WagnerLand.ru

Двухколесное => Советские мопеды с двигателями "Ш" и "В" => Тема начата: Man0waR от Ноябрь 19, 2014, 13:24:00

Название: История одной Верховины.
Отправлено: Man0waR от Ноябрь 19, 2014, 13:24:00
Приветствую всех любителей этих маленьких милых тарахтелок, которые дарят нам радость с самых юных лет)
Дальше речь пойдёт о Верховине-7 с двигателем V-50 средней степени заколхоженности.
Собственно аппарат был куплен в начале осени этого года.
Фото на момент покупки:

(http://img26.olx.ua/images_slandocomua/150808189_2_644x461_prodam-moped-fotografii.jpg)
 
К сожалению лучшего качества не осталось.
А вот на следующий день, в более-менее ездабельном виде:

(https://pp.vk.me/c624627/v624627319/a23b/Qr7PJ3bCOBk.jpg)

Далее мопедка была полностью разобрана.
О причинах ниже.
Название: Re: История одной Верховины.
Отправлено: Man0waR от Ноябрь 19, 2014, 13:30:34
РАМА

То ли качество стали на последних выпусках было таким ужасным, то ли предыдущий хозяин был горным скакуном...
Трещины! Везде трещины! Ещё немного и двигатель с маятником отделились бы как ступень ракеты.
(http://[https://pp.vk.me/c624627/v624627319/a244/Arq-no8KYF4.jpg/[img][img]https://pp.vk.me/c624627/v624627319/a24d/3WC52TtWwJM.jpg)

(https://pp.vk.me/c624627/v624627319/a256/R2_-hEaXfck.jpg)

(https://pp.vk.me/c624627/v624627319/a268/guBR3ktGKVY.jpg)

(https://pp.vk.me/c624627/v624627319/a271/pFFV0n5O4ic.jpg)

(https://pp.vk.me/c624627/v624627319/a27a/qPiKh_YxCn0.jpg)
Название: Re: История одной Верховины.
Отправлено: Man0waR от Ноябрь 19, 2014, 13:34:26
Естественно всё было заварено. Заодно усилил переднюю вилку.

(https://pp.vk.me/c624627/v624627319/a28c/H1_9m09rCPI.jpg)

(https://pp.vk.me/c624627/v624627319/a29e/be87SJSS0Fg.jpg)

(https://pp.vk.me/c624627/v624627319/a2a7/CV-27ekjbMU.jpg)

(https://pp.vk.me/c624627/v624627319/a2b0/ljnshyOAX2g.jpg)

(https://pp.vk.me/c624627/v624627319/a2c2/Tphjm_IhDuI.jpg)

(https://pp.vk.me/c624627/v624627319/a2cb/M9VqXkO0oOQ.jpg)
Название: Re: История одной Верховины.
Отправлено: linil от Ноябрь 19, 2014, 18:54:30
Фотка офигенная. Есть в ней что-то.прикарманил.

(https://pp.vk.me/c624627/v624627319/a23b/Qr7PJ3bCOBk.jpg)
Название: Re: История одной Верховины.
Отправлено: Man0waR от Ноябрь 21, 2014, 14:14:36
Нынешняя  фара от чего?
Как, Вы не узнаёте родную мопедкину фару? На подавляющем большинстве советских мопедов стояли именно такие.
(http://motaki.ru/image/cache/data/items/fara_moped-600x600.jpg)
Название: Re: История одной Верховины.
Отправлено: Man0waR от Ноябрь 21, 2014, 14:18:47
Фотка офигенная. Есть в ней что-то.прикарманил.
Погодите ещё)
Вот соберу и будут Вам красивые фотки, обещаю)
Название: Re: История одной Верховины.
Отправлено: makumazans от Ноябрь 22, 2014, 23:15:36
Пардон, я к мопеду подошёл близко только месяц назад, как только купил.  :o До этого 30 лет и рядом не стоял.
Название: Re: История одной Верховины.
Отправлено: Man0waR от Июнь 05, 2016, 02:46:32
привет Сергий мановарыч. и ты тут есть. я себе тож семерку взял. ток в полном хламе и с движком S50 63го года.
Здравствуй Данька)
Название: Re: История одной Верховины.
Отправлено: Man0waR от Июнь 05, 2016, 03:19:21
К сожалению война не всегда позволяет заниматься любимыми делами...

Мопедка был полностью очищен от старой краски, пошпаклёван, погрунтован и покрашен. Компрессор на заднем плане, пульверизатор - обычная "сошка" плюс мои кривые руки. Получилось...что-то получилось.
Надеюсь скоро добраться до сборки двигателя.

Кстати, кто подскажет до какого года выпускались седьмые Верховины?

(http://cs630723.vk.me/v630723319/2c62a/YB5PkAB8-jk.jpg)

(http://cs630723.vk.me/v630723319/2c645/qLzvxvT43_s.jpg)

(http://cs630723.vk.me/v630723319/2c64e/rbczdprZlE4.jpg)
Название: Re: История одной Верховины.
Отправлено: wagner от Июнь 05, 2016, 14:34:35
Верховина 7 выпускалась очень короткое время. Примерно год 1981-1982.
Скорее всего Верховина 6 уже устарела, но на складе оставалось много деталей для сборки.
К выпуску готовился мопед Карпаты.

Чтобы как то реализовать остатки комплектующих от Верховины 6, придумали Верховину  7. Мотор от Карпат, ходовка Верховины 6.
Во второй половине 1982 года оба мокика, Верховина 7 и Карпаты выпускались одновременно.
Далее, 1982-86 г.г выпускали только Карпаты.

Качество сборки упало до исторического минимума. В частности, моторы Ш62 были из некачественного сплава корпуса. Он был мягкий, резьбу М5 срывало постоянно, корпуса были кривыми в районе привалочных плоскостей.  Прибавим сюда бракованные коленвалы, у которых сворачивало щёки по пальцу НГШ. Подшипники НГШ клинили и рассыпались, коробки срезало зубья, вилка переключения слетала со штока.

Поэтому вскоре начался выпуск мотора Ш62М, где все недостатки попытались искоренить.
Напоминаю, это была начальная доперестроечная эпоха,начинался бандитизм, кооперативы, водка вагонами, навар, маклас, откат, деньги стремительно обесценивались.
В тот период заводы лихорадило, работать было не престижно, зарплату задерживали. Дедушки уходили на пенсию, молодёжь на заводы не шла.
В норму всё стало приходить после развала СССР, стали думать как жить дальше и качество моторов и мопедов улучшилось. Но финал всё равно был печален.
Название: Re: История одной Верховины.
Отправлено: Странник от Июнь 05, 2016, 15:55:11
Скорее всего Верховина 6 уже устарела, но на складе оставалось много деталей для сборки.
К выпуску готовился мопед Карпаты.
Да, похоже, что "Верховина-7" была переходной моделью от "Верховин" к "Карпатам". На моей "Верховине-7" седло с надписью "Карпаты", крылья и багажник тоже как у "Карпат", двигатель S-62 с крышками от V-50. Рама по сравнению с "Верховиной-6" выглядит менее прочной, крепления амортизаторов в виде П-образных скоб были погнуты и частично оторваны по сварным швам, ось верхнего крепления амортизаторов погнута. Интересно, что передняя вилка оказалась "Рижского"типа - на других "Верховинах" и "Карпатах" такого не встречалось.
Название: Re: История одной Верховины.
Отправлено: Man0waR от Июнь 23, 2016, 23:39:50
Верховина 7 выпускалась очень короткое время. Примерно год 1981-1982.
...Качество сборки упало до исторического минимума...
Благодарю за информацию.
А качество действительно ужасное. Ось маятника вварена косо, полка седла завалена набок, качество сварки огорчает.
Название: Re: История одной Верховины.
Отправлено: Man0waR от Июнь 24, 2016, 00:02:14
Не сдержался и всё таки собрал макет мопеда :) Красиииво!

(https://pp.vk.me/c631322/v631322319/36916/Uxdfvni1_04.jpg)
Название: Re: История одной Верховины.
Отправлено: Man0waR от Июнь 24, 2016, 00:18:23
По двигателю:
Было приаргонено недостающее ухо, со всеми вытекающими работами.

(https://pp.vk.me/c631322/v631322319/36928/w5dDDejeTjI.jpg)

Были куплены новые шатун, подшипник и палец НГШ весьма сомнительной внешности. Проверки на пиление надфилем, прикладывание к стеклу и замер межцентрового расстояния были пройдены успешно. Решено - ставим. Так как ВГШ была неприлично больших размеров , лишнее было сошлифовано и конечно заполировано.
Коленвал спрессован и биение сведено к минимуму.

(https://pp.vk.me/c631322/v631322319/3693a/FVnpM0DAUIc.jpg)

(https://pp.vk.me/c631322/v631322319/36931/EapFT6coRPg.jpg)
Название: Re: История одной Верховины.
Отправлено: Man0waR от Июнь 24, 2016, 01:02:04
Товарищ главный Дедушка, проясните мне пожалуйста одну вещь:
В видео про балансировку коленвала у Вас фигурирует такая формула:
М балансир. груза = (М цпг + М вгш)*0.6 - М вгш
У Григорьева формула та же, только вот в ней фигурирует не полная масса шатуна, а лишь 0.336
Получается:
М балансир. груза = (М цпг + М вгш * 0.336)*0.6 - М вгш * 0.366
И ещё одно:
У Вас коэффициент балансировки взят 0.6 хотя это соответствует более высокооборотистым двигателям. Как я понимаю, берутся не максимальные обороты, а те, на которых двигатель будет работать основную часть времени. И как мне кажется коэффициент 0.5 (6000-6500) был бы более подходящим.
Дабы не быть голословным, привожу ниже отрывок из книги И.М.Григорьева "Мотоцикл без секретов"

...Балансировка коленчатого вала.
Простейшая, но вполне удовлетворительная балансировка коленчатого вала
производится по эмпирической формуле:
Х = А(0,45 ÷ 0,6) + В(0,45÷0,6) - В,
Где, А = вес поршня + вес пальца + вес поршневых колец + вес стопорных колец + вес
шайб + вес подшипника;
В — 0,336 от веса головки шатуна
Коэффициент балансировки К = (0,45÷0,6)
выбирается в зависимости от ожидаемых под нагрузкой оборотов двигателя). Например,
для оборотов коленчатого вала 6000—6500 об/мин этот коэффициент берется равным
0,5.
Чем выше обороты коленчатого вала, тем коэффициент балансировки берется большим
(для n =8000 об/мин, К = (0,55 — 0,57)...
Название: Re: История одной Верховины.
Отправлено: wagner от Июнь 24, 2016, 01:20:18
Я уже рассказывал про формулу. Она была мне присоветована одним из руководителей секции картинга.
К примеру у Новгородских картингистов на форуме вы найдёт эту формулу.

Конечно же дедушка никому не верит, даже Григорьеву.  В моей практике было много моторов ЯВА, Сакс, Ямаха, Хонда и так далее.
Я ведь не поленился проверить балансировку на стоковых поршнях и коленвалах. Грех ведь упустить шанс исследовать тот же Сакс 50 60-х годов. Или чудом сохранившуюся ЯВУ 551 без пробега.
И везде формула работала идеально.

Даже самые первые Ш50-51 и ещё 52 балансировали по этой формуле. У меня очень много видео по этой тематике. И не ездившие моторы есть и с родными поршнями и поршнями от других производителей.

Д4-5-6 тоже самое. А вот косяки пошли с Ш57-58-62. В50 косячный. Более менее нормально сбалансированы были В50М, завод как то учитывал это, поскольку надо было выживать в конкурентной борьбе.

Д8 все несбалансированы.  Хонда балансировалась по другому, там даже балансиры смещены. Но там расчёт на вариатор и постоянные обороты.

Баланс это вертикальная составляющая нейтрализуется центробежной. Но результирующий вектор при снижении оборотов будет отставать и вырастать, не будет нейтрализации сил. То же самое и при увеличении оборотов. Поэтому баланс возможен лишь для какого то диапазона.  К=0,6  это 7000-9000 об в мин. К примеру В501М ровнее всего работает при 7500 об в мин, при этом весь остальной диапазон оборотов приемлем по вибрациям.  7500 об в мин это 50 км в час на Карпатах.

Помимо совместных колебаний есть ещё отдельные резонансы вертикальной и центробежной составляющих. Это зависит от массы. Поэтому в любом случае снижение массы шатуна и поршня полезно. А увеличение массы маховика маскирует вибрации и силы второго порядка от газодинамических процессов.

И самое главное, не надо путать балагнсировку и вибрации от кривого коленвала, разболтанного сцепления и не посаженного на конус маховика. А то во всём у нас виноват дедушка, а по факту надо за мотором следить и на волшебные коэффициенты не надеяться.

Короче, опыт главный советчик. Дедушку уже давно бы отметелили, если бы он был неправ. Но на каждый неправильный дедушкин мотор всегда находится десять правильных. Поэтому дедушка пока ещё жив и всем нужен.
Название: Re: История одной Верховины.
Отправлено: Man0waR от Июнь 24, 2016, 01:27:03
Я уже рассказывал про формулу. Она была мне присоветована одним из руководителей секции картинга...
Спасибо за развёрнутый ответ.
Название: Re: История одной Верховины.
Отправлено: Dizel Anton от Июнь 24, 2016, 06:44:52
(https://pp.vk.me/c631322/v631322319/36916/Uxdfvni1_04.jpg)

Осталось крыло добавить. Красный или оранжевый как то по веселее смотрится на Верховине. Стопак помоему от явы 7ки.

Прикупил себе Верховину- 3 71года без мотора, Верховину 5 1975г без мотора, и Верховину 7 без крыльев и сидухи. Буду собирать.

Стоит ли оставлять кулочковое зажигание на моторе Ш-58?? , оно  ненадежное??
Название: Re: История одной Верховины.
Отправлено: Man0waR от Июнь 24, 2016, 08:03:52
Осталось крыло добавить. Красный или оранжевый как то по веселее смотрится на Верховине. Стопак помоему от явы 7ки
...Стоит ли оставлять кулочковое зажигание на моторе Ш-58?? , оно  ненадежное??
Осталось всё нормально собрать, а не накидать на раму облицовку и пустые картера  :D
Ну это уже на вкус и цвет)
Верно, стоп от Явы, мне он показался уместным.
Эх, Верховина-3 - моя мечта. Но пока, увы, поиски безрезультатны.
Смотря какое попадётся. На моей первой Верховине стоял новодел - так я каждую неделю туда лазил. Уже с закрытыми глазами выставлять мог). А на второй по счёту Верховине-4 стояло родное 73-го года, так я туда заглядывал всего пару раз за лето и то в целях контроля.
Название: Re: История одной Верховины.
Отправлено: Man0waR от Июнь 24, 2016, 21:27:01
Мне тоже тройка нравилась, очень долго искал, нашел, только без движка. вот думаю Ш-57, 58 поставить или V-50
Не влезет. Там крепление двигателя только под литьё 50-52 моторов. Можно конечно с рамы лишнее срезать, но это кощунство издеваться над таким экспонатом.