Автор Тема: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)  (Прочитано 58128 раз)

Оффлайн Иван-Аткарский

  • Мопедист
  • Сообщений: 736
  • Степень оранжевости: 172
    • Награды
  • Город: Аткарск
Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
« Ответ #15 : Август 01, 2020, 05:38:18 »
  • +1
  • -0
  • I. Двигатель детства - Ш-51

    1) Сорвана резьба свечи, выхлоп садил из всех щелей.
    В любом автосервисе решат эту проблему за 15 минут, поставив ввертыш. Кстати, если бы это сделали в детстве, то, скорее всего, даже денег бы не запросили - был опыт :D И не пришлось бы мучаться....

    Цитировать
    2) Разбито посадочное место под шпонку на коленвале. Вдребезги.
    Берется грибковая фреза подходящего диаметра и толщины и прорезается паз с противоположной стороны цапфы... Генератор, разумеется, разворачивается.

    Цитировать
    4) Ведущая звездочка сточена почти в ноль.
    А вот это только новую искать. Кстати, советую ставить только на 13 зубьев.

    Цитировать
    При разборке все подшипники сошли с валов и остались в половинках двигателя.
    Это нормально...

    Цитировать
    Подшипники с люфтом, на левой крышке внутри следы того, что об нее слегка терся маховик колена.
    Подшипники под замену, разумеется. "Маховик колена", который об левую крышку терся - это сцепление что ли?

    Цитировать
    II. Двигатель со свалки - Ш-58

    Основные видимые проблемы:
    2) Поршень намертво приржавел к цилиндру, еле вышиб деревяшкой.
    Встречался с таким.  Лилась вода либо через свечное отверстие, либо через карбюратор.

    Цитировать
    3) Цилиндр внутри ржавый, с полочкой там, где к нему прилип поршень. Был клин?
    Так от ржавчины и "полочка" образовалась...

    Цитировать
    4) Шпильки цилиндра нестандартно толстые. Растачивали?
    Видимо, кто-то так тянул шпильки, что резьбу сорвал...

    Цитировать
    6) Поршень сверху выглядит странно, будто его использовали как наковальню. Пытались расклинить железякой какой-то? Не понимаю.
    Как вариант, пытались выбивать отверткой через свечное отверстие.... Довелось как-то таких чудиков повидать.

    Цитировать
    6) Зубья шестеренок передач местами покрошены.
    Ну это то ли некачественная термообработка, либо такие придурки ездили...

    Цитировать
    7) У ведущей звездочки сломано три зуба.
    Тоже под замену...

    Цитировать
    Все подшипники остались на валах, вышли из половинок. Один из подшипников коробки просто вываливается из своего места если его туда вложить. Это как так?
    Все просто - разбиты посадочные. Можно, в принципе, облудить подшипники и запрессовать, но если есть нормальный картер, то есть ли смысл?

    Цитировать
    1) Колено с не разбитым местом под шпонку.
    Это при выборе коленвала далеко не главное... Прежде всего надо посмотреть на поперечный (поперек пальца НГШ) люфт шатуна. Судя по общему техническому состоянию двигателя, вряд ли его коленвал нормальный будет...

    Судьба Ш-58 для меня загадочна, трещина в картере, обломанные зубья ведущей звездочки. покрошенная коробка, расточенные (?) шпильки цилиндра, залипший в цилиндре поршень, вода в двигателе и соответственно ржавчина - сплошные вопросы. Что с ним делали, и как он закончил свой путь?
    Думаю, этот мопед пережил не одно поколение школьников-раздолбаев :D

    Цитировать
    Плюс он на кик-стартере, а мой педальный, а значит надо как-то переделывать мою раму, сварка, мои кривые руки и тд...
    Педальный вал в Ш-58 запросто ставится...


    Цитировать
    На Ш-58 уже выведена посадочная плоскость на поверочной плите, хотел посмотреть насколько там все криво. Криво, сверху впадина. Но у Ш-51 примерно так же.
    На заводе, насколько понимаю, этим особо не заморачивались, т.к. стандартные прокладки на лак сажались. Вариантов есть три.

    1) Посадить прокладки на герметик (особенно актуально при наличие выщерблин от отвертки, от которых никак не избавиться).
    2) Отфрезовать.
    3) Отшлифовать.

    Вариант 1 ввертыш.
    Слышал про этот вариант, но особо его не рассматривал. Руки кривоваты.
    Как уже писал, в любом автосервисе сделают. А латунный ввертыш по типу того, что на алиэкспрессе, продается в любом автомагазине и стоит что-то около 30 рублей.

    Цитировать
    Все равно у меня рама от Верховины-5, бак от Верховины-3, а Ш-51 вообще по-моему штатно на Верховины не ставился.
    Ну отсутствие аутентичности же не означает, что надо на чудище ездить... У меня Рига-12 тоже собрана была из нескольких разных мопедов (собирал для езды, а не для коллекции) - но при этом выглядит вполне культурно. Те, кто не в теме, и не поймут, что он с завода не был таким.

    Цитировать
    Вариант 3 - новая крышка.
    Вот она, почти не отличается от моей.
    Только при этом "пластилиновая", чуть неравномерно затянул - согнулась...


    Остальные вопросы потом.
    Мои мопеды:
    Рига-1 1961 года
    Рига-12 1974 года
    Рига-16 1978 (вроде) года

    Оффлайн PPK

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 30
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #16 : Август 01, 2020, 12:32:53 »
  • +0
  • -0
  • Ваша цитата
    Цитировать
    ... ввертыш.
    Слышал про этот вариант, но особо его не рассматривал. Руки кривоваты.
    ... Аутентичным внешним видом особо не запариваюсь. Все равно у меня рама от Верховины-5, бак от Верховины-3, а Ш-51 вообще по-моему штатно на Верховины не ставился.

    Здравствуйте! Читал Вашу тему с рвением вот до этой цитаты.
    После всё. Интерес пропал.
    Понимаете, на этом форуме общаются талантливые рестораторы мопедов.
    Здесь можно огребсти за синию изоленту, герметик и т.п., а Вы: "аутентичным видом не запариваюсь".
    Зачем всё это Вам? Кататься оно не будет. Опыта мало в сборке моторов. Подход к мопеду не правильный.
    Ресторатор - это я. А тут по-моему рестоВраторы. :)
    Но не только. По-моему тут есть и спортсмены, и те кому "чтоб просто ездило".
    Кататься уверен, что будет. Не боги горшки обжигают.

    Поставьте тогда двигатель V-50 на этот мопед. От них хотя бы запчасти ещё продают.
    У меня нет V-50. И да, друзья уже мне говорили - купи себе просто бу китайский мопед и катайся.
    Но у меня вожжа попала под мантию, и я хочу чтобы мой мопед из детства снова ожил.

    Ваш подход имеет право на жизнь, не спорю, но и мой тоже.
    Ш-51 - Прекрасное далёко...

    Оффлайн PPK

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 30
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #17 : Август 01, 2020, 12:54:19 »
  • +0
  • -0
  • Цитировать
    2) Разбито посадочное место под шпонку на коленвале. Вдребезги.
    Берется грибковая фреза подходящего диаметра и толщины и прорезается паз с противоположной стороны цапфы... Генератор, разумеется, разворачивается.

    Цитировать
    4) Ведущая звездочка сточена почти в ноль.
    А вот это только новую искать. Кстати, советую ставить только на 13 зубьев.
    Про фрезу интересный вариант. Где-бы найти мастера с таким станком...

    Звездочку на 13 не нашел, только на 14 зубьев, а старая именно на 13. Но зато видел на Авито ведомую звезду заднего колеса с большим количеством зубьев чем моя. Скомпенсирует, надо брать?

    Цитировать
    Подшипники с люфтом, на левой крышке внутри следы того, что об нее слегка терся маховик колена.
    Подшипники под замену, разумеется. "Маховик колена", который об левую крышку терся - это сцепление что ли?
    Нет, внутри, в картере.



    Цитировать
    1) Колено с не разбитым местом под шпонку.
    Это при выборе коленвала далеко не главное... Прежде всего надо посмотреть на поперечный (поперек пальца НГШ) люфт шатуна. Судя по общему техническому состоянию двигателя, вряд ли его коленвал нормальный будет...
    В этом плане оба колена примерно одинаковые.
    Если качать шатун в стороны, поперек его движения - то есть заметный люфт.
    Если дергать вверх вниз, поперек пальца - то люфта не смог почувствовать.

    Цитировать
    На Ш-58 уже выведена посадочная плоскость на поверочной плите, хотел посмотреть насколько там все криво. Криво, сверху впадина. Но у Ш-51 примерно так же.
    На заводе, насколько понимаю, этим особо не заморачивались, т.к. стандартные прокладки на лак сажались. Вариантов есть три.

    1) Посадить прокладки на герметик (особенно актуально при наличие выщерблин от отвертки, от которых никак не избавиться).
    2) Отфрезовать.
    3) Отшлифовать.
    Я шлифовал на поверочной плите со шкуркой 180.
    Все мелкие царапины ушли. Но остались плавные впадины так сказать.
    Шлифовать дальше поостерегся, больно уж бодро процесс идет, заопасался, что дошлифуюсь до того, что валы внутрь не поместятся.

    Цитировать
    Все равно у меня рама от Верховины-5, бак от Верховины-3, а Ш-51 вообще по-моему штатно на Верховины не ставился.
    Ну отсутствие аутентичности же не означает, что надо на чудище ездить...
    Это да. В этом плане не очень понимаю что делать с дисками и крыльями, которые когда-то были никелированными, а сейчас равномерно покрыты ржавчиной.

    Цитировать
    Вариант 3 - новая крышка.
    Вот она, почти не отличается от моей.
    Только при этом "пластилиновая", чуть неравномерно затянул - согнулась...
    Не знал, что все так плохо, это существенный аргумент за старую.

    Если согнулась - то что происходит? Поршень клинит или выхлоп садить начинает?

    Остальные вопросы потом.
    Огромное спасибо за советы.
    Ш-51 - Прекрасное далёко...

    Оффлайн Иван-Аткарский

    • Мопедист
    • Сообщений: 736
    • Степень оранжевости: 172
      • Награды
    • Город: Аткарск
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #18 : Август 01, 2020, 14:40:17 »
  • +1
  • -0
  • Про фрезу интересный вариант. Где-бы найти мастера с таким станком...
    На любом машиностроительном заводе фрезеровщики найдутся... Правда, лучше брать какое-нибудь мелкое предприятие чтобы накладных расходов меньше насчитали (да и вообще чтобы взялись за это дело).

    Цитировать
    Звездочку на 13 не нашел, только на 14 зубьев, а старая именно на 13. Но зато видел на Авито ведомую звезду заднего колеса с большим количеством зубьев чем моя. Скомпенсирует, надо брать?
    Можно пересчитать передаточные соотношения...

    Цитировать
    Нет, внутри, в картере.
    Это, похоже, так лихо генератор "набивали", что левая щека в стенку уперлась...

    Цитировать
    Если качать шатун в стороны, поперек его движения - то есть заметный люфт.
    Это нормально, зазор специально сделан для самоцентровки.

    Цитировать
    Если дергать вверх вниз, поперек пальца - то люфта не смог почувствовать.
    А вот такой люфт как раз значим. Если огн есть - это уже хлам. Если нет - можно использовать.

    Цитировать
    Я шлифовал на поверочной плите со шкуркой 180.
    Все мелкие царапины ушли. Но остались плавные впадины так сказать.
    Ну тогда мазать прокладку или лаком, или герметиком...

    Да, если использовать имеющиеся в продаже прокладки, то там без герметика все равно не обойтись: они плохо совпадают с картером.

    Цитировать
    Это да. В этом плане не очень понимаю что делать с дисками и крыльями, которые когда-то были никелированными, а сейчас равномерно покрыты ржавчиной.
    Как вариант, зачистить и лаком покрасить... Или даже - на "Верховинах" с этим проще, т.к. бывали и такие варианты - краской.

    Цитировать
    Если согнулась - то что происходит? Поршень клинит или выхлоп садить начинает?
    Нарушается герметичность.

    Вопрос 6 - сцепление
    Ш-51
    Вывалился упор куда давит рычаг.
    Там стопорное кольцо ставится. Видимо, слетело...

    Цитировать
    Пружина гораздо слабее, я легко разобрал корзину надавив своим весом.
    Или ослабла от времени, или каким-то чудом туда пружина от Явы попала... Или вообще самодел.

    Цитировать
    Диски с ферродо трехслойные - в центре металлическая пластина, по бока ферродо. Зацепы за корзину металлические, идут через один.
    По собственному опыту, трехслойные диски лучше. Если не слишком изношены - ставьте их.

    Да, если что - новые "магазинные" диски покупать категорически нельзя. Брак откровенный.

    Цитировать
    Какое брать?
    Скомбинировать из двух?
    Посмотреть на состояние. Металлические диски, если есть такая возможность, желательно отшлифовать. Посмотреть, какой столик получше - чтобы ножки не болтались. Если болтаются - подклепать или подварить. Посмотреть, где на центральной части шлицы лучше. И т.д.
    Мои мопеды:
    Рига-1 1961 года
    Рига-12 1974 года
    Рига-16 1978 (вроде) года

    Оффлайн Амур два

    • Мопедист
    • Сообщений: 2919
    • Степень оранжевости: 1467
    • аркадак
    • Награды За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 3 степени
      • Награды
    • Город: аркадак
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #19 : Август 01, 2020, 21:36:03 »
  • +2
  • -0
  • Ну зачем-же так резко!51-й мотор-это один из лучших двигателей!Между прочим один из первых в мире среди 50-ти кубовых который перепрыгнул планку в 100 км. в час!!!Быть обладателем такого-большая честь,но не только из-за того что он знаменит,из всей серии он совершенно отличен,повадки совершенно другие,но в том-то и дело-что они по душе!!!Совершенно другие ощущения,эмоции...это в полном смысле-минимотоцикл-и по звуку и по частоте вращения по управлению-да и по скорости-это просто восторг!!!
    По сравнению с V-50,по сборке и эксплуатации-он легче,по износостойкости-он крепче-практически не изнашивается,единственное слабое звено-сцепление,но если аккуратно-то ходит и ходит,иначе чем объяснить работу моего мотора 1968г. на Риге-3,который до сих пор не разу не половинился с завода и до сих пор ходит с лаком и как новенький,да и Карпаты ему совсем не конкурент-у него нет потолка!!!
     
    По прокладке-надо учитывать,что посадочные рассчитаны-что её нет-Дедушка Вагнер учитывая это обычно снимал припуск с блоков,я ставил прокладку из ватмана-вроде проскочило!А насчёт трения-это очень важно-шестерни в коробке мелкие-сопративление большое-если где-то за что-то цепляет или имеется подклинивающий подшипник-двигатель себя просто не прокрутит!
    Глаза боятся,а руки чешутся!!!

    Оффлайн Амур два

    • Мопедист
    • Сообщений: 2919
    • Степень оранжевости: 1467
    • аркадак
    • Награды За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 3 степени
      • Награды
    • Город: аркадак
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #20 : Август 01, 2020, 23:08:29 »
  • +0
  • -0
  • А на счёт рамы с баком-я собирал четвёрку на основе рамы Верховины-6:

    В принципе геометрия всех рам Верховин одинаковая-смотрите в моей страничке-"Парад в Аркадаке"!!!
    Глаза боятся,а руки чешутся!!!

    Оффлайн PPK

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 30
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #21 : Август 02, 2020, 00:01:56 »
  • +0
  • -0
  • Вопрос по балансировке коленвала.

    Посмотрел видео, вроде все понятно. Непонятно только одно - почему балансируют с неким грузиком, рассчитанным по формуле неизвестного происхождения, а не с самим поршнем? Почему так?
    Ш-51 - Прекрасное далёко...

    Оффлайн Человек-в-Тапке

    • Мопедист
    • Сообщений: 588
    • Степень оранжевости: 161
    • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #22 : Август 02, 2020, 21:35:13 »
  • +1
  • -0
  • Формула была выведена нашими предками опытным путём. Уравновесить нужно не только массу поршня, но и силу сгорания топлива, ну и там разные радиусы вращения как-то сказываются.

    Оффлайн PPK

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 30
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #23 : Август 02, 2020, 23:51:14 »
  • +0
  • -0
  • Формула была выведена нашими предками опытным путём.
    Это понятно. Я когда черную кошку вижу - тоже через левое плечо сплевываю.

    А вот это непонятно:
    Уравновесить нужно не только массу поршня, но и силу сгорания топлива, ну и там разные радиусы вращения как-то сказываются.
    Сила сгорания топлива - она во-первых динамическая. А во-вторых, если ее уравновесить - двигатель остановится.
    Разные радиусы вращения присутствуют и у шатуна без поршня. Зачем поршень снимать - мне пока не ясно.
    Я это пишу как закончивший когда-то физический факультет ЛГУ.

    Я не говорю, что это неправильно, я говорю, что пока не могу понять эту механику.
    Ш-51 - Прекрасное далёко...

    Оффлайн PPK

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 30
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #24 : Август 03, 2020, 01:47:11 »
  • +0
  • -0
  • Еще вопрос.

    Читал про замену кулачкового зажигания на электронное для таких моторов как у меня.
    Где это можно купить? Или все самодельное?
    Ш-51 - Прекрасное далёко...

    Оффлайн Вова

    • Мопедист
    • Сообщений: 593
    • Степень оранжевости: 206
      • Награды
    • Город: Луганск
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #25 : Август 03, 2020, 07:46:40 »
  • +1
  • -0
  • С зажиганием. Два варианта. Один. Самодельная катушка и покупной коммутатор бабина от сузуки ран и второй, покупная катушка от бензопилы урал электрон и самодельная плата зажигания. На мой взгляд лучше первый вариант, более стабильно работает. Можно ещё сделать самому и катушку и плату.
    Про балансировку. При работе мотора динамические характеристики поршня и кшм меняется в зависимости от оборотов, в работе скорость поршня и шатуна меняется с ростом и падением оборотов. Балансировка уравновешивает колебания в определенном диапазоне оборотов. Груз подбирается так чтобы он эмитировал динамические данные кшм в статике. ЛГУ не заканчивал, объяснил как смог, но Вам, думаю, не составит труда с таким образованием сделать балансировку,  хотя это может не совсем правильно так называть.
    ...есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
    - К Римлянам 12:2

    Оффлайн augism

    • Мопедист
    • Сообщений: 2535
    • Степень оранжевости: 1503
    • Награды За победу в гонке на  мопеде Знания, опыт
      • Награды
    • Город: Radviliškis, Lithuania
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #26 : Август 03, 2020, 08:28:02 »
  • +1
  • -0
  • РРК , советую что то уже делать. Все ответы в перёд вы не узнаете, а если узнаете - забудите.
    Надо начинать и в процесе половина вопросов отпадут, а другие окажутся с ответами альтернативного типа: деталь ставить с лево на право, или на оборот.
    Теперь же, 2 страницы стукания по клаву, люди стремятся дать ответы, а вестей на то, как это помогло нет. И быть не может, потому что вы ничего не делаете.
    Заывление, мол собираю всю информацию, а потом приступлю, проверенно на практике: так не бывает. Челевек либо работает либо руками, либо языком болтает, других типов нету.

    Оффлайн Alx Berg

    • Мопедист
    • Сообщений: 577
    • Степень оранжевости: 657
      • Награды
    • Город: Алма-Ата / Казахстан
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #27 : Август 03, 2020, 08:38:47 »
  • +0
  • -0
  • 51-й мотор-это один из лучших двигателей!Между прочим один из первых в мире среди 50-ти кубовых который перепрыгнул планку в 100 км.
    Первый раз такое слышу, Ш-51 и 100км.ч., а можно посмотреть источник???
    Дают — бери, бьют — беги!

    Оффлайн Alx Berg

    • Мопедист
    • Сообщений: 577
    • Степень оранжевости: 657
      • Награды
    • Город: Алма-Ата / Казахстан
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #28 : Август 03, 2020, 08:40:54 »
  • +0
  • -0
  • Еще вопрос.

    Читал про замену кулачкового зажигания на электронное для таких моторов как у меня.
    Где это можно купить? Или все самодельное?
    Вот Чешское за 187евро
    Дают — бери, бьют — беги!

    Оффлайн Alx Berg

    • Мопедист
    • Сообщений: 577
    • Степень оранжевости: 657
      • Награды
    • Город: Алма-Ата / Казахстан
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #29 : Август 03, 2020, 09:02:38 »
  • +0
  • -0
  • С зажиганием. Два варианта. Один. Самодельная катушка и покупной коммутатор бабина от сузуки ран и второй, покупная катушка от бензопилы урал электрон и самодельная плата зажигания. На мой взгляд лучше первый вариант, более стабильно работает. Можно ещё сделать самому и катушку и плату.
    Про балансировку. При работе мотора динамические характеристики поршня и кшм меняется в зависимости от оборотов, в работе скорость поршня и шатуна меняется с ростом и падением оборотов. Балансировка уравновешивает колебания в определенном диапазоне оборотов. Груз подбирается так чтобы он эмитировал динамические данные кшм в статике. ЛГУ не заканчивал, объяснил как смог, но Вам, думаю, не составит труда с таким образованием сделать балансировку,  хотя это может не совсем правильно так называть.
    Если честно то оба зажигания не работают нормально. с сузуки катушкой пропуски на высоких оборотах, для намотки катушки нужен хороший мастер по намотке катушек, не рукожопый, знать точное количество витков 2000, 2500, 3000, и не факт что получится. Второй вариант тоже не очень, холостых нормальных нет. Оба варианта тестировал, и оба со своими недостатками.
    Дают — бери, бьют — беги!