Автор Тема: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции  (Прочитано 15344 раз)

Оффлайн augism

  • Мопедист
  • Сообщений: 2535
  • Степень оранжевости: 1503
  • Награды За победу в гонке на  мопеде Знания, опыт
    • Награды
  • Город: Radviliškis, Lithuania
Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
« Ответ #30 : Сентябрь 09, 2019, 15:15:05 »
  • +0
  • -0
  • Читаю, словно сериал смотрю. Удивительный моторчик. Удивительнатя реставрация.

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #31 : Сентябрь 09, 2019, 16:24:11 »
  • +0
  • -0
  • Спасибо на добром слове! Подберу фотки продолжу.

    Оффлайн demchalek

    • Мопедист
    • Сообщений: 253
    • Степень оранжевости: 69
      • Награды
    • Город: Уфа
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #32 : Сентябрь 09, 2019, 18:18:52 »
  • +0
  • -0
  • Извините, тоже вторгнусь. Спасибо за информацию, и по намотке с уменьшением с краёв.
    Вместо опилок в древнем трансформаторе, в зазоре магнитопровода ТС180, было что то чёрное в эпоксидке. Я пробовал собирал с феррит+эпоксидка. Трансформатор не гудел.Звук был- только "ток шелестел".
    Можно удалить, если тему попортил.

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #33 : Сентябрь 09, 2019, 19:15:22 »
  • +0
  • -0
  • ТС-ы собирались с эпоксидным компаундом. Эпоксидка, аэросил и как правило какой то пигмент. Мне попадались темно серая заливка и темно серая с легким зеленоватом отцветом. Но никаких магнитных свойств они не проявляли.
    Дело в том что у эпоксидки заметная усадка. Что бы её уменьшить вводят наполнитель, как правило аэросил. Одновременно он снижает исходную текучесть и становится вполне комфортно работать.
    Заполнять зазор в железе ферритом не имеет смысла. Максимальная индукция насыщения железа почти на порядок выше чем у феррита. У электротехнической стали 2-2.2Т.. Сравним с ферритом

    В итоге Ваша смесь работала просто как компаунд, т.е. эпоксидка с наполнителем

    Я использовал опилки как наполнитель исключительно для приближения коэффициента теплового расширения. Что бы не лопнуло, вот и всё. В принципе был бы аэросил бухнул бы его, как нейтральный универсальный.
    Наличие или отсутствие опилок практически никак уже не влияло на пучность поля в этой точке. Единственно что старался минимизировать зазор. Это всё что можно было сделать, наполнители почти не влияют.
    « Последнее редактирование: Сентябрь 09, 2019, 19:28:11 от krotik »

    Оффлайн Vorchun

    • Мопедист
    • Сообщений: 1203
    • Степень оранжевости: 631
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Оренбург
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #34 : Сентябрь 09, 2019, 19:25:54 »
  • +1
  • -0
  •    Встряну - в ранешние времена были распространены катушки индуктивности  с сердечниками из карбонильного железа, материал хрупкий и мягкий,  молотком на наковаленке (без удара,нажатием)  размалывали,  с клеем или лаком перемешивали и замазывали стык магнитопровода трансформатора.

     

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #35 : Сентябрь 09, 2019, 19:32:21 »
  • +0
  • -0
  • У карбонильного железа индукция насыщения еще меньше чем у феррита.
    Пробовали когда то отливать и колечки из эпоксидки с ферритовой пылью. Да, оно работало но сильно сильно не то что целиковое.
    В общем это от совсем безисходности. А на больших полях просто ниочем.

    Кстати, ток холостого хода не меряли у таких клееных? Он мог и возрасти, часть материала то вошла в насыщение.
    « Последнее редактирование: Сентябрь 09, 2019, 19:37:19 от krotik »

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #36 : Сентябрь 09, 2019, 22:51:11 »
  • +3
  • -0
  • Разбираемся с молоточком зажигания. Интересный момент, бархотка с маслом вставлена прямо в него и внутри прижата отогнутым кончиком пружины к клювику.


    Места для шайб на оси попросту нет, шплинт прям впритык к втулке. Нипонятка. Ну и ладно, потом разберемся. Пока снимаем молоточек и удаляем обломок пружины.






    И чегой то мне не радостно совсем? Втулка тоже совсем не держится.


    Еще и на рабочей части оси молоточка злобные отметины пассатижей. Фото нет, только помню как почувствовал злость (((

    В общем всё разбираем и делаем всё заново. Из родного оставляем только тело молоточка.
    Втулка


    Новый клюв, новая ось с учетом "грибка" втулки. На оси предусмотрены 2 маслоудерживающие канавки. Отверстие под шплинт сделаю по месту.


    Наверно самое трудоёмкое, шайбы из 0.17 ой нержавейки ( больше ничего годного под рукой не сыскалось) Толстые нельзя, придется удлинить ось и по ней может чиркать маховик, зазор сразу был не большой.



    Тем временем найдена жертва на пружину. Советский будильник. Не шибко подходит по жесткости но главное не уже чем надо. Неисправного, на разбор, будильника покрупней, типа 3го МЧЗ, не сыскалось, будем работать с чем Бог послал ))

    Пружина шире, нам придется прошлифовать по ширине. Вытачиваем оправку, заправляем туда пружину и как и со втулками, шлифовальной приспособой, доводим до нужного размера.


    Пружин у нас будет аж 3! А что? Немцы так делали не стесняясь, еще и медный фльговый токопровод параллельно укладывали. Главное заклепку не забыть выточить )) Кончик одной из пружин сделаем подлинней и отогнём, он у нас будет бархотку держать


    Уже что то.


    собрали нашего треххвостого

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #37 : Сентябрь 09, 2019, 23:04:54 »
  • +1
  • -0
  • Пока отложим хвостатого. Для того что бы придумать как и за что будем крепить второй конец пружны нам надо определиться еще с парой вопросов. Во первых на неподвижном контакте в пепел распался эбонитовый изолятор. Он как то еще держался пока я его не тронул. Знаете как "перегорелая" резина распадается? Вот так же и он прекратил своё существование. Тут все просто. Эбонита подходящего у меня не было. А текстолит в те годы у нас уже производился. Кстати и клювик прерывателя родной был фибровый.



    Нам еще нужно что то придумать с конденсатором и его креплением. Емкости тех времен, даже если сыщу, вряд ли окажутся живыми или хоть сколько то надежными. Придется импровизировать.
    « Последнее редактирование: Сентябрь 09, 2019, 23:08:45 от krotik »

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #38 : Сентябрь 09, 2019, 23:48:33 »
  • +0
  • -0
  • Начинаем подделывать историю )))
    Проблема тут вот в чем. Я пересчитал первичную обмотку на напряжение обратной ЭДС 400в, что в двое превышает типовое. Обычные конденсаторы из систем зажигания нам уже не годятся, у них эти 400 и есть. А по факту у нас может быть и больше. Тем не менее в природе существовали пленочные конденсаторы К73-15 ( это те пластиковые которые стояли в последних Дешках) не 0.22х400в а 0.15х600в Их то и предстояло разыскать. Перекопав своё барахло и обежав радиорынки пришлось трясти знакомых. Итог - 2 шт б/у середины 90х годов. Годится! Приступаем к перемещению конденсатора во времени ))
    Кто видел старые конденсаторы БК ( перед войной переименованы в КБ) те сразу догадаются что я задумал.

    Первое что нам понадобится это достаточно точное изображение какой либо этикетки конденсатора тех времен, очень желательно плоское. Это как раз


    В графическом редакторе придадим ему нужный нам вид


    Распечатываем, строго на лазернике, на крафт бумаге. Фишка в том что тонер на ней не очень хорошо держится. Берем кисточку средней жесткости и несколько затираем изображение, часть тонера опадет и картинка потеряет контрастность. Далее очень аккуратно оклеиваем наш конденсатор этой этикеткой и после сушки, используя уже мягкую кисточку (хоть белка, хоть пони, лишь бы тонер не сносила) покрываеи маслянным лаком. Он придаст дополнительную темность бумаге и запечатает наш тонер от воздействий. Остаётся прокрасить торцы черной краской и перемещение во времени состоялось )) Подтек, как бы заливочной смолкой, я сделал специально )))






    Да, конечно, конденсатор БК вряд ли мог быть установлен. Однако боюсь что как оно было на самом деле, что там стояло, уже не узнать никогда.
    « Последнее редактирование: Сентябрь 10, 2019, 00:00:24 от krotik »

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #39 : Сентябрь 10, 2019, 00:15:51 »
  • +0
  • -0
  • Делаем хомутик из откопанной на балконе оцинковки. Болтик М4 удачный заодно нашелся.





    Теперь мы можем узнать одну важную вещь. А именно: сколько у нас места под утерянный кем то держатель второго кончика пружины и за что его будем крепить.

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #40 : Сентябрь 10, 2019, 15:19:19 »
  • +0
  • -0
  • Слишком короткую пружину мы делать не можем. В этом случае на каждую единицу длины будет приходится достаточно большое перемещение и это дело быстро лопнет. А слишком длинная будет иметь недостаточную жесткость. Итак, держатель я придумал, где расположить и как крепить тоже. Надо это дело собрать. Тут вот какой момент вылезает. Если я просверлю и склепаю пружины в свободном состоянии то при их изгибе внутренняя будет изгибаться по меньшему радиусу чем внешняя. В результате они не только будут пытаться изогнуться не как положено, так еще и возникнет подрезающее усилие на заклепках. Значит нам нужно всё установить в рабочее положение и сверлить пружины по месту. Так и сделаем, после чего тут же наживим заклепку. Расклепаем уже снятое, в более удобном месте. Что то вышло.







    Собираем.








    Остаётся водрузить конструкцию на двигатель, накинуть маховик и узнать что у нас вышло.  Вот тут вышла заминка. Дело в том что я привык проверять хорошее искрообразование или нет схватившись за маховик и резко провернув его. Ша Ш и подобных всё хорошо определялось. Если от такого рывка прошивает 2-3мм зазора то можно быть уверенным в результате. А тут не хватает клешни что бы ухватить это колесище. Немного потренировавшись всё-таки стало получаться и наконец пошла искра. Ура!
    « Последнее редактирование: Сентябрь 10, 2019, 15:24:46 от krotik »

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #41 : Сентябрь 10, 2019, 19:58:59 »
  • +2
  • -0
  • Теперь то что я всё время пытался держать "за кадром" подбирая фото. Конечно торчащую, по делу или не по делу, шпильку М6 не заметить трудно и первая мысль которая приходит в голову это нечто приобретенное поздней, в попытках ремонта. Во всяком случае я ей применения не нашел. Просто оставил как есть, памятником.
    Подробней. Пакет пластин склепан 4мя заклепками. Шпилька установлена так что срезает часть одной почти на половину по диаметру и на треть по высоте.


    Кроме этого последствием её заворачивания и расклинивания стало расслоение пакета и даже смещение трети пластин в сторону ротора. Тут не очень хорошо видно из за стачивания наждаком, но тем не менее заметно. Оторваны кончики у пары пластин и пошел увеличенный зазор.


    Вот смещение части в бок.


    Хорошо, допустим, она не родная. Тогда это что такое? гайка возле упомянутой шпильки.






    А вот и отверстие почти в край


    Выходит сверлили не по кондуктору или по разметке а как на стол упало? Тогда и шпилька может быть родной.
    Конечно же подгоняли потом положение подковы напильником

    Припомним еще что на ось молоточка невозможно было поставить обязательные шайбы, отверстие шплинта оказалось слишком низко.

    Но мы только что смотрели на то как изготовлен мотор. За исключением выпадающих пробок и последующего применения не правильных ручек претензий нет. Качество для того, да и куда более позднего времени, высокое. При этом я уже видел карбюратор, так там вообще "туши свет"(к карбу мы уже подобрались и дальше, после небольшого отступления от непосредственно железок, рассказ о нём). При этом система клеймения и нумерации говорит о том что всё это сделано в одном месте. Вовсе не как сейчас, механика один производитель, зажигание другой, карбюратор третий. Вот об этой странности я сразу рассказал владельцу, предположив что сборка и некоторые операции были переданы низкоквалифицированным работникам. Я практически угадал как выяснилось позже.
    « Последнее редактирование: Сентябрь 10, 2019, 20:00:46 от krotik »

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #42 : Сентябрь 11, 2019, 01:48:47 »
  • +2
  • -0
  • Собственно на этом в 18ом году восстановление мотора и остановилось. На дворе уже был конец апреля, нужно было везти маму на дачу и там ей помогать. Застрял на даче по полной из за проблем с машиной, а когда вернулся в октябре здорово подставил мой организм. Вновь взяться за мотор получилось только к концу января. Пока я нарезал вокруг него круги вспоминая чем дело закончилось, пока собирался мыслями, произошло событие которое разрешило многие непонятки. Тихим днем 31го января раздался телефонный звонок и спокойный голос буднично так сообщил.
    - Я вчера нашел инструкцию.
    -?
    -На ЛМ-5
    -Он?
    -Он. Пересылаю.

    Смотрю на копии. Мдяяяяяяяя. Выходит мои сомнения были напрасны. Это действительно тот мотор о котором писалось в статье. Всё встало на свои места, в том числе и странность в качестве изготовления. ПТУшники собирали!!! Вчерашние мальчишки, многие из деревни где кроме вил да топоров другого инструмента не видели.

    Теперь немного разочарования. Я не имею права выложить инструкцию. Только небольшой, подрезанный, кусочек из начала. У коллекционеров свои заморочки. Всё что я могу это отвечать на вопросы по данным из инструкции в виде изложения, исключительно своими словами. Прошу понять меня правильно.

    И так, итог 2.5 лет поиска владельца мотора.



    Русский рено - З-д им. Павлова - Рыбинские моторы и еще несколько промежуточных названий одного и того же завода. Инструкция отпечатана в Рыбинске тоже в школе ФЗУ но уже типографии. Кол-во экземпляров 300. Год не указан.

    По трансмиссии у нас передаточное главной передачи 3.3 ( 21:70, сходится) По цепной передаче 4.3. общее передаточное 14.5 ( не сходится, видимо округлили)
    Топливо бензин, любой сорт. Рекомендован 1й автомобильный или 2-ой авиационный. Масло, автол, ААС 6-8%. Объем масла в трансмиссии не указан, тип тоже. Упомянуто что каждые 40-50 часов требуется доливка 5-10гр. Видимо в объёме ожидаемой утечки через сальники.
    Заливать керосин запрещается. Да ладно, мы и не собирались ))) Нет, так нет. Хотя в детстве и катались на бодяге из бензина и осветительного керосина )))

    Угол опережения зажигания 20-25гр. Допустимый до 35ти. Зазор в прерывателе 0.4-0.6.

    Интересно предлагается регулировка смеси. Она производится колпачком карбюратора, который расположен там где теперь мы привыкли видеть фильтр. При повороте перекрываются отверстия и пропускная способность меняется.

    Больше в общем то ничего интересного, инструкция очень скупая, картинок нет, ровно половина описание неисправностей, обычный типовой набор.

    Наконец наш пациент, хотя еще и прибывает в коме, уже перешел из неопознанных тел в лица с гражданством. Пора будить!

    Всё это время мотор дожидается нас вот в таком виде.




    Пробуем расшевелить старичка, пока без карбюратора.
    Накручиваем хитрый коллектор, ставим свечу ( родную т.к. подходящие более современные пока до меня не добрались) На маховик навёрнута гайка купленная в автомаге, что бы не портить родную. Плещем под свечу топлива ( бензин Галоша с маслом) и крутим за гайку дрелью. И.......... сердечко стукнуло один раз и всё, больше никаких откликов. Что то тут не так, что то не по плану. Выкручиваю свечу, нет искры. Подношу клипсу к мотору, есть искра. Пааааняяяятнааа. Звоню свечу, утечка. А ведь прямо перед этим проверял, всё было ОК. Тут то и пришлось её разбирать. Раскрутил, уплотнительные колечки выпали, а вот изолятор выходить не хочет, засел крепко. Долго с ним ходил по квартире потихоньку пытаясь раскачать, наконец он отпустил и легко вынулся. Ну да, грязь до которой через щель было не дотянуться. Видать вспышкой шевельнуло она и коротнула. Чистим, собираем и пробуем еще раз. Есть! Есть! Есть! Я убрал дрель а он еще продолжал работать. Что самое смешное, я забыл уточнить угол опережения, проверил сразу после запуска. Он оказался аж 45 градусов! )) Ну, парень, видимо тебе оооочень жить хочется )))).

    Как раз нам и свечи подоспели. Следующие запуски уже не будем испытывать на прочность оригинальную.
    Единственное что сделаем им аналогичные колпачки т.к. клипса у нас цепляется за сферическую часть.



    Оффлайн road2011

    • Мопедист
    • Сообщений: 824
    • Степень оранжевости: 1506
      • Награды
    • Город: Екатеринбург
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #43 : Сентябрь 11, 2019, 05:23:00 »
  • +1
  • -0

  • Теперь немного разочарования. Я не имею права выложить инструкцию. Только небольшой, подрезанный, кусочек из начала. У коллекционеров свои заморочки. Всё что я могу это отвечать на вопросы по данным из инструкции в виде изложения, исключительно своими словами. Прошу понять меня правильно.
      А жаль! Зачем тогда было сыр бор-городить? Можно было сказать этому заказчику - "Если инструкция по мотору не будет опубликована для свободного ознакомления для всего мопедного мира - мотор дальше восстанавливаться не будет, забирай обратно!"    8)
      Что-то мне это напомнило - архивы ХВЗ, с чертежами Прибылого, - были раздербанены с завода в Харькове и проданы в московию  такому же коллекционеру с последующей публикацией  :).
       Еще раз убеждаюсь - алчные и жадные до прелестей "коллекционеры" бояться, что их инструкции, чертежи, после публикации, будут стоить не дороже, чем та старая бумага, на которой они напечатаны - т.е. по цене макулатуры.
    А потом такой "коллекционер", кичась,  будет ставить рабочий экспонат уникального мотора на ретро-мото выставках, хвастаться оригинальной инструкцией, не слова не упомянув о том, кто ему этот момор вернул к жизни (сами порой не особо технически грамотные).
    Наоборот - автору - максимальная публичность, фото и видео, с подробным описанием процесса восстановления - чтобы коллекционер "прелестей" попусту не тешил свое нездоровое самолюбие.
    « Последнее редактирование: Сентябрь 11, 2019, 05:26:25 от road2011 »

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #44 : Сентябрь 11, 2019, 12:16:53 »
  • +3
  • -0
  • Всё проще простого. Или я играю по тем правилам что приняты в их среде, или не играю вообще. Один раз не так и все контакты и с другими тоже, прервутся. Не видать мне ни интересных моторов, ничего. Со своим уставом в чужой монастырь не ходят.

    Инструкция не принадлежит владельцу мотора, у него только фотокопии.  Чуть больше прямой информации и можно будет определить её местонахождение. При той конкуренции что существует в их среде развитие последствий может быть негативное. Возможно позже, когда будет поставлена точка в этой истории, не мне решать.
     
    С так называемым архивом Прибылого Вы тоже не правы. История куда более сложная. Скажу только что изначально он попал в руки барыг, много раз пересекал разные границы, том числе и западные, каждый раз дробясь на всё меньшие части. Покидал Украину, возвращался, но оставался в руках торговцев.  В Москве только не большая часть и не у барыги, если я правильно понял тут же еще одна, у другого человека, но не уверен. Несколько частей ( снова на сколько я понял) еще продаются, или ведутся переговоры. Так что вариантов то не много. Либо что то соберется, либо разлетится по листочку и никто никогда вообще ничего не увидит. В той части что я видел чертежей Прибылого нет вообще, по некоторым данным их попросту нет. Это уже производственные "синьки" которые делают не ранее чем перед началом опытных образцов.
    На самом деле я не интересуюсь историей с той долей как упомянутые коллекционеры. Мне железки неси, с ними мне интересно. Так что не считайте мой рассказ абсолютной истиной. Большую часть я не запоминал. Просто в памяти иногда всплывает "что то мне такое там говорили, вроде дело было так".
    « Последнее редактирование: Сентябрь 11, 2019, 12:26:18 от krotik »