WagnerLand.ru
Двухколесное => Советские мопеды с двигателями "Ш" и "В" => Тема начата: Orik от Сентябрь 19, 2017, 14:16:03
-
Чисто случайно всплыла тема про Стеллу... Подумал и создал отдельную тему :) обсуждение продолжим здесь!
_________________________________________________________________________________________________
Кстати... Всплыл один любопытный факт! На который я никогда не обращал внимание, ибо Стелла никогда меня не интересовала, скажу больше - у меня на неё аллергия после "желтой" :))
Так вот... Рули у них тоже, как оказалось, были на первых порах складывающиеся:
(http://content24-foto.inbox.lv/albums/r/rod_nik/21-07-2017-MINI/noname_1.sized.jpg)
Только маленький нюансик - барашки были черными и пластмассовыми!
Когда у меня спросили - тебе какие? Я в начале не понял.... Но мне популярно объяснили разницу... Вот такие вот дела! :))
-
Самые первые Стеллы были с мотором М-225 Бабетта, и с "Миниковским" рулем - идея рамы Стеллы ведь возникла на заводе Motokov в г.Коларово, Словакия. И, соответственно, некоторые детали перекочевали с Мини, - в данном случае передняя вилка и руль.
Так что ничего удивительного.
А вот то, что я увидел Стеллу уже с В-501, и с Миниковским рулем - вот это для меня удивительно. Потому как, Стелла с В-50.. изначально шла уже с цельным рулем, насколько знаю.. ( на 100%, конечно, не уверен ) :o
-
Можно по подробнее про историю Стеллы?
Интересные факты всплывают.
-
Я думал, эта НЕсекретная информация уже всем давно известна...
Как и все, я часть этой информации почерпнул из статьи журнала "За рулем" выпуска 1989 года, точный номер не помню, а остальное нашел на чешском историческом форуме...
Статью позже отыщу и покажу.
Суть истории такова.
Примерно в 1987 году словаки из Motokov заинтересовались темой мини-мопедов. До этого у них были собственные разработки и проекты, но, по неизвестным и весьма загадочным причинам, ни один в серию не пошел..
А тут они узрели наш Мини-2.130( с мягкой подвеской заднего колеса ) и их осенило.
Решили приспособить на слегка переделанные крепления для стандартного В-50, свой мотор М-225 - на тот момент он только-только пошел в серию. Мотор М225 представляет из себя известный 2-скоростной М210, но из доработок присутствует заводной вал в корпусе КПП с кик-стартером. Была такая Ява Бабетта-225 Люкс - с литыми легкосплавными дисками вместо спиц, и для нее был создан М225 - чтоб приблизить Бабетту к мокикам и "малым мотоциклам".
Так вот, мотор на Мини установили, и преподнесли его в подарок дочери директора завода. Задумка была хорошая, но "машина получилась не изящной", а идея мини-мопеда прочно засела в голове конструкторов завода. Вот и решили выкрутиться из ситуации - "перекроили" раму Мини специально под мотор М-225, с учетом всех его конструктивных особенностей.
Вот так родилась знаменитая рама Стеллы, с ее весьма узнаваемым и практически неизменным дизайном с 1988 года и почти до наших дней..
И тут же на заводе Саркана Звайгзне "пронюхали" удачу и предложили словакам бизнес-идею - мы вам рамы будем делать, а вы нам в обмен присылайте моторы М225.
И одновременно первые Стеллы( как гласит легенда - имя "Стелла" придумали "наши" ) выпускались и в Словакии, и в Латвии. И так до 1998 года...
Поэтому самая ранняя Стелла - это именно 2.134 с мотором М-225 !
В-501 на Стелле появился только в 1992м году, когда Великий Союз распался окончательно и "связь" с Motokov прервалась - латышам надо было спасать производство удачной модели и они уже вкинули привычный к тому времени В-501...
Это так, вкратце.
-
Добавлю свою фотку. Не такая красивая, но тоже Стелла с интересным пластиком.
(http://content32-foto.inbox.lv/albums/a/aiz2011/stela-d-16/0414.sized.jpg)
-
Тогда уж чуток про обвес проясните -
(https://images.vfl.ru/ii/1505845662/5d61f832/18662946.jpg)
(https://images.vfl.ru/ii/1505845662/35656205/18662947.jpg)
Все, что нам известно про обвес, представленный на фото - появился в середине 1990-х годов.
На нижней фотке - более ранний вариант.
На верхней фотке - поздний.
Ранний вариант появился еще на 2.134. Если не ошибаюсь, - с 1993 года
(https://cloud.mail.ru/public/3kxD/zzbk3Qb26)
Идею подкинули поляки. Для примера - ранний вариант "ихней" Стеллы 2.142. Появилась скромная "морда" вокруг фары
(https://cloud.mail.ru/public/GcdH/usodZQyPg)
А вот самый "крутой" вариант обвеса. Его придумали англичане в 1998м году. У них Стелла производилась до 2002 года, называлась Steepway.
(https://cloclo37.cloud.mail.ru/thumb/xw1/%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B5/363504485_1_644x461_motorynka-jawa-stella-babetta-brzesko.jpg?x-email=chekhow_serg%40mail.ru)
Больше ничего конкретного мне не известно по обвесу, пока..
А теперь еще немного.
Маленькие ступицы колес придумали словаки, - чтоб хоть немного унифицировать тормоза с "взрослыми" Бабеттами.
А у "наших" были уже выпускаемы большие ступицы, и когда появилась 2.136, на нее ставили, то что было в наличии.
Но известны варианты 2.136 и с маленькими ступицами - видать, первые партии так комплектовались.
Вчера я оговорился - память подвела. На 2.136 рули тоже были из двух половинок.
(https://cloclo37.cloud.mail.ru/thumb/xw1/%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B5/500849646_2_644x461_motorynka-stella-dodaj-zdjecia.jpg?x-email=chekhow_serg%40mail.ru)
(https://cloclo37.cloud.mail.ru/thumb/xw1/%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B5/500849646_1_644x461_motorynka-stella-kielce.jpg?x-email=chekhow_serg%40mail.ru)
-
Что-то фото не отображаются...
Повторяем.
Польская Стелла-2.142. Не самый первый вариант. Появился скромный обтекатель на фаре
(https://pp.userapi.com/c841038/v841038345/1fb9c/rmFHZD4mi1U.jpg)
(https://pp.userapi.com/c841038/v841038345/1fb7c/-LUczYpkGy0.jpg)
Стелла 2.136. Первая серия. Руль с двух половинок, передняя вилка с Мини
(https://pp.userapi.com/c841038/v841038345/1fbec/C0FlzPmuVUk.jpg)
(https://pp.userapi.com/c841038/v841038345/1fbf4/a_lDbSEVncg.jpg)
-
Британская Стелла - Steepway. С 1998 по 2002 год.
Самый крутой обвес
(https://pp.userapi.com/c837323/v837323345/56e2e/KxU7E2yAP30.jpg)
Стелла-2.134. Новый вариант пластика. Если не ошибаюсь, пошел в серию с 1992 года в Словакии. А потом еще немного выпускался в Латвии.
(https://pp.userapi.com/c837323/v837323345/56e26/UQqs5SmsoYw.jpg)
А вот пару слов о различиях 2.134 самой первой серии - производства Словакии( ЧССР ) и производства еще СССР. 1988-1990 год.
Словацкий вариант
(https://pp.userapi.com/c841224/v841224345/21d6c/IAiPZl6AnaM.jpg)
Русский вариант
(https://pp.userapi.com/c841224/v841224345/21d74/W4s7Q2LApps.jpg)
На фото видно различия. Перечисляем:
- у словацкой хромированная рукоятка под баком вдвое короче нашей;
- у словацкой фара была круглая Бабеттовская, у нашей - карпатовская пластмассовая;
- у словацкой руль цельный был всегда, у нашей - только с двух половинок( касательно первой и второй серий );
- разные бензокраники были;
- разные задние фонари.
Вот еще фото словацкой 2.134 первой серии. Был, как оказывается, и без хрома вариант
(https://pp.userapi.com/c841224/v841224345/21d5d/KKkkfMILz8c.jpg)
И на закуску - самый продвинутый словацкий вариант - Hooper-134. Совсем другой обвес, чем мы все знаем
(https://pp.userapi.com/c841224/v841224345/21d65/9Z0Cip3Jvds.jpg)
-
Hooper имел и второй вариант. Но этот в серию не пошел :(
(http://www.mopedist.ru/images/users/photos/medium/ecf7e9f50d97c74510b32f98224fb272.jpg)
Такой вариант, на мой взгляд, самый гармоничный и свежий. Очень нравится
(http://www.jawamoped.com/assets/images/mini-hooper4.jpg)
(http://www.jawamoped.com/assets/images/mini-hooper3.jpg)
-
Немножко спутал - британская Стелла называлась "Steward". ::)
-
А Stella Pento - это уже чисто чешский вариант начала 2000-х годов. Мотор итальянский Франко-Морини.
-
Кстати... Всплыл один любопытный факт! На который я никогда не обращал внимание
Так вот... Рули у них тоже, как оказалось, были на первых порах складывающиеся:
(http://content24-foto.inbox.lv/albums/r/rod_nik/21-07-2017-MINI/noname_1.sized.jpg)
Только маленький нюансик - барашки были черными и пластмассовыми!
любопытный ещё один факт что на фотографии данной это моя стелла :D на которой на мегачелендже 2017 ездила моя жена, дедушка Вагнер даже приз за нее вручил. На фотографии внизу значек Авито, но моя стелла не продавалась на авито )))) . Но кто выложил фото я подозреваю. Стелла вроде как 92 или 93 года по шильдику (http://s019.radikal.ru/i642/1709/97/403757058d34.jpg) (http://www.radikal.ru)
-
Вставлю свои 5 копеек.
В Казахстане Стеллы появились в 91 году. У меня в коллекции есть именно такая Стелла 91года выпуска с мотором V-501M, на ней установлен раздельный руль как на Мини, есть еще одна полу разобранная тоже 91 года, и также с рулем как у Мини. (я думал сначала что это колхоз тк до этого все стеллы были с цельным рулем, но все они были после 91 года выпуска) , фара на ней большая квадратная. также есть Стелла 92, 93, 94 годов , и все они уже имели руль цельный, без барашков а фара маленькая.
По поводу барашек. На ранних Стеллах (1991г) стояли пластмассовые барашки серый цвет. Черных не разу не видел.
моя Стелла 1991года выпуска. цвет родной, не крашенная.
(https://content.foto.my.mail.ru/mail/vlibman/1875/i-1885.jpg)
К нам не поставлялись Стеллы с другими моторами типа ява и др. только V-50М, V-501M. В спорт магазинах они были до 94 года(Дельты, Стеллы, Карпаты), после эти мопеды перестали продавать.
Миники продавались до 90 года. последние Мини были с моторами V-501, V-50 с пластиковым передним крылом как на Стелле и большой квадратной фарой. крашенные в один цвет, рама колеса, цвет вишневый, красный, белый.
а вот Стелла 1993 года выпуска в родной краске. обратите внимание фара маленькая.
(https://content.foto.my.mail.ru/mail/vlibman/1486/i-1638.jpg)
-
У меня тоже "Стелла" 91 года выпуска – один в один как на картинке, к сожалению только не сохранилась в оригинале. Барашки крепления руля тоже серебристые, большая фара и маленькие пыльники перьев руля. Мотор V-50M. И ещё корпус спидометра тоже был серебристый. Сейчас машинка проходит глубокую реставрацию.
-
УХ! Ранее не видел эту ветку, сейчас наткнулся - прочитал всё... Потрясающе!
Как уверенно люди фантазируют! :D
-
:)) :'( :)) Хотелось бы услышать официальную версию!
-
Именно над этим сейчас и работаем!
Впереди в ближайшее время поездки в Словакию и Чехию, опрос г-д Магваши и Холика (с последним, правда, уже давно в контакте), но нужно многое уточнить. В идеале нужны нечто вроде "очных ставок" всех участников...
Кстати, Холик недавно издал книгу воспоминаний про поездки на Стеллах в 90-е-2000-е. Холик эта та самая "Pento". А Магваши это впоследствии тот самый "Стюарт"и иже с ним... Это не только разные фирмы, но и разные страны... Но это поздняя история, не относящаяся непосредственно к Риге.
Рижская история тоже сейчас в процессе согласований и авторизации. Недавно удалось достать неплохую группу документов именно созданию Стеллы. Всё постепенно обрастает документальной базой.
-
Насчёт "официальной версии" - это понятно. Но чтобы собрать её и изложить нужно время и работа со свидетелями и свидетельствовами. А то получаются такие перлы (цитирую по выше приведённым высказываниям уважаемых коллег): "Самые первые Стеллы были с мотором М-225 Бабетта, и с "Миниковским" рулем - идея рамы Стеллы ведь возникла на заводе Motokov в г.Коларово".
Реальность - Самые первые Стеллы были с мотором М-210. Идея рамы "возникла" в Риге на Саркана Звайгзне.
-
Цитата: "Примерно в 1987 году словаки из Motokov заинтересовались темой мини-мопедов. До этого у них были собственные разработки и проекты, но, по неизвестным и весьма загадочным причинам, ни один в серию не пошел..
А тут они узрели наш Мини-2.130( с мягкой подвеской заднего колеса ) и их осенило.
Решили приспособить на слегка переделанные крепления для стандартного В-50, свой мотор М-225 - на тот момент он только-только пошел в серию. Мотор М225 представляет из себя известный 2-скоростной М210, но из доработок присутствует заводной вал в корпусе КПП с кик-стартером. Была такая Ява Бабетта-225 Люкс - с литыми легкосплавными дисками вместо спиц, и для нее был создан М225 - чтоб приблизить Бабетту к мокикам и "малым мотоциклам".
Реальность - Идея адаптировать мотор к мини возможно! и появилась у словаков в 87-м, но в реальности в феврале 86 года на трассе в Бикерниеки после соревнований на приз MOTOKOV по Скийорингу, словаки посетовали на то, что у них нет аналога МИНИ по их мотор и наши им предложили сделать экипажку по их мотор. В 1986-м МИНИ-130 ещё не поставлялся на экспорт (экспорт начали в 1987-м!), то есть "приспособить на МИНИ мотор" в 86-м они вряд ли бы смогли физически.
"Мотор М-225 - на тот момент он только-только пошел в серию" - если имеется ввиду 1987 год, то нет, в серию он пошёл только на следующий год и то в 4 квартале. Из-за затяжки освоения и . Согласно договору между SZ и ZVL было зафиксировано, что до конца 1988 года ZVL поставляет в Ригу партию 1000 шт. моторов. И рижская "Стелла" пошла в серию только в январе 1989 года. В первый год поставки двигателей были совсем малы всего за 89 год удалось в Риге собрать немногим более 1000 экземпляров "Стеллы". Хотя эта цифра не включает в себя экипажки, которые отправляли в зачёт оплаты моторов в ЧССР.
Цитата:"Бабетта 225 - с литыми легкосплавными дисками вместо спиц, и для нее был создан М225 - чтоб приблизить Бабетту к мокикам и "малым мотоциклам".
- Здесь ещё нужно разбираться, но формулировка "для неё был создан" некорректна. Когда модификацию М210 с кик-стартером М225 адаптировали к экипажной Бабетты, то её и обозначили соответственно "Б-225". Литые итальянские колёса ставили на люксовые версии, сохраняя и спицованые. Необходимость кика это попытка удовлетворить требования зарубежных рынков (прежде всего США).
-
Цитата: "Маленькие ступицы колес придумали словаки, - чтоб хоть немного унифицировать тормоза с "взрослыми" Бабеттами.
А у "наших" были уже выпускаемы большие ступицы, и когда появилась 2.136, на нее ставили, то что было в наличии.
Но известны варианты 2.136 и с маленькими ступицами - видать, первые партии так комплектовались".
Реальность: "Маленькие ступицы" "придумали" и спроектировали в Риге, унифицировав их с чешскими тормозными колодками. Изготавливали ли их, как и остальное алюминиевое литьё в Латвии.
"когда появилась 2.136" - вариант с шауляйским мотором сделали сразу одновременно со 134-м в 1987-м. Но в серию его запустили в 91-м, когда сняли с конвейера 130 МИНИ.
Новый руль, который разработал молодой тогда дизайнер Александр Блументаль, запустили в серию по моим данным в 92-м (нужно ещё уточнять!) до этого руль и на МИНИ и на Стелле был из двух половин (т.н. "от МИНИ"). Поэтому вполне естественно, что первые 136-е имели руль первого типа.
-
Про капотировку, которую тут обозвали "обвесом" - выше вообще сплошные домыслы, и "смешались в кучу кони, люди". Капот сначала разработал Я.Холик в Словакии, привёз десять комплектов в Ригу, его скопировали, и начали делать на рижской фирме RGB. Передний обтекатель изначально был под чешскую фару. Этот же комплект отправили позже в Питер вместе с комплектами экипажек под Д16-й мотор. Но те машины комплектовались российской фарой, поэтому изменили форму переднего обтекателя. Документальных данных кто это делал у меня пока нет. Очевидцы тоже всё путают. Допускаю, что та же RGB. Хотя второй вариант - всё делали в Питере тоже имеет право на существование. Процесс несложный, а таскать через границу дороже.
Остальные варианты капотировки к Риге вообще не имеют отношения, это всё чешско-словацкие варианты. Хотя часть из них я сам видел в экспериментальном цехе в Риге в 90-е. Их привозили для ознакомления...
-
Цитата: "На фото видно различия. Перечисляем:
- у словацкой хромированная рукоятка под баком вдвое короче нашей;
- у словацкой фара была круглая Бабеттовская, у нашей - карпатовская пластмассовая;
- у словацкой руль цельный был всегда, у нашей - только с двух половинок( касательно первой и второй серий );
- разные бензокраники были;
- разные задние фонари."
Реальность - без комментариев - коллега путает комплектации по годам с комплектацией от производителя.
-
Спасибо за развернутый ответ! Познавательно!