Автор Тема: Мопед с кабиной.  (Прочитано 77755 раз)

Оффлайн mechanic

  • Мопедист
  • Сообщений: 1262
  • Степень оранжевости: 1038
  • Награды За победу в фотоконкурсе
    • Награды
  • Город: Екатеринбург
Re: Мопед с кабиной.
« Ответ #30 : Апрель 26, 2021, 12:49:23 »
  • +1
  • -0
  • Я тоже про сочленённую раму подумал.

    Мы принимаем решения, и они изменяют нашу жизнь.

    Оффлайн Отшельник

    • Мопедист
    • Сообщений: 605
    • Степень оранжевости: 837
    • Мечтать не вредно
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Мопед с кабиной.
    « Ответ #31 : Апрель 26, 2021, 16:39:49 »
  • +1
  • -0
  • mechanic, у этого мотовеника гидравлика!
    Orik, при такой компоновке так и просится задницей повилять.

    Ребята! Я ездил на велорикше, у которой кресло вместо передней вилки. Управлять очень тяжело! Едет туда, куда ей вздумается.
    Кстати, велосипед, с ломающейся рамой я уже собирал. Это система "Питон" называется. Руля не надо. Управление тоже очень своеобразное. И этот велосипед я тоже собирал деревянным, складным и с пионерскими инструментами. Если есть желание ознакомиться, заходите на форум веломобилистов, там есть моя тема про изготовление этого деревянного Дэнди.

    http://www.velomobile.org/forum/viewtopic.php?f=62&t=5963&hilit=%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE
    Мечты сбываются, но обычно не во время.

    Оффлайн linil

    • Мопедист
    • Сообщений: 1867
    • Степень оранжевости: 636
    • престарелый мопедист
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: городок
    Re: Мопед с кабиной.
    « Ответ #32 : Апрель 26, 2021, 18:25:21 »
  • +1
  • -0
  • Не, дядюшка Orik, мне такой блестючий не подойдёт. Передний свес великоват, ни один кювет не переедет!
    Цитировать
    Но его ширина по корпусу 1000мм.
    Стесняюсь предложить метод складывания как у инвалидной коляски.

    Прошу прощения.



    Померил сейчас свои сутулые хлипкие плечи. 500 мм! и это без уличной одежды, и без стенок по бокам. Куда там влазить в 620 мм? А рулить чем? Джойстиком?
    Еще чето кажется, щедро длины отмерили на двигатель и колесо. 150+150 я бы заменил на 50-ближе двигатель к кабинету а колесо к двигателю. Можно вообще двигатель выше, а колесо под ним. Всё равно самая тяжелая часть-шОфер. Типа-мотоблок сзади. Он уже есть у Вас, вон плаваете с ним.
    « Последнее редактирование: Апрель 26, 2021, 18:35:25 от linil »
    Починяю ременные веломоторы.

    Оффлайн Отшельник

    • Мопедист
    • Сообщений: 605
    • Степень оранжевости: 837
    • Мечтать не вредно
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Мопед с кабиной.
    « Ответ #33 : Апрель 27, 2021, 10:28:27 »
  • +1
  • -0
  • linil, этот Буратино будет не складываться, а разбираться на три части - кабина, рама с передним мостом и задний моторно колёсный модуль.
    У меня плечи не шире, на кресле я как то помещаюсь, а оно шириной 600 мм.
    Рулить предполагаю укороченным мопедным рулём.
    Лишние пустоты в задней части подожмутся при детальной проработке модуля. На деревянную раму расчитывал, вот и взял с запасом.

    Очередные мысли на бумаге:

    Следующий этап, это определение параметров переднего моста.
    Для этого задаюсь радиусом поворота трицикла в 4 метра.
    База 1500 мм, ширина корпуса 620 мм, уже известны.
    По размерам мопедной вилки замеряю минимально возможное расстояние от середины покрышки до предполагаемой оси шкворня. Получаю 60 мм.
    Теперь методом последовательного приближения, за несколько приёмов, провожу построение, при котором колесо, идущее по внутреннему радиусу не касается корпуса кабины. У меня это построение почти сошлось в третьей попытке.

    [/url]

       В результате такого построения можно определить:
    - Расстояние между осями шкворней на высоте оси колеса 800 мм.
    - Колея трицикла 940 мм.
    - Габаритная ширина трицикла 1040 мм.
    - Угол поворота оси внутреннего колеса 29 градусов.
    - Угол поворота оси внешнего колеса 22 градуса.
    - Можно определить и ширину морды трицикла, чтобы в повороте не бодался 560 мм.
       Так как масштаб для построения выбран очень мелким. В 1см 2дм. Полученные данные считаются приблизительными, но для технического творчества достаточными. Всё не от Балды или на глазок.
    Мечты сбываются, но обычно не во время.

    Оффлайн Отшельник

    • Мопедист
    • Сообщений: 605
    • Степень оранжевости: 837
    • Мечтать не вредно
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Мопед с кабиной.
    « Ответ #34 : Апрель 28, 2021, 09:11:34 »
  • +4
  • -0
  • Очередные мысли на бумаге:

       Из построенной компоновки можно приблизительно вычислить нагрузку на колёса и расположение центра тяжести трайка.
       Для этого примерно задам значения веса модулей и нагрузки. А заодно на компоновке примерно помечу центра тяжести этих элементов. Для упрощения, за размерную базу беру ось переднего колеса.
    - Вес старика Карло 80 кг. Центром тяжести старика буду считать место, чуть выше той части тела, которой старик Буратино не делал. Расстояние от базы до места 400 мм.
    - Мешок с картошкой на багажнике 20 кг. Если учесть, что груз находится над задним колесом, то на положение центра тяжести трайка он влияет только по высоте. На нагрузку переднего моста он не влияет. Поэтому, этот пункт в дальнейших расчётах не участвует.
    - Передний мост и рама тянут на 33 кг. Расстояние до базы 150 мм.
    - Каморка старого Карло потянет на те же 33 кг. Расстояние до базы 400 мм.
    - Моторно колёсный модуль приму за 34 кг. До базы 1100 мм.

    [/url]

       Вес нагрузки составит 80+20=100 кг.
       Вес трайка составит 33+33+34=100 кг.
       Полный вес 100+100=200 кг. Без груза на багажнике 100+80=180 кг.
       Теперь беру за точку отсчёта ось переднего моста и по правилу рычагов нахожу нагрузку на заднее колесо:
       Rb=(1100х34+400х33+400х80+150х33)/1500=58,37 кг.
    Так как расчёт ориентировочный, округляю нагрузку на заднее колесо до 60 кг.
       Весь остальной вес конструкции приходится на передний мост:
       180-60=120 кг.
       Или на одно колесо будет 120/2=60 кг.
       Остаётся по правилу рычагов определить положение центра тяжести трайка. Для этого отсчёт буду вести от переда кабины. До неё от оси переднего моста 550 мм. Расстояние от переда кабины до центра тяжести трайка будет равно:
       Lцт=(550х120+(550+1500)х60)/180=1050 мм.
       Или от оси переднего моста 1050-550=500 мм.
       Высоту центра тяжести трайка беру чисто приблизительно, исходя из таких же приблизительных данных по модулям и нагрузке. Вес груза при этом не учитываю. Получаю приблизительно 500 мм над дорогой.

    Мечты сбываются, но обычно не во время.

    Оффлайн Кургузов Роман

    • Мопедист
    • Сообщений: 1629
    • Степень оранжевости: 869
    • Кургузов Роман
    • Награды Участник мегачелленджа 3 степени За героическое преодоление Лоховской горы
      • BagnerLend.ru
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Мопед с кабиной.
    « Ответ #35 : Апрель 28, 2021, 23:46:33 »
  • +1
  • -0


  • Так для развлечения посмотреть вам .

    Передние амортизаторы у вас может заменить сиденье с пружинами - например задний диван жигулей очень толстый и мягкий .
    Всё сбудется стоит только расхотеть .

    Оффлайн Отшельник

    • Мопедист
    • Сообщений: 605
    • Степень оранжевости: 837
    • Мечтать не вредно
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Мопед с кабиной.
    « Ответ #36 : Апрель 29, 2021, 07:25:46 »
  • +0
  • -0
  • Кургузов Роман, красивая машинка! Но в квартиру её не затолкать! В лифт не влезет! Вообще, японцы серийно выпускали микрокар с двигателем от Хонды диоо. В такой аппарат меня носом тыкали на форуме "Мопедист".

    Очередные мысли на бумаге:

    Самый сложный и загадочный для меня модуль, это передний мост.
       Начну с установки на мост колёс. Они будут от Мини. На консольную работу не рассчитаны. Минимальные доработки, чтобы поставить колесо консольно на какой-то элемент шкворня, это:
    - Максимально укоротить ось. Короткая ось меньше растягивается, прогибается и ломается. Для этого с правой стороны из втулки удаляется сальник. Зажим втулки идёт непосредственно в подшипник. А отверстие в декоративном диске глушится подходящей резиновой заглушкой.
    - Чтобы перенести место изгиба оси как можно ближе к середине колеса, нужно упорами шкворня зафиксировать тормозной щит от качания в вертикальной плоскости. Верхний упор упирается в дно паза, и заодно, не даёт щиту провернуться. Нижний упор просто упирается в щит, предотвращая его качания вниз.

    [/url]

    По теории автомобиля, ось колеса считается на срез. Чушь собачья! Никогда такого не делал. Запас по прочности огромадный. Попробую, для примера:
    Допустимые напряжения на срез, даже по мягким стальным заклёпкам 14 кг/мм^2 .
    При диаметре оси 12 мм, площадь её сечения будет 3,14х(12/2)^2=113 мм^2.
    Усилие среза составит 113х14=1583 кг.
    Таких сил в трайке колёса никогда не будут испытывать. Разве только при десантировании без парашюта. Так что, по идее, если не крутить рулём на выбоинах, то ось должна выдержать щербатый асфальт.
    Самое опасное для оси – изгиб.
    Полярный момент сопротивления сечения круглого прутка диаметром 12 мм будет равен 0,1х12^3=172,8 мм^4.
    При допустимом напряжении на растяжение стального прутка 30 кг/мм^2,
    Ось выдержит изгибающий момент 30х172,8=5184 кг*мм.
    Вроде много, но если изгибать пруток моим весом в 80 кг, то он должен начать гнуться на длине рычага более 5184/80=65 мм. На самом деле, значительно дальше, если пруток не из Китайской пластилиновой стали.
    Если закрепить колесо без упора в тормозной щит, длина рычага изгиба составит 49 мм. И ось выдержит вертикальную нагрузку 5184/49=106 кг. При статической нагрузке на колесо в 60 кг, запас прочности будет равен 106/60=1,7. Вполне нормально, чтобы аккуратно ездить.
    Если зажать упорами тормозной щит, длина рычага изгиба составит 30 мм. Ось выдержит вертикальную нагрузку 5184/30=173 кг. Запас прочности составит 173/60=2,9. Это уже значительно лучше.
    Самое опасное для консольной оси колеса, когда машина идёт в занос. Максимальные усилия возникают в момент опрокидывания. Когда вектор из центра тяжести, переходит точку контакта бокового колеса с дорогой:

    [/url]

       Наклонную силу реакции колеса на дорогу, можно разложить на две составляющие. Горизонтальная, противодействующая заносу. И вертикальную, увеличившуюся за счёт перераспределения сил, реакцию дороги.
       Так как высота центра тяжести над дорогой 500 мм, и половина колеи 940/2=470 мм, почти равны, то для упрощения их можно считать одинаковыми. И вычислить их значения без тригонометрических функций. Fтр=Fр=корень квадратный из (120^2/2)=85 кг.
       Эти две силы гнут ось в разные стороны:
       Вертикальная, против часовой стрелки моментом 85х30=2550 кг*мм.
       Горизонтальная, по часовой стрелке моментом 85х200=17000 кг*мм.
       При вычитании моментов один из другого, получим тот момент, который действует на ось колеса при боковом опрокидывании 17000-2550=14450 кг*мм.
       Это больше допустимого в 14450/5184=2,8 раза.
       Такой момент обеспечит мой веc в 80 кг, на плече длинной 14450/80=180 мм.
       Ось явно не выдержит. Но попробовать стоит. Дело в том, что ось работает не совсем на изгиб. Иначе бы она ломалась на колясках у мотоциклов. Впрочем, у меня есть ещё два варианта выхода из положения:
    - Заменить подшипники в колесе на №102. При том же диаметре, у него внутренний диаметр равен 15 мм. Вот где только найти такую ось?
    - Развернуть колесо другой стороной и прикрутить к нему намертво узел крепления звёздочки от заднего колеса. Вместо звёздочки поставить тормозной диск. Такая переделка потребует токарных работ, но зато выдержит любые нагрузки.

       Если всю эту чушь читает инженер, то наверное думает – Сказочник! Мастер околовсяческих наук! Нахватался везде понемногу, теперь другим мозги пудрит!
       Как ни странно он будет прав!
       Если же дипломированный инженер не заметил кой-каких неточностей, то грош ему цена!
       Поясняю:
    - Вертикальная и горизонтальная составляющая, никогда не будут равны! По той причине, что коэффициент сцепления с дорогой, он же коэффициент трения, никогда не равен единице. Горизонтальная сила всегда будет меньше!
    - Боковой занос возможен при движении автомобиля по окружности или радиусу. Так как задние колёса не идут по колее передних, центр тяжести смещается немного вперёд, догружая передний мост.
    - Для трайка случай особенный. Он переворачивается, когда вектор из центра тяжести пересекает прямую между передним внешним и задним колесом. Здесь надо учитывать, что вектор отклоняется не поперёк автомобиля, а по радиусу его поворота.
    - В конструкции колеса мопеда, ось работает с преднапряжением. А раз так, то считается она на растяжение, а втулки на оси на смятие по самому мягкому элементу – тормозному щиту. Предварительно напряжённая конструкция выдерживает значительно большие усилия на изгиб, чем голый пруток 12 мм.
       
       К чему я всё это? Да к тому, что не всё так просто! Погрешности в моих опусах есть? Конечно есть! Но они в безопасную сторону. А раз так, то для прикидочных данных годятся. Интересно, дочитал кто-нибудь этот бред до конца?
    « Последнее редактирование: Апрель 29, 2021, 07:37:04 от Отшельник »
    Мечты сбываются, но обычно не во время.

    Оффлайн demchalek

    • Мопедист
    • Сообщений: 253
    • Степень оранжевости: 69
      • Награды
    • Город: Уфа
    Re: Мопед с кабиной.
    « Ответ #37 : Апрель 29, 2021, 16:41:31 »
  • +1
  • -0
  • Вы не преподаватель по теоретической механике? Грамотно рассуждаете.
    « Последнее редактирование: Апрель 29, 2021, 16:48:12 от demchalek »

    Оффлайн linil

    • Мопедист
    • Сообщений: 1867
    • Степень оранжевости: 636
    • престарелый мопедист
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: городок
    Re: Мопед с кабиной.
    « Ответ #38 : Апрель 29, 2021, 18:29:54 »
  • +1
  • -0
  • А если придать колесам ,,косолапость,, тобишь положительный развал, изгиба оси вообще не будет. И руль будет поворачиваться легко.
    Починяю ременные веломоторы.

    Оффлайн Отшельник

    • Мопедист
    • Сообщений: 605
    • Степень оранжевости: 837
    • Мечтать не вредно
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Мопед с кабиной.
    « Ответ #39 : Апрель 29, 2021, 19:20:40 »
  • +0
  • -0
  • demchalek, нет! Всю жизнь проработал с металлорежущими станками. Сейчас на пенсии.
    linil, у каждой машины свои глюки! Моя амфибия Турист, нормально держала дорогу при увеличенном схождении колёс. Амфибия грибника и рыболова - наоборот, когда колёса смотрели в разные стороны. Москвич, держал дорогу с заваленным внутрь правым колесом. А Ока оказалась чувствительна к давлению воздуха в колёсах. В правом должно быть больше на 0,2 атмосферы. Иначе тянет в кювет.
    Мечты сбываются, но обычно не во время.

    Оффлайн mechanic

    • Мопедист
    • Сообщений: 1262
    • Степень оранжевости: 1038
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Екатеринбург
    Re: Мопед с кабиной.
    « Ответ #40 : Апрель 30, 2021, 03:59:57 »
  • +1
  • -0
  • Расчёт выполнен по статике. Не учёл ускорение, а ускорение умноженное на массу даёт увеличение силы.
    Я имею ввиду нагрузку на ось при ударах и резких колебаниях.
    Надо у трайка померять ось (не помню).

    Мы принимаем решения, и они изменяют нашу жизнь.

    Оффлайн Отшельник

    • Мопедист
    • Сообщений: 605
    • Степень оранжевости: 837
    • Мечтать не вредно
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Мопед с кабиной.
    « Ответ #41 : Апрель 30, 2021, 10:48:57 »
  • +0
  • -0
  • mechanic, я не считаю ускорений, просто смотрю, есть ли запас прочности при максимальных нагрузках. А потом проверяю всё на практике.
    Будите разбирать задний мост, фотографируйте! И замеряйте диаметры полуоси! Мне это очень интересно!

    Очередные мысли на бумаге:

       Передний мост, что дед для своего Робота сварганил, за основу взять можно. Но только за основу. В его изготовлении явно применялись станочные и сварочные работы.

    [/url]

       Есть у этого моста и существенный недостаток. Я его испытал в полной мере, когда поставил однолистовую поперечную рессору на свою Абру.

    [/url]

       С одной стороны – предельно просто. Но с другой стороны – громадный вес! Чтобы рессора вела себя так, как мне нужно было, пришлось заимствовать её лист у Зила! И то ограничить у неё рабочую длину. Следующий недостаток – меняющаяся колея и горизонтальный наклон оси колеса. Первое влияет на управляемость – мост переставлял вбок это корыто на дороге. Второе – это неравномерный и очень быстрый износ покрышек. Последнее, что заставило от листа отказаться – чтобы снять, надо кантовать амфибию!
       Почему же я снова наступаю на эти грабли и хочу поставить на передний мост поперечную рессору? Да из-за её простоты! Но рессор поставлю я не одну, а две. Два параллельных листа, между которыми на шарнирах закреплён поворотный кулак, решают большинство проблем. Более того, такая конструкция применялась на автомобилях.
       Осталось решить, как сделать шарниры и поворотный кулак без станочных и сварочных работ.
       С одной стороны, всё это хозяйство можно позаимствовать у квадриков. Но цена на эти запчасти не позволяет мне удовлетворение своих извращённых потребностей.
       Можно использовать готовыми только шарниры, а всё остальное собрать на коленке. Но мне в голову пришла мысль, что весь этот узел можно собрать из готовых и очень дешёвых деталей, продаваемых в магазине метизов или сантехники.

    [/url]

       Как вам такая конструкция?
       Кто вспомнит, на каком из отечественных мопедов и где применялся резьбовой шарнир? Кстати, в передней подвеске он был и у Волги!
    Кто угадает, что в этой конструкции сломается сразу, а что потом?
    Впрочем, теоретическая часть моих изысканий заканчивается. Настало время переходить к рукоблудию! Пора городить придуманный огород и проверять его прочность на своей шкуре.
    Мечты сбываются, но обычно не во время.

    Оффлайн mechanic

    • Мопедист
    • Сообщений: 1262
    • Степень оранжевости: 1038
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Екатеринбург
    Re: Мопед с кабиной.
    « Ответ #42 : Апрель 30, 2021, 13:30:25 »
  • +0
  • -0
  • Резьбой шарнир установлен в маятник заднего колеса мопеда Карпаты.

    Мы принимаем решения, и они изменяют нашу жизнь.

    Оффлайн ganstown

    • Мопедист
    • Сообщений: 4393
    • Степень оранжевости: 1433
    • Награды Участник мегачелленджа 1 степени Участник мегачелленджа 2 степени За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Тюмень
    Re: Мопед с кабиной.
    « Ответ #43 : Апрель 30, 2021, 15:38:55 »
  • +0
  • -0
  • Резьбой шарнир установлен в маятник заднего колеса мопеда Карпаты.
    это смотря какой маятник у Карпаты, на поздних маятниках у карпат была обычная ось с пластиковыми втулками и сайлентблоки по краям
    нет нет жи есть жи бувает жи есть же....

    Оффлайн mechanic

    • Мопедист
    • Сообщений: 1262
    • Степень оранжевости: 1038
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Екатеринбург
    Re: Мопед с кабиной.
    « Ответ #44 : Апрель 30, 2021, 16:54:09 »
  • +1
  • -0
  • То на Карпаты ² , я про Карпаты.
    Мы принимаем решения, и они изменяют нашу жизнь.