Автор Тема: Ш-51К. 1973 год. Переборка.  (Прочитано 19813 раз)

Оффлайн wagner

  • Администратор
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 7573
  • Степень оранжевости: 2537
  • Оранжевый Дед
  • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
    • Награды
  • Город: Энгельс
Ш-51К. 1973 год. Переборка.
« : Сентябрь 27, 2014, 03:19:39 »
  • +2
  • -0
  • Ссылка на весь плейлист по сборе-разборке Ш51К

    http://youtu.be/FOH6tPTmll8?list=PLH1UmzaQfQO8Mm5MPUmm1nPOkuLcCTWh8

    Начало, разборка мотора, первые выводы.





    Получил сегодня. Похоже мотор не половинили ни разу. Прокладки заводские, из лакокартона. Под крышкой сцепления 4 стопорные шайбы, ничего не слетело.
    Совершенно сухая и девственно чистая верхняя внутренняя часть коробки. Винты не стронуты, шлицы не покоцаны. Их ещё хрен просто так открутишь, завтра буду пробовать ударной отвёрткой крутить.
    Заводская контровка гайки большой шестерни. Ну и так далее.



    Отпескоструенная головка и цилиндр. Они не от этого мотора, а сами по себе. Буду ставить их.



    Ступенька есть, значит цилиндр работал и его надо будет расточить.



    Сальники какие то иностранные, впервые вижу. Дюратейч их фамилия.





    Ш51К, стало быть Ковровский. На Ш51, в отличии от Ш52, нет привода спидометра. Сами крышки окрашивались молотковой эмалью.
    Остались следы, это не колхоз, следы молотковой эмали присутствуют на всех Ш51К, которые я когда либо перебирал.







    Ш51К это у нас МП-043. 1967 год.



    МП-046. 1968-1970 годы



    Так же Ш51К являлся переходным для модели Верховина-3 (МП-047) 1970-1973 годы.



    http://www.mopedmuseum.ru/lmz.html

    На Рижские мопеды Ш51 ставился только на Ригу3.

    И всё бы оно ничего, но коленвал заклинил и располовинивать мотор всё же придётся. Такое впечатление что с мотором что то произошло, поэтому он и не работал толком, а просто лежал на полке в чистом и сухом сарае.
    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн Silent

    • Мопедист
    • Сообщений: 363
    • Степень оранжевости: 394
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Балашиха
    Re: Ш-51. Переборка.
    « Ответ #1 : Сентябрь 27, 2014, 08:10:01 »
  • +0
  • -0
  • Интересно посмотреть на коленвал, т.к. недавно вскрыл такой же Ш51К, по всем признака ни разу не половиненый (как у Вас не тронуты заводские стопоры шестерни, винты с целыми шлицами и отворачивались ударной отверткой). Так вот коленвал оказался живее всех живых, но он достаточно сильно отличается от тех что ставились на прибалтийские моторы (шатун массивнее, ВГШ имеет больше мяса, но меньше чем новодел), он мне даже больше понравился. Хотелось бы посмотреть что у Вас и мнение по данной конструкции.

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7573
    • Степень оранжевости: 2537
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс
    Re: Ш-51. Переборка.
    « Ответ #2 : Сентябрь 28, 2014, 11:38:18 »
  • +3
  • -0
  • Год выпуска мотора 1973.  Сами судите о том, сколько проработало это сцепление. Крышка, пятак, толкатель и все 4 стопора. Видимо я первый мужчино у неё.



    Шлицевая вставка. Казалось бы, что особенного? А на самом деле я уже и не помню чтобы демонтаж этого узла был со съёмником и деталь отделялась от цапфы с громким щелчком. Вот ведь как оно на самом деле то с завода.
    Гайку прикручивали внутренним конусом наружу. А по мере износа гайку можно было перевернуть и затянуть узел плотнее, гайка не упиралась бы в торчащие шлицы. Ну хоть поглядели как в стоке было.



    Вот так выглядит новьё. НеотпескоструЕнные маслом с абразивом стенки, девственные шлицы винтов, подшипники, пружина, которая не давала большой шестерне звенеть. Видимо купили и положили на полку в тёплом и сухом сарае.



    Родные винты, которыми скреплялись половины. 8 шт М5 45 мм и 2 штуки М5 25 мм



    Коленвал по началу вызвал уныние, позже оказалось что закисли и заржавели подшипники на цапфах. А НГШ жив!!!
    Естественно коленвал отчистили и отмыли и торжественно констатировали отсутствие ржавчины и песка в роликах НГШ.
    Идеальная резьба, идеальные шлицы и конус. Нет люфта. Надо дать шанс товарищу на вторую жизнь после смерти.



    Элементы коробки и педального вала в идеале. Новые.

    Снято видео про разборку этого мотора. На нём есть ответы на многие вопросы.
    Но сейчас я хочу ответить на самые главные вопросы, действительно ли новый мотор мог бы пробежать более 10 000 км? Действительно ли в семидесятые годы моторы собирали с надлежащим качеством?

    Нет, не мог. Начнём с того, что приклёпанная шестерня корзины уже люфтила. Столик не люфтил, но заводская клёпка ножек стола не побуждает к оптимизму.
    Нет, качество было лишь местами, некоторые моменты просто убивают. Поэтому миф развенчан. Подробнее будет на видео.
    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7573
    • Степень оранжевости: 2537
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс
    Re: Ш-51. Переборка.
    « Ответ #3 : Октябрь 23, 2014, 10:57:38 »
  • +0
  • -0
  • Итак, Ш51К на заводе красили молотковой эмалью. Зачем? Скрыть огрехи литья? Или защитить сплав от коррозии?
    Это уже не первый мотор, который покрашен. Можно допустить что это колхоз от предыдущих владельцев, с другой стороны этот экземпляр не езженый. То есть новый мотор ни с чего взять и покрасить?

    Как бы то ни было, но моторчик надо почистить. Поэтому сначала мы его моем с пристрастием.



    Затем счищаем краску грубой щёткой с нагревом термопистолетом, на малой скорости.



    Теперь мягкая щётка и большая скорость, потом промывка и сушка.



    Теперь можно притереть поверхности под прокладки грубой шкуркой приклеенной на толстое зеркало от старинного серванта. 8 мм толщина идеально ровной поверхности.
    Отдадим должное, фрезеровка в те времена была достаточно точной, на 4 с плюсом. Но править поверхность всё же надо, провал на внутренней части КШК.



    Теперь можно приклеивать прокладки. Та ещё задачка. Всё, что продают кривое, не подходит и не совпадают отверстия. Ну вроде устаканил.



    Примерно прикинул детали на предмет совпадения шпилек и центрирующих втулок с отверстиями. Втулки не совпали. А если бы прямо так и собрал, то втулки не дали бы притянуть половины и прижать прокладку. Пришлось точить лунки в размер.





    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн stoneracer

    • Мопедист
    • Сообщений: 6367
    • Степень оранжевости: 1216
      • Награды
    • Город: Тофтир
    Re: Ш-51. Переборка.
    « Ответ #4 : Октябрь 23, 2014, 11:05:26 »
  • +0
  • -0
  • Мой Ш-51, то же крашеный, да и Ковровцы были с крашенными моторами и Макаки, даже Москвичевские и Волговские ал. блоки были крашенные. Раньше краски было много.
    Лучше просить прощения, чем разрешения..

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7573
    • Степень оранжевости: 2537
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс
    Re: Ш-51. Переборка.
    « Ответ #5 : Октябрь 23, 2014, 11:24:00 »
  • +0
  • -0
  • А по тогдашнему СНиПУ сплавы положено было защищать от коррозии чистым алюминием. С помощью плакировки.
    Что то типа лужения. Понятно что покрасить проще. Но в той же авиации перед покраской деталь оксидировали, потом наносили специальный клеевой грунт. У меня была банка такого грунта, он ещё тонкими ниточками тянулся при засыхании. Вся покрасочная камера была в этих ниточках. Очень липкая субстанция.
    А только потом наносили молотковую либо чёрную эмаль. И в печь, 130 градусов 3 часа. Потом эту краску ножом соскоблить было нельзя. Как будто она въелась внутрь металла. И блестело всё как шлем у водолаза.

    Вот вам очередной миф о подшипниках. Посмотрите, весьма интересно. Найдено в этом моторе.

    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн Varatas

    • Мопедист
    • Сообщений: 519
    • Степень оранжевости: 304
    • varatas
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы Участник мегачелленджа 1 степени
      • Загорянка
      • Награды
    • Город: Загорянский-Саратов
    Re: Ш-51. Переборка.
    « Ответ #6 : Октябрь 23, 2014, 11:24:36 »
  • +0
  • -0
  • Верховина с Ш-57  тоже покрашен двигатель  с завода
    Varatas

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7573
    • Степень оранжевости: 2537
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс
    Re: Ш-51. Переборка.
    « Ответ #7 : Октябрь 24, 2014, 13:48:22 »
  • +0
  • -0
  • А балансировать в те времена не умели. Груз в 37 грамм мгновенно утащил шатун в самую низкую точку.
    15-20 грамм несоответствия. Это при том, что поршень я снял с такого же Ш51. Год разницы.
    Да и по весу этот поршень не сильно отличался от всех заводских поршней. Это именно коленвал виноват, щёки неправильные.

    Естественно перед балансировкой я расточил цилиндр, нанёс хоновую сетку, подогнал кольца и подобрал поршень. Очень хотелось родной поршень оставить, но увы, поршень весь в задирах, то есть никак. Нашёл такой же поршень, но на 0,07 мм больше диаметром.
    Тепловой зазор уложился в самую высшую границу, не более десятки. Новодел первого ремонта ставить не хотел из за пластилинового сплава.
    У колец снял фаски снаружи и внутри. И только после этого стал взвешивать шатун и поршень и считать вес балансировочного груза.



    Ну что же, будем точить. Для начала заклеим зазор подшипника, чтобы абразив не летел внутрь.



    И не приведи Оранжевый дедушка зажать коленвал за цапфу или за две щеки разом. Только за одну щеку бережно, но уверенно.



    Точим, проверяем, измеряем, промываем. И так триста лет.



    А потом уже, чего уж там, собираем. Это после расточек и балансировок вообще не труд.



    Осталось сделать карбюраторы и электронное зажигание.

    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн ILDES

    • Мопедист
    • Сообщений: 910
    • Степень оранжевости: 1324
    • Собирайлов
    • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
      • Награды
    • Город: Днепр
    Re: Ш-51. Переборка.
    « Ответ #8 : Октябрь 24, 2014, 21:44:23 »
  • +1
  • -0
  • Немного своих наблюдений оставлю. Являюсь обладателем Явы 551/02 1962г.в., та что Яветта Спорт именовалась.  Помниться в древних архивах, где-то писалось, что на Ригу -1 ставился Стадионовский двигатель Ява-552, который был унифицирован с двигателем Ява-551.
    Вот фото правой половинки располовиненного  Двигателя Яветты (верх ногами почему-то ).

    Узнаете КПП???
    Мотор Ява 551 выпускался с 1958 года. Была возможность купить Двигатель Ява - 552, но не успел  :-\, а так бы дополнил картину наблюдений за историей
    Купить-продать коллекцию могут многие, а вот бороться за историческая наследие даже из куска ржавого металла могут единицы.
    Являюсь  владельцем  мопедов Ява не кошерного цвета - бирюзового и обе с завода почему то назывались Спорт.

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7573
    • Степень оранжевости: 2537
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс
    Re: Ш-51. Переборка.
    « Ответ #9 : Октябрь 28, 2014, 12:28:29 »
  • +3
  • -0
  • По мере обработки буду выкладывать короткие видеоролики. Центрирование коленвала.
    Суть данного мероприятия состоит в том, чтобы заранее придать коленвалу правильное положение в КШК. Совсем по центру коленвал выставлять не обязательно, всё равно шатун центрируется в пределах 0,5-1 мм за счёт поперечного люфта НГШ и ВГШ. Но весьма полезно загнать коленвал по возможности левее.
    Со временем, от огромного усилия при выжиме сцепления, коленвал уходит вправо. И правая щека достаёт до правой половины КШК изнутри. Поэтому ставим компенсирующую шайбу между подшипником справа и контрящей пружинной шайбой, а в дальнейшем контролируем этот момент через 1000 и 5000 км. Или по мере необходимости.

    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Kamikadze

    • Гость
    Re: Ш-51. Переборка.
    « Ответ #10 : Октябрь 28, 2014, 17:42:01 »
  • +1
  • -0
  • весьма полезно загнать коленвал по возможности левее.
    Со временем, от огромного усилия при выжиме сцепления, коленвал уходит вправо. И правая щека достаёт до правой половины КШК изнутри. Поэтому ставим компенсирующую шайбу между подшипником справа и контрящей пружинной шайбой, а в дальнейшем контролируем этот момент через 1000 и 5000 км. Или по мере необходимости.



    радиальные подшипники не рассчитаны на те осевые нагрузки что идут от усилия выжима, к тому же коленчатый вал весьма жидковат для такой нелепой идеи и при выжиме нарушается соосность цапф, что в свою очередь приводит  к неравномерному износу беговых дорожек обойм подшипников   
    и оквадрачиванию шариков, вплоть до заклинивания последних и разрыва сепаратора.

    и если учесть что в стоке там нет распорной втулки меж внутренних обойм подшипников генераторной части-то среднему подшипнику шансов жить уже с завода не заложено.

    не было бы там сцепления-эти же подшипники десятилетиями там жили бы...
    « Последнее редактирование: Октябрь 28, 2014, 17:52:14 от Kamikadze »

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7573
    • Степень оранжевости: 2537
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс
    Re: Ш-51. Переборка.
    « Ответ #11 : Октябрь 29, 2014, 02:42:35 »
  • +0
  • -0
  • Цитировать
    в стоке там нет распорной втулки меж внутренних обойм подшипников

    У меня такая втулка установлена, только это мало спасает. Немного спасает мягкая пружина от В50 и 3-4 диска.
    Но мне то как быть? Мотор раритетный, значит и делать его надо по заводским чертежам.

    Максимум, что я позволил себе со сцеплением, это приварить нормально шестерёнку к корзине. Она уже отваливалась.
    Остальное менять не собираюсь, это не В50, которых мильон.
    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7573
    • Степень оранжевости: 2537
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс
    Re: Ш-51. Переборка.
    « Ответ #12 : Октябрь 29, 2014, 03:30:19 »
  • +3
  • -0
  • Встроенный стробоскоп. Довольно удобно пользоваться. Ничего не надо подключать.

    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн linil

    • Мопедист
    • Сообщений: 1867
    • Степень оранжевости: 636
    • престарелый мопедист
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: городок
    Re: Ш-51. Переборка.
    « Ответ #13 : Октябрь 29, 2014, 09:07:46 »
  • +0
  • -0
  • Вот это здорово.
    Починяю ременные веломоторы.

    Оффлайн omich

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 3001
    • Степень оранжевости: 875
    • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
    • Награды Знания, опыт
      • Награды
    • Город: Железнодорожный
    Re: Ш-51. Переборка.
    « Ответ #14 : Октябрь 29, 2014, 11:41:28 »
  • +2
  • -0
  • Ну так и на Дэшках можно сразу стробоскоп предусмотреть. Без стробоскопа с электронным зажиганием нынче никак, поэтому давно пора было делать его изначально встроенным. Я так сразу в своих зажиганиях его предусмотрел.
    А на счет синего светодиода интересная идея - несведущему будет казаться, что там кулачки размыкаются. :)