Автор Тема: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)  (Прочитано 58861 раз)

Оффлайн Varatas

  • Мопедист
  • Сообщений: 519
  • Степень оранжевости: 304
  • varatas
  • Награды За героическое преодоление Лоховской горы Участник мегачелленджа 1 степени
    • Загорянка
    • Награды
  • Город: Загорянский-Саратов
Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
« Ответ #30 : Август 03, 2020, 15:06:50 »
  • +0
  • -0
  • Еще вопрос.

    Читал про замену кулачкового зажигания на электронное для таких моторов как у меня.
    Где это можно купить? Или все самодельное?
    пиши в личку делаем такие зажигания.
    Varatas

    Оффлайн PPK

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 30
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #31 : Август 04, 2020, 01:59:32 »
  • +0
  • -0
  • Вам, думаю, не составит труда с таким образованием сделать балансировку
    Это не так просто. Нужно хорошо понимать задачу.
    Балансировка очевидно делается для уменьшения вибраций. Но какие причины вибраций, как они возникают - это все сложные процессы.
    Поршень ходит по прямой из-за влияния стенок цилиндра, и ограничивает таким образом движения шатуна. Это совсем не то, что свободное вращение тела вокруг оси.
    Я с такой задачей даже и близко не справлюсь. Особенно через 30 лет после выпуска, проработав эти годы в области лишь косвенно связанной с физикой.
    Ш-51 - Прекрасное далёко...

    Оффлайн PPK

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 30
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #32 : Август 04, 2020, 02:07:08 »
  • +0
  • -0
  • РРК , советую что то уже делать. Все ответы в перёд вы не узнаете, а если узнаете - забудите.
    Надо начинать и в процесе половина вопросов отпадут, а другие окажутся с ответами альтернативного типа: деталь ставить с лево на право, или на оборот.
    Теперь же, 2 страницы стукания по клаву, люди стремятся дать ответы, а вестей на то, как это помогло нет. И быть не может, потому что вы ничего не делаете.
    Заывление, мол собираю всю информацию, а потом приступлю, проверенно на практике: так не бывает. Челевек либо работает либо руками, либо языком болтает, других типов нету.
    Во-первых я не забуду. Каким образом? Все этом треде, я с ним регулярно сверяюсь.
    Благодаря части советов здесь я не сделал уже некоторых глупостей, и наоборот - узнал некоторые вещи о которых даже и не предполагал.
    Во-вторых почему вы думаете, что я ничего не делаю?
    Я как-то не предполагал, что мне надо будет писать отчеты. Но, возможно, это справедливое пожелание. Завтра сфотографирую и опишу проделанную работу.
    Ш-51 - Прекрасное далёко...

    Оффлайн PPK

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 30
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #33 : Август 04, 2020, 02:08:24 »
  • +0
  • -0
  • Если честно то оба зажигания не работают нормально. с сузуки катушкой пропуски на высоких оборотах, для намотки катушки нужен хороший мастер по намотке катушек, не рукожопый, знать точное количество витков 2000, 2500, 3000, и не факт что получится. Второй вариант тоже не очень, холостых нормальных нет. Оба варианта тестировал, и оба со своими недостатками.
    Печальная статистика.
    Ш-51 - Прекрасное далёко...

    Оффлайн PPK

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 30
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #34 : Август 04, 2020, 16:36:13 »
  • +0
  • -0
  • Отчет о проделанной работе.

    31.07 создал эту тему на форуме.
    Поскольку понимал, что сразу ответы не поступят, а не зная броду лучше на двигатель не кидаться - отложил его и занялся попутными делами.

    1.08
    Так как что-то в душе моей возражало против забития подшипников в двигатель молотком (руки кривые - точно что-нибудь сломаю) решил что нужен самодельный пресс. Тем более домкратов как у почетного любителя бездорожья аж четыре штуки.
    Результат совместных трудов с рукастым соседом:


    2.08
    Снимал старые подшипники с валов. Чуть мопед педальный не родил, так некоторые приржавели. Съемник гнулся, замял резьбу на оси колена, уронил коленвал на ногу, прыгал на одной ноге.
    Снял.
    Сходил к соседу, он мне восстановил резьбу.

    Чтобы успокоить нервы разобрал ступицы колес.
    Переднее колесо без проблем.
    Заднее приподнесло сюрпризы.
    Во-первых там внутри оказались демпферы из резины. А значит звездочка, которую мне прислал интернет магазин "1й мотоцикл" с гордой надписью "Верховина" совсем таки не от нее. Ну и черт с ней, я все равно ее брал в нагрузку чтобы набрать минимальный заказ.
    Во-вторых демпферы убиты, значит надо искать новые.


    Пошел к соседу, он мне приварил штырьки к сцеплению, как тут мне рекомендовали на форуме. Сразу к обоим - чтоб былО.


    Кстати у соседа в гараже стоит сломанная Верховина-5. И он сказал. что если даже мне безрукому удастся починить свое чудище, то тогда ему придется поставить на ход свой, а то позорище какое-то выходит...

    3.08
    Ездил в город по делам бизнеса (чинить мопеды это все же хобби), купил демпферы (на фото выше).
    Забрал из города весы с точностью до 0.1 г. чтобы посмотреть баланс колен. Весы я эти использую чтобы ракетки для настольного тенниса взвешивать (другое хобби), вот они поразятся когда на них детали мотора возложат.

    Вопрос: что за гайки на валу колена? Такое ощущение, что там не метрическая резьба, а какая-то своя с неизвестным шагом? Поэтому храню старые как зеницу ока, по ночам вскакиваю и бегу проверять не потерялись ли...

    P.S. Сосед сказал, что знает в поселке человека у которого в сарае раньше ржавели две Яветты. Уж лет 20. Попробую сходить к нему, узнать их судьбу.
    Ш-51 - Прекрасное далёко...

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 6744
    • Степень оранжевости: 9153
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #35 : Август 04, 2020, 17:02:21 »
  • +1
  • -0
  • Гайки М8х1
    Здесь был Orik

    Оффлайн PPK

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 30
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #36 : Август 04, 2020, 19:58:39 »
  • +1
  • -0
  • Вопрос по балансировке коленвала.

    Посмотрел видео, вроде все понятно. Непонятно только одно - почему балансируют с неким грузиком, рассчитанным по формуле неизвестного происхождения, а не с самим поршнем? Почему так?
    Вот в этой статье нашел все ответы на свои вопросы, лично мне она дала полную ясность:

    https://www.motoizh.ru/forum/viewtopic.php?t=8402

    Балансировка коленвала. Коэффициент уравновешивания.

    Как проверить балансировку (коэффициент уравновешенности, Ку) коленвала одноцилиндровых двигателей. Соображения по выбору Ку. "Почему не нужна точная балансировка"

    Одноцилиндровые двигатели с коленчатым валом отличаются большой неуравновешенностью движущихся масс. Частично вредное влияние несбалансированности кривошипно-шатунного механизма и цилиндро-поршневой группы решается выполнением уравновешивающего груза в массивных щеках коленчатого вала.
    Следует ясно понимать, что полное уравновешивание достигнуто быть не может, этого не позволяет разнородный характер движения масс - поршня, шатуна, коленвала с противовесами. В практике двигателестроения используют понятие "коэффициент уравновешенности" (Ку). При Ку=0 коленчатый вал не содержит противовесов, вибрация (тряска) двигателя весьма сильна, а ее направление совпадает с осью цилиндра.
    При попытке полного уравновешивания (Ку=1) получаем следующий результат: вибрация по оси цилиндра снижается до минимума, однако появляется такая же сильная, как и раньше, тряска поперек оси цилиндра.

    На практике выбирают Ку близким к 0,5. При этом неуравновешенные силы снижаются вдвое, а их действие приобретает "круговой" характер (приложенная к подшипникам коленвала сила меняет свое направление, как стрелка часов, при вращении коленвала. Причем сила "вращается" в обратную сторону.)

    При Ку меньшем 0,5 осевая составляющая несколько больше поперечной. При Ку большем 0,5 поперечные вибрации больше продольных. Таким образом, на выбор Ку влияет способность рамы, подвеса двигателя воспринимать нагрузки тех или иных направлений.

    На практике Ку находится в пределах 0,45..0,6 [Григорьев]. В любом случае, точно подбирать этот коэффициент и пытаться строго уравновешивать коленвал одноцилиндрового двигателя - задача довольно бессмысленная. Дисбаланс не исчезнет и не уменьшится.
    Мифы об улучшении работы таких двигателей "в результате балансировки" не имеют под собой оснований, кроме психологических. Однако, понятное желание проверить балансировку коленвала можно удовлетворить "без жертв", измерив коэффициент уравновешенности.

    Проверка коэффициента уравновешенности коленвала

    Опираясь на книгу Григорьева, замечу, что практически точно такие же цифры и расчетные формулы получаются и в других источниках. Возьмем за основу схему из Григорьевской книги
    (первая формула применяется при заранее заданном Ку , вторая - при отыскании неизвестного Ку некоторого коленвала):



    Где
    А = вес поршня в сборе
    (то есть поршень + палец + кольца + стопорные кольца + верхний подшипник)
    В = 0,336 М (одна третья часть от веса головки шатуна) .

    Определение балансировочного веса X показано на следующем рисунке (груз подбирается таким, чтобы уравновесить коленвал, при свободном вращении в центрах и свободно свешенном шатуне):



    Помимо общих соображений по выбору Ку, у Григорьева находим несколько практических наблюдений: для двигателей с более высокими оборотами Ку выбирается конструкторами несколько большим, чем для низкооборотистых. Так, для 6000..6500 об/мин (номинальных расчетных) Ку=0,5. Для двигателей, работающих при 8000 об/мин, Ку обычно выбирается в пределах 0,55...0,57.

    Итак, взвесив детали двигателя и вычислив коэффициент уравновешенности, можно проверить нахождение его в ожидаемых границах, а при необходимости - скорректировать его известными приемами. Однако, помня о невозможности сколько-нибудь полного уравновешивания одноцилиндрового двигателя, к точной подгонке уравновешивающих масс коленвала стремиться не нужно.


    Моя интерпретация.
    Для обычного (не гоночного) двигателя можно проверить, что Ку в пределах 0.4-0.6 и если это так, то ничего не трогать.
    Завтра попробую проверить
    « Последнее редактирование: Август 04, 2020, 20:02:29 от PPK »
    Ш-51 - Прекрасное далёко...

    Оффлайн PPK

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 30
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Григорьев
    « Ответ #37 : Август 04, 2020, 20:23:30 »
  • +2
  • -0
  • Люблю всегда копнуть чуть-чуть вокруг да рядом.

    Автор всех этих расчетов про балансировку Игорь Михайлович Григорьев, заслуженный мастер спорта СССР, восьмикратный чемпион СССР по мотокроссу, призер первенства мира


    увы скончался около 2-х месяцев назад.


    Скончался легендарный гонщик Григорьев Игорь Михайлович


    Надо бы сделать статью в Википедии, как многократный чемпион СССР он вполне проходит по критериям.
    Ш-51 - Прекрасное далёко...

    Оффлайн Alx Berg

    • Мопедист
    • Сообщений: 577
    • Степень оранжевости: 657
      • Награды
    • Город: Алма-Ата / Казахстан
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #38 : Август 05, 2020, 08:26:34 »
  • +0
  • -0
  • Его доработки использую в своих мопедах.
    Земля пухом.
    Дают — бери, бьют — беги!

    Оффлайн augism

    • Мопедист
    • Сообщений: 2533
    • Степень оранжевости: 1503
    • Награды За победу в гонке на  мопеде Знания, опыт
      • Награды
    • Город: Radviliškis, Lithuania
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #39 : Август 05, 2020, 09:07:28 »
  • +0
  • -0
  • Балансировал 5-6 коленвалов, и пришёл к выводу, что с шатуна надо убрать всё, сколько можно, то есть, оставить то, что по уму кажется достаточно, и не надо ничего точно вычислять. Вычислять, конечно можно, и таким способом узнать, что надо снять ещё 4-5 граммов, но от этих 4-5 грамов жопа разницу не чуствует. Никакой, уверенно говорю. Зачем тогда вычислять? К тому, убрать слишком много не возможно. Нету с чего. Ну... если только1-2 грамма, что опять не почуствовать. Но когда грызёшь шатун, каждый последний грамм убирается с очень... ну очень большим трудом, так что перебор почти не достижим.

    Оффлайн PPK

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 30
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #40 : Август 13, 2020, 20:37:51 »
  • +0
  • -0
  • За прошедшее время ремонтом почти не занимался, затянули дела неожиданно забегавшего после карантина бизнеса.

    Заказал у коллеги Varatas электронное зажигание.

    Снял оба имеющихся поршня.
    Оба в цилиндр проваливаются медленно, на воздушной подушке (если цилиндр закрыт снизу).
    У поршня с Ш-51 замки колец почти срезаны, от Ш-58 выглядит значительно свежее, буду использовать его.

    Про балансировку. Подобрал груз с которым колено практически сбалансировано - 19 г.
    Из формулы (см. выше) получается, что значит у меня Ку=0.41.

    Исходя из цитаты

    На практике Ку находится в пределах 0,45..0,6 [Григорьев]. В любом случае, точно подбирать этот коэффициент и пытаться строго уравновешивать коленвал одноцилиндрового двигателя - задача довольно бессмысленная. Дисбаланс не исчезнет и не уменьшится.

    решил, что пойдет и так, переживу, не гоночный мотор делаю, 10, или тем более 20 грамм (до Ку=0.6) мне с шатуна не сточить.

    На наступающих выходных надо уже собрать мотор наконец.
    Ш-51 - Прекрасное далёко...

    Оффлайн Вова

    • Мопедист
    • Сообщений: 593
    • Степень оранжевости: 206
      • Награды
    • Город: Луганск
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #41 : Август 13, 2020, 21:39:22 »
  • +0
  • -0
  • У меня есть Ш-58, который трясло очень сильно. Тоже не понимал, как сделать балансировку, но когда вник, всё таки, сделал на этом моторе. Срезал не с шатуна, а с щек коленвала, в районе НГШ и мотор поехал, вибрация пропала, я был очень приятно удивлён, но легкое потряхивание появилось на холостом ходу, но это вообще ниочем. Коэфф. был 0.6.
    Но балансировал по "Вагнеру"(или Нижегородский картинг), что-то по Григорьеву мало отзывов положительных на тот момент было.
    Лично моё мнение, не стоит пренебрегать балансировкой.

    Вот формула...(Вес поршня, пальца, стопорных колец, поршневых колец + вес верхней головки шатуна с игольчатым подшипником) *0,6 - вес верхней головки шатуна с игольчатым подшипником = весу балансировочного груза
    « Последнее редактирование: Август 13, 2020, 21:42:48 от Вова »
    ...есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
    - К Римлянам 12:2

    Оффлайн Амур два

    • Мопедист
    • Сообщений: 2919
    • Степень оранжевости: 1467
    • аркадак
    • Награды За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 3 степени
      • Награды
    • Город: аркадак
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #42 : Август 13, 2020, 22:52:04 »
  • +1
  • -0
  • Если по мне,то в этом вопросе я полностью согласен с Августинусом...снимать надо всё что можно-с коленвала,с поршня,с пальца,с колец.со стопоров...и даже 2-4 грамма играют важную роль!!!
    Чем меньше вес,тем легче поступательно-возвращательное и центробежное,всё это влияет на набор оборотов!!!
    Глаза боятся,а руки чешутся!!!

    Оффлайн PPK

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 30
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Нужна помощь зала
    « Ответ #43 : Август 14, 2020, 15:42:04 »
  • +0
  • -0
  • Нужна помощь зала.

    Разобрал и не помню, олух, как было.

    Вот эта деталь стоит между двумя правыми подшипниками коленвала.
    На ней есть 4 прорези - 2 и 2 напротив друг друга, под 180°.




    Там где она устанавливается есть два канала, но не напротив друг друга, а под 90°.



    Как ставить прорезь детали:
    1) Напротив прорези 1 из цилиндра
    2) Напротив прорези 2 в картер
    3) Напротив глухих стенок
    4) Не важно

    ?



    Ш-51 - Прекрасное далёко...

    Оффлайн Вова

    • Мопедист
    • Сообщений: 593
    • Степень оранжевости: 206
      • Награды
    • Город: Луганск
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #44 : Август 14, 2020, 15:46:07 »
  • +1
  • -0
  • Вариант номер 4.
    ...есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
    - К Римлянам 12:2