WagnerLand.ru
Особый раздел => Факты о мопедах. История => Тема начата: Кургузов Роман от Декабрь 23, 2012, 14:46:27
-
Года выпуска Д .
-
Вот информация с сайта ЗАО «Красный Октябрь - НЕВА» (http://www.motoblok.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=25&Itemid=56&lang=ru)
1956 г. - Выпуск малолитражных (до 50 см3) двигателей серии «Д»;
1959 г. - Начало производства малых двигателей в г. Боровичи;
1974 г. - Выпущен 5 -миллионный двигатель серии «Д»;
(http://www.wagnerland.ru/gallery/43_23_12_12_4_02_48.jpeg)
1982 г. - Выпущен 8 -миллионный двигатель серии «Д».
-
http://maps.yandex.ru/-/CVFMbP5f
Завод Двигатель г. Боровичи.
По трассе Москва - Питер 369 км. поворот направо перед Валдаем,мимо Иверского монастыря и ещё 70 км.
Со спутника, в самом низу картинки - дорога и жёлтый фасад здания ( слева белое, справа жёлтое - между ними ворота), и в верх цеха.
(http://www.детскаямиссия.рф/images/pictures/1307993473_3645.jpg)
Сосны,сосны, сосны.
(http://img-fotki.yandex.ru/get/3006/blinow-aw.5/0_1a696_62e8c5d6_XL)
Старинный клёпаный мост начала прошлого века через реку Мста.
(http://wetalk.narod.ru/photo12.jpg)
-
А почему завод построен именно в этом месте - тупиковая ж/д ветка, река мелкая, авто - не навозишься.
Я нашёл ответ - глина с высоким содержанием оксида алюминия - природные ископаемые.
Если в глине алюминия 10 % с таким месторождением не связываются, если больше то да.
Также тут веками делают кирпич и огнеупорный кирпич.
http://borsmesi.ru/ (http://borsmesi.ru/)
http://borovi4i.ru/article/view/my_land.html
О родном крае... Природное богатство Боровичей - огнеупорные глины.
.
-
http://www.youtube.com/watch?v=xWTwTLGE9hg (http://www.youtube.com/watch?v=xWTwTLGE9hg)
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=FVofDLOBhAQ (http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=FVofDLOBhAQ)
-
http://www.youtube.com/watch?v=7pThf7TF4eE&feature=share&list=PL36oS3fOPhIiw1f8cJHx460WLhuGZwWCH (http://www.youtube.com/watch?v=7pThf7TF4eE&feature=share&list=PL36oS3fOPhIiw1f8cJHx460WLhuGZwWCH)
Производство алюминия.
-
http://mopedmuseum.ru/mopedshop.html
http://www.motoblok.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=81
http://www.youtube.com/watch?v=yF5L7SG05rQ
-
boroboro.ru/2010/12/12/zastyvshie-borovichi / (http://boroboro.ru/2010/12/12/zastyvshie-borovichi /)
Город в котором делали Д.
-
http://boroboro.ru/2010/06/26/sorok-sem-minut-po-borovicham/ (http://boroboro.ru/2010/06/26/sorok-sem-minut-po-borovicham/)
-
(http://boroboro.ru/files/2010/10/IMG_1565.jpg)
Километрах в 30 от города имение Суворова, музей.
-
(http://bor53.ru/images/photos/medium/a7713056a083d0ddfa0ca403dfdaf283.jpg)
-
http://youtu.be/qCuHp8kCsTI (http://youtu.be/qCuHp8kCsTI)
-
http://youtu.be/1FcGYGenSkw (http://youtu.be/1FcGYGenSkw)
-
Когда то давно в теме «Определяем год выпуска дешки!» SOK, изучив инструкции на двигатели разных годов выпуска, предположил, что двигатели Д-8_ имеющие две литеры в номере выпускались на заводе в Боровичах. На это Rullon справедливо заметил, что дешки в Боровичах изготавливают с 1959 года (не дословно, но смысл был такой).
На счет двух литер ничего не скажу, а вот на счет года начала выпуска в Боровичах двигателей «Д», после изучения статьи из газеты «Красный Октябрь» (http://www.wagnerland.ru/index.php?topic=326.0), появились серьезные сомнения.
Вот цитата из статьи:
Дело в том, что производство деталей и узлов велодвигателя было в спешном порядке передано сюда с другого филиала, где директором А.П. Щемелев.
Цитата с сайта «Красного Октября»:
1959 г. - Начало производства малых двигателей в г. Боровичи
То есть, между этими двумя цитатами есть явное противоречие.
Явно, что, на сайте «Красного Октября» допущена ошибка. Это подтверждает следующая цитата из статьи:
Нет производственных рабочих на участке сборки велодвигателя. Этот участок - аналог участка цеха №121 головного предприятия. В апреле этого года здесь собрали первую партию велодвигателей. В перспективе планируется участок с головного предприятия полностью передать на этот завод.
Определенно, что двигатели серии «Д» собирать в Боровичах начали только в 1987 году!
Первая из имеющихся в Интернете инструкций, на которой указан Боровичский завод «Двигатель» датируется 1989 годом, что косвенно подтверждает сведения приведенные в статье.
В 1959 году на заводе (будущем «Двигателе») в Боровичах был организован выпуск деталей и узлов, а не полностью двигателей. Это подтверждается и годом выпуска заводских станков (1959).
Но и на этот счет есть сомнения.
Если предположить, что производство деталей и узлов передали в Боровичи в 1959 году, то, как объяснить, что более четверти века производство всё ещё находилось в неприспособленных эллингах.
Много неизвестного.
Может быть, в Боровичах, в свое время, был еще один филиал «Красного Октября» по выпуску двигателей серии «Д», с которого всё производство, включая станки, было передано на будущий завод «Двигатель».
Ведь какой еще филиал «Красного Октября», упомянутый в статье, выпускал детали и узлы для «Д», а может и собирал «Д», и где он находился, остается загадкой.
-
Добрый день.
Помните переписку сверху темы ИСТОРИЯ - в ней шло упоминание о заключённых и двух местах производства откуда были взяты детали - Боровичи и Новгород - Великий Новгород - расстояние между городами 150 км.
В Новгородской области это два первых города по кол- ву населения и энерговооружённости промышленностью.
Так что же кроется под скромным словом ФИЛИАЛЫ ?
И откуда миллионы моторов ?
Языка надо брать .
-
Да, Роман, помню, инфомацию про зону я тоже учитывал.
Только вот что за зона - вопрос. Может это был военный завод на закрытой территории.
-
Что то такое:
Закры́тое администрати́вно-территориа́льное образова́ние (ЗАТО) — городской округ, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан[1][2].
Решение о создании (преобразовании), реорганизации ЗАТО принимается Президентом Российской Федерации. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации определяют полномочия органов государственной власти субъекта федерации в отношении ЗАТО, входящего в состав такого субъекта федерации.
В настоящее время в России существует 43 ЗАТО[3][4]. От ЗАТО следует отличать закрытые военные городки, к которым относятся расположенные в населённых пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населённых пунктов[5].
Интересно - какие события произошли в СССР в 86 - 87 годах после которых что то - где то было свёрнуто и пришлось Боровичскому заводу принимать сборку на себя ( кроме Чернобыля ) ?
В СССР — год начала активной фазы горбачёвских реформ. В общественной жизни — провозглашение гласности, в экономике — появление негосударственных форм хозяйствования (совместные предприятия, кооперативы) и расширение самостоятельности государственных предприятий. В международной политике в этом году также произошёл существенный сдвиг — отношения СССР и США заметно улучшились.
-
Получил сообщение от Алексея Николаевича Ведяничева об истории завода "Двигатель"!
Публикую как есть. Потом обсудим.
________________________________________________
Вот моё короткое изложение истории завода со слов отца, которое я записал 29.01.2013.
Будущий завод "Двигатель" образовался в хрущёвские времена совнархозов на базе МТМ (машинотракторной мастерской), где работало около 100 человек. Тогда в 50-х там ремонтировались двигатели грузовиков ГАЗ и комбайнов. Несколько позже, в начале 60-х годов, завод был передан в ленинградское Производственное объединение "Красный Октябрь", который занимался выпуском вертолётных двигателей для ВС СССР.
Когда мой отец пришёл на завод мастером в 1962 году, там уже выпускались запчасти для цилиндро-пусковых двигателей тракторов марки "БТ", а на базе завода в д.Тини - валы для комбайнов. Для производства запчастей в Боровичи из Ленинграда была привезена целая линия, в т.ч. там было и трофейное оборудование, и даже американские станки. Производили тогда 12 тыс. единиц изделий в месяц. Брака тоже хватало, в основном по литью, которое приходило из Ленинграда.
К 70-м годам завод получил имя "Запчасть", после того как на нём началось производство запчастей для мопедных двигателей серии "Д". Модернизация двигателей была неглубокой. Например, очередная модернизация была связана с установкой фонарей на мопед, разработкой систем глушения и т.п. Двигатели из Ленинграда поставлялись в Ригу, где производился экипаж и шла окончательная сборка мопеда "Рига". У прибалтов своего двигателя не было. ПО "Красный Октябрь" этим занимался потому, что любому крупному предприятию было вменено в обязанность выпускать товары народного потребления. Производство на "Двигателе" кривошипов достигало 40 тысяч в месяц. Также эти двигатели короткое время поставлялись в Пензу на военный завод, где тоже выпускались мопеды, но название их уже не вспомнить.
Постепенно завод расширял перечень деталей двигателя и сам уже наладил алюминиевое литьё (крышки, поршень и т.п.). Формы для литья делало головное предприятие.
К середине 80-х в Боровичах уже выпускались полноценные двигатели: 30 тыс. в месяц. Из них 25 тыс. шло на сборку, а 5 - в продажу. Часть запчастей поставляли смежники. Тогда в 80-х завод получил третье имя - "Двигатель". На предприятии уже работало более 500 человек и в зоне на завод трудилось около 200 заключённых. Конструктором по товарам народного потребления тогда в ПО был Бауэр Вячеслав Феофилович.
В конце 80-х начале 90-х начался распад СССР и Латвия стала сворачивать своё сотрудничество с Россией. Появились проблемы платежей. Возникли таможенные барьеры. Рвались экономические связи. Не от хорошей жизни, но мопеды "Рига" стали полностью собирать в Боровичах. Часть мопедов по бартеру отправлялась в Ригу взамен экипажей. Перевозилась тогда продукции в обе стороны по железной дороге и много было воровства, особенной популярность пользовались цепи.
В начале 90-х начались проблемы и со сбытом. Тогда было решено на базе мопедного двигателя выпускать бытовые водяные насосы. Была у них одна проблема - перегрев двигателя при работе. Но было найдено решение - цилиндр одели в рубашку и туда пустили воду. Всего за несколько лет было выпущено более 200 тысяч насосов.
После выхода Прибалтики из Союза выпуск мопедов "Рига" был прекращён. На головном предприятии в Питере был разработан опытный образец российского мопеда "Ленинградец" с другим, не боровичским, двигателем, но до серийного производства дело, так и не дошло.
Производство мопедов и велодвигателей в Боровичах ушло в прошлое навсегда. Многое утрачено. Ниша рынка занята другими неросссийскими производителями. Сегодня формально завод "Двигатель" существует, точнее его незначительные остатки, но чем там там занимаются, доподлинно неизвестно.
P.S.
Коротко, основное, пожалуй, всё. Учтите, что моему отцу уже скоро 81 год и многое уже подзабылось.
_________________________________________________
-
Представляете 30 тысяч в месяц - при 24 рабочих днях в месяц получается 1250 моторов в день.
-
Реквием... :(
-
В продолжение темы о заводе "Двигатель"
http://old.ki1919.ru/par/shelf.php?p=n2673.h
(страничка сейчас недоступна, открывал сохраненную копию)
Красная Искра. Боровичи.
21-09-2006 N 38 (15921)
«Двигатель» набирает обороты.
Завод «Двигатель» существует более 75 лет. Ни разу за всю свою историю, даже в тяжелые годы экономического кризиса, не останавливался он ни на день, только сократил численность работающих. Позади остались времена, когда ему приходилось ужиматься в объёмах производства. «Двигатель» работает в основном по заказам головного предприятия – петербургского ОАО «Красный Октябрь».
Прекратив выпуск велодвигателей и мотонасосов, завод заполнил освободившуюся производственную нишу более сложными деталями. Сегодня предприятие серийно изготавливает и поставляет в Санкт-Петербург комплектующие к мотоблокам МБ-2. Налажено также изготовление деталей для выпускаемой головным предприятием авиатехники и постоянно осваиваются новые их модификации. Завод последовательно наращивает объёмы производства и расширяет ассортимент своей продукции.
В настоящее время численность работающих на «Двигателе» чуть больше ста человек. Здесь трудится немало молодежи, есть и заслуженные ветераны, чей заводской стаж составляет около сорока лет и более, как, например, у наладчика Виктора Владимировича Камшилова, секретаря Светланы Александровны Осиповой, слесаря-ремонтника Анатолия Сергеевича Балалаева, фрезеровщика Сергея Георгиевича Иванова. Коллектив на заводе сложился трудоспособный и надёжный, ему вполне по силам стоящие перед ним задачи.
-
Спасибо.
-
Подтверждается факт, что Д-4 начали изготавливать в 1956 году.
Пока в интернете объявились 2 штуки Д-4 1956 года.
Первый на dyr4ik.su
http://dyr4ik.su/viewtopic.php?f=6&t=2587
Второй на automoto.ee
http://forum.automoto.ee/showthread.php?tid=14724&page=2
(http://forum.automoto.ee/attachment.php?aid=48279)
Общие фото этого Д-4 в объявлении о продаже:
https://www.osta.ee/ru/garaazituhjendus-jalgratta-d4-abimootori-komplekt-48385762.html
(https://cache.osta.ee/iv2/auctions/1_1_21074137.jpg)
-
Д-4 1957года.
(http://4put.ru/pictures/small/1071/3293098.jpg) (http://4put.ru/view-max-picture.php?id=3293098) (http://4put.ru/pictures/max/1071/3293101.jpg) (http://4put.ru/) (http://4put.ru/pictures/max/1071/3293103.jpg) (http://4put.ru/) (http://4put.ru/pictures/small/1071/3293105.jpg) (http://4put.ru/view-max-picture.php?id=3293105) (http://4put.ru/pictures/small/1071/3293107.jpg) (http://4put.ru/view-max-picture.php?id=3293107)
-
Если будете половинить и разбирать коленвал гляньте пожалуйста - там 702202 на 15 роликов или нечто на 12 роликов .
По истории города Боровичи - давным давно когда Пётр1 начинал строительство Санкт- Петербурга между двумя реками маленькие кораблики или товары с реки на реку перетаскивали волоком .
Отсюда город Вышний Волочёк . Река Мста была намного более оживлённой . Всё кипело и бурлило .
-
http://youtu.be/8GMh3uvBaRA (http://youtu.be/8GMh3uvBaRA)