Автор Тема: Сравнение коробок скоростей Ш62, ранней В50, поздней В50  (Прочитано 25658 раз)

Оффлайн wagner

  • Администратор
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 7573
  • Степень оранжевости: 2537
  • Оранжевый Дед
  • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
    • Награды
  • Город: Энгельс
Труд могучий, надо было осмыслить и переработать внутренне. Пять раз нервно пил чай, десять раз отрубался в спячку.
Наконец всё осмыслил и предлагаю вашему вниманию.

Вайрасы всё же начались с Ш62. Поэтому справедливо будет рассматривать три мотора. Про существование переходной модели В-50 я знал, но три мотора, с разными коробками, одновременно сошлись на моём рабочем столе волей случая лишь недавно.
Так грех не воспользоваться и не навести порядок в незрелых умах страждущих.

Итак. Однажды инженеры Вайраса решили создать нечто своё. Ну сколько можно было обыгрывать вариации на тему чехословацкого мотора ЯВА Стадион? Нужен был мощный генератор, нужна была более надёжная коробка.

Естественно маразм, с постоянно вращающейся дополнительной сдвоенной шестерёнкой второй скорости, уже был не в тренде.
Поэтому родилась схема, где большая шестерня главной пары была на одном валу, а коробка на другом. И завершала коробку ведущая звёздочка цепной передачи.

Первым появился Ш62,  с его нелепыми 0,93 и 1,64 в виде второй и первой скорости. Это был даже не трезвый расчёт, это была попытка впихнуть невпихуемое и подружить шестерню кикстартера со всей икебаной.

Втулки на разгруженных торцах валов и подшипники 201 на нагруженных. 11 шлицов на соединениях.
Как вам повышение на второй скорости 15/14 зубьев? Первая скорость 11/18. Передаточное число вала кикстартера 12,63. Это больше в 1,33 раза чем у В-50. И на столько же меньше чем у Ш50-58.

Теперь вам понятно почему педалями хрен прокрутишь коленвал? Сначала декомпрессор, потом подвести педаль в нужное положение коленкой, потом шмякнуть от души. В этот момент мотор конечно мог развить сто тысяч оборотов, а куда ему деваться, волей-неволей заведёшься. С отсыревшей свечкой, на мазуте, с дешёвым маслом, пополам с паклей, с нагаром, в тайге, в десятиградусный мороз.
Не заведёшь, так согреешься.

И вот этот самый Ш62, с его передаточным числом кикстартера, уже воспринимался как подарок ленивым и безынициативным мопедистам.

Шло время, маразм с передаточными числами стал доставать. Ну что это такое, на первой не тронешься нормально, зато 40 км в час запросто. А вторая подхватывала с трудом и при малейшем встречном ветре мопед требовал вернуть первую немедленно.

Надо вернуть обратно  1/1 и 1/2. Так появился В-50.  12/25 первая скорость и 17/20 вторая. Или 2,08 первая, 1,17 вторая.
Такие передаточные числа были архиудобные, потеря в максималке была незначительная.
Но тут возник другой маразм. Кто то сказал что втулки зло.

Но ведь втулка позволяет делать ремонт с учётом износа вала и посадочного отверстия. А подшипник нет. И тем не менее.

Подшипник 200 встал на вал ведомой шестерни моторной передачи и (что там у нас уместилось?) подшипник 201. Валы 10 мм и 12 мм.
Шлицы 10 штук. Самый слабый вариант крепления. Самые дефицитные запчасти.

Ну а про то, каким стал в итоге В50, вы все знаете. Это 13 шлицов, 15 мм вал. Подшипники 100 и 202. И 9,48 передаточное число кикстартера.
Казалось бы живи и радуйся. Но иногда лишние знания только мешают.

Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

Оффлайн wagner

  • Администратор
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 7573
  • Степень оранжевости: 2537
  • Оранжевый Дед
  • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
    • Награды
  • Город: Энгельс
Все три коробки схожи по принципу работы и устройству. Соответственно и проблемы у этих коробок одни и те же.
Я попробовал снять видео про это. Не знаю насколько понятно всё получилось. Ответ на вопрос почему пропадает нейтраль.



Дополнительно обрисую проблему на словах.  Со стороны ведущей звёздочки цепной передачи у нас присутствуют, по порядку: Гайка с шайбой, звёздочка, подшипник 202, шайба, шестерёнка второй скорости, муфта переключения, шестерёнка первой скорости, подшипник 100.




Глобальная ошибка конструкторов в том, что шлицы нарезаны дальше, чем установлен край подшипника. Соответственно звезда ничем не ограничивается в перемещении. После того, как образуется люфт, при затяжке гайки тащится вал и шестерня второй скорости приближается к муфте, уничтожая зазор, необходимый для холостого хода.

Наверное проблема ещё не появляется на новых деталях. Когда и вал и звёздочка нульные и прямо с завода, а не новодел. Но где я вам сейчас такие детали найду? Коробка для Ш62 новая вообще нигде и никогда.

Вчера четвёртый товарищ с подобной проблемой обратился.

То есть я собираю мотор, потом образуется люфт в соединении звезды и вала, любой мопедист с этим мириться не желает и подтягивает гайку, вал вытаскивается, шестерня приближается к муфте и убирает холостой ход.

Проблему можно решить либо привариванием шайбы к лицевой части ведущей звёздочки. Тогда звёздочка сядет на начало шлицов и далее не пойдёт. Плюс поксипол с металлическим наполнителем и проблема частично решена. Вал не потащит из мотора.

Либо отрезать от подобной звезды ножку со шлицами и протачивать на станке так, чтобы часть шлицов застопорилось о завершении нарезки шлицов вала.

Я понимаю что для меня это сделать проблем не составит.  Вопрос в том что поймут ли остальные.
Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

Оффлайн Stalevar

  • Мопедист
  • Сообщений: 11
  • Степень оранжевости: 4
  • Куй с нами!
    • Peugeot Scooters Club
    • Награды
  • Город: Орел
Могу предложить еще один вариант решения данной проблемы.
На валу сделать проточку и установить стопорную шайбу, которая будет входить в потай звезды.
Такая схема широко применяется на всех современных кроссовых мотоциклах.

Оффлайн wagner

  • Администратор
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 7573
  • Степень оранжевости: 2537
  • Оранжевый Дед
  • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
    • Награды
  • Город: Энгельс
Способ хорош когда коробка вне двигателя. А когда проблема случилась на уже собранном моторе, то половинить мотор не хотелось бы.
Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

Оффлайн Вова

  • Мопедист
  • Сообщений: 593
  • Степень оранжевости: 206
    • Награды
  • Город: Луганск
Интересно какой должен быть износ и как это нужно было эксплуатировать мотор, что бы шлицы по которым бегает муфта, со стороны шестерни второй передачи, с торца так стёрлись к середине, или изнутри, со стороны коронки для зацепления с муфтой стёрлась шестерня? А ещё более парадоксальное явление, это то, что к середине ушла ступенька на валу, которая играет роль "предела перемещения" для подшипника, в которую упирается шайба идущая с завода. На моей практике были случаи, когда сильнозатянутая звёздочка тащила за собой вал и, соответственно, подшипник менял своё положение относительно вала влево, до ступеньки, закусывая шайбу. Сам подшипник во внутненней своей части имеет фаску, из-за которой шайба становилась тарелкой и намертво закусывала вторую передачу и вся эта кухня крутилась вместе с валом. После чего я разобрал мотор и стянул картера с коробкой без той шабы, при этом затянув звёздочку сильно, всё вращалось легко и шестерня второй передачи при этом имела по оси вала люфт, но для муфты места было достаточно. Ещё мне встречалась, как-то, шестерня второй передачи, которая была по толщине больше чем все остальные, она просто закрывала собой ступеньку на валу и тут, затянутая звёздочка прижимала через подшипник шестерню в торец шлицев для муфты и работала только вторая скорость. Всё это было на V-50/501...(а может валы бывают разные, может раньше они делались другими?)
...есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
- К Римлянам 12:2

Оффлайн wagner

  • Администратор
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 7573
  • Степень оранжевости: 2537
  • Оранжевый Дед
  • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
    • Награды
  • Город: Энгельс
Владимир, сколько я починил моторов в своей жизни невозможно посчитать. Казалось бы, всё уже изучено и составлены списки работ, по которым я сверяюсь. И каждый раз я открываю для себя что то новое, чего я не учёл и чего я не знал.

В том то и есть вся суть нашего бытия, мы выбрали советские мопеды именно потому, что при ремонте этого чуда можно проявить себя как механик и как водитель. Ни одна деталь советского мопеда без глобальных доработок и подгона просто так не может быть установлена.

И если для владельца Японского скутера банальная замена коленвала это просто замена коленвала, то для владельца тех же Карпат это лотерея, повезёт или нет, кривой или сырой. Притереть цапфу или так запрессовать. И много всего другого.

Высшее проявление мастерства это когда собранный вашими руками Советский мопед одолеет трассу мегачелленджа в 250 км, под пристальными взглядами товарищей. Это уже реальный подвиг, это уже характеризует вас как специалиста и это даёт вам право что то советовать страждущим.
1 Мая 2015 года будет пятый российский мегачеллендж, следите за успехами ваших друзей.



Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

Оффлайн Alx Berg

  • Мопедист
  • Сообщений: 577
  • Степень оранжевости: 657
    • Награды
  • Город: Алма-Ата / Казахстан
Да, был у меня V50 1984г на мопеде Карпаты-1, с тонкими валами, мотор был удачный, тянул замечательно,  но как то у меня цепь слетела и заклинило заднее колесо на скорости в 40км , так звездочку вырвало из мотора, вал просто лопнул на месте подшипника. Вал нашел новый, в магазине. но больше таких моторов я не встречал, похоже его выпускали всего 1 год, а с 85года уже пошел простой V50 с нормальной коробкой с толстыми валами.  :D
Дают — бери, бьют — беги!

Оффлайн Вова

  • Мопедист
  • Сообщений: 593
  • Степень оранжевости: 206
    • Награды
  • Город: Луганск
Вот немного из моей коллекции V-50 "с тонкими валами".

...есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
- К Римлянам 12:2

Оффлайн Человек-в-Тапке

  • Мопедист
  • Сообщений: 588
  • Степень оранжевости: 161
  • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
    • Награды
  • Город: Москва
Немного нездоровая мысль... Не хватит ли там мяса, чтобы обточить на конус под звездочку дешки?
Кажется, что если не затянуть звездочку на шлицах, шлицы просто обгрызет. Может быть, это и не так, но всякая возможность люфта напрягает.

Оффлайн Денис

  • Мопедист
  • Сообщений: 43
  • Степень оранжевости: 11
    • Награды
  • Город: Муром
Конкретно про В-50 с тонкими валами мне попадались моторы 83,84, 85 годов. С ним должен идти интересный генератор, у него меньше выводов, нежели у стандарта. Как обычно 2 вывода с датчика и 2 провода с самого генератора. Такие же еще шли на Ш-62. Попадались даже 1982 года.

Пс. Совсем не в тему, но до какого года выпускались Ш-51 и Ш-58? У меня были интересные картеры Ш-51 74 года, где нет прилива под номер, он там выбит на правой половине. И Ш-58 1984 года.

Оффлайн DimanЫЧ

  • Мопедист
  • Сообщений: 61
  • Степень оранжевости: 82
    • Награды
  • Город: Балахна
Здравствуйте, хочу поделиться интересным наблюдением.
У меня на Верховине стоит двигатель V-50 1984 года. Естественно, мотор не родной. Изначально он был с тонкими валами, но под них найти ведущую звездочку целая проблема, потому я без переделок воткнул туда КПП с толстыми валами. Единственная проблема - подшипник на вторичном валу со стороны звезды 201-ый. Лечится заменой на 6102, этот подшипник живет в Таврии где-то в рулевом управлении.
Злые языки утверждали, что он развалится сразу же, однако пробег мопеда после ремонта двигателя в районе 500 - 600 км, а люфта не обнаружено.

Оффлайн ОлегV

  • Мопедист
  • Сообщений: 23
  • Степень оранжевости: 3
    • Награды
  • Город: Клин
Здравствуйте.

А про коробки В 50 и В 501 , что скажете ?

это абсолютно идентичные коробки ?

Нужно покупать новую или б/у коробку на В 501, так вот лучше разобрать мотор и ехать со старой и подбирать уже на месте ?


Оффлайн wagner

  • Администратор
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 7573
  • Степень оранжевости: 2537
  • Оранжевый Дед
  • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
    • Награды
  • Город: Энгельс
В50 две коробки, старая, на подшипниках 200 и 201 и новая, на подшипниках 202 и 100. Других коробок не бывает.

В501 отличается только видом привода, вал, вместо вилки со штоком. То же самое и В501М. Единственная деталь, которая может отличаться, это муфта. У ножной версии более широкая прорезь под вилку. Но даже в этом случае ручная версия дружит с этой муфтой, а ножная версия с ручной муфтой сдруживается методом расширения паза на станке или болгаркой.

Насчёт всего остального. Коробки подбирают по степени сохранности и материалу. Если старая коробка в идеале, то зачем её менять?
А если новая коробка красиво выглядит, но сделана из пластилина, то зачем её ставить?

Это вам решать, вам творец дал глаза, осязание, уши и ум. Проведите опыты, посмотрите, попилите и примите решение.
Если хотите чтобы кто то за вас принял решение, то хотя бы предоставьте фото.
Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

Оффлайн ОлегV

  • Мопедист
  • Сообщений: 23
  • Степень оранжевости: 3
    • Награды
  • Город: Клин
...... Единственная деталь, которая может отличаться, это муфта. У ножной версии более широкая прорезь под вилку. Но даже в этом случае ручная версия дружит с этой муфтой, а ножная версия с ручной муфтой сдруживается методом расширения паза на станке или болгаркой.........

именно то что нужно и узнал....
значит всё таки есть отличия.

Спасибо....

и ещё вопрос, может не по теме, извиняюсь......

каким инструментом можно сточить  шлицы на муфте и шестерне под обратную трапецию ?




предположу- болгаркой ?

или ещё чем то можно ? вы тут http://www.wagnerland.ru/index.php?topic=774.msg19058#msg19058 давали рекомендации по ремонту коробки,

и насколько лучше стачивать , вы пишете 
Цитировать
Ремонт заключается в заточке выступов на обратную трапецию, чтобы в момент зацепления шестерня притягивалась к муфте и не расцеплялась.
Главное не переусердствовать с углами, а то скорость не вытащите в нейтраль
.

тогда какие углы оптимальные сделать ?

« Последнее редактирование: Июль 23, 2016, 15:31:28 от ОлегV »

Оффлайн ganstown

  • Мопедист
  • Сообщений: 4393
  • Степень оранжевости: 1433
  • Награды Участник мегачелленджа 1 степени Участник мегачелленджа 2 степени За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе
    • Награды
  • Город: Тюмень
Точить можно конечно и болгаркой, но гораздо удобнее и аккуратнее это сделать дремелем
нет нет жи есть жи бувает жи есть же....