Голосование

Стоит ли восстанавливать старый советский лодочный мотор?

Это имеет смысл, если мотор редкий, и показывает историю развития техники прошлых лет
26 (89.7%)
Этого не стоит делать, так как практической пользы от старой советской техники уже нет
0 (0%)
Это не интересно на мопедном форуме, уместнее разместить на форуме лодочников
2 (6.9%)
Я бы не стал, далеко на нем не уйдешь от берега, и нужно брать весла для возвращения на берег
1 (3.4%)
Сдать обратно на металлолом
0 (0%)

Проголосовало пользователей: 29

Автор Тема: Лодочный мотор МЛ-20 "Чайка" - копия "British Anzani Pilot" Outboard Engine  (Прочитано 18825 раз)

Оффлайн Отшельник

  • Мопедист
  • Сообщений: 605
  • Степень оранжевости: 837
  • Мечтать не вредно
    • Награды
  • Город: Ярославль
Двадцать два года!
Полёт нормальный!

[/url]

[/url]

[/url]
Мечты сбываются, но обычно не во время.

Оффлайн road2011

  • Мопедист
  • Сообщений: 824
  • Степень оранжевости: 1506
    • Награды
  • Город: Екатеринбург
Очень интересно, спасибо за фото.
Вот, нашел ссылку (по ранее представленному на фото Д-4 с гравицапой, переделанного в лодочный мотор) статья в журнале "Катера и яхты", № 5 за 1965г. "Подвесной мотор из велодвигателя"  http://www.barque.ru/engine/1965/outboard_from_bike_engine

Оффлайн Липтон

  • Мопедист
  • Сообщений: 279
  • Степень оранжевости: 60
    • Награды
  • Город: Москва
Владел старенькой "Чайкой", на практике особо под ней походить не удалось. Попытки ремонта помпы успехом не увенчались, мотор перегревался и клинил. Вместо запланированного хода под мотором гребли на Романтике два дня на веслах, с внеплановой же вынужденной ночёвкой без палатки и спальников. После этого интерес к нему пропал.

Оффлайн road2011

  • Мопедист
  • Сообщений: 824
  • Степень оранжевости: 1506
    • Награды
  • Город: Екатеринбург
  Ну что же, начат разбор лодочного мотора "Чайка" (МЛ-20)... Немного фото, и первые впечатления....

   Бензобак в некоторых местах помят, видны следы падений; похоже дедушка ставил моторчик вертикально, и он падал у него в сарайке и "стукался" бензобаком:



  Сзади мотор шарнирно крепится на шплинтах, что понятное дело, даёт явный люфт при вибрации работающего мотора...



  Спереди - бензобак через паз закрепляется вот такой конусной прижимной гайкой с накаткой, и болтом. При откручивании гайки, бак поднимается спереди вверх, открывая доступ к голове двигателя со свечой



  Видно крепление обруча (он же штурвал) через кронштейн к отливу на голове двигателя





Снятый бак



  Оригинальный топливный краник, поршневого типа (выдвигается "туда-сюда")





  Видны потертости от вибраций на днище бака... Что-то справа на припой похоже, внушило подозрение...



Упс, помятый металл, похоже какой-то припой  :o, при проведении ногтем царапины остается блестящий след, какой-то мягкий припой (ПОС-61?)



  После пескоструйки, и очистке бака от старой краски решил проверить это место. Чуть нагрел это место горелочкой и, помогая паяльником, расплавил. Что-то там круглое в виде шляпки стало шевелиться, потянул  -вытянулся ржавый гвоздь!!! обалдеть  :o



  Похоже дедушка, решил починить дырку в баке  (а дырка похоже протерлась о голову мотора, из-за вибрации), решил запаять; но так, чтобы олово не уходило в дырку, внутрь бака, засунул гвоздик, и шляпка стала как затычка, затем все залил оловом. Вот такой нехитрый "рашен-колхоз ремонтинг"





  Ну что же, будем чинить. Оказывается, весь бак собран на этом припое... Пять элементов листового металла, спаяны между собой припоем, образуя такую оригинальную форму бака. Понятно для тех лет - обычная технология. Вот интересно, у оригинального британского "Pilot"-а также?
 В общем бак был отдан на сварку этой пробоины латунью, но есть опасность, что олово может потечь по всем швам, в общем, профи-сварщик дядя Дима  сказал что посмотрит, поможет...  8)

  Порадовала оригинальная крышка бака, с усиками, чтобы крышечка, при заливки топлива на воде не утопла



  Видны следы антикоррозийного анодирования алюминия (красный цвет защитного покрытия)





  Шарнирный механизм подвеса усиков, внутри крышки, чтобы их не перекручивало при завинчивании крышки бензобака (вспомним, что на баке типа "капелька", у Дэшек, крышки часто терялись, так как на очень редких крышках были крепления для цепочек)



Продолжение следует

Оффлайн krotik

  • Мопедист
  • Сообщений: 1216
  • Степень оранжевости: 585
  • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
    • Награды
  • Город: Москва
Коль заговорили о водяной помпе то поддержу. Вещь в общем то не шибко проблемная, но только пока все хорошо. Система перистальического типа, но упрощенная ввиду погружной конструкции и отсутствия необходимости борьбы с протечками.
 

"показана конструкция подводной части подвесного мотора ЛМ-20, охлаждение двигателя которого осуществляется водяной помпой.
Корпус 14 водяной помпы, имеющей внутри цилиндрическую расточку, соединен с корпусом 5 привода гребного винта двумя винтами 13. В расточке корпуса 14 помещена резиновая качающаяся шайба 16, имеющая возможность деформироваться в радиальных направлениях (от провертывания шайба предохранена). Через центральное отверстие шайбы 16 проходит эксцентриковая шейка хвостовика ведомой конической шестерни 2 редуктора гребного винта. Рабочее пространство помпы снаружи закрыто крышкой 15, привернутой тремя винтами к корпусу 14. Для предупреждения проникновения воды из рабочего пространства помпы в корпус 5 коробки шестерен предусмотрено резиновое уплотнительное кольцо 20, помещенное в канавку ступицы шестерни 2.
При вращении гребного винта эксцентриковая шейка ступицы шестерни 2 перемещает резиновую качающуюся шайбу 16, которая сама работает как эксцентрик с непрерывно меняющимся направлением эксцентриситета. При этом происходит изменение объема кольцевого пространства между шайбой и расточкой корпуса помпы, и забортная вода, поступившая в помпу через три окна в корпусе 14, выталкивается в выходное отверстие корпуса и в трубопровод 10. Из трубопровода 10 вода поступает в водяные рубашки цилиндра и его головки."

Хитростью является разделительный выступ на резиновом кольце, отделяющий зону разряжения от зоны нагнетания. Он же одновременно предохранитель проворачивания шайбы.
Вот так выглядит эта резинка со стороны обращенной к редуктору.

В крышке корпуса, над каналом где двигается выступ, имеется компенсационное отверстие диаметром около 1.5мм. Необходимость в нём возникает из за того что выступ начинает работать как поршень, то создавая разряжение то наоборот давление. Причем это все происходит в воде, а жидкости не сжимаемы. Т.е. при забивании этого отверстия резиновое кольцо теряет подвижность, эффективность насоса с ростом оборотов падает и охлаждения не хватает. При этом на ХХ все может быть хорошо. Кроме того через непродолжительное время эксцентрик разбивает внутренний диаметр шайбы т.к. она не может больше свободно смещаться. В результате полный отказ насоса.

Хоть это и головная боль ( нужно следить) тем не менее не самое страшное. Хуже то что шайба из за трения о стену крышки постоянно снимает слой окисла защищающий алюминий. При остатках воды он начинает интенсивно корродировать образуя жесткий абразивный налет. Поднимаемые со дна частички ила и песок еще больше усугубляют ситуацию. Хотя зарастание продуктами коррозии во время хранения убивает интенсивней.

Вот результат обоих ситуаций ( к сожалению износ внутренней части не фотографировал). Вид резинки со стороны крышки ( винта) и сама крышка. Хорошо видно компенсационное отверстие.




Резинку пришлось делать новую. Крышку подравнял и положил прокладку во всю плоскость из нагартованной латуни ( в другом варианте у меня был стеклотекстолит 0.5, оба приёма рабочие), изолировав таким образом раковины. Естественно не забыв про компенсационное отверстие.

О том как проверить работоспособность насоса позже.
« Последнее редактирование: Декабрь 08, 2018, 00:59:09 от krotik »

Оффлайн road2011

  • Мопедист
  • Сообщений: 824
  • Степень оранжевости: 1506
    • Награды
  • Город: Екатеринбург
В продолжении устройства топливного бака мотора "Чайка"...  На бензобаке был оригинальный (родной, с завода) топливный краник, откручивается ключом на 14.



Что-то в баке болталось, и удалось  вытрясти вот такую сеточку. Ее назначение понятно - сеточка выполняла роль топливного фильтра



Примерил, да, и не мудрено что отвалилась - такая "пипетка" отвалилась от вибрации, и болталась в баке



На фото место перелома на резьбовой части краника, которая вкручивается в бак. Можно представить трудоемкость установки таких сетчатых фильтров - аккуратная ручная пайка.



На фото видно остатки льняной уплотнительной нитки на резьбе краника. Красная твердая масса, похоже на краску. Вот технологии были - это же пропитка свинцовым суриком!

Свинцовый сурик (Pb3 О4)  производят на химических заводах путём распыления раскалённого металлического свинца
в воздухе или кислороде и быстрого охлаждения полученного продукта. Твёрдое и химически стойкое веществ оранжевого или оранжево-красного цвета. Характеризуется высокими антикоррозионными свойствами и стойкостью к атмосферным воздействиям. Краски, содержащие свинцовый сурик, обладают высокой адгезией к стальным поверхностям.



   Сурик активно используют для защиты железных материалов от образования на них ржавчины, вступая в реакцию с железом, он окисляет его до получения плотной плёнки чёрного оксида железа(II), нерастворимого в воде и не пропускающего кислород из воздуха. Покрытые свинцовым суриком стальные конструкции не ржавеют даже в морской воде.
   Используется в том числе в качестве «свинцовых замазок». Свинцовый сурик начал широко применяться с началом века железного судостроения, с 19 века.  Он использовался для защиты железа от коррозии, но и как герметизирующий слой между стальными листами обшивки корпуса. Сурик растворяли в олифе и  пропитывали ленты парусины, которые выполняли роль прокладок в клепаном соединении листов обшивки. В судостроительной промышленности нашло широкое применение свинцового сурика из свинца, он не дает деталям судна заржаветь. из-за его устойчивости к морской воде.
Сантехники применяли сурик для пропитки льняных прядей при монтаже стыков трубопроводов....

Сам топливный краник поршневого типа



Поршенек топливного краника в разборе:

  На латунном винтике - 2 втулочки, сделанные из кожи, и по краям две пробковые шайбы. Да, это не современные материалы, но как то ведь работало (правда, отмечается, что такие краники частенько текли - из-за высыхания кожаных уплотнительных втулок, при контакте с бензином). И чистота поверхности в отверстии, по которому перемещается поршень - просто очень грубая...Никакого уплотнения толком не будет.



Пока вопрос с родным краником открыт (в плане восстановления его работоспособности), и ставить старые уплотнения смысла нет.

Была найдена на металлоприемке бензопила "Дружба" с краником.... По размерам - вполне подходит - миниатюрный, мешаться не будет





Краник забит  маслом-отработкой - похоже на то, что бензопилу выкинули по этой причине. Помятый кончик конуса запорного крана



После очистки и промывки краника , токарь проточил штуцер на резьбу под установку на штуцер бензобака мотора "Чакйка" - размер резьбы М10х1. Конусный запорный кран притер пастой к посадочному месту для хорошего уплотнения



 Все собрано , теперь испытания на герметичность - на картонном ролике от бумажного полотенца - кран сверху наполнен водой. Если будет пропускать, на бумаге сразу видно. Линза - это такое поверхностное натяжение воды  :o. Держит отлично!



Краник укомплектован - уплотнительные кольца из мягкого алюминия, для плотной установки на штуцер бензобака "Чайки". (оригинальный краник отложен в резерв)



Продолжение следует

Оффлайн Отшельник

  • Мопедист
  • Сообщений: 605
  • Степень оранжевости: 837
  • Мечтать не вредно
    • Награды
  • Город: Ярославль
Всё замечательно и интересно!
Поршневой краник я видал на баке Явы стадион. Не знаю, родной он там или нет.
Краник от бензопилы, тоже не лучший результат. Он не течёт после притирки, а потом начинает. Проверять притирку лучше керосином. У воды проникающая способность низкая. То, что на воду проверено, бензин не держит.
Мечты сбываются, но обычно не во время.

Оффлайн road2011

  • Мопедист
  • Сообщений: 824
  • Степень оранжевости: 1506
    • Награды
  • Город: Екатеринбург
  По оригинальному топливному кранику - в принципе идея есть, как его сохранить и обеспечить надежную функциональность (немного позже, все по порядку)
 
Продолжим... Сектор газа  (как в инструкции) или в просторечии "гашетка".

Вот как гашетка установлена на штурвале "Чайки" (на обруче), рычажок сектора двигался очень плохо из-за песка и грязи.



Да, техника давненько не обслуживалась, песочек сыпался...Видно пружинистую прижимную шайбу. Зафиксирована от перемещения вверх кернением, за счет наклепа металла



Места наклепа (видны трещины на дюрале, в месте наклепа)- это делает узел фактически неразборным, но в принципе не мешает промывке самого механизма:



С другой стороны наклеп дюраля поменьше


Вот так проходит через рычажок тросик для управления дросселлем в карбюраторе. Клейма - по нескольку штук, контроль каждой операции при мехобработке на производстве моторов "Чайка"



Сектор газа, тросик управления и дроссель с иглой переменного сечения в сборе



Никелевое покрытие на металлических деталях, 50-х годов, время изрядно подъело его на самом рычажке



Продолжение следует

Оффлайн Отшельник

  • Мопедист
  • Сообщений: 605
  • Степень оранжевости: 837
  • Мечтать не вредно
    • Награды
  • Город: Ярославль
road2011, у меня такое ощущение, что наклёп возник от неправильной установки шайбы. Узел должен разбираться. Незачем делать его не разборным.
Мечты сбываются, но обычно не во время.

Оффлайн krotik

  • Мопедист
  • Сообщений: 1216
  • Степень оранжевости: 585
  • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
    • Награды
  • Город: Москва
Однозначно молотком собрали, там просто 2 лыски. Кстати на фото видны следы от фрезы на родных.

Оффлайн road2011

  • Мопедист
  • Сообщений: 824
  • Степень оранжевости: 1506
    • Награды
  • Город: Екатеринбург
   Продолжим... Ручка газа (гашетка) промыта, решил не расклепывать заклеп на штоке установки пружинной шайбы - сборке не мешает, рычаг крутиться хорошо. Спасибо за внимание к теме!

Карбюратор лодочного мотора "Чайка"
Конструкция страшно архаична, и тем не менее, интересна с точки зрения технических решений 30-40-х годов прошлого века...

Взглянем на инструкцию



    Оригинальный карбюратор, родной, какой шел с завода. Вот как он выглядит на лодочном моторе "Чайка". Никакого воздушного фильтра от пыли нет, есть снаружи круглый защитный диск-отбойник (от брызг воды), крепится двумя гаечками.





Вид на карбюратор снизу. Слева видно винт фиксации хомутом на картере двигателя (хомут тоже латунный, кадмирование), и на днище карбюратора выбит заводской номер мотора (еще одно место, для идентификации мотора)



Карбюратор в полном разборе  :o.



 Крышка поплавковой камеры, вид сверху. Крышка латунная, покрыта защитным покрытием - аналогично, кадмирование.



Вид снизу. Хорошо видна проволочка - возвратная пружинка "утопителя" поплавка при подкачке топлива



  Поплавок карбюратора мотора "Чайка" - полностью собранной (спаянный) из тонкой листовой меди, по центру, где проходит свободно иголочка - запаяна тонкая трубочка, чтобы проходила игла дросселя. Все пропаяно, что создать герметичность сосуда-поплавка. Вид снизу показывает  припаянную пружинку, для фиксации иглы. Ювелирный ручной труд, большая трудоемкость...



   Вид снизу - отсек установки жиклера. Он в разобранном виде; латунный цилиндрик - жиклер с калиброванным отверстием 0.7мм.
Латунный жиклер при сборке вкручивается в стальную полую трубку-жиклер ( а она в свою очередь - в карбюратор) и снизу закрывается алюминиевой колпачковой гайкой. На жиклере видны следы грубого откручивания пассатижами, шлицы сорваны.



Продолжение следует...

Оффлайн Vorchun

  • Мопедист
  • Сообщений: 1203
  • Степень оранжевости: 631
  • Награды За победу в фотоконкурсе
    • Награды
  • Город: Оренбург
"Зацепила" конструкция возвратной пружинки кнопки утопителя поплавка.

Оффлайн krotik

  • Мопедист
  • Сообщений: 1216
  • Степень оранжевости: 585
  • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
    • Награды
  • Город: Москва
Разумное решение с учётом условий эксплуатации. Постоянно в бензомаслянной смеси а не гниёт на улице.

По поводу отсутствия фильра: в 30гг не особо с этим заморачивались. Полно было подобных решений, один изгиб и хватит. Если вспомнить современность то тоже встречаются, например "Водолей".

Может британцы думали что из вечный туман и без того хороший фильтр, особенно на воде.  :) Но у нас, когда травы цветут..... ой ёёё. Все водоёмы желтые, машина за день слоем покрывается.


Когда будете выкручивать-вкручивать патрубок карбюратора то предельно осторожно. Он сальной, резьба мелкая и нарезана очень остро. Чуть не так и досвидания ответная часть в картере. 10 раз примерьте и с маслицем, иначе убить крайне легко. Мне пришлось изголяться. Сажать на эпоксидку с наполнителем и штивтовать, потом штивты шпаклевать что бы не видно было. Кто то привык гайки не глядя крутить.
« Последнее редактирование: Декабрь 19, 2018, 11:36:38 от krotik »

Оффлайн krotik

  • Мопедист
  • Сообщений: 1216
  • Степень оранжевости: 585
  • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
    • Награды
  • Город: Москва
"Он стальной.."*

Вот так выглядело где то в середине процесса до обработки

Оффлайн Отшельник

  • Мопедист
  • Сообщений: 605
  • Степень оранжевости: 837
  • Мечтать не вредно
    • Награды
  • Город: Ярославль
Отсутствие воздушного фильтра на лодочном моторе, это нормальное явление. На воде нет абразивной пыли, если её ветром из лодки не надует. У всех отечественных лодочных моторов, что мне попадались, фильтр не был предусмотрен.
Мечты сбываются, но обычно не во время.