WagnerLand.ru

Двухколесное => Прочие несоветские моторы => Тема начата: Сильвер от Июнь 21, 2016, 21:55:04

Название: Jawa Babetta 228/207. Очередной экспонат
Отправлено: Сильвер от Июнь 21, 2016, 21:55:04
И снова здравствуйте !

Сегодня, в 12-м часу дня был получен на почте очередной НЕсоветский двигатель - Ява Бабетта тип 228/207. Найден он был по обьявлению, неподалеку от того города, где недавно был приобретен мотор Сакс-505.
(http://cs626627.vk.me/v626627894/1302b/sjuUXepM7hA.jpg)
(http://cs626627.vk.me/v626627894/1303d/u6EXr5HawqQ.jpg)
Сия модель двигателя является прямым предшественником, и родоначальником всего семейства Бабетта, знакомых нам моторов М210 и его продвинутой модификации М225. Появился он в 1969м году, имел автоматическое центробежное сцепление, одну скорость, и бесконтактное зажигание "Transimo". Отличался простотой конструкции, надежностью и малошумностью.
Поршень диаметром 39мм, ход поршня 41мм. Паспортная мощность - 1.5л.с. при 4500 об/мин. Мог разгонять мопед до 40км/ч.

Состояние данного мотора мне понравилось - есть компрессия, все крутится, люфтов пока не обнаружил. Хорошая комплектность, есть даже родной карбюратор.
(http://cs626627.vk.me/v626627894/13034/XMVwZTvfhJQ.jpg)
Статор зажигания отсутствовал, но ротор на месте.
(http://cs626627.vk.me/v626627894/1306a/RgzNtw6HG9o.jpg)
Номер двигателя - 199264
(http://cs626627.vk.me/v626627894/13046/bcphXJs3BVU.jpg)
Звездочка, конечно, уже поношена прилично, но хоть ее наличие уже радует. Насчитал 11 зубьев
(http://cs626627.vk.me/v626627894/1304f/T5ENBoYJaoo.jpg)
Цилиндр и головка сильно отличаются от М225 - здесь все ребра тонкие, их больше, и внешний размер одинаков. Цилиндр очень квадратный снаружи :))
(http://cs626627.vk.me/v626627894/13058/fb6egv0gh_Y.jpg)
В головке цилиндра находится.. декомпрессор.. :o, родной
(http://cs626627.vk.me/v626627894/13061/My9P80Nv9vo.jpg)
У карбюратора диффузор очень маленький, около 10мм. Интересно узнать какие там номиналы жиклеров, ведь манускрипты гласят, что расход горючего не более 1.5л на сотню..
(http://cs626627.vk.me/v626627894/13073/PUavPRavErU.jpg)
Моторчик сзади. Видно, родное зажигание давно потерялось, потому как к ротору прикручен кулачек от Явы-05, значит и зажигание было тоже с нее.
(http://cs626627.vk.me/v626627894/1307c/8QbGIkKRMMI.jpg)
Вид снизу
(http://cs626627.vk.me/v626627894/13085/N5LzXBYmsQo.jpg)
Нумерация половинок
(http://cs626627.vk.me/v626627894/1308e/ss5uiivP54U.jpg)
В отличие от М210/225, здесь картер состоит из трех частей. Позже расскажу об этом подробнее.

А вот и пригодилось одно из запасных Бабеттовских зажиганий.. :D 8) Будет стоят здесь.
(http://cs626627.vk.me/v626627894/13022/npA4JLRdUKE.jpg)


Первоначальный план действий - запустить двигатель. А дальше будем смотреть...
Название: Re: Jawa Babetta 228/207. Очередной экспонат
Отправлено: Сильвер от Июнь 25, 2016, 23:24:31
Ну чтож, сегодня была первая проба запуска моторчика..
Для него на время со Стеллы снял бобину и бронепровод с колпачком. Свеча была А-11.
Все подключил к коммутатору по схеме, мотор расположился на столе на двух дощечках. Прикрутил почищенный карбюратор на место..
Искра не заставила себя долго ждать..
Заводить пришлось дрелью - мотор не имеет встроенной системы запуска - за коленвал со стороны зажигания, хотя это большой грех - легко обломить болт, который держит ротор. ( что впоследствии и произошло )
Была мысль использовать специальную коронку, что сделал недавно для запуска Д4, но несовпало количество зубьев..
Надо делать еще одну, специально для этого мотора.

Закачал бензина в карб, начал крутить дрелью и сразу же пошли первые вспышки. Но полноценно запустить сегодня так и не удалось - некому было держать мотор и управлять газом, в одиночку это невозможно без стенда. Значит будем делать стенд на неделе и дальше пробовать заводить..
Компрессия, кстати, очень даже хорошая.
Название: Re: Jawa Babetta 228/207. Очередной экспонат
Отправлено: Сильвер от Июнь 26, 2016, 14:17:28
Про различия карбюраторов.
У данного мотора карб отличается лишь внешне, и то не сильно.. Например, высота дренажного канала у старого карба( тип 228 ) вдвое меньше, чем у 210-го
(http://cs630918.vk.me/v630918894/4054f/PGdcEIof6Pk.jpg)
Слева - 228й, справа 210й.
Диаметр диффузора одинаков - 10мм. Приемный штуцер точно такой же, только у 228го он из латуни, а у 210го стальной.
(http://cs630918.vk.me/v630918894/40546/6DgfpBqgBZY.jpg)
Слегка отличается воздушная заслонка обогатителя, у 228го она проще и закрывает канал только полностью, у 210го же 2 позиции - полузакрытый и полностью закрытый.
(http://cs630918.vk.me/v630918894/40558/pkmFIe5_fMk.jpg)
Винты качества и ХХ слегка отличаются формой
(http://cs630918.vk.me/v630918894/40561/tUQX_l5RzBE.jpg)
Последнее отличие - у 228го в крышке поплавковой камеры есть винт слива топлива, у 210го - только площадка под него
(http://cs630918.vk.me/v630918894/4056a/gMlojpFVlC0.jpg)

Жиклеры одинаковых номиналов - 35, 63.
Дроссельные заслонки одинаковы.
Все внутренности взаимозаменяемы.
Название: Re: Jawa Babetta 228/207. Очередной экспонат
Отправлено: Сильвер от Сентябрь 05, 2016, 17:21:32
Начал более подробно изучать мотор. Пока остановился на поршневой.
Снял головку. Состояние привалочной поверхности идеальное, в камере сгорания нагар в 0.5мм
(https://pp.vk.me/c636916/v636916894/22b19/bGmjBu1bOcU.jpg)
Кто-то уже всунул под головку алюминиевое кольцо
(https://pp.vk.me/c636916/v636916894/22b22/hof76I8guMU.jpg)
На днище поршня тоже нагара много, а вот юбка чистая
(https://pp.vk.me/c636916/v636916894/22b2b/Uah6B0AXi1Y.jpg)
(https://pp.vk.me/c636916/v636916894/22b34/hlWl3oE79m0.jpg)
Коленвал абсолютно сухой, но не ржавый. Выглядит как новый. Люфта шатуна не обнаружено
(https://pp.vk.me/c636916/v636916894/22b3d/uAR9iIh07hU.jpg)

Цилиндр, кроме внешних отличий, отличается от поздних моделей еще и внутри.
Во-первых, шпильки цилиндра имеют собственные колодцы
(https://pp.vk.me/c636916/v636916894/22b46/HaFjgrGEjCQ.jpg)
Во-вторых, в гильзе нет пресловутых "лыж"( выходит, это привилегия лишь 210-го и 225-го двигателей )
(https://pp.vk.me/c636916/v636916894/22b4f/ZtdRbAf1moY.jpg)
Состояние зеркала - очень идеальное. Нет ни выработки, ни царапин.
(https://pp.vk.me/c636916/v636916894/22b58/pxtzzPaIJos.jpg)

Далее.. Шатун.
Отдаленно похож на дешкин, вгш меньше в размере, чем у 210-го мотора, и с завода там запрессована бронзовая втулка.
(https://pp.vk.me/c636916/v636916894/22b61/j_s9it2uuG8.jpg)
Как видно, имеет два канала смазки - в нижней части маленькое отверстие и в верхней части пропил как у Д
(https://pp.vk.me/c636916/v636916894/22b73/BZ81qq-Mq0o.jpg)

Поршень точно такой же, как и на поздних моделях. И внутри более-менее чистый.
(https://pp.vk.me/c636916/v636916894/22b7c/AxvbVQDfNdY.jpg)
Палец почему-то толстостенный( справа для сравнения от поздней модели ) и массивный по весу. Не знаю - оригинал, или же доработанный от Минска, надо выяснять.
(https://pp.vk.me/c636916/v636916894/22b7c/AxvbVQDfNdY.jpg)

Проверил зазор в стыках колец - в районе 0.5мм, еще долго будут ходить.. :D
(https://pp.vk.me/c636916/v636916894/22b8e/tGgd7bw4bH8.jpg)

Поршень протер тряпочкой и узнал, что он 0-й, группа А. В цилиндре не болтается.
(https://pp.vk.me/c636916/v636916894/22b97/sf_5FsU7nZY.jpg)

Итог.
Мотор использовался не очень много, уж больно свежая поршневая и коленвал. При разборке в каналах цилиндра заметил остатки консервационного масла - видать хозяин очень заботливый и бережливый был. Судя по запаху нагара, последний раз этот мотор заводили еще при существовании 80-го бензина.

Ожидается к мотору родная высоковольтная бобина, и тогда останется только сообразить выхлопную трубу( или купить ).
Название: Re: Jawa Babetta 228/207. Очередной экспонат
Отправлено: Миша от Октябрь 06, 2016, 21:15:00
У меня почти такой же.
Название: Re: Jawa Babetta 228/207. Очередной экспонат
Отправлено: Миша от Ноябрь 20, 2016, 12:51:46
ищу односкоростной от бабетты
Название: Re: Jawa Babetta 228/207. Очередной экспонат
Отправлено: Миша от Ноябрь 26, 2016, 13:29:12
Как у Вас успехи в деле восстановления?
Название: Re: Jawa Babetta 228/207. Очередной экспонат
Отправлено: Сильвер от Ноябрь 26, 2016, 13:43:05
Пока до этого мотора не доходят руки.
Еще жду обещанную от знакомого ВВ-катушку, без нее мотор не заведётся.
Название: Re: Jawa Babetta 228/207. Очередной экспонат
Отправлено: Миша от Ноябрь 26, 2016, 17:33:46
Есть пара сайтов, где запы к бабетте в том числе и катушки  продаются, я ищу подобный моторчик, пока что не находится.
Название: Re: Jawa Babetta 228/207. Очередной экспонат
Отправлено: Сильвер от Январь 20, 2018, 23:03:29
Спустя год снова добрался до мотора..
http://youtu.be/tUv5g3wZ1QU
Название: Re: Jawa Babetta 228/207. Очередной экспонат
Отправлено: Сильвер от Февраль 05, 2018, 17:51:33
Продолжаем ковырять и изучать 8)

http://youtu.be/uxQF-nc5ABg

http://youtu.be/lgAHsgxdZng

http://youtu.be/lFDar_C8uTY

Продолжение следует... ( просто батарейки не вовремя сели :-[ )
Название: Re: Jawa Babetta 228/207. Очередной экспонат
Отправлено: Сильвер от Февраль 08, 2018, 16:12:45
Теперь картинка стала ясной.
http://youtu.be/NCQO6nVXwfw

На очереди - мойка, поиск недостающих частей, и замена изношенных деталей.

Продолжение следует... 8)
Название: Re: Jawa Babetta 228/207. Очередной экспонат
Отправлено: Сильвер от Январь 27, 2020, 14:23:37
Долгожданное продолжение таки настало. Буду прогонять пауков с данной темы :)) :)) :))

При разборе двигателя 2 года назад, я не очень пристально изучил состояние цилиндра внутри и самого поршня.
А при тщательном исследовании получилось вот что - выработка в гильзе была бочкообразной, а у поршня кольца уже хорошо болтались в канавках, это давало бы при работе приличный звон.

Посему принято решение обзавестись новым поршневым комплектом второго ремонтного размера - 39.50 мм. Он был заказан с Чехии.

Сначала планировал расточить цилиндр там, где точил на Стеллу, но при созвоне с мастером выяснилось, что у него сломалась приспособа для расточки цилиндров малого диаметра и он точит только на большие мотоциклы и автомобили теперь, а новую приспособу можно достать минимум за 150 км от него и ехать туда у него нет возможности из-за постоянной загруженности по работе.

Пришлось искать других спецов. На удивление, нашел их в своем городе. Дали мне посмотреть ими расточенные цилиндры, качество меня впечатлило. И цена приятная.

Расточил у них. Все ровненько, красиво, и хоновая сетка правильная.
(http://content22-foto.inbox.lv/albums/s/serg5923/ptaha/IMG-56a6fdd64aac28b0e44d7acd2297ab00-V.sized.jpg)
Примерил кольца новые в цилиндр, зазор в стыке получился около 0.1 мм.
(http://content22-foto.inbox.lv/albums/s/serg5923/ptaha/IMG-bb2d3095dfecc598ab56de703bb83494-V.sized.jpg)

Сам картер двигателя был собран еще весной прошлого года. Собирал я его быстро, и без фото.
Вкратце - прокладки половинок остались заводские, они были в отличном состоянии, только при сборке их слегка промазал герметиком.
На коленвал установил новые подшипники ZVL, по всему мотору новые сальники Eriks.
С ротора генератора снял кулачок под контакты прерывателя, - зажигание здесь будет заводское электронное.

Позже случайно приобрел еще одно сцепление и валы трансмиссии, а также очень хорошую родную звездочку - будут в запасе.

Сборка ЦПГ здесь:
http://youtu.be/s5tRQ0zFU-U

Палец сажал в хорошо нагретый в духовке поршень. Зашел легко от руки. Герметик - казанский, очень хорошо себя показал на некоторых моторах, теперь только им и пользуюсь.
(http://content8-foto.inbox.lv/albums/s/serg5923/ptaha/P00125-172008.sized.jpg)
(http://content8-foto.inbox.lv/albums/s/serg5923/ptaha/P00125-171827.sized.jpg)
(http://content8-foto.inbox.lv/albums/s/serg5923/ptaha/P00125-171816.sized.jpg)
(http://content8-foto.inbox.lv/albums/s/serg5923/ptaha/P00125-171959.sized.jpg)

Продолжение будет скоро, не переключайтесь 8)
Название: Re: Jawa Babetta 228/207. Очередной экспонат
Отправлено: Сильвер от Март 08, 2020, 15:29:24
Из кусочка текстолитовой плитки, толщиной 5 мм, изготовил теплоизолирующую проставку под патрубок карбюратора
(http://content33-foto.inbox.lv/albums/s/serg5923/ptaha/P00305-102631.sized.jpg)

К ней вырезал две паронитовые прокладки - с обоих сторон проставки будут.
(http://content33-foto.inbox.lv/albums/s/serg5923/ptaha/P00305-104357.sized.jpg)

Промазал прокладки солидолом, установил все вместе с карбюратором
(http://content33-foto.inbox.lv/albums/s/serg5923/ptaha/P00305-110133.sized.jpg)

(http://content33-foto.inbox.lv/albums/s/serg5923/ptaha/P00305-110126.sized.jpg)

Затем высверлил остатки обломанного болта в правой цапфе коленвала, поправил резьбу метчиком и закрепил ротор генератора на коленвалу.

Осталось оживить и установить сам генератор и можно запускать мотор.