Автор Тема: 552 вместо 551 или почему сцепление на коленчатом валу  (Прочитано 13067 раз)

Оффлайн ILDES

  • Мопедист
  • Сообщений: 910
  • Степень оранжевости: 1324
  • Собирайлов
  • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
    • Награды
  • Город: Днепр
552 вместо 551 или почему сцепление на коленчатом валу.
Если Дедушка разрешит, а все многоуважаемые форумчани захотят пролистать и высказать свои предположения, то я буду продолжать опус своих наблюдений.
Шел 2011 год декабрь месяц,  я будучи студентом уже университета, не желая планктонить, как большинство моих сверстников, в соц сетях в пустую, решил потратить сэкономленные на проездах стипендиальные на что-то стоящее, а именно на новый мопед для своего гаража.
В результате нехитрого запроса по слову "Мопед"  на сайте продаж, мне примелькалось интересное объявление, продается мопед Ява Стадион, мой город, не каких пересылок , а и цена каких-то 1500 грн. (по курсу тогда это было 190 у.е.).
 Мои попытку у "Гугля" узнать что это за такой дивный мопед не увенчивались успехом, ибо картинка в продаже не совпадала с ответом "Гугля", и как продвинутый пионер, я изменил поисковую системы, на что? Правильно на YouTube!!!
И тут сразу на третем справа видео тайна пустого ответа стала открыта, это же был не Стадион - это была Яветта и не просто Яветта, а Спорт!!

В общем уже на месте мне сказали почему так дешево его продавали - двигатель оказался рядом в коробочки из под туфлей.
В обще спустя 2 дня, мопедка попала ко мне в гараж и начался долгий процесс познания истории отечественного мопедостроения, а заодно и сборки мотора.


Как ведите на фото Выше, хоть и двигатель 1962 года, а чем-то напоминает всеми любимые Ш-51, только цилиндр по другому стоит и мопед то выпускался с своим собратом Стадионом на Пражском заводе уже с 1959 года (Стадион пошел в серию с 1958). Вот она чешскаю унификация!!!
Итак годы поиска оригинальных деталей, а вернее картинок забрасывали меня на различные сайты
и однажды было найдено такое фото с сопроводительным текстом: "Выставка чехословацкого машиностроения в Брно в1956"

Если кто заметил, у этого экземпляра интересная правая крышка двигателя, которая говорит  о чем-то важном под нею, но этом будем рассказано позже, а то уже глухая ночь 2:25 по Киеву
Купить-продать коллекцию могут многие, а вот бороться за историческая наследие даже из куска ржавого металла могут единицы.
Являюсь  владельцем  мопедов Ява не кошерного цвета - бирюзового и обе с завода почему то назывались Спорт.

Оффлайн Симс

  • Модератор раздела
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 569
  • Степень оранжевости: 341
  • Оранжевый дедушка
  • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в гонке на  мопеде Знания, опыт За более 500 км на Карпатах в дальнобое
    • Награды
  • Город: Чехов
Продолжайте, интересно. В своё время катался на колхозной Риге с мотором 555. Очень моторчик впечатлил.
_        vk.com/sims_on          _
Simson S51E дальнобойный.
                 К.Е.Др.

Оффлайн ILDES

  • Мопедист
  • Сообщений: 910
  • Степень оранжевости: 1324
  • Собирайлов
  • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
    • Награды
  • Город: Днепр
552 вместо 551 или почему сцепление на коленчатом валу. Часть Первая. ЗиФ-77 был не первым

При просмотре сразу попадается в глаза отсутствие надписей Jawa, ПЕДАЛИ на Пионере, чего отродясь там не было, и 2 рукоятки Управление как на Зифе: одна на сцепление, вторая на задний тормоз. И последнее, переключение передач ручное, на правой рукоятке.
Да, это прототип Явы-550 - Ява-359 и она 1954 года выпуска и  была построено на словацком заводе в Поважской Быстрице, который находился в поиски своего продукта  в сотрудничестве с Пражскими конструкторами Явы.  Да, мопед получился сложным в управлении, и в процессе доработки задний тормоз перенесли на педали, что в дальнейшем было использовано на Яве Стадион и Яветте Спорт ведь конструкторы  из Чехии и Словакии работали совместно

А ведь только подумать, ведь Рига-1 могла бы иметь 3 передачи...
Продолжение будет...
Купить-продать коллекцию могут многие, а вот бороться за историческая наследие даже из куска ржавого металла могут единицы.
Являюсь  владельцем  мопедов Ява не кошерного цвета - бирюзового и обе с завода почему то назывались Спорт.

Оффлайн Squish

  • Мопедист
  • Сообщений: 368
  • Степень оранжевости: 113
    • Награды
  • Город: Рига
Явы-555
С педалями тоже вариант.
Явы-555


« Последнее редактирование: Октябрь 26, 2014, 12:27:18 от Squish »

Оффлайн ILDES

  • Мопедист
  • Сообщений: 910
  • Степень оранжевости: 1324
  • Собирайлов
  • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
    • Награды
  • Город: Днепр
В моих наработках поисков имеется немного иное Фото Явы 555 с педалями

Да и осмотр Явы 05 и Явы 555 показал, что заводной вал по конструктиву картера выглядит обрезанным, как будто части не хватает, вот шел прилив картера мощный такой и бац, вал взял и закончился

На фото вероятный вариант Сцепления прототипа Яветты, это сцепление было на Яве-550 и Яве 555, на Яве 05 Конструкция изменилась
Руки сами просятся дорисовать недостающую часть вала

И если кому интересно, моторная передача Явы 550 и 555 имела такую ведущую пару

В середину отверстия Ведущего зубчатого-пробкового диска запресована втулка из мягкого металла которая опиралась на круглый поверхность столика на ведомом диске сцепления. Люфты в этом узле минимальные и не выходят за рамки конструктивных, несмотря на износ поршневой группы, мотору давали жизни.
И самое интересное, малые габариты узла, которые говорят о вероятности жизненности этого прототипа 1956 года, у которого Крышка правая похожа на "Пионерскую", а наличие регулировочного винта говорит что сцепление размещалось на прототипе Явы 551 не на  коленчатом Валу

Таже крышка Пионеровская продержалась на линии до конца  выпуска Явы 05 в 1966 году


Купить-продать коллекцию могут многие, а вот бороться за историческая наследие даже из куска ржавого металла могут единицы.
Являюсь  владельцем  мопедов Ява не кошерного цвета - бирюзового и обе с завода почему то назывались Спорт.

Оффлайн Вова

  • Мопедист
  • Сообщений: 593
  • Степень оранжевости: 206
    • Награды
  • Город: Луганск
Пришлось мне пару раз покататься на РМЗ Дельте с мотором от 05 Явы. У него было три скорости с ножным переключением, пуск был кикстартерный, вперёд, с правой стороны, сцепление было на коробке с пробковой начинкой в качестве фрикционной накладки. Кстати говоря, о Ш-51 с тремя передачами, а ведь был такой проект, только он назывался Ш-53. Где-то в нете есть поперечный разрез такого мотора, и сцепление там на коробке.
...есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
- К Римлянам 12:2

Оффлайн ILDES

  • Мопедист
  • Сообщений: 910
  • Степень оранжевости: 1324
  • Собирайлов
  • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
    • Награды
  • Город: Днепр
И вот настал великий день,
мне дали в руки бюллетень,
беру и ставлю крестик,
Эх ....(поручик не дремлет)... Вот так был опечален мой 8 день автомобилиста. Но не будем о плохом, продолжим открывать общественности талмуты и наработки

552 вместо 551 или почему сцепление на коленчатом валу. Часть 2 Пражские конструкторы
Не сразу Пионер построился, не сразу передача нужная включалася.
Шел далекий 1953 год, Поважская Строярня понимая, что ружье это не мопед, которые надо было производить по заданию партии, отправило на годик своих конструкторов Jozef Bizík, Zdeno Nagy, Ján Režňák в Прагу на завод Ява для полного ознакомления с  премудростями производственного процесса, да начинать участвовать в разработке прототипа Ява 359.
Прошел год, и миру явились прототипы Явы 359: Темный и Белый

И самое интересное, белый мопед отправился своим ходом  через всю Чехословакию и через 2 дня прибыл в Поважскую Быстрицу для дальнейшей доводки и пуска в серию. Уже на том заводе обученные конструкторы в 1954 (1955 по другим источникам) запустили пробную (нулевую) серию мопедов Ява 359 в количестве 50 штук, возможно  он и был нам представлен на видео раньше, доводка продолжалась.
Время шло, Пионера дорабатывали и к 1955 году он стал тем, который все знают и ласково называют "Пенек"


А змей подкрался незаметно, в 1955 страна принимает новые правила, и теперь Пионер, из мопеда , превратился в мотоцикл, а ведь вся проблема была в максимальной скорости больше 50 км/ч.
Концерн Ява, видя перспективу в малокубатурной техники которая не требует оформительских документов, поручила Пражским конструкторам, продолжая сотрудничество со Словаками, устранить недочет и выдать новый продукт - мопед. Именно Пражские конструкторы внедрили на Яву 359 привод заднего тормоза обратным поворотом педалей и взяли за основу двигатель Явы 550, и уменьшили его до 2 передач в КПП, чем явили на свет прототип с кодовым именем 551. Чехи настаивали на наличии педального привода для запуска и ручного переключения, так как это был на тот момент самым надежным по их мнению.
Новый проект увидел свет на выставки в Брно в 1956 , но в серию он пойдет только в 1958 и уже с измененным мотором.
А пока начинался 1957, и общественность начинали знакомить с будущими творениями (название новому мопеду еще не придумали) :



Как видим сцепление могло находиться на первичном валу КПП и дальше, но за 2 года что-то произошло!
На сегодня все, продолжение будет, если Вам интересно
Купить-продать коллекцию могут многие, а вот бороться за историческая наследие даже из куска ржавого металла могут единицы.
Являюсь  владельцем  мопедов Ява не кошерного цвета - бирюзового и обе с завода почему то назывались Спорт.

Оффлайн Кургузов Роман

  • Мопедист
  • Сообщений: 1819
  • Степень оранжевости: 860
  • Кургузов Роман
  • Награды Участник мегачелленджа 3 степени За героическое преодоление Лоховской горы
    • BagnerLend.ru
    • Награды
  • Город: Москва
Ваша проработка темы очень интересна .
Всё сбудется стоит только расхотеть .

Оффлайн ILDES

  • Мопедист
  • Сообщений: 910
  • Степень оранжевости: 1324
  • Собирайлов
  • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
    • Награды
  • Город: Днепр
Кузьмич, как ты думаешь,
мы в нейтральных водах, а?
Да откуда я знаю!
Тут все так рядом.
Ленин, вон, за считанные минуты
до Финляндии добежал.
А мой баркас шибче идет.

552 вместо 551 или почему сцепление на коленчатом валу. Часть 3. Как мы стали строить тяжелые мопеды

Один древний и ветхий манускрипт содержал текст:
" В 1958 году на заводе "Саркана Звайгзне" был выпущен первый мопед "Spriditis". Опыт оказался не совсем удачным, и конструкторы завода отправились на чешский завод "Jawa" для детального ознакомления с производством малокубатурной мототехники. После этого в 1960 году было выпущено 11 экземпляров мопеда "Рига-1" с чешскими двигателями, которые были направлены на тест. За 50 дней мопеды успешно прошли более 10000 км, после чего было принято решение о начале производства. Мопеды первых партий оснащались моторами "Jawa" с рабочим объёмом более 50 сс, что по ПДД делало из "Риги-1" полноценный мотоцикл со всеми сопутствующими обязательствами типа регистрации в ГАИ и управления с правами категории "А". После начала установки шауляйских Š-50 эта проблема ушла"

И эта легенда передавалась от отцов  детям и т.д.

Все бы хорошо, Если бы не еще один ветхий манускрмпт, именуемый Журнал "За рулем", 07/60 :

"С будущего года на дорогах страны появится новый вид моторного транспорта - мопеды, которые начинает выпускать рижский завод. Порядок пользования ими установлен несколько иной, чем мотовелосипедами.
Как известно, для управления мотовелосипедами специальных водительских прав не требуется. Это объясняется тем, что мотовелосипед не представляет серьезной опасности для движения. Единственное его отличие от эксплуатации обычных велосипедов заключается в том, что езда на мотовелосипедах, как и на велосипедах с мотором, разрешается лицам, не моложе 16 лет (на велосипедах - не моложе 14 лет).
Новый вид транспорта - мопед представляет собой, по сути дела, легкий мотоцикл. Его вес - 45 кг, мощность - 1,5 л.с. Он развивает скорость более 40 км/час. В связи с этим в правилах движения по улицам и дорогам СССР установлено, что для управления мопедом необходимо иметь удостоверение на право вождения, выдаваемое Госавтоинспекцией лицам, не моложе 16 лет. Мопеды должны регистрироваться в ГАИ по месту жительства владельцев.
Владельцы самодвижущихся машин с мощностью двигателя не более 1 л.с. удостоверения не получают, однако если они изготовлены своими силами, на их применение необходимо разрешение ГАИ."

Как видим типичные не состыковка задания партии "Догнать и перегнать!" с жизненными реалиями нормативных актов в нашей стране, запросто могла поставить под небытие нового  класса доступного народного транспорта. Предполагаю, что пока происходила наладка производства мотора S-50 на Шауляйском заводе, который был копией Двигателя Ява-552, Партия делала правовой плацдарм для будущей победы коммунистического индустриального Машиностроительства, поднимая скоростное ограничение до 50 км/ч как во всем мире.

Еще одна не состыковка первой статьи: "оснащались моторами "Jawa" с рабочим объёмом более 50 сс"
В опровержение этому всему предоставлю выдержку из отечественного букваря 1966 г. издательство "Машиностроение"
Е.М. Гришин, З.Я. Янсон "Мопеды. Устройство и эксплуатация" :
"На мопедах Рижского мотозавода установлены двигателя Шауляйского завода. Мопед "Рига-1" выпускается с двигателем Ш-50, а мопед "Рига-3" - с двигателем Ш-51.
На мопедах Чехословацкого производства " Яветта" установлен двигатель Ява-551, а на мопедах " Стадион" - Двигатель Ява-552 (рис.11). Некоторые мопеды "Рига-1" были выпущены с двигателем Ява - 552.
Большинство узлов перечисленых выше двигателей конструктивно мало чем отличаются один от другого. Отдельные детали коробки передач, сцепления, поршневой группы и некоторых других узлов взаимозаменяемы. Но конструкция карбюраторов этих двигателей различны. Кроме того, двигатель Ява-551 отличается от остальных двигателей горизонтальным расположением цилиндра, а также тем, что в картере двигателя закреплена ось задней вилки (рис.12)."
В той же книги приводились  цифровые параметры ЦПГ, которые были все одинаковы.

От себя еще добавлю, волею судьбы, у меня чудесным образом в руках оказались 2 левых крышки двигателя S-50, и как любой пионер я попробовал ее притулить на двигатель  своей Яветты, и она идеально, как родная, встала, сцепление выключалось, все отверстия совпали. Единственное что бросалось в глаза, это небольшой прямоугольный кантик от литейной формы вокруг надписи S-50, явно говоривший о том что надпись перебили в литейной форме

Тыльная сторона выглядит так


Ну а вот для Сравнения правая крышка Яветты Спорт



Тыльная сторона


Как видим с тыльной стороны даже кружечки логотипа одинаковые в диаметре.

На сегодня все, если Вам было интересно, то сразу скажу мне, осталось поведать последнюю часть моих наблюдений, и это будет совсем скоро
Купить-продать коллекцию могут многие, а вот бороться за историческая наследие даже из куска ржавого металла могут единицы.
Являюсь  владельцем  мопедов Ява не кошерного цвета - бирюзового и обе с завода почему то назывались Спорт.

Оффлайн ILDES

  • Мопедист
  • Сообщений: 910
  • Степень оранжевости: 1324
  • Собирайлов
  • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
    • Награды
  • Город: Днепр

552 вместо 551 или почему сцепление на коленчатом валу. Часть 4(последняя). Велосипед построить легче или резервный проект
Шел 1956 год. с 9 по 30 сентября должна происходить 2 Выставка Машиностроения в Брне.
Задание от Министерства машиностроения построить и предоставить дешевый новый тип транспортного средства на выставку получил завод 9 Мая в Праге. Имея опыт в постройке Явы 359, они уменьшили мотор 550, отказались от рамы использовав  опыт автомобилестроение, спроектировали раму по типу несущего кузова.
Решение было передовое и новаторское для того времени.
Вот таким был прототип с двигателем 551 на выставке в Брне

Но как водится, задание дают не одному, вторым кто получил задание построить мопед - был Велосипедный завод Стадион в Рокыцанах. Конструктором проекта был Совадин, и к выставке он сумел построить раму, а двигатель, как временная версия был позаимствован у немцев и был это 48 кубовый Fichtel & Sachs. (Тяжелым гуглением (были применены нецензурные словесные обороты с поисковой строке)было найдено фото прототипа Стадиона с той выставки)

Как видно на фото, прототип велосипедного завода имел простейшею раму по типу женской велосипедной, передняя подвеска была  торсионного типа, задняя попросту отсутствовала, из-за конструкции двигателя цепь и привод находился слева.
Увидав это фото, я думал что был найден тот мотор который и дал нам конструкцию со сцеплением на КВ,


 но увы, немцы не подкачали и найденные фото и мануал говорили об обратном, Fichtel & Sachs имел сцепление на Первичном валу КПП


Машиностроительная выставка завершилась, победителем на производство нового мопед был велосипедный завод, который мог быстро наладить производство, которое и началось во второй половине 1957 года. Первые мопеды шли с немецким двигателем.
Новые моторы для этого мопеда делал Motor, n.p., České Budějovice, который взял за основу немецкий Fichtel & Sachs  и его немного переделал, позаимствовав форму цилиндра и головки, форму шатунов педалей, резино-металлические втулки крепление к раме в 3 точках, новый мотор назвали Ява 552.  Скорее всего там и было поставлена конструкция сцепление на КВ. Хотя фото первых прототипов говорит о том что было не так, картер узкий в районе цилиндра и увеличивается к середине


Случилось то что случилось, мотор пошел в серию другой, и наверное в он и стал первоисточником вот этого клуба, в котором мы все сегодня собрались
Стадион был флагманом мопедного строительства Чехии того времени о чем говорит даже такой рекламный ролик


О пражских конструкторах не забыли, ввиду экономии средств, министерство решило унифицировать мотор Яветты со Стадионом, а потому его тоже производил завод Motor, n.p., České Budějovice. От Яветты была позаимствована передняя рычажная вилка, и еще некоторые узлы двух разных мопедов стали взаимозаменяемые.
За Яветтой оставили ее первоидущий индекс 551, хотя ее производство началось только в конце 1958 года (напоминает историю с отечественным ВАЗ-2104)
Как не странно, даже книга 1959 года о мопедах чешского автора имеет на обложке фото первых Стадионов с немецким двигателем, хотя Двигатель Ява-552 уже производился


Свои труды и наработки я изложил. Могу предположить, что могут быть некоторые неточности в виду трудности перевода с чешского и словацкого языков. Буду рад, если Вы найдете и укажете о них, я ведь еще молодой 23-х летний коллекционер.
Оставляйте свои комментарии, мне интересно мнение старших.
Купить-продать коллекцию могут многие, а вот бороться за историческая наследие даже из куска ржавого металла могут единицы.
Являюсь  владельцем  мопедов Ява не кошерного цвета - бирюзового и обе с завода почему то назывались Спорт.

Оффлайн wagner

  • Администратор
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 7573
  • Степень оранжевости: 2537
  • Оранжевый Дед
  • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
    • Награды
  • Город: Энгельс
Вы только потом не сотрите эту информацию. А то только что то важное и интересное появляется, так тут же какие то провокации.
Не то что бы ворчу, а жизнь потрепала нас изрядно. Мы в радостное и светлое верим всё меньше и меньше.

Спасибо за интересное чтиво.
Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

Оффлайн ILDES

  • Мопедист
  • Сообщений: 910
  • Степень оранжевости: 1324
  • Собирайлов
  • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
    • Награды
  • Город: Днепр
Стирать не думаю, берег манускрипты и наработки, а потому решил что Ваш сайт будет лучшем местом для них. Тема моя озвучена будет только здесь и нигде более, максимум ссылка на эту тему.
Еще вчера в гараже примерил Двигатель от Явы 05 к Раме Яветты, интересно вписался в профиль рамы но крепления не совпали естественно
Купить-продать коллекцию могут многие, а вот бороться за историческая наследие даже из куска ржавого металла могут единицы.
Являюсь  владельцем  мопедов Ява не кошерного цвета - бирюзового и обе с завода почему то назывались Спорт.

Оффлайн Амур два

  • Мопедист
  • Сообщений: 2919
  • Степень оранжевости: 1467
  • аркадак
  • Награды За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 3 степени
    • Награды
  • Город: аркадак
Ну вот крышка от Явы,которая в данный момент используется на моторе Ш-51,подходит идеально,даже родные не подходят так:

Сейчас сниму с двигателя и внутри посмотрим классификацию-какой именно Яве (двигателю) она пренадлежала!!!
Глаза боятся,а руки чешутся!!!

Оффлайн Амур два

  • Мопедист
  • Сообщений: 2919
  • Степень оранжевости: 1467
  • аркадак
  • Награды За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 3 степени
    • Награды
  • Город: аркадак
Вот результаты вскрытия:

Делайте выводы!!!
Глаза боятся,а руки чешутся!!!

Оффлайн Амур два

  • Мопедист
  • Сообщений: 2919
  • Степень оранжевости: 1467
  • аркадак
  • Награды За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 3 степени
    • Награды
  • Город: аркадак
Я кажется начинаю понимать,от куда на поздней Риге-3

появилось это крыло!!!
Глаза боятся,а руки чешутся!!!