и теперь я его использую не по назначению. В итоге выяснилось, что одинокой однёркой едет один КМС, ибо большая звезда на заднем колесе говорила свое веское слово.



     Звезда разлуки это полбеды, на полпути соскочил провод с бабины и пока выяснилась причина, на всякий случай сменили БКС, опять же с помощью технички Евгения. Техничка в этот раз спасла пять мопедов от позорного одиночества, эвакуировала двоих мопедистов, остальные доехали отремонтированными Евгением и Вагнером.



    Я понял всю прелесть Мегачелленджа, когда остался один на трассе в окружении шикарных природных пейзажей. Одинокая неспешная поезда по длинному маршруту на гудящем мопеде, обдуваемый ветром ты едешь вдоль незнакомых берегов и мечтаешь, чтобы твоя задница не стала плоской доской. Это всего лишь ассоциации, потому что любое одиночное плавание ценится  своим молчанием на грани медитации. И здесь скорость передвижения не играет никакой роли. Единственное что мне мешало, так это ужасно орущий спортивный глушитель, который я сам же себе и пожелал. Мне было бы достаточно тихого "бульканья" и в принципе более широких подножек. Нет, я не подумывал сменить мопед на другой, в этом как раз смысла не вижу. Если бы я ехал на скейте с мотором, то меня бы также наверно не устроил глушитель. Все остальное у всех одно и тоже, просто кто-то хочет выходить на трассу при этом оставаясь в условиях теплой домашней постели, а кто-то как раз желает видеть именно разницу в ощущениях.



    Лоховская гора оказалась вполне дружелюбной. Там был и пикник на обочине и родник с природной водой.



     Там же мы прогуляли еще не обкатанного "Наутилуса" и совершенно случайно начали опаздывать в обратную сторону.



    Соблюсти все обычаи и при этом вернуться обратно, в этом есть своя ценность, так сказать преодоление психологического барьера. Ты вроде и боишься остаться один и сломанный на незнакомой трассе в ночное время и надо получить удовольствие от дороги. Бензин вдруг начинает нещадно заканчиваться и становится понятно, что на борту каждого мопеда должен быть дополнительный трёхлитровый запас на обратный путь. Ведь случись форс-мажор с техничкой Евгения, большая часть участников просто пошла бы  домой пешком километров сорок. Ну может небольшая часть, но четверть точно. Про свечи и БКС-ки даже не говорю, всего должно быть два комплекта. И вроде не надо тащить с собой чемодан, но необходимый комплект необходим, а это еще и Аптечка, между прочим. Так что план багажника придется на будущее пересматривать. Конечно, все нюансы можно списать на организаторов, но это уже будет не Победа в Мегачеллендже и даже не участие, а прогулка за ручку в границах защищенного от посягательств внешней среды личного пространства. Вы собираете себе мопед, приезжаете на Мегачеллендж и его проезжаете - вот такая, далеко не бесплатная, но практически бесплатная по меркам любых состязания и соревнований развлекуха для умершего от бытовых нагрузок гражданского сознания. Как показала суровая эсенгешная  действительность, устроить мопедный Челлендж можно и рядом с домом, просто надо проложить маршрут через болото и заброшенное минное поле, предварительно дождавшись грозового циклона. Потому что легких путей мы никогда не искали и искать не собираемся, чего и вам искренне желаю.

    Огромное спасибо сплоченной команде участников, которая стала таковой пройдя через посвящение огнем мангалов, отмывание дорожной пыли  родниковой водой  и  гудение в медные трубы "Наутилуса":) Надеюсь всех увидеть живыми и здоровыми в следующем году на том же маршруте, который пока мне так и не покорился до конца.

    Отдельно спасибо Григорию Вагнеру за организацию мероприятия, все перечислять это опять отчет писать, в том числе и за иллюстрации к тексту, Евгению77 за неоценимую техподдержку мероприятия, Вячеславу Solovec за неподражаемую харизму и нашей очаровательной скутеристке, миссис Ganstown за подготовку фотоматериала.