Автор Тема: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.  (Прочитано 69495 раз)

Оффлайн Vetal

  • Мопедист
  • Сообщений: 54
  • Степень оранжевости: 50
  • Моя рига 4 1970 г.в.)
    • Награды
  • Город: Днепропетровск
  • +0
  • -0
  • Сильвер, а какая причина (или как ето можно назвать) сборки двигателя без прокладки?

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 890
    • Степень оранжевости: 665
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
  • +0
  • -0
  • Основная - нежелание возиться с вырезанием прокладки.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 890
    • Степень оранжевости: 665
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
  • +2
  • -0
  • Прокатнулся сегодня на моторынок за 34км от дома. Искал поршневое кольцо на Яву оригинальное, 10 спиц хороших, и пару деталей для Стеллы..
    Кольца не нашел :-[, спицы и деталь для Стеллы в наличии на месте отсутствовали, заказал их на вторник. Зато сделал одну незапланированную, но приятную покупку - почти совсем новую лапку кика на Яву( моя-то уже давно потеряла презентабельный облик :'( )


    Далі буде...
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 890
    • Степень оранжевости: 665
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
  • +1
  • -0
  • Самое интересное уже началось..
    Снова пол-дня свободного, поставил за цель заняться проблемными местами на раме. А их достаточно. Перечислю:
    1. Оторваны обе пластины верхней точки крепления коленного щита к раме. Вместо этого дедушка просверлил в раме 2 дырки, чтоб закрепить щит алюминиевыми уголками к раме. Такие дырки - совсем не по феншую



    2. Один из оригинальных "усиков" для крепления инструментальной коробочки( которой у меня нет, но восстановить оригинальный элемент рамы все равно нужно ) был наполовину когда-то оторван и вместо него был приварен подходящий кусок проволоки. Все бы ничего, да приварили с большим смещением


    3. Наиболее сложный элемент рамы - крепление седла. Вырвано с мясом. Тут надо очень долго и кропотливо восстанавливать :'(


    Ну что ж.. Достал сварочный, хорошие сухие электроды 2.5мм, болгарку с щеткой и отрезным кругом. Сперва отрезал колхозную часть усика

    Далее зачистил все места предполагаемой сварки.
    Заплавил и зашлифовал первое лишнее отверстие

    Через пару минут и второе было так же удалено


    Одна из трудоёмких задач - изготовить нужный фрагмент усика. В качестве прута диаметром 3.5 мм отлично подошла спица с Явы-360.
    Обрезал до нужной длины и титаническими усилиями придал требуемую форму

    Затем приварил на место. Как там и было :D



    Да, кстати, вот моё рабочее место


    Далее заварил два отверстия в креплении сидушки. Эта операция длилась дольше остальных.. Тонкий и проржавевший металл сразу захотел капельками убежать, но многочисленными заходами и подходами удалось сохранить целостность стенки крепления.

    Дальше с этим местом уже не возился. Чтоб продолжить работу, нужно сначала выпросить у знакомого раму с такого мопеда, но с уцелевшим креплением, и по образцу изготовить оторванные и утерянные фрагменты. Это будет чуть позже.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 890
    • Степень оранжевости: 665
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
  • +0
  • -0
  • Потом оставалось немножко времени и решил заняться изготовлением верхних "ушей" крепления коленного щита
    Скрытый текст
    Чтоб было понятно о чем речь - они выглядят примерно так:
    А, чтоб не ошибиться в размерах, и в точности повторить оригиналы, достал с хранилища тот самый щит.
    Сейчас он выглядит вот так

    Краткий обзор по нему.
    Проблемные места, это всё надо вырезать нафиг и вварить новые фрагменты, а потом придать нужную форму.
    Лишние дырки и усталостные трещины

    Коррозия


    Снова усталостные разрушения


    Так выглядят дырки с обратной стороны. В этом участке щита была приклепана алюминиевая заплата( это следствие столкновений с бордюрами и пнями, от которых пошли трещины ), которая призвана была усилить конструкцию и остановить дальнейшее продвижение трещин. Заплату я вырезал и выбросил еще в 2014-м.

    Ну и вид щита с лицевой стороны


    Как видно, работы впереди ещё немеряно.. Но отступать уже некуда - только вперёд ! Все сварочные работы нужно сделать еще до пескоструйки, чтоб потом не морочиться и сразу отдать детали в покраску.

    Теперь к началу вернусь.. Замеры произвёл, вычислил наиболее точную длину и ширину каждого уха, а толщину металла вычислил по остаткам следов заводской контактной сварки. Размеры такие получились:
    - длина 60 мм
    - ширина 17 мм
    - толщина 4 мм.
    Нашел в закромах полосу нужной толщины, разметил размеры обеих ушей, расчитал расстояние между отверстиями под винты и накернил. Обнаружил, что у меня нет сверла на 3 мм, пришлось свернуть работу..
    Продолжу на неделе.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 890
    • Степень оранжевости: 665
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #95 : Апрель 07, 2016, 18:27:37 »
  • +0
  • -0
  • Что то я совсем заработался..
    Ну да ладно, сегодня чуть продвинуться таки смог.
    Занялся весьма интересным и непривычным для меня делом - подгонял симсоновские кольца под поршень Явы. В чем суть?- Все параметры колец одинаковы, кроме толщины - 1.8мм против 1.5 у Явы. Соответственно, глубины канавок в поршне недостаточно, чтоб там свободно разместить кольца, которые толще всего на 0.3мм :-[
    По совету одного из коллег-мопедистов, кольца подгонял притиром с наждачкой Р80
    ( к слову, на фото заводской притир для мопедных цилиндров, сделали его лет 25-30 назад, - подарок от знакомого 8) )

    Теперь все кольца собраны в соответствующем порядке на поршне - 1-е и 3-е от Симсона притертые сегодня, среднее - родное ЧССР с моей Явы.


    Можно собирать поршневую :)
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 890
    • Степень оранжевости: 665
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #96 : Апрель 07, 2016, 18:38:37 »
  • +1
  • -0
  • Сегодня была реально теплая и сухая погода( +25 ) и, по привычке, взялся красить. Красить обода..
    По уже отработанной мною традиции, сначала прогрунтовал в два слоя, а затем с внутренней части покрасил черной краской в несколько слоев. На лицевой стороне будет серебрянка( пока в наличии нет, надо завтра купить ) и лак.



    Крашу их потому, что никель уже в плохом состоянии, а краска с грунтом позволит хоть немного защитить металл от коррозии и придать привлекательный вид.

    И, напоследок, снова приятное приобретение. Купил оригинальное стеклышко заднего фонаря вместе с родной резинкой( резинка - это ещё более редкая вещь, чем само стекло ). Всего лишь 6$. :))



    Это уже третье стеклышко в моей коллекции, и второе, что с родной резинкой :)

    Продолжение следует...
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 890
    • Степень оранжевости: 665
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #97 : Апрель 08, 2016, 21:07:01 »
  • +0
  • -0
  • Сегодня вырезал из заготовки "уши" крепления большого щита.
    Разметил еще в прошлый раз, забыл купить сверло 3 мм, поэтому сверлить пришлось.. не угадаете.. - саморезом для профлиста :o

    Весь процесс занял меньше 4-х минут.. Сверлит просто зверски( а толщина стали-то 4мм ! )
    Это после первого прохода саморезом

    А это после корректировки сверлом 6мм


    Далее аккуратно тонким отрезным кругом на болгарке вырезал сами пластины, облагородил и приварил на законные места



    Теперь осталось только восстановить с нуля крепёж сиденья и рама будет готова к пескострую..
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 890
    • Степень оранжевости: 665
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #98 : Апрель 13, 2016, 20:54:42 »
  • +6
  • -0
  • Есть подвижки..
    Воскресенье, 10.04.16
    Нагрел поршень феном примерно до 200 градусов, палец охладил в морозилке, и быстренько это все запрессовал на место. На удивление, хоть поршневому пальцу уже 49 лет(!!), и поршень не совсем новый, и коленвалу уже тоже 49 лет, но все запрессовалось с очень хорошим натягом, и посадка пальца в ВГШ оказалась очень плотная, никаких люфтов нет :o Что ж, это очень хорошо.


    Понедельник, 11.04.16
    Перед сборкой ЦПГ, надо было проделать одну важную операцию - притереть головку цилиндра к торцу гильзы, чтоб избежать утечки компрессии.
    Фото во время притирки

    И результат



    По этому поводу, как и обещал, сделал небольшое видео:


    Далее установил сальники на свои места. Оба сальника КВ пришлось развернуть и вставить лицевой стороной внутрь, но не потому, что Дедушка так делает, а из-за одного нехорошего момента с цапфами коленвала( долго рассказывать )

    Сальники перед установкой промазывал трансмиссионным маслом, потому вошли они достаточно легко( один вообще усилием двух пальцев ). В этот раз посадочные места перед установкой сальников не прогревал.

    Установил и звездочку


    После завершения притирки начал сборку ЦПГ. Сперва немного адаптировал верховиновскую прокладку для каналов Явы

    Затем вкрутил 4 шпильки

    После промазал герметиком посадочное место на цилиндре, и на картере, надел прокладку, надел цилиндр, головку, и притянул крест-накрест гайками весь бутерброд. В итоге получилась такая картинка:


    Капнул масла в цилиндр, пару минут покрутил коленвал, чтобы цилиндр равномерно смазался.. Компрессию пока не проверял, это будет позже.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 890
    • Степень оранжевости: 665
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #99 : Апрель 30, 2016, 08:17:30 »
  • +0
  • -0
  • Всё это время, что не писал сюда, я активно искал подходящий материал для вкладышей сцепления.
    Но вчера случайным образом обнаружил в своих закромах полностью комплектное почти новое сцепление на Яву-05/20, купленное случайно ещё в 2014м году за 10$ в Павлограде.
    Недолго думая, установил его на мотор.
    Также выбрал из трёх цепей самую лучшую( ею оказалась родная цепь с этого двигателя ) и тоже установил.

    Теперь мотор почти совсем готов к запуску, только осталось разобраться с зажиганием...
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 890
    • Степень оранжевости: 665
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
  • +0
  • -0
  • Вчера немножко дособрал двигатель:
    - установил карбюратор

    - прикрутил левую крышку


    Теперь только бы найти искру..
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 890
    • Степень оранжевости: 665
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
  • +0
  • -0
  • Среда 4.05.2016
    Привёз с рынка горстку разномастных конденсаторов и выбрал наиболее подходящий по размерам. Заодно прозвонил катушку зажигания - работает.
    Прикрутил всё на места, подключил запасную бобину с Явы-6вольт с новым бронепроводом и колпаком.

    Покрутил дрелью коленвал - есть искра !
    Достал раму, прикрутил к ней мотор, бобину, подложил кирпич и досточки, чтоб мотор занял позицию параллельно земле и был запас места для выхлопной трубы..

    Плеснул бензина в карб и нажал на кик... - мотор ожил моментально ! Правда, через несколько секунд заглох - слетела слабо прикрученая клемма с прерывателя..
    ( в этом месте должно быть видео запуска( оно есть, но комп ещё в ремонте ) )

    Целый год на переборку двигателя не прошел даром.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 890
    • Степень оранжевости: 665
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
  • +2
  • -0
  • Видео запуска двигателя. Сначала без глушителя и с ранним зажиганием..


    Потом с нормальным зажиганием и глушителем..


    Продолжение следует...
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 890
    • Степень оранжевости: 665
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
  • +0
  • -0
  • Двигатель готов, теперь можно продолжить по ходовой части.
    Начал с дефектовки сидушек. Их в наличии 3шт.
    Все они нуждаются в замене обивки и покраске железа. Но выберу пока самую лучшую, остальными займусь позже.
    Достал пока две из них, третья далеко лежит.


    Слева - родная с Явы, на ней обивка лучше всех, но железка маленько сгнила.. На покупной железка хорошая.



    Понемногу их все разбираю и буду отдавать две целые железки в пескструй, затем в покраску.
    По покраске всего мопеда решил уже давно - красить только порошковой краской, мне не нужен музейный экспонат, чтоб пылинки по праздникам сдувать, а для активной эксплуатации нужна прочная краска, которая не боится царапин и не скалывается при первой возможности.

    Продолжение следует...
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 890
    • Степень оранжевости: 665
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
  • +0
  • -0
  • Достал сегодня из закромов и третью сидушку и... она оказалась по состоянию железа еще лучше покупной..
    Значит буду ставить ее. Раньше она стояля на моей Яве-555, о чем свидетельствует и капот

    Снятая сидушка

    Самое главное - на ней сохранилась оригинальная скоба крепления !

    Фото оригинала для сравнения

    Обшивка на ней печальная


    Так что теперь вопрос по сидушке окончательно решен.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134, ЗиД-36Птаха, Мини-2.126 и Д-4 1956-1957 гг.
    Всегда в поиске редких и раритетных моделей мототехники.