Автор Тема: Советские велодвигатели до 56 года, до выпуска Д4  (Прочитано 12248 раз)

Оффлайн mopedmuseum

  • Мопедист
  • Сообщений: 446
  • Степень оранжевости: 521
  • Музей Мопедов
    • Музей Мопедов
    • Награды
  • Город: Витебск, Беларусь
На сегодня мне известно следующее:

1) Красный Профинтерн, Одесса
Вспомогательный велодвигатель (1936-38).
http://mopedmuseum.ru/history/kp-engine/
Копия велодвигателя «Motosulm» немецкой фирмы «NSU».



2) МВЗ - Московский велосипедный завод
Велосипед с велодвигателем (1936-1938)
http://mopedmuseum.ru/history/velo1936/
Комплектные велосипеды с мотором от Красного Профинтерна.



3) Омский моторостроительный завод имени Баранова
Вспомогательный велодвигатель «Иртыш» (1954-1955)
http://mopedmuseum.ru/history/irtysh-irtysh/
Относительно массовый и известный мотор, копия немецкого ILO F48.



4) Рыбинский авиамоторный завод
Велодвигатель
http://mopedmuseum.ru/history/ramz-velo/
Фотографий и подробностей пока нет.


5) Харьковский велосипедный завод имени Г. И. Петровского
Велосипедный двигатель «Украина» (1932)
http://mopedmuseum.ru/history/hvz-ukraine/
Копия английского «ROOTS».


6) Харьковский велосипедный завод имени Г. И. Петровского
Велосипедный двигатель (1940)
http://mopedmuseum.ru/history/hvz-motor40/
Информации по двигателю пока нет.


7) Завод им. Энгельса, Ленинград
Вспомогательный велодвигатель (1936)
http://mopedmuseum.ru/history/engels-engine/
Скорее всего это была копия какого-нибудь импортного двигателя.



8 ) Завод "Промет", Ленинград
Веломотор (1935)
Пока есть только заметка из газеты 35 года.


9) ВНИИМотопром - Всесоюзный научно-исследовательский институт, Серпухов
Мотор-колесо «С-ОА» (1947)
http://mopedmuseum.ru/history/motoprom-soa/
Мотор-колесо, подходящее для установки в заднюю вилку любого велосипеда.


10) ВНИИМотопром - Всесоюзный научно-исследовательский институт, Серпухов
Мотор-колесо «С-ОБ» (1951)
http://mopedmuseum.ru/history/motoprom-sob/



11) ВНИИМотопром - Всесоюзный научно-исследовательский институт, Серпухов
Вспомогательный двигатель МД-65 (1953)
http://mopedmuseum.ru/history/motoprom-md65/



12) ЛМ-1?


Пресса по теме:

Легкие мотоциклы, «За рулем», 24/36
http://mopedmuseum.ru/press/zr2436/

На мотоциклетной выставке, «За рулем», 23/40
http://mopedmuseum.ru/press/zr2340/

Мотороллер «Малютка», «За рулем», 06/58
http://mopedmuseum.ru/press/zr0658/


Прошу поделиться информацией, не опубликованной на сайте. Только вместе мы сможем воссоздать историю)

Оффлайн Anatolij

  • Мопедист
  • Сообщений: 253
  • Степень оранжевости: 249
    • Награды
  • Город: Белоомут
  • +1
  • -0
  • По п.4, мотору из Рыбинска здесь есть тема: http://www.wagnerland.ru/index.php?topic=2554.0

    Оффлайн Anatolij

    • Мопедист
    • Сообщений: 253
    • Степень оранжевости: 249
      • Награды
    • Город: Белоомут
  • +2
  • -0

  • Мотороллер «Малютка», «За рулем», 06/58
    http://mopedmuseum.ru/press/zr0658/


    Здесь, я так понимаю, речь идет о конструкции, которую читателям предлагалось воспроизвести самостоятельно.
    Судя по всему, строительство подобных мотороллеров было массовым явлением. Вот статья из журнала "Пионер": https://archive.org/details/Pioneer_Magazine_1960-09/page/n67?q=%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80

    И ещё статьи из "Пионера" о самоделках с веломоторами:

    https://archive.org/details/Pioneer_Magazine_1963-04/page/n79?q=%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80

    https://archive.org/details/Pioneer_Magazine_1965-09/page/n79?q=%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80
     

    Оффлайн Anatolij

    • Мопедист
    • Сообщений: 253
    • Степень оранжевости: 249
      • Награды
    • Город: Белоомут
  • +2
  • -0
  • Ещё немного о самодельных микромотороллерах.
    Открытка, 1956 год: http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=17222583
    Ещё одна, датирована 1958 годом: http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19031009
    Она же в другом источнике: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1840-1999/?paginate_page=1&page=1&query=%D0%BC%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4&index=4
    Неопознанное транспортное средство, скорее трицикл, чем мотороллер, 1935 год: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1840-1999/?paginate_page=2&query=%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB&index=2&page=2
    Не факт, что оно с ДВС, может быть с электродвигателем, но вроде бы просматривается бензобак.

    Оффлайн mopedmuseum

    • Мопедист
    • Сообщений: 446
    • Степень оранжевости: 521
    • Музей Мопедов
      • Музей Мопедов
      • Награды
    • Город: Витебск, Беларусь
  • +3
  • -0
  • Спасибо, сейчас как раз занимаюсь разделом прессы, много неразобранного.

    Оффлайн Anatolij

    • Мопедист
    • Сообщений: 253
    • Степень оранжевости: 249
      • Награды
    • Город: Белоомут
  • +1
  • -0
  • Интересное видео по теме самоделок:
    https://www.youtube.com/watch?v=4fl-uidM6Mc
    « Последнее редактирование: Ноябрь 10, 2019, 18:02:03 от Anatolij »

    Оффлайн mopedmuseum

    • Мопедист
    • Сообщений: 446
    • Степень оранжевости: 521
    • Музей Мопедов
      • Музей Мопедов
      • Награды
    • Город: Витебск, Беларусь
  • +0
  • -0
  • В этой теме меня интересуют двигатели до Д-4. После появления массового двигателя массовым стало и изготовление техники с ним. "ЮТ для умелых рук" вообще писал про такие самоделки чуть ли не в каждом номере. А вот про более ранние конструкции информации мало.

    Оффлайн mopedmuseum

    • Мопедист
    • Сообщений: 446
    • Степень оранжевости: 521
    • Музей Мопедов
      • Музей Мопедов
      • Награды
    • Город: Витебск, Беларусь
  • +1
  • -0
  • http://mopedmuseum.ru/press/vsp24535/

    Первые 100 веломоторов выпускает Ленинградский завод «Промет». Это одноцилиндровый двухтактный бензиновый двигатель, устанавливаемый в раме велосипеда, Вместе с приводом и баком вся установка весит около 6 килограммов. До конца года завод выпустит 300 веломоторов.

    «В.-Сибирская Правда», 245/35



    Как я понимаю, завод пожарного оборудования "Промет" и завод им. Энгельса входили в один трест, и в данном случае имеется ввиду этот мотор:

    http://mopedmuseum.ru/history/engels-engine/



    Вряд ли в то же время в Ленинграде делали ещё один мотор такой же компоновки.
    Теперь можно уточнить год. 1935-1936.

    Оффлайн mopedmuseum

    • Мопедист
    • Сообщений: 446
    • Степень оранжевости: 521
    • Музей Мопедов
      • Музей Мопедов
      • Награды
    • Город: Витебск, Беларусь
  • +2
  • -0
  • Добавил на сайт ещё одну статью 47 года. Рассмотрены типы конструкций вспомогательных веломоторов с описанием достоинств и недостатков.

    http://mopedmuseum.ru/press/tm0547/

    По прежнему среди иллюстраций нет рыбинского мотора http://www.wagnerland.ru/index.php?topic=2554.0, который, по описанию, устанавливался на штатную переднюю вилку и имел отдельный бак на раме.

    Но зато есть такая картинка:



    Этот мотор ничем не похож на МД-65, да и по году тоже не подходит.

    И еще есть такая:



    Видимо, недостающий С-ОА. От СО-Б отличается баком в крыле.

    Продолжаем поиск)

    Оффлайн Anatolij

    • Мопедист
    • Сообщений: 253
    • Степень оранжевости: 249
      • Награды
    • Город: Белоомут
  • +2
  • -0
  • Отмечу, что в РГБ есть инструкция по эксплуатации ЛМ-5: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_005326385/
    Но электронная версия документа не выложена.

    Оффлайн mopedmuseum

    • Мопедист
    • Сообщений: 446
    • Степень оранжевости: 521
    • Музей Мопедов
      • Музей Мопедов
      • Награды
    • Город: Витебск, Беларусь
  • +0
  • -0
  • Я довольно редко бываю в Москве. Попробую через знакомых. Спасибо)

    Оффлайн mopedmuseum

    • Мопедист
    • Сообщений: 446
    • Степень оранжевости: 521
    • Музей Мопедов
      • Музей Мопедов
      • Награды
    • Город: Витебск, Беларусь
  • +0
  • -0
  • Любопытный факт: на ленинградском заводе к этому моменту уже был другой прототип – ЛМ-11, рассчитанный для установки на багажнике над задним колесом. Его создал «свой» штатный сотрудник Павел Сутулов, занимавший должность главного контролера завода. Но в итоге приняли более простой и технологичный Д-4 Прибылова.

    https://moto-magazine.ru/technics/history/mototsikly_iz_leningrada_kolybel_gazulek/

    Видимо, серийный лодочный мотор был в одном экземпляре установлен на велосипед. В лучшем случае, для испытаний сделали десяток таких конструкций.

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
  • +1
  • -0
  • Видимо действительно этот мотор был в единственном экземпляре или в виде опытной партии в несколько штук. До серии не дотянул. Триллодед когда то фоткал в музее КО.


    А теперь вопрос. Какой советский серийный лодочный мотор имеет сходство с тем что на фото? Я не могу такого припомнить. Возможно как и в случае с ЛМ-5 боле вероятна версия "лекгий мотор" и конструкция вполне оригинальная.
    « Последнее редактирование: Ноябрь 15, 2019, 11:14:18 от krotik »

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
  • +0
  • -0
  • Издалека мотор напоминает несколько перекомпонованный NSU Motosulm, он же лицензионный Красный Профинтерн.
    « Последнее редактирование: Ноябрь 15, 2019, 11:22:47 от krotik »

    Оффлайн mopedmuseum

    • Мопедист
    • Сообщений: 446
    • Степень оранжевости: 521
    • Музей Мопедов
      • Музей Мопедов
      • Награды
    • Город: Витебск, Беларусь
  • +0
  • -0
  • Обидно, что сайтом многие пользуются, а информацию приходится искать практически в одиночку(

    Возможно что и лёгкий. Сутулов обозначен как создатель, мотор предлагался к производству. В 56 году это мог уже быть не довоенный НСУ, а копия или творческая переработка и какого-нибудь послевоенного импортного мотора.

    В свое время полистал архивы АЗЛК. Иностранные автомобили изучались десятками, очень тщательно.