Автор Тема: Дед, Балбес и солнечные зайчики.  (Прочитано 81872 раз)

Оффлайн stoneracer

  • Мопедист
  • Сообщений: 6367
  • Степень оранжевости: 1216
    • Награды
  • Город: Тофтир
Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
« Ответ #105 : Июнь 17, 2016, 19:20:14 »
  • +0
  • -0
  • Ну за полярным кругом, это другое дело... (пол-года, правда). Но мы то, и не там и не там.
    Всегда была бредовая идея - солнечную батарею в сварочную маску встроить, типа рекуперация  8)
    Лучше просить прощения, чем разрешения..

    Оффлайн Отшельник

    • Мопедист
    • Сообщений: 605
    • Степень оранжевости: 837
    • Мечтать не вредно
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #106 : Июнь 17, 2016, 20:09:53 »
  • +0
  • -0
  • stoneracer, Гадюкино действительно ни там, ни там. Интересно, что по карте солнечной инсоляции, от Московской области до Мурмансой всё покрашено одним цветом.. Так что терять уже не чего.
    А в сварочных масках типа Хамелеон, солнечная батарея есть. Но её едва хватает для работы затвора.
    Мечты сбываются, но обычно не во время.

    Оффлайн linil

    • Мопедист
    • Сообщений: 1867
    • Степень оранжевости: 636
    • престарелый мопедист
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: городок
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #107 : Июнь 17, 2016, 20:33:05 »
  • +0
  • -0
  • Как-то не доработанно пока это поле. Даже по конструкции солнечных панелей-банальные плоскости. А ведь уже в 60-е у космических кораблей были ,,гармошки,, . Тут тебе и площадь, и угол.
    Починяю ременные веломоторы.

    Оффлайн Отшельник

    • Мопедист
    • Сообщений: 605
    • Степень оранжевости: 837
    • Мечтать не вредно
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #108 : Июнь 18, 2016, 19:15:07 »
  • +0
  • -0
  • linil,видал я эти гармошки. Ума не приложу, для чего их такие делали? Для Гадюкинской широты, в любом случае, солнечную панель наклонять нужно, для ловли солнечных зайчиков. И минимальная площадь должна быть три квадратных метра. Но одно дело изменение ориентации в одной плоскости, как у Балбеса.  Другое дело в двух плоскостях - это же какой тормоз получится. Прикидывал, что получится, если панель выполнить в виде поперечных пластинок и поворачивать их как жалюзи. До угла в 30 градусов вроде работает. Дальше идёт затенение низа полоски от поднятого верха соседней полоски. Потеря получается та же, как и для неориентированной панели.
    Мечты сбываются, но обычно не во время.

    Оффлайн Отшельник

    • Мопедист
    • Сообщений: 605
    • Степень оранжевости: 837
    • Мечтать не вредно
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #109 : Июнь 19, 2016, 20:05:41 »
  • +2
  • -0
  • Пока из-за огородных дел нет возможности заниматься матчастью, решил заняться наукой и на основе уже полученных экспериментальных данных, пересчитать Балбеса.
    Поиски в великом и могучем Интернете навели вот на такую диаграмму солнечной инсоляции:



    К сожалению, мощность дана без поправки на КПД солнечной панели. Придётся взять этот график за основу и детально переделать под данные моей солнечной панели.
    И так. Наилучший сезон для охоты на солнечных зайчиков в деревне Гадюкино, это июнь и июль. Для пессимистического расчета беру экспериментальные и статистические данные на 1 июня или 31 июля.
    Поиски графика изменения угла возвышения солнца над горизонтом, навели вот на такую картинку:



    Красивая, полная, но для Москвы. Гадюкино находится севернее, да и нужно только начало одного месяца.
    С помощью астрономического калькулятора, взятого в Интернете вот здесь:

    http://planetcalc.ru/320/

    Определяю длительность светового дня и почасовой угол возвышения солнца над горизонтом для Гадюкинской широты. Стро. график, и дополняю его графиком мощности солнечной батареи площадью один квадратный метр, при прямой наводке на солнце, для ясной и пасмурной погоды:



    Длительность светового дня получилась 16 часов. Выделяю на движение 8 часов. На зарядку аккумулятора и отдых остается тоже 8 часов. Распределяю их так:
    Утренние сборы - 3 часа.  Обед и отдых - 2,3 часа. На вечер остается - 2,6 часа. Ходовое время делю поровну до обеда и после обеда по 4 часа.
    Подсчитываю, сколько энергии можно запасти во время стоянок:
    За 3 утренних часа мощность солнечной панели растет с нуля до 80 ватт на метр квадратный. Беру среднее значение в 40 ватт. За три часа панель выдаст 40х3=120 ватт часов энергии.
    За 2,3 часа обеденного перерыва мощность солнечной панели колеблется около 100 ваттной отметки. За обеденный перерыв панель выдаст 100х2.3=230 в.ч.
    За вечерние 2,7 часа мощность панели падает с 80 ватт до нуля. Беру среднее значение в 40 ватт. За вечер панель выдаст 40х2.7=108 в.ч.
    Не трудно заметить,  что суммарная энергия за вечер и утро 120+108=228 в.ч, примерно равна энергии, накопленной за обеденный перерыв. Выбран такой распорядок для уменьшения емкости аккумуляторной батареи вдвое.
    Суммарная энергия для зарядки АКБ составит 228+230=458 в.ч.
    С учетом КПД аккумулятора, до двигателя дойдет только 458х0,6=274,8 в.ч.
    При движении от солнечной панели можно получить от 85 до 105ватт. Или в среднем  95 ватт. С учетом того, что батарея не ориентирована на солнце, в полуденные часы она выдаст чуть больше половины этой мощности. А именно 95х0,6=57 ватт. За 8 часов движения, энергии выделится 57х8=456 в.ч. Так как эта энергия идет в двигатель минуя аккумулятор, она используется полностью.
    Суммарное количество энергии, пригодное для электромотора составит 274,8+456=730,8 в.ч.
    Электрическая мощность двигателя Балбеса составляет 260 ватт. За 8 часов движения, ему понадобится 260х8=2080 в.ч.
    Остается подсчитать, какая площадь солнечной панели обеспечит двигатель таким количеством энергии. Получаем 2080/730,8=2,8 метра квадратных. Или примерно три квадратных метра.
    Можно определить и минимальную необходимую емкость АКБ. Для этого утроим выше расщитанную запасённую энергию, разделим ее на два этапа движения и разделим на напряжение аккумулятора, равное 12 вольт. Получим 274,8х3/(2х12)=34,35 ампер часов. На  деле, для свинца, эта емкость должна быть минимум на треть больше. То есть, для Балбеса сгодится любой стартерный аккумулятор от легковой машины.
    Мечты сбываются, но обычно не во время.

    Оффлайн stoneracer

    • Мопедист
    • Сообщений: 6367
    • Степень оранжевости: 1216
      • Награды
    • Город: Тофтир
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #110 : Июнь 19, 2016, 20:46:20 »
  • +0
  • -0
  • Красивая теория, красивые картинки...
    А если в дополнение электротормоз на зарядку подключить. Ведь сколько раз приходится разгоняться, столько же приходится и тормозить.
    По-мне, из всего электро, гибриды самые перспективные.
    Лучше просить прощения, чем разрешения..

    Оффлайн Отшельник

    • Мопедист
    • Сообщений: 605
    • Степень оранжевости: 837
    • Мечтать не вредно
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #111 : Июнь 21, 2016, 19:03:12 »
  • +0
  • -0
  • stoneracer, электротормоз в электровелосипедах предусмотрен, где моторколесо без редуктора. По отзывам очень мало эффективно. Гибриды разные бывают, а их эффективность надо сравнивать с их ценой.

    Для возможностей Балбеса в пасмурную погоду, определим коэффициент понижения освещённости. Для этого максимум мощности в солнечную погоду разделим на максимум в пасмурную: 110/30=3,7.
    График движения оставляю прежним. Энергию, запасённую в АКБ с одного квадратного метра солнечной панели, домножаю до полной площади панели и делю на пасмурный коэффициент. Получаю 274,8х3/3,7=222,8 в.ч. Так как периодов движения два, делю полученный результат на два 222,8/2=111,4 в.ч.
    За час движения в пасмурную погоду со всей солнечной панели можно получить 95х3х0,6/3,7=46 ватт. При электрической мощности двигателя в 260 ватт, от АКБ потребуется 260-46=214 ватт. Накопленной от солнца в АКБ энергии хватит на 111,4/214=0,52 часа. Остальные три с половиной часа придётся довольствоваться энергией от пасмурного неба. Эта энергия, дошедшая до колёс, составит 46х0,6=27 ватт.
    Чтобы определить возможную скорость и дальность пробега, нужно составить график расхода мощности. Подробно я о нём уже рассказывал, поэтому ограничусь краткими набросками:
    Задаю наибольшую скорость в 30 км/ч. Для упрощенного графика достаточно три точки для скоростей 10; 20; и 30 км/ч. Перевожу эти скорости из километров в час в метры в секунду. Получаю 2,8; 5,5; 8,3 м/сек.
    Для определения затрачиваемой на преодоление сопротивления дороги мощности, достаточно перемножить ускорение свободного падения – 9,8, полную массу Балбеса – 146 кг, коэффициент сопротивления дороги – 0,015 и скорость в заданной точке в м/сек. Для заданных точек получаю 60; 118; 178 ватт.
    Для определения мощности, затрачиваемой на сопротивление воздуха, достаточно перемножить коэффициент аэродинамического сопротивления – 0,5, площадь миделя – 0,7 метра квадратных, и куб скорости. Для намеченных точек получаю 7,7; 58; 200 ватт.
    Полная потребляемая мощность для выбранных скоростей составит 68; 176; 378 ватт. Остаётся построить график расхода мощности:



    Если учесть, что механическая мощность двигателя 150 ватт и к ней можно добавить мою старческую в 50 ватт, то полная мощность составит 200 ватт. С такой мощностью трайк разгонится до 20 км/ч и за восемь ходовых часов проедет 160 км.
    В пасмурную погоду, трайк с такой скоростью может двигаться только один час и проедет 20 км. Остальные семь его будет толкать только 27 плюс 50 будет 77 ватт. Они обеспечат скорость 12 км/ч. За семь часов трайк проедет 84 км. А всего за день 104 км.
    На одном педальном старческом приводе трайк поедет со скоростью 8 км/ч и проедет за день 64 км.
    Последний вариант, это переменная облачность. Можно ожидать что то среднее между 160 и 104 км. Это всё таки значительно больше, чем на одних педалях. 
    Если вообще без педалей, то в пасмурную погоду от подзаряженной от процеженного сквозь облака света аккумуляторной батареи, трайк проедет со скоростью 18 км/ч всего 18 км. От одной солнечной батареи он вряд ли сдвинется с места. Но если ходовое время потратить на зарядку АКБ, то можно рассчитывать ещё километров на 15. В сумме это составит 33 км.
    В солнечную погоду, если не помогать педалями, скорость будет около тех же 18 км/ч и пробег составит 144 км.
    Вот и вся езда на солнцевелосипеде по бумаге. Что будет на дороге, покажет езда по дороге. А чтобы по дороге поездить, надо доработать трайк и батарею.

    Мечты сбываются, но обычно не во время.

    Оффлайн stoneracer

    • Мопедист
    • Сообщений: 6367
    • Степень оранжевости: 1216
      • Награды
    • Город: Тофтир
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #112 : Июнь 21, 2016, 19:12:46 »
  • +0
  • -0
  • Да всё электро, пока малоэффективно и дорого, но то, что Вы сделали побуждает задуматься над справедливостью этой догмы.
    Электричек в наших краях, кстати, этим летом значительно прибавилось, напрягают своей бесшумностью - "партизаны" хреновы...

    А как солнечная батарея относится к налипанию всякой пыли, пуха и прочей слизи, которой на наших дорогах предостаточно?
    Лучше просить прощения, чем разрешения..

    Оффлайн Отшельник

    • Мопедист
    • Сообщений: 605
    • Степень оранжевости: 837
    • Мечтать не вредно
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #113 : Июнь 22, 2016, 19:15:44 »
  • +0
  • -0
  • stoneracer, Я всё старался сделать из доступных компонентов и значительно упростить. Батарея на пыль почти не реагирует, только если её слишком много. Реагирует на тень - если затенён хоть один элемент, не работает вся секция. Против такой бяки есть панацея - шунтировать элементы диодами или собирать их сначала параллельно до нужной мощности, а потом в цепочки последовательно до нужного напряжения. Заметил странный казус - капли от дождя, которые я не стал вымакивать, увеличили отдачу неориентированной батареи на треть.
    Чтобы скорректировать планы по переделке Балбеса, порылся в Интернете в поисках технических требований к веломобилям. Оказывается, нет ничего более постоянного, чем что либо временное - до сих пор действуют временные требования прошлого века! Кому интересно, можете почитать. Меня поразили разрешённые габариты. Если такую батарею сгрохать, то потоком от проходящей фуру затащит куда нибудь на дерево. Не зря буржуи называли свои трайки мото дельта планами.

    ВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЕЛОМОБИЛЯМ
    ВВОДЯТСЯ В ДЕЙСТВИЕ С 1 ЯНВАРЯ 1988 ГОДА

    Настоящие временные технические требования (ВТТ) распространяются на веломобили, экипаж которых не превышает четырех человек.
    1. Общие данные, компоновка и габаритные размеры.
    1.1. Допускается изготовление следующих типов веломобилей:
    - двухосных четырехколесных;
    - двухосных трехколесных;
    - с четырьмя колесами, два из которых расположены на одной продольной оси и используются постоянно, а два убирающихся — на одной поперечной оси и используются только при стоянке, трогании с места и остановке.
    1.2. Допускаются любые виды компоновочных схем.
    1.3. Допускается применение кузовов, аэродинамических обтекателей, защитных панелей, тентов и козырьков любых конструкций.
    1.4. Габаритные размеры веломобиля:
    длина — не более 4,2 м;
    ширина — не более 1,5 м;
    высота — не более 1,6 м.
    1.5. В светлое время суток разрешается буксировка веломобилем одноосного прицепа.
    1.6. Полная конструктивная масса прицепа не должна превышать снаряженной массы веломобиля.
    1.7. Полная конструктивная масса прицепа, не имеющего тормозов, не должна превышать половины снаряженной массы веломобиля.
    1.8. Длина прицепа не должна быть более 2 м.
    1.9. Ширина прицепа не должна превышать ширину веломобиля.
    1.10. Высота прицепа с грузом не должна быть выше уровня плеча водителя веломобиля или задних указателей поворота веломобиля.
    1.11. Дорожный просвет прицепа не должен быть менее дорожного просвета веломобиля.

    2. Эксплуатационно-технические качества.
    2.1. Наименьший радиус поворота веломобиля по оси следа внешнего колеса не должен превышать 5 м, наружный габаритный радиус поворота веломобиля не должен превышать 6 м.
    2.2. Веломобиль должен быть устойчивым при движении на сухой асфальтированной площадке по кругу диаметром 50 м со скоростью 30 км/ч, причем не должно наблюдаться явления заноса.
    2.3. Расстояние от плоскости дороги до низшей точки веломобиля при полной нагрузке должно быть не менее 100 мм для одноместных и двухместных веломобилей с рядным расположением членов экипажа и не менее 150 мм для двухместных веломобилей с тандемным расположением членов экипажа, а также для трехместных и четырехместных веломобилей.
    2.4. Минимальное расстояние между поверхностью дороги и пяткой (или другой частью тела) водителя при движении должно быть не менее 100 мм.
    2.5. Конструкция веломобиля должна обеспечивать удобство посадки, работы и управления машиной.
    2.6. Непросматриваемая с места водителя зона дороги перед веломобилем должна быть не более 4 м при всей! диапазоне регулировки положения сидения водителя.
    2.7. Наружная поверхность веломобиля не должна иметь выступающих наружу остроконечных или режущих частей или выступов, которые своей формой, размерами, направлением или жесткостью могут усиливать тяжесть ранения пешеходов, велосипедистов или мотоциклистов в случае столкновения их с неподвижным или движущимся веломобилем.

    3. Требования, предъявляемые к отдельным агрегатам, системам и устройствам.
    3.1. Привод рулевого управления веломобиля должен осуществляться двумя руками. Использование веломобилей, управляемых только одной рукой, только ногами или другими частями тела не допускается. Примечание: требования п. 3.1. не распространяются на специальные веломобили для инвалидов.
    3.2. Веломобиль должен иметь три тормозные системы:
    — рабочую, с приводом не менее чем на два колеса;
    — запасную, с приводом на одно или несколько колес;
    — стояночную, с приводом на одно или несколько колес.
    Допускается стояночную тормозную систему совмещать с рабочей или запасной.
    Элементы тормозных систем должны быть легкодоступными для технического обслуживания и ремонта. Орган управления запасной тормозной системы может быть независимым или общим с органом управления рабочей или стояночной тормозной системой.
    Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижность полностью загруженного веломобиля на уклоне не менее 16°.
    3.3. Тормозные пути при движении со скоростью 20 км/ч должны быть не более 3 м,
    3.4. На веломобиле могут устанавливаться стандартные шины — велосипедные, мотоциклетные, от мопедов, мотороллеров и др., соответствующие по максимальной нагрузке и допустимой скорости технической характеристике веломобиля.
    3.5. Подвижные элементы силового привода (шестерни, звездочки, цепи и т. д.) должны иметь предохранительные ограждения, исключающие возможность их соприкосновения с телом или одеждой членов экипажа.
    3.6. Двери, крышки багажников и люков должны быть оборудованы замками, обеспечивающими их надежную фиксацию в закрытом состоянии при движении веломобиля.
    3.7. Для изготовления стекол кузова допускается использование «органического стекла» или бесцветных прозрачных пленок.
    3.8. Силовой мускульный привод, используемый в веломобиле, может быть любой конструкции (велосипедного типа, рычажного типа с качающимися педалями, с возвратно-поступательными муфтами и т. д.)
    Допускается дополнительно к мускульному приводу использовать накопители энергии, а также вспомогательный силовой привод от электродвигателя с аккумуляторной батареей.

    4. Требования, предъявляемые к приборам и оборудованию.
    4.1. Веломобили, предназначенные для эксплуатации в сумерках или в ночное время, должны быть оборудованы велосипедной фарой, габаритными фонарями, указателями поворота и световозвращателями.
    Цвет передних габаритных фонарей должен быть белый, задних — красный. Цвет указателей поворота должен быть оранжевый. Сзади веломобиля должны быть установлены два световозвращателя красного цвета, обеспечивающие работу как при движении, так и на стоянке. Габаритные огни и световозвращатели должны указывать наличие транспортного средства и его ширину.
    4.2. Веломобиль должен иметь зеркало заднего вида.
    Наружные зеркала заднего вида в рабочем положении не должны выступать за габариты веломобиля более чем на 200 мм.
    4.3. Средства крепления наружных зеркал должны быть достаточно жесткими и не вызывать дополнительную вибрацию, затрудняющую восприятие изображения.
    4.4. Средства крепления наружных зеркал заднего вида должны обеспечивать регулирование положения зеркала, надежное крепление и фиксацию зеркала в выбранном положении.

    5. Требования к размещению органов управления.
    5.1. Расположение органов управления и внутреннего оборудования, используемых в движении, должно обеспечивать:
    — удобство управления веломобилем, его системами, а также удобство пользования внутренним оборудованием;
    — уменьшение утомляемости и снижение вероятности ошибочных действий водителя;
    — уменьшение вероятности травмирования водителя и пассажиров при резком замедлении движения или опрокидывании веломобиля.
    5.2. Расположение органов управления не должно создавать трудностей при посадке в веломобиль.
    5.3. Органы управления, используемые в движении, в любом положении должны быть расположены в зоне удобного пользования.
    5.4. Орган управления стояночным тормозом должен быть расположен таким образом, чтобы при всех положениях он не мешал свободной посадке (высадке) экипажа в веломобиль.
    5.5. Сходные по форме органы управления не должны быть расположены рядом во избежание ошибочных действий членов экипажа.

    6. Прочие требования.
    6.1. На веломобиле должны быть предусмотрены места для установки номерных знаков велосипедного типа или места для выполнения номерного или товарного обозначения веломобиля краской.
    6.2. Веломобиль должен быть укомплектован медицинской аптечкой и необходимыми запасными частями, инструментом и принадлежностями.

    Примечание:
    требования настоящих ВТТ не распространяются на специальные веломобили — производственные, медицинские тренажеры и т.д.

    Мечты сбываются, но обычно не во время.

    Оффлайн stoneracer

    • Мопедист
    • Сообщений: 6367
    • Степень оранжевости: 1216
      • Награды
    • Город: Тофтир
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #114 : Июнь 22, 2016, 22:21:39 »
  • +1
  • -0
  • Ну тогда сам бог велел, от солнечных зайчиков по воде плавать... а если, при удачном ветре "крыло дельтаплана" парусом ставить  :D
    Лучше просить прощения, чем разрешения..

    Оффлайн Отшельник

    • Мопедист
    • Сообщений: 605
    • Степень оранжевости: 837
    • Мечтать не вредно
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #115 : Июнь 23, 2016, 19:02:33 »
  • +1
  • -0
  • Вот как раз на воде ловля солнечных зайчиков будет вдвойне эффективнее, особенно при малом возвышении солнца над горизонтом - можно ловить отражение от воды.  Да и фуры по рекам не гоняют, и ям на воде нет - колёс не надо, подвески тоже. А при ветре солнечная батарея может оказаться эффективнее паруса - она не прогибается и позволяет идти круче к ветру. Плавали, знаем! :))
    Придётся не веломобиль городить, а очередной раз переделывать "Романтику".
    Мечты сбываются, но обычно не во время.

    Оффлайн Чермет

    • Мопедист
    • Сообщений: 499
    • Степень оранжевости: 247
      • Награды
    • Город: Харьков
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #116 : Июнь 24, 2016, 09:57:20 »
  • +0
  • -0
  • Заметил странный казус - капли от дождя, которые я не стал вымакивать, увеличили отдачу неориентированной батареи на треть.


    Думается эффект появился из-за того что новые глянцевые панели, слегка прибило пылью, тем самым уменьшив их отражательную способность. Зеркальная глянцевая поверхность хорошо отражает, а слегка матовая должна наоборот.
    Может стоит попробовать прикрыть батарею, эксперимента ради, полиэтиленовой пленкой

    http://tvoioboi.com/wp-content/uploads/2015/07/%D0%9A%D0%B0%D0%BA-%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BC%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%B2%D0%BE-%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B0.jpg
    Владелец уколхоженых карпат

    Оффлайн omich

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 3001
    • Степень оранжевости: 875
    • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
    • Награды Знания, опыт
      • Награды
    • Город: Железнодорожный
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #117 : Июнь 24, 2016, 10:22:54 »
  • +0
  • -0
  • Не, это немного другой эффект. Вспомните фотодиоды с линзами - они собирают свет чуть ли не в 90 градусов в любую сторону относительно оси фотодиода, что в сумме дает чуть меньше 180 градусов. Дождь это те же микролинзы.

    Оффлайн Чермет

    • Мопедист
    • Сообщений: 499
    • Степень оранжевости: 247
      • Награды
    • Город: Харьков
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #118 : Июнь 24, 2016, 11:54:34 »
  • +0
  • -0
  • Этого я вспомнить не могу....потому что не знаю :D
    Владелец уколхоженых карпат

    Оффлайн Dima4325

    • Мопедист
    • Сообщений: 635
    • Степень оранжевости: 122
    • Имею Карпаты 1 и Крот с тележкой.
      • Награды
    • Город: Витебск
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #119 : Июнь 24, 2016, 15:16:33 »
  • +0
  • -0
  • Omich , вы все равно как с учебника за 10 класс по физике читали , там точно также написано только в иной форме о водяных линзах.
    Советская классика не стареет!