WagnerLand.ru

Двухколесное => Про "Ш" 50-62 => Тема начата: wagner от Сентябрь 27, 2014, 03:19:39

Название: Ш-51К. 1973 год. Переборка.
Отправлено: wagner от Сентябрь 27, 2014, 03:19:39
Ссылка на весь плейлист по сборе-разборке Ш51К

http://youtu.be/FOH6tPTmll8?list=PLH1UmzaQfQO8Mm5MPUmm1nPOkuLcCTWh8

Начало, разборка мотора, первые выводы.

http://youtu.be/FOH6tPTmll8



Получил сегодня. Похоже мотор не половинили ни разу. Прокладки заводские, из лакокартона. Под крышкой сцепления 4 стопорные шайбы, ничего не слетело.
Совершенно сухая и девственно чистая верхняя внутренняя часть коробки. Винты не стронуты, шлицы не покоцаны. Их ещё хрен просто так открутишь, завтра буду пробовать ударной отвёрткой крутить.
Заводская контровка гайки большой шестерни. Ну и так далее.

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3705.jpg)

Отпескоструенная головка и цилиндр. Они не от этого мотора, а сами по себе. Буду ставить их.

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3709.jpg)

Ступенька есть, значит цилиндр работал и его надо будет расточить.

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3708.jpg)

Сальники какие то иностранные, впервые вижу. Дюратейч их фамилия.

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3706.jpg)

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3707.jpg)

Ш51К, стало быть Ковровский. На Ш51, в отличии от Ш52, нет привода спидометра. Сами крышки окрашивались молотковой эмалью.
Остались следы, это не колхоз, следы молотковой эмали присутствуют на всех Ш51К, которые я когда либо перебирал.

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3710.jpg)

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3711.jpg)



Ш51К это у нас МП-043. 1967 год.

(http://www.mopedmuseum.ru/assets/images/lmz/1-lmz-mp043.jpg)

МП-046. 1968-1970 годы

(http://www.mopedmuseum.ru/assets/images/lmz/1-lmz-mp046.jpg)

Так же Ш51К являлся переходным для модели Верховина-3 (МП-047) 1970-1973 годы.

(http://www.mopedmuseum.ru/assets/images/lmz/1-lmz-048.jpg)

http://www.mopedmuseum.ru/lmz.html

На Рижские мопеды Ш51 ставился только на Ригу3.

И всё бы оно ничего, но коленвал заклинил и располовинивать мотор всё же придётся. Такое впечатление что с мотором что то произошло, поэтому он и не работал толком, а просто лежал на полке в чистом и сухом сарае.
Название: Re: Ш-51. Переборка.
Отправлено: Silent от Сентябрь 27, 2014, 08:10:01
Интересно посмотреть на коленвал, т.к. недавно вскрыл такой же Ш51К, по всем признака ни разу не половиненый (как у Вас не тронуты заводские стопоры шестерни, винты с целыми шлицами и отворачивались ударной отверткой). Так вот коленвал оказался живее всех живых, но он достаточно сильно отличается от тех что ставились на прибалтийские моторы (шатун массивнее, ВГШ имеет больше мяса, но меньше чем новодел), он мне даже больше понравился. Хотелось бы посмотреть что у Вас и мнение по данной конструкции.
Название: Re: Ш-51. Переборка.
Отправлено: wagner от Сентябрь 28, 2014, 11:38:18
Год выпуска мотора 1973.  Сами судите о том, сколько проработало это сцепление. Крышка, пятак, толкатель и все 4 стопора. Видимо я первый мужчино у неё.

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3712.jpg)

Шлицевая вставка. Казалось бы, что особенного? А на самом деле я уже и не помню чтобы демонтаж этого узла был со съёмником и деталь отделялась от цапфы с громким щелчком. Вот ведь как оно на самом деле то с завода.
Гайку прикручивали внутренним конусом наружу. А по мере износа гайку можно было перевернуть и затянуть узел плотнее, гайка не упиралась бы в торчащие шлицы. Ну хоть поглядели как в стоке было.

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3716.jpg)

Вот так выглядит новьё. НеотпескоструЕнные маслом с абразивом стенки, девственные шлицы винтов, подшипники, пружина, которая не давала большой шестерне звенеть. Видимо купили и положили на полку в тёплом и сухом сарае.

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3715.jpg)

Родные винты, которыми скреплялись половины. 8 шт М5 45 мм и 2 штуки М5 25 мм

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3713.jpg)

Коленвал по началу вызвал уныние, позже оказалось что закисли и заржавели подшипники на цапфах. А НГШ жив!!!
Естественно коленвал отчистили и отмыли и торжественно констатировали отсутствие ржавчины и песка в роликах НГШ.
Идеальная резьба, идеальные шлицы и конус. Нет люфта. Надо дать шанс товарищу на вторую жизнь после смерти.

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3714.jpg)

Элементы коробки и педального вала в идеале. Новые.

Снято видео про разборку этого мотора. На нём есть ответы на многие вопросы.
Но сейчас я хочу ответить на самые главные вопросы, действительно ли новый мотор мог бы пробежать более 10 000 км? Действительно ли в семидесятые годы моторы собирали с надлежащим качеством?

Нет, не мог. Начнём с того, что приклёпанная шестерня корзины уже люфтила. Столик не люфтил, но заводская клёпка ножек стола не побуждает к оптимизму.
Нет, качество было лишь местами, некоторые моменты просто убивают. Поэтому миф развенчан. Подробнее будет на видео.
Название: Re: Ш-51. Переборка.
Отправлено: wagner от Октябрь 23, 2014, 10:57:38
Итак, Ш51К на заводе красили молотковой эмалью. Зачем? Скрыть огрехи литья? Или защитить сплав от коррозии?
Это уже не первый мотор, который покрашен. Можно допустить что это колхоз от предыдущих владельцев, с другой стороны этот экземпляр не езженый. То есть новый мотор ни с чего взять и покрасить?

Как бы то ни было, но моторчик надо почистить. Поэтому сначала мы его моем с пристрастием.

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3840.jpg)

Затем счищаем краску грубой щёткой с нагревом термопистолетом, на малой скорости.

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3846.jpg)

Теперь мягкая щётка и большая скорость, потом промывка и сушка.

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3845.jpg)

Теперь можно притереть поверхности под прокладки грубой шкуркой приклеенной на толстое зеркало от старинного серванта. 8 мм толщина идеально ровной поверхности.
Отдадим должное, фрезеровка в те времена была достаточно точной, на 4 с плюсом. Но править поверхность всё же надо, провал на внутренней части КШК.

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3843.jpg)

Теперь можно приклеивать прокладки. Та ещё задачка. Всё, что продают кривое, не подходит и не совпадают отверстия. Ну вроде устаканил.

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3844.jpg)

Примерно прикинул детали на предмет совпадения шпилек и центрирующих втулок с отверстиями. Втулки не совпали. А если бы прямо так и собрал, то втулки не дали бы притянуть половины и прижать прокладку. Пришлось точить лунки в размер.

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3847.jpg)

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3848.jpg)

Название: Re: Ш-51. Переборка.
Отправлено: stoneracer от Октябрь 23, 2014, 11:05:26
Мой Ш-51, то же крашеный, да и Ковровцы были с крашенными моторами и Макаки, даже Москвичевские и Волговские ал. блоки были крашенные. Раньше краски было много.
Название: Re: Ш-51. Переборка.
Отправлено: wagner от Октябрь 23, 2014, 11:24:00
А по тогдашнему СНиПУ сплавы положено было защищать от коррозии чистым алюминием. С помощью плакировки.
Что то типа лужения. Понятно что покрасить проще. Но в той же авиации перед покраской деталь оксидировали, потом наносили специальный клеевой грунт. У меня была банка такого грунта, он ещё тонкими ниточками тянулся при засыхании. Вся покрасочная камера была в этих ниточках. Очень липкая субстанция.
А только потом наносили молотковую либо чёрную эмаль. И в печь, 130 градусов 3 часа. Потом эту краску ножом соскоблить было нельзя. Как будто она въелась внутрь металла. И блестело всё как шлем у водолаза.

Вот вам очередной миф о подшипниках. Посмотрите, весьма интересно. Найдено в этом моторе.

http://youtu.be/9NFGAm45v8U
Название: Re: Ш-51. Переборка.
Отправлено: Varatas от Октябрь 23, 2014, 11:24:36
Верховина с Ш-57  тоже покрашен двигатель  с завода
Название: Re: Ш-51. Переборка.
Отправлено: wagner от Октябрь 24, 2014, 13:48:22
А балансировать в те времена не умели. Груз в 37 грамм мгновенно утащил шатун в самую низкую точку.
15-20 грамм несоответствия. Это при том, что поршень я снял с такого же Ш51. Год разницы.
Да и по весу этот поршень не сильно отличался от всех заводских поршней. Это именно коленвал виноват, щёки неправильные.

Естественно перед балансировкой я расточил цилиндр, нанёс хоновую сетку, подогнал кольца и подобрал поршень. Очень хотелось родной поршень оставить, но увы, поршень весь в задирах, то есть никак. Нашёл такой же поршень, но на 0,07 мм больше диаметром.
Тепловой зазор уложился в самую высшую границу, не более десятки. Новодел первого ремонта ставить не хотел из за пластилинового сплава.
У колец снял фаски снаружи и внутри. И только после этого стал взвешивать шатун и поршень и считать вес балансировочного груза.

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3849.jpg)

Ну что же, будем точить. Для начала заклеим зазор подшипника, чтобы абразив не летел внутрь.

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3854.jpg)

И не приведи Оранжевый дедушка зажать коленвал за цапфу или за две щеки разом. Только за одну щеку бережно, но уверенно.

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3852.jpg)

Точим, проверяем, измеряем, промываем. И так триста лет.

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3850.jpg)

А потом уже, чего уж там, собираем. Это после расточек и балансировок вообще не труд.

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3851.jpg)

Осталось сделать карбюраторы и электронное зажигание.

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3853.jpg)
Название: Re: Ш-51. Переборка.
Отправлено: ILDES от Октябрь 24, 2014, 21:44:23
Немного своих наблюдений оставлю. Являюсь обладателем Явы 551/02 1962г.в., та что Яветта Спорт именовалась.  Помниться в древних архивах, где-то писалось, что на Ригу -1 ставился Стадионовский двигатель Ява-552, который был унифицирован с двигателем Ява-551.
Вот фото правой половинки располовиненного  Двигателя Яветты (верх ногами почему-то ).
(http://cs418419.vk.me/v418419046/5b1/E0NtHdRIcbs.jpg)
Узнаете КПП???
Мотор Ява 551 выпускался с 1958 года. Была возможность купить Двигатель Ява - 552, но не успел  :-\, а так бы дополнил картину наблюдений за историей
Название: Re: Ш-51. Переборка.
Отправлено: wagner от Октябрь 28, 2014, 12:28:29
По мере обработки буду выкладывать короткие видеоролики. Центрирование коленвала.
Суть данного мероприятия состоит в том, чтобы заранее придать коленвалу правильное положение в КШК. Совсем по центру коленвал выставлять не обязательно, всё равно шатун центрируется в пределах 0,5-1 мм за счёт поперечного люфта НГШ и ВГШ. Но весьма полезно загнать коленвал по возможности левее.
Со временем, от огромного усилия при выжиме сцепления, коленвал уходит вправо. И правая щека достаёт до правой половины КШК изнутри. Поэтому ставим компенсирующую шайбу между подшипником справа и контрящей пружинной шайбой, а в дальнейшем контролируем этот момент через 1000 и 5000 км. Или по мере необходимости.

http://youtu.be/yoBcHN2_MNU
Название: Re: Ш-51. Переборка.
Отправлено: Kamikadze от Октябрь 28, 2014, 17:42:01
весьма полезно загнать коленвал по возможности левее.
Со временем, от огромного усилия при выжиме сцепления, коленвал уходит вправо. И правая щека достаёт до правой половины КШК изнутри. Поэтому ставим компенсирующую шайбу между подшипником справа и контрящей пружинной шайбой, а в дальнейшем контролируем этот момент через 1000 и 5000 км. Или по мере необходимости.



радиальные подшипники не рассчитаны на те осевые нагрузки что идут от усилия выжима, к тому же коленчатый вал весьма жидковат для такой нелепой идеи и при выжиме нарушается соосность цапф, что в свою очередь приводит  к неравномерному износу беговых дорожек обойм подшипников   
и оквадрачиванию шариков, вплоть до заклинивания последних и разрыва сепаратора.

и если учесть что в стоке там нет распорной втулки меж внутренних обойм подшипников генераторной части-то среднему подшипнику шансов жить уже с завода не заложено.

не было бы там сцепления-эти же подшипники десятилетиями там жили бы...
Название: Re: Ш-51. Переборка.
Отправлено: wagner от Октябрь 29, 2014, 02:42:35
Цитировать
в стоке там нет распорной втулки меж внутренних обойм подшипников

У меня такая втулка установлена, только это мало спасает. Немного спасает мягкая пружина от В50 и 3-4 диска.
Но мне то как быть? Мотор раритетный, значит и делать его надо по заводским чертежам.

Максимум, что я позволил себе со сцеплением, это приварить нормально шестерёнку к корзине. Она уже отваливалась.
Остальное менять не собираюсь, это не В50, которых мильон.
Название: Re: Ш-51. Переборка.
Отправлено: wagner от Октябрь 29, 2014, 03:30:19
Встроенный стробоскоп. Довольно удобно пользоваться. Ничего не надо подключать.

http://youtu.be/KUkFh7JFU-4
Название: Re: Ш-51. Переборка.
Отправлено: linil от Октябрь 29, 2014, 09:07:46
Вот это здорово.
Название: Re: Ш-51. Переборка.
Отправлено: omich от Октябрь 29, 2014, 11:41:28
Ну так и на Дэшках можно сразу стробоскоп предусмотреть. Без стробоскопа с электронным зажиганием нынче никак, поэтому давно пора было делать его изначально встроенным. Я так сразу в своих зажиганиях его предусмотрел.
А на счет синего светодиода интересная идея - несведущему будет казаться, что там кулачки размыкаются. :)
Название: Re: Ш-51. Переборка.
Отправлено: wagner от Октябрь 29, 2014, 12:36:48
По мере возможностей буду выкладывать видеоролики сборки. В частности ролик про установку сальников наоборот, пружиной наружу.

http://youtu.be/mI9isJmaOy8

А сам мотор готов к установке на мопед. Искра есть, компрессия 8кгс/см2. Требуется обкатка.

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3868.jpg)

(http://content.foto.my.mail.ru/bk/wagner67/3704/h-3869.jpg)
Название: Re: Ш-51. Переборка.
Отправлено: ILDES от Октябрь 29, 2014, 15:44:37
Ранее установку сальника пружинкой к сцеплению встречал только на своем немецком MZ ES-150 1974г.в. (принято считать что у немцев все по делу рассчитано)
(http://cs311621.vk.me/v311621046/3dd/PK_gpI9xhIg.jpg)
но делать на на отечественных моторах как-то боялся, малые у меня годовые пробеги чтобы набрать верную статистику. Благодарю за интересный и познавательный нюанс с сальниками
Название: Re: Ш-51. Переборка.
Отправлено: wagner от Ноябрь 03, 2014, 12:01:18
На этот мотор был установлен родной карбюратор К34В. По мануалам и прочим книгам родной жиклёр для этого карбюратора 90 (см3 в мин)
Маркировка на самом жиклёре 100. По факту диаметр отверстия жиклёра 0,71 мм.   Это соответствует пропускной способности 85 см3 в мин.

(http://www.reaa.ru/yabbfiles/Attachments/propusknaja_sposobnost__zhiklerov_.jpg)

Грязь в карбюраторе это нормально, естественно его надо мыть, лучше всего керосином. Обязательно прочищать и полировать эмульсионную трубку и аэрационный канал. Обязательно притирать привалочную поверхность, уши крепления загнуты у всех б/у карбюраторов. Требует контроля расстояние от торца болта, закрывающего колодец жиклёра, до самого жиклёра. Норма 2 мм.

Если меньше, то могут возникнуть сложности с поступлением бензина из поплавковой камеры.
Вот эти самые 2 мм являются по сути самой нижней точкой карбюратора. Естественно там всегда будут скапливаться грязь и вода.

Грязь пойдёт в жиклёр, вода приведёт к образованию оксидов. В этом месте 4 разных металла, железо болта, цинково-магниевый сплав корпуса, латунь жиклёра, плюс алюминий, либо медь, прокладки между болтом и корпусом карбюратора. Электрохимическая коррозия чувствует себя в этом узле как дома.

Видео в добавление к вышесказанному.

http://youtu.be/bJWgOPv4Wms

Название: Re: Ш-51. Переборка.
Отправлено: wagner от Ноябрь 04, 2014, 03:20:49
Мотор уже уехал к своему мопеду, а видеоролики всё продолжают обрабатываться. Была проблема с компрессией. Поиск компрессии привёл, как ни странно, к декомпрессору.
Отсутствие прокладки, песок под клапаном. Нагар и прочее. Смотрите видео.

http://youtu.be/5td0oPwMxWM
Название: Re: Ш-51. Переборка.
Отправлено: Вова от Ноябрь 04, 2014, 07:55:19
А что это так светится под магнитом при вращении справа?
Название: Re: Ш-51. Переборка.
Отправлено: Enigma от Ноябрь 04, 2014, 08:38:10
Это встроенный стробоскоп. Смотри на первой странице
Название: Re: Ш-51К. 1973 год. Переборка.
Отправлено: wagner от Ноябрь 06, 2014, 15:04:11
Ссылка на весь плейлист по сборе-разборке Ш51К

http://youtu.be/FOH6tPTmll8?list=PLH1UmzaQfQO8Mm5MPUmm1nPOkuLcCTWh8

Начало, разборка мотора, первые выводы. Сразу не выложил, много было обработки. Добавил в первый пост.

http://youtu.be/FOH6tPTmll8
Название: Re: Ш-51К. 1973 год. Переборка.
Отправлено: ГАРик от Ноябрь 04, 2017, 14:00:19
Здравствуйте. А не доводилось-ли, оранжевому дедушке проверять баланс маховика (ротора генератора)? И балансировать его, на моторах серии Ш. :)
Название: Re: Ш-51К. 1973 год. Переборка.
Отправлено: Squish от Ноябрь 04, 2017, 19:48:29
Думаю что можно заняться с балансировкой с помощю электроники. Ротор не дисковой. Динамическое как раз нужно.
Тут и начало было положено. http://www.wagnerland.ru/index.php?topic=1252.0
Название: Re: Ш-51К. 1973 год. Переборка.
Отправлено: wagner от Ноябрь 04, 2017, 19:54:06
Цитировать
А не доводилось-ли...

Почти сотня различных мопедных моторов в год. И ни одного без балансировки. Если заменили поршень, то балансировка обязательна.
Соответственно и серию Ш балансировали. Формула всё та же (Вес поршня с навеской + вес ВГШ) *0,6 - вес ВГШ = вес балансировочного груза.
Название: Re: Ш-51К. 1973 год. Переборка.
Отправлено: ГАРик от Ноябрь 04, 2017, 21:16:49
wagner  Сотня в год? Весьма почтенно. По чести говоря, не мог предположить, что столько людей, еще интересуются моторами советских времен. Я пересмотрел много видео на ютубе, с вашими уроками, ибо сам собирал мотор в 80-90 годах, и многое подзабыл. Да и моторы были уже после чужой переборки, и там возможно, много чего уже не хватало. Однако не нашел видео, по балансировке ротора магнита генератора. А ведь его дисбаланс, думается вносит немалый вклад, в общий баланс двигателя.
Название: Re: Ш-51К. 1973 год. Переборка.
Отправлено: ГАРик от Ноябрь 04, 2017, 21:32:35
Squish  Электроника, это безусловно очень хорошо. Однако думаю что массивный ротор, можно отбалансировать, или-же проверить баланс с помощью вала, и двух подшипников. Как дедушка Вагнер балансирует коленвалы. Более тяжелая сторона, будет стремиться вниз.
Название: Re: Ш-51К. 1973 год. Переборка.
Отправлено: wagner от Ноябрь 04, 2017, 21:38:31
Видеороликов по балансировке было более десяти. Ищут их просто, вводят запрос Балансировка коленвала и получают список ссылок.
Роликов у меня на канале около 1000 шт. Поэтому просто так найти будет проблематично.
Тоже самое и на сайте. Поиск, Балансировка коленвала. Вот я через минуту вам нагуглил в Яндексе, совершенно не напрягаясь.

http://www.wagnerland.ru/index.php?topic=283.msg5045#msg5045

http://youtu.be/Z4_Z1zJRyw4

Совершенно непонятно как вы ищите. Яндекса не знаете, на сайте не ориентируетесь, ролики смотрите, но не те.
Для кого мы стараемся? Пользователи Ютуба наоборот, ролики видят, но сайта не знают. Я вас уверяю, все темы раскрыты по несколько раз. Другое дело что читают у нас охотно только комиксы. Верят безоговорочно всему, что напишут в интернете.
А подумать самому?
Ротор магнита балансируют на заводе, его можно проверить отдельно от коленвала, либо навесить заранее на коленвал и балансировать с ним. Нельзя перебалансировать магнит, его обычно не трогают. И про сцепление не забываем. Иначе смысл балансировки теряется, диски то смещаются, точно их выставить большая проблема.
Название: Re: Ш-51К. 1973 год. Переборка.
Отправлено: ГАРик от Ноябрь 04, 2017, 21:48:42
Благодарю. Теперь всё предельно ясно. Видео с балансировкой колен-вала я видел. А вот про сцепление, не додумал.