WagnerLand.ru
Фото-видео => Гонки в Прибалтике => Тема начата: Sergejs от Октябрь 09, 2012, 12:56:57
-
Приветствую не спящих!
Заранее прошу извинить за то, что выкладываю не совсем мопед, возможно даже - совсем не мопед, но, надеюсь, подойдёт...
В конце концов, разница между велосипедом и мотовелосипедом - только в наличии мотора, и кроме мотора - действия ровно те же.
Итак. Летом, в июле, мне достался довоенный велосипед GEO, Gustav Erenpreis Original.
Достался так - смотрю, один из соседей на даче чистит сараюшку, выносит всё из хозпостройки, и частью сжигает, частью несёт в мусорные контейнеры, а часть - просто стоит на газоне. И видно, что среди стоящей кучи хлама - руль виднеется... Подошёл, спросил. Оказалось - виднеется руль Риги-13. Спросил, нет ли мысли продать. Дядя сосед в своё время, подростком, на этой отцовской Риге гонял, даже покрасил, как водится - из баллончика, поверх всего... но интерес потерял, и воспринимал скорее как вещь, которую и выбросить жалко, и применить негде. Продал за небольшую денежку. И - "в комплекте" отдал старую чёрную велосипедную раму, за которую я тоже ухватился, увидев в куче. При ближайшем рассмотрении - рама оказалась от довоенного мужского дорожного велосипеда Эренпрейса, и, хотя и без колёс, шильдика и покрашенная чёрной краской или лаком навроде бакелитового - рама прямая и не ржавая. По номеру знатоки из Саулкрастского веломузея сказали, что велосипед был произведён в 1938 году - году массового выпуска.
Немного об названии, фабрике и самом Эренпрейсе.
В предвоенные годы в Латвии была благоприятная ситуация для производства велосипедов - есть заводики, грамотные рабочие, уровень жизни населения неплох, и очень многие могут купить велосипеды, но не так хорош, чтобы покупать мотоциклы или автомашины.
И хотя велосипеды стОили, (если взять современные аналоги по отношению к средней зарплате), как теперь стоит дешёвый китайский скутер - всё же это был самый доступный вид транспорта, и брали их хорошо.
Густав Эренпрейс - это имя и фамилия, инженера и владельца завода. В человеке сочетались важные качества - он был и неплохим инженером, руководителем производства - и хорошим, как бы сейчас сказали, маркетологом и продавцом, рекламщиком. Поэтому, когда (кажется, в начале 30-х) он разругался с руководством делавшего велосипеды акционерного общества "Омега" - он создал свою фабрику, которую, ничтоже сумнящеся, назвал в честь себя, любимого - "Густав Эренпрейс", и добавил "Оригинал" - чтобы а) звучало круче, по-иностранному, и б) можно было отличить от продукции "Омеги", которая тоже уже была узнаваема на рынке в связи с его именем.
Эренпрейс имеет самое прямое отношение и мопедной тематике - именно на основе его завода после войны сделали Красную Звезду, первые велосипеды и мотовелосипеды были очень похожи на довоенные, хотя и, как следствие в десятки раз увеличившегося объема производства - заметно похуже качеством. Сам Густав работал на том же заводе ведущим инженером - талант есть талант, удержался.
К слову - хотя имя и фамилия звучат на немецкий лад, скорее всего Густав наш - был вполне себе латыш, так как когда демократически избранный президент Гитлер А.А. совершенно добровольно репатриировал почти поголовно всех немцев из Латвии - Густав Эренпрейс остался. А немецкость имени может объяснятся тем, что года этак до 1914 - немцы в Лифляндии были весьма авторитетны, и примером для подражания, себе онемечивали имена и фамилии, чтобы казатся важнее.
Как и с названием фабрики - Густав Эренпрейс не утруждал себя выдумыванием звучных названий для велосипедов. Выпускали, в основном, две модели - "Густав Эренпрейс Оригинал модель А" и "Густав Эренпрейс Оригинал модель Б". А от Б отличались - ценой и соответственно, качеством отделки. У Б - меньше хрома, попроще рисунки на раме, простой формы и меньше диаметром предняя звёздочка. Зато - цена приятнее. Судя по звёздочке - мне досталась модель Б.
Рама мужская. Хотя, как ни казалось бы парадоксально - в те времена выпускали заметно больше велосипедов с "женской рамой", в пропорции примерно 60 на 40.
Так как два велосипеда на семью - всё же дороговато, а мужик на женском спокойно сможет ехать, в отличии от довоенно одетой женщины на мужской раме... Да и дети могут заметно раньше и проще сесть на женский велосипед. Вот и брали женские лучше. Но - по причине как раз бОльшей доступности для неуёмного и желающего попрыгать молодого поколения, вкупе с чисто конструктивной меньшей крепкостью "женских" рам - их до нас дошло значительно меньше, всё поломали. Вот и кажется, что были в основном мужские...
(https://lh6.googleusercontent.com/-IqEXNDaqnW4/UHPoyWX92GI/AAAAAAAAB1c/aOpRrw9se9o/s329/GEO5.jpg)
-
Немного плакатов, для создания настроения:
(https://lh6.googleusercontent.com/-HaIbIAq6PR8/UHPoxtngn4I/AAAAAAAAB1Q/aQtK8XOfGo4/s400/GEO4.jpg)
"Для работы, спорта, отдыха
победитель всех гланых соревнований Латвии
Г. Эренпрейс
велосипедная фабрика в Риге, ул.Бривибас, 2, вход со сторны Элизабетес"
К слову - улицу Бривибас (улица Свободы, в переводе) переименовали из Александровского бульвара (в часть Александра Первого) а Элизабетес, или Елизаветинскую - не переименовали, хотя тоже - в честь Елизаветы, которая Петровна и царица.
А главную улицу исторически называли, последовательно:
- Александровский бульвар
- Свободы
- ул. Адольфа Гитлера
- ул. Ленина
- снова ул. Свободы
пока... :(
(https://lh6.googleusercontent.com/-61Mi_EAQ-T8/UHPoxjew0vI/AAAAAAAAB1U/ASoh66Et7Jk/s480/GEO3.jpg)
"Чем больше велосипедов разных фирм попробуете - тем больше Вам понравится Эренпрейс!"
(https://lh6.googleusercontent.com/-klp_v5nYN2Q/UHPoxm0oleI/AAAAAAAAB1Y/T1osQ_XAkC0/s480/GEO2.jpg)
"Крепкий и быстрый как стрела - Латвийский велосипед ГЕО"
-
Даст Небесная канцелярия сносной погоды и председатель кооператива электричества - доберусь сегодня или на днях до гаража, и пофотографирую железки :)
Продолжение следует.
-
Статья полезная. Особенно пофоткайте, если сохранилось, переплетение ниточек на заднем крыле.
У меня "Красный Октябрь" с такой же рамой. Будем ставить МАВ.
-
Ниточки, в музее - с виду очень сложные, крючком, что ли, вязяны?
Здесь можно глянуть, в разделе "Коллекция", велосипед СЗ, 1952 года. velomuseum.tk
Немцы торгуют новодельными, такого рода:
http://i.ebayimg.com/00/$(KGrHqMOKjsE1qt8045HBNng4sS30g~~_1.JPG?set_id=8800005007
http://classic-cycle.de/out/pictures/1/d621.jpg
С практической точки зрения нечто такое легче повторить, не будучи крючком-вязяльщицей. Резиновые ниточки - продаются в магазинах тканей.
-
Круто, надо будет озадачиться. Спасибо.
-
Спасибо за отчёт по Эренпрейсу!
Сейчас марка пытается возродится.
Вроде как внук Густава решил возродить былую славу - в магазине по цене 20-летней машины стоят велосипеды - мужской и женский. Собраны из импортных комплектующих. Рама - не знаю, надеюсь, своя... Не впечатляет...
-
Сейчас марка пытается возродится.
Действительно, надо и современного Эренпрейса упомянуть. Зовут его Том (Томс) Эренпрейс, действительно, потомок того, довоенного.
У него была (и, кажется, есть?) маленькая мастерская, на втором этаже старого деревянного дома на улице Чака (бывшей Мариинской). Занимался восстановлением и реставрацией былого - на коммерческой основе, что скажут, то и сделают. Видел очень хорошо собранные довоенные, а видел и совершенно халтурно сляпанные Риги - видимо, в зависимости от того, чего заказчик хочет, и за какие деньги.
Буквально в этом году он решил, видимо, использовать марку, так сказать.
(https://lh6.googleusercontent.com/-s0zmNK5TS7E/UHUZCKVkS1I/AAAAAAAAB2Q/vP6UrDKC2v0/s661/newGEO.jpg)
Вроде бы идея неплоха - в Латвии и спрос на ситибайки есть, и к обычной ностальгии, воспоминаниям о "старых временах" добавляется пропагандистское глорифицирование Первой республики. Это несмотря на то, что отец нации Карлис Ульманис собственно республику и парламент военной силой разогнал, а потом поверил обещаниям солнца народов Сталина И.В., и отдал авторитарное (и попробуй вякни против!) указание сдатся без сопротивления. За что и поплатился, умерев в лагере далеко в СССР в 1943 году... Но его именем несколько улиц названы, памятник стоит в центре Риги, и всё там было хорошо, молочные реки, кисельные берега и самая зелёная трава.
Так что "велосипед, как в добрые старые времена" - хорошая завлекаловка.
Что же до велосипеда... И так цена не из низшего сегмента, чему способствует то, что например, стоят кожаные сёдла с именным тиснением "Эренпрейс", так, чтобы цена не стала заоблачной - использует обычные дешёвые компоненты, вроде стандартных вилки, звёздочек, не ахти педалей и тормозов.
http://erenpreiss.com/lv/gustav/
Компоненты - точно стандартные и из, скажем так, не самых, но дешёвых (кроме седла). Про раму - не знаю. Либо действительно, полуштучное производство на заказ, либо - что-то опять же, из голландских серий, заказанное на тех заводах.
Так себе, средний ситибайк, за те же деньги заметно послабее бэушных, но из дорогого класса голландских велосипедов.
Но за счёт ностальгии и марки - может выжить.Посмотрим, через пару лет.
P.S. Это не столько статья, сколько задумано начало - я собираюсь догими зимними вечерами Эренпрейс собирать и восстанавливать, о чём и писать сюда. До сих пор было, та сказать, теоретическое обоснование и исторический экскурс. :)
-
По отсутствию родного - мастер на заказ изготовил новый шильдик. Ну, и декали.
(https://lh3.googleusercontent.com/-Fpy9nlaTWiQ/UID4_3Yf2gI/AAAAAAAAB3E/tTEEPOwNogc/s640/IMG_3362.JPG)
-
Очень впечатляет!
-
:) Улыбнула "пропаганда" здорового образа жизни:
http://myreport.com.ua/fotoreportazh_big/handmade/velosypedna-propahanda-epohy-modernu-35-plakativ.html
Был у меня Эренпрейс..... Офигенный аппарат во всех отношениях! :)
Кстати, Сергей, если эмблему покупал в мастерской - обрати внимание на разметку под заклепки - у меня не совпало! Пришлось по месту сверлить!
-
И почти на всех ручки, пардон грипсы, деревянные, как Вагнер учит.
-
: разметку под заклепки - у меня не совпало! Пришлось по месту сверлить!
Точно так же. Не совпало...
Действително, аппарат интересный. Отдал на покраску, разобрав, естественно.
При разборке увидел необычности:
- коронка вилки, хромированная - не надевающаяся "шапочка", как на послевоенных Ригах, а монолитный металл! Хотя выглядит правктически так же...
- ось каретки педалей прекрасно подогнана и красиво фрезерована, но почему-то нет контргайки. Чтобы законтрить без гайки - предыдущий владелец заклепал резьбу. Похоже, гвоздём. Помучался, пока разобрал.
- шарики в подшипнике вилки маахонкие! И явно по количеству не хватает. Орик, а ты их менял, добавлял?
Фотоаппарат в гараже зимой на полке - змерз. Показать успел "поменяйте бата..." Надо было в кармане держать. :(
-
:) Мне повезло, хотя велик (скорее конструктор) и выглядел ужасно , но рулевая колонка и каретка были просто в идеальном состоянии, с разборкой проблем не возникло!
(http://content7-foto.inbox.lv/albums/p/pan_murzilka/Wagnerland/DSC02774.sized.jpg)
А вот на "петушках" резьба явно не пролетарская была!
Мы свой делали чисто ради фото сессии ..... НУ И РАДИ "ПОКАТАТЬСЯ" ЕСТЕСТВЕННО, поэтому сильно не заморачивались с мелочами ..... А вот ход был реально красивый и легкий......., передача подобрана настолько грамотно, что от езды получаешь только одно наслаждение(если не ошибаюсь 60/15 зубов соответственно)!
(http://content26-foto.inbox.lv/albums/p/pan_murzilka/Wagnerland/-1607.sized.jpg)
Были трудности - продали.... Теперь ищем приемлимый вариант для серьезной реставрации.... Благо есть оригинальная мастерская!
Кстати, на базаре позже нашел китайские щитки , практически точь-точь оригинал, оставалось только по краям сделать "язычок" ::)
P.S. Сейчас этот велик висит у одного буржуина на стене в шикарной бане..... Типа на старину потянуло..... Но в любом случае это лучше. чем в куче металлолома! :)
-
базаре позже нашел китайские щитки , практически точь-точь оригинал, оставалось только по краям сделать "язычок" ::)
Совершенно то же! Только базар - Рижский :) :)
-
:) "Алмазная" огранка отражателя в темноте шикарно выделяется:
(http://content26-foto.inbox.lv/albums/p/pan_murzilka/Wagnerland/3.sized.jpg)
Ну и покрышки ваще шедевр!
(http://content7-foto.inbox.lv/albums/p/pan_murzilka/Wagnerland/DSC02773.sized.jpg)
В переводе с латышского - герой! :) Кстати, китайцы выпускают покрышки до сих пор с таким же "историческим" протектором! ::)
:) Что-то в этом есть!
http://youtu.be/wT5kBOQCiRo
-
Лучше уж "Герой", чем полумистическое "Красный Квадрат"! :)
В полный рост стал вопрос о клинышках - там стояли уже с сорванной резьбой советские, которые ещё и по размеру не очень подходят. Малодушно подумываю об отдаче оси с шатунами в сборе токарю, для изготовления клинышков "по месту".
-
Тихо балдею от декалек...
(http://www.RetroMoto.lv/images/uploads/1356042730-img-3761.jpg)
Только очень важно действительно, переводить декальки, пока лак ещё не совем засох, а то с последними (через пару часов перерыва) пришлось мучаться, лаком "подмачивать", а то не становились, засохшие, толком.
(http://www.RetroMoto.lv/images/uploads/1356042699-img-3768-kopija.jpg)
-
:) Соглашусь.... самое сложное в реставрации - уметь ждать!
-
Начал навешивать детали. Купил сразу сотню шариков в вилку в магазине подшипников - это оказалось легко. Вилка крутится отлично!
Но после отмывания педальной оси оказалось, что шайбы - это контрящие гайки, с сорванной резьбой.
Резьба на оси - полумертва. Надо будет думать...
Конусы педальной оси - мертвы. Сильно наклёпаны пиёнэрами, стучавшими по клинышкам, не подставив чурбачка.
Ось к передней зубчатке с шатуном - прилегает идеально! Впервые вижу настолько удачное прилегание, ничего не шатается! Из имевшихся клинышков - подобрал более-менее подходящий, они действительно - все разные.
Огорчил левый шатун. Родной - жестоко приварена педаль, мне кажется - тут уже ничего не поделать... Хотел поставить шатун от Туриста - он очень похож по стилю.
Но оказалось, что у Туриста мало того, что отверстие для оси значительно меньше - так он ещё и заметно короче! Тоже вероятная (одна из) причин удобного ходя довоенного - длинные шатуны.
-
Но оказалось, что у Туриста мало того, что отверстие для оси значительно меньше - так он ещё и заметно короче! Тоже вероятная (одна из) причин удобного ходя довоенного - длинные шатуны
.
Однажды мне пришлось покататься сразу на многих велосипедах с разными шатунами. Так вот, когда после длинных шатунов пользуешь короткие, всё нормально. Наоборот-жутко неудобно.
-
1. Жене на сделанный "на дачу" велосипед на раме "Орлёнка" поставил шатуны от Старт-Шоссе, длинне, чем оригинальные подростковые. На коротких было неудобно...
2. Картинки оси и конусов - посвящение пиёнэрам, стучащим по клинышкам, не подставив чурбачка, из-за чего вся энергия удара мотлотком передаётся на один-два шарика в подшипнике...
(http://www.RetroMoto.lv/images/uploads/1356645883-img-3842.jpg)
(http://www.RetroMoto.lv/images/uploads/1356645964-img-3846.jpg) ]
(http://www.RetroMoto.lv/images/uploads/1356646113-img-3848.jpg)
-
Примечательно, что практически на всех деталях стоит клеймо мастера - своего рода гарантия. Вспомнился Райкин в сценке про "пиНДжак с карманАми"! :) Улыбнуло :D
-
При ближайшем рассмотрении знатоками довоенных велосипедов - Эренпрейс оказался таки Эренпрейсом, но спортивным. Толстые дорожные колёса никак не влезут в раму.
Багажник оказался приколхоженным багажником от Риги. Шатуны оказались особыми спортивными, с канавками посерёдке - шатун от дорожного не подошёл...
Прощайте, мои планы о багажнике, крыльях и высоком руле, хромированной фаре... По всей видимости, придётся ставить спортивное узкое седло, руль- "баран".
-
Узкое спортивное - значит, узкое спортивное... Остаётся колесо то, что на нём стояло - Фихтель и Сакс, 1940 года производства.
Спицы ржавые... Снял.
Обод железный, моется, чистится проволочной щёткой и изнутри мажется средством Brunox epoxy.
(http://www.RetroMoto.lv/images/uploads/1357421240-img-3987.jpg)
Это средство реагирует с чистым железом и ржавчиной - ржу превращает в чёрное, крепкое, не распространяющееся, железо не ржавое - просто фосфатирует, синеет и темнеет. На хроме, краске, пластмассе и т.п. нежелезном, не стальном - остаётся прозрачным.
На фото вверху видны огрехи хромирования и проржавевшие сквозь хром кусочки - они темнее. Это ещё хорошо, обод к В-902 почти полностю посинел изнутри... Ржаветь больше не будет!
-
Интересно оформлен рекативный рычаг тормоза - во как он правильно называется.
(http://www.RetroMoto.lv/images/uploads/1357421568-img-3991.jpg)
(http://www.RetroMoto.lv/images/uploads/1357421648-img-3993.jpg)
Втулка, как втулка. Даром, что немецкая - от ХВЗ-шных отличается незначительно. Ничего внутри менять не надо! Детали с клеймами F&S 1939 - в неплохом состоянии. Допуски и зазоры - чуть ли не лучше, чем у непозльзованных ХВЗ 80-х.
(http://www.RetroMoto.lv/images/uploads/1357421793-img-3996.jpg)
Были нержавеющие шайбочки - стали надёжные прокладки под ниппеля спиц. Родные - ржавенькие, чистить-защищать не оправдывается, как мне кажется.
(http://www.RetroMoto.lv/images/uploads/1357421902-img-3994.jpg)
Главный специалист по втулкам (крутить-вертеть!) и спицам (разбрасывать и метать, аки Зевс молнии - звенят занятно!) готов присупить к работе! :)
(http://www.RetroMoto.lv/images/uploads/1357422018-img-3997.jpg)
Заодно - слева современный ниппель, с шариковым клапаном, справа - старого типа, с резиновой трубкой.
-
Доступность - пожалуй, да. Чуть ли не приедут забрать.
Но дешевизна - категорически нет!
Такой обод заново отхромировать - точно не помню, но цифры в евро трёхзначные.
Причём знающие люди говорят, что хром плохого качества. Серьёзные реставраторы возят в Чехию и Германию.
Цинк и никель - те да, подешевле.
Я стараюсь обходиться без гальваники, найти сохранившееся дешевле, хоть и не проще и заметно медленнее.
-
:) Кстати, встретилась как-то и такая надпись:
(http://content26-foto.inbox.lv/albums/p/pan_murzilka/Wagnerland/-0440.sized.jpg)
"Peppy" или "Perry"..... Не понять!
-
Собрал колёса, прикинул на велосипед... А неплохо выглядит, спортивный тоже :)
Ниппель в сборе:
(http://www.RetroMoto.lv/images/uploads/1358710331-img-4124.JPG)
Шильдик (квадратная рамка сверху - крепление для карбидного фонаря, по совместительству - фигурная шайба под контргайку):
(http://www.RetroMoto.lv/images/uploads/1358710354-img-4139.JPG)
Втулка с птичкой:
(http://www.RetroMoto.lv/images/uploads/1358710537-img-4149.JPG)
Осталась нерешённая проблема с педельной осью и погрызенными конусами.
Ось от послевоенной Риги не годится - тоньше. Современный китайские - сильно тоньше.
Ось от Эренпрейса же, но дорожного не годлится - она длиннее!
А токарного станка и умений, как в Саратове - нема...