Автор Тема: Изготовление секционной катушки зажигания для Д6-8  (Прочитано 364098 раз)

Оффлайн wagner

  • Администратор
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 7573
  • Степень оранжевости: 2537
  • Оранжевый Дед
  • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
    • Награды
  • Город: Энгельс
Плюсы секционной катушки очевидны. Но я их перечислю ещё раз:

1. Каждую секцию можно мотать внавал, требования к изоляции низкие. Напряжение в каждой секции не более 30-40 В.
2. Высокая ремонтопригодность. Диагностика каждой секции возможна. Соответственно найти обрыв и перемотать одну секцию проще, чем перемотать всю катушку.
3. При обрыве провода в одной секции можно доехать до дома на оставшихся секциях, исключив битую секцию из соединения.
4. Для световой обмотки есть своя, отдельная секция. Это позволяет, используя провод разной толщины, намотать катушку с нужным количеством витков. То есть получить любое напряжение при неизменной мощности.
Этап первый. Подготавливаем подкову.
Необходимо размотать старую подкову. Лучше использовать сгоревшие подковы. Если это подкова Д6, то высоковольтную обмотку проще срезать ножом, а низковольтную обмотку аккуратно смотать, провод нам может ещё пригодиться.
Изоляцию сердечника сохраняем. Боковые щёки катушки полностью удаляем.
Этап второй. Вырезаем и устанавливаем перегородки.
Для этого нам понадобится лист текстолита, толщина 0,5 мм. Размечаем его острозаточенным надфилем. После чего вырезаем квадратики ножницами по металлу.





Внутреннее отверстие вырезается тонким диском гравёра, для одевания перегородки на сердечник делается прорезь. На фото процесс установки секции на сердечник подковы.



Секции фиксируются специальными гребёнками. После чего их приклеивают к сердечнику поксиполом.







Как только поксипол застынет, гребёнки снимают и промазывают поксиполом все стыки.
По окончании процесса все секции внутри зачищаются напильником и шкурками до гладкого состояния. Инче тонкий провод может зацепиться и оборваться.
Этап третий. Наматываем провод.
Взрослый мопедист может заполнить все секции подковы за один рабочий день. Это 3500-5000 витков провода 0,2 и 150-400 витков проводом 0,4-0,6.
В каждую секцию зажигания умещается 1250 витков провода 0,2.
Для спортивного зажигания используются все четыре секции, в сумме это 5000 витков.
Для гражданского зажигания используются три секции, это 3750 витков.

Чтобы ускорить процесс намотки необходим намоточный станок. Он перед вами на фото:



Намотка станком позволяет увеличить производительность в четыре раза. То есть четыре готовых подковы в день.

В качестве станка можно приспособить вилку от велосипеда.

И вот вам результат. В левом верхнем углу будущее новое спортивное зажигание для Реактора 2.
Сразу под ним зажигание с обмоткой управления для паровоза.
Остальные подковы установят на разные моторы. Там обмотки под мощные светодиоды.




Чуть позже восстановлю схему и чертёж платы. Далее будет исследования на стенде и ходовые испытания. Ожидается драйвер для мощного светодиода.
Теперь рассмотрим варианты для тех, кто не хочет ничего наматывать.
Вариант1. У вас подкова Д8.
Там две обмотки, для зажигания и для света. Световую обмотку не трогаем, она у нас так и будет выполнять свою роль.
А для повышения напряжения с обмотки зажигания использует трансформатор от малогабаритного блока питания.
На низковольтную обмотку трансформатора подаём сигнал с катушки, а с высоковольтной обмотки подаём сигнал на схему.



Это зажигание не самый лучший вариант по силе искры и компактности. Но это вполне работоспособный вариант.
Вариант 2. Подкова от Д6.
Тут всё просто. Световая обмотка так же выполняет свою прямую функцию, а высоковольтная обмотка вырабатывает достаточно большое напряжение. Поэтому трансформатор не нужен. Но нужна внешняя бобина.
Земля подковы и земля схемы соединяются винтом, а сигнал от лепестка высоковольтной части (там крепился бронепровод) подаётся на вход схемы.


Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

Оффлайн wagner

  • Администратор
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 7573
  • Степень оранжевости: 2537
  • Оранжевый Дед
  • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
    • Награды
  • Город: Энгельс
  • +1
  • -0
  • Продолжаем разговор. Прежде чем удалить с мотора-паровоза старую версию зажигания, я ещё раз измерил УОЗ в разных режимах.

    Итак. 22 Ом это отличный запуск и максимальная тяга на старте.
    Зажигание точно в ВМТ.
    Далее 82 Ома это 3,5-4 мм до ВМТ и максимальная тяга на средних оборотах.
    122 Ома это максимально возможные обороты. 5-6 мм до ВМТ.
    Совсем без резистора между управлением и катодом это 7-8 мм до ВМТ.

    Второй резистор постоянно 5 Ом.
    На фото готовая схема с переключателем на реле РЭС60.







    В чём смысл. От одной из секций зарядной катушки, либо от обмотки управления, через выпрямитель и резистор, который задаёт порог срабатывания, питание подаётся на реле.
    По достижению определённых оборотов реле срабатывает и размыкает цепь с низкоомным резистором, в цепи остаётся высокоомный резистор.
    Таким образом изменяется УОЗ с ростом оборотов.
    Переключения происходят при разгоне, частота переключений низкая, поэтому пока установлено реле. Позже придумаем что то поинтереснее.
    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн omich

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 3001
    • Степень оранжевости: 875
    • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
    • Награды Знания, опыт
      • Награды
    • Город: Железнодорожный
  • +1
  • -0
  • Ну да, отлично. Тут даже не критична скорость срабатывания реле, т.к. один резистор всегда остается подключенным и сбоя не будет во время переключения. По-идее, можно еще одно реле поставить и настроить, чтобы еще один резистор размыкался и получится три разных сопротивления на разных оборотах. Т.е. процессор легко меняем на пару релюшек и программировать ни чего не надо.  :)
    « Последнее редактирование: Октябрь 24, 2012, 14:05:46 от omich »

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7573
    • Степень оранжевости: 2537
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс
    Цитировать
    Трансформатор от сетевой зарядки телефона подойдет? Выход 4,9 вольта, 450 mA?
    Дедушка, если не трудно, то выложите размеры монтажной платы с дорожками.

    Должен подойти. Я выбирал по принципу: "Наибольшее напряжение, приходящее на схему при 1000 об в мин., это лучше"
    Оказалось что трансформатор 3В 220В хуже, чем трансформатор 6В 220В. Хотя, казалось бы, коэффициент трансформации в первом случае выше.
    Насчёт платы подумаю. Наверное надо отсканировать шаблон.
    Мопедисты ведь не делают чертежи. Я по месту насверлил, а потом нарисовал дорожки маркером.
    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн omich

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 3001
    • Степень оранжевости: 875
    • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
    • Награды Знания, опыт
      • Награды
    • Город: Железнодорожный
    Оказалось что трансформатор 3В 220В хуже, чем трансформатор 6В 220В. Хотя, казалось бы, коэффициент трансформации в первом случае выше.
    Тут дело не совсем в коэффициенте трансформации. Дело в том, что обмотка на подкове, какая бы ни была, может выдать определенный ток хоть на коротком замыкании, хоть на резисторе или чем-то другом. Исходя из этого скорее всего лучше будет работать трансформатор у которого получится большая магнитная индукция при прохождении этого тока через низковольтную обмотку, а на это влияет много факторов, в том числе и сечение провода(плотность тока в проводе) и кол-во витков и площадь магнитопровода.

    Оффлайн Serg(Rus)

    • Мопедист
    • Сообщений: 1339
    • Степень оранжевости: 538
    • Simson S51
    • Награды За победу в гонке на  мопеде Участник мегачелленджа 2 степени
      • Награды
    • Город: Тольятти
    Я так понимаю, что данная схема CDI? Но она идет без реле. Набросайте схемку зажигания с включенным в неё реле.

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7573
    • Степень оранжевости: 2537
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс


    Не совсем правильная схема. Надо сделать так, чтобы регулировки были независимы, а сейчас получается, что отрегулировав "1" на малых оборотах затем сбиваем когда крутим "2".
    Я бы сделал иначе: Оставил бы одно сопротивление постоянным, а к нему параллелил через переключающую группу контактов "1" пока реле не сработало и "2", когда сработало. Тогда регулировки будут независимы и сбоя во время переключения не будет, т.к. один максимальный резистор всегда будет подключен к схеме.

    Фрагмент правильной схемы:


    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн Serg(Rus)

    • Мопедист
    • Сообщений: 1339
    • Степень оранжевости: 538
    • Simson S51
    • Награды За победу в гонке на  мопеде Участник мегачелленджа 2 степени
      • Награды
    • Город: Тольятти
    Спасибо, дедушка, за оперативный ответ. А оптимальных (усредненных) параметров переменных резисторов удалось выяснить? Такой комплект зажигания стоял на Игуане? Плату вырезал, встал вопрос о травке дорожек. Панель управления же стояла в виде теста, для подбора резисторов.
    « Последнее редактирование: Ноябрь 20, 2012, 10:04:15 от Serg(Rus) »

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7573
    • Степень оранжевости: 2537
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс
    Резисторы были 22 Ом для первой скорости, 62 Ом для второй и 82 Ом для третьей.
    Но окончательно мы так и не настроили, что то глючит в зажигании, мотор работает с прерываниями вспышек.
    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн Serg(Rus)

    • Мопедист
    • Сообщений: 1339
    • Степень оранжевости: 538
    • Simson S51
    • Награды За победу в гонке на  мопеде Участник мегачелленджа 2 степени
      • Награды
    • Город: Тольятти
    Хлорное железо.... что и куда сыпать или лить? Воду в железо или наоборот? Опасаюсь непредсказуемой реакции. Перманентный маркер, глицерин, хлорное железо куплено.
    PS 1мая работаю, вы когда выезжаете на сейшн?

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7573
    • Степень оранжевости: 2537
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс
    Надо приготовить пластиковую ванночку для раствора. Затем залить порошок тёплой водой. Размешать и профильтровать.
    Реакция не опаснее чем размешивание сахара или соли в воде.

    Придумайте систему для поддержания температуры раствора.
    При 40-50 градусах травится гораздо быстрее.

    30 апреля общий сбор, ночёвка. 1 Мая мероприятие. 2 Мая все едут домой.
    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн Megatest

    • НИИ Мегатеста
    • Мопедист
    • Сообщений: 389
    • Степень оранжевости: 110
    • Сотрудник НИИ
      • Награды
    • Город: Саратов
    Я травлю так - раствор хранится в стеклянной банке. Перед травление банку ставлю в раковину - банка сама по себе затыкает сливное отверстие раковины, включаю горячую воду. Раствор нагревается. Далее, затыкаю отверстие пробкой. ставлю емкость в которой травлю. Наливаю раствор, включаю горячую воду.
    Травится 5-7-10 минут.
    Американский форум: задал вопрос - получил ответ.
    Израильский форум: задал вопрос - получил вопрос
    Русский форум: задал вопрос и потом долго выслушиваешь какой ты дебил

    Оффлайн omich

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 3001
    • Степень оранжевости: 875
    • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
    • Награды Знания, опыт
      • Награды
    • Город: Железнодорожный
    Хлорное железо.... что и куда сыпать или лить? Воду в железо или наоборот? Опасаюсь непредсказуемой реакции.
    Смотря какое железо. Если шестиводное FeCl3*6H2O , которое желто-коричневыми кристаллами, то ни какой реакции не будет, а если черным сухим порошком FeCl3, то при насыпании в воду надо соблюдать осторожность и сыпать маленькими порциями, чтобы вода не закипела.
    Шестиводное предпочтительнее, т.к. хорошо растворяется в воде, а чистое при взаимодействии с водой частично выпадает в осадок в виде обыкновенной ржавчины в виде очень мелкой взвеси, т.е. раствор становится мутным и травить в нем желательно интенсивно покачивая ванночку, чтобы этот осадок не садился на плату и не мешал процессу травления.
    « Последнее редактирование: Ноябрь 24, 2012, 14:53:51 от omich »

    Оффлайн Serg(Rus)

    • Мопедист
    • Сообщений: 1339
    • Степень оранжевости: 538
    • Simson S51
    • Награды За победу в гонке на  мопеде Участник мегачелленджа 2 степени
      • Награды
    • Город: Тольятти
    Желто-коричневые кристаллы. Налил в стеклянную пепельницу горячей воды из чайника, добавил комочки хлорного железа и опустил плату, вытравил быстро, правда через перманентный маркер дорожкам все же досталось немного.

    Оффлайн omich

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 3001
    • Степень оранжевости: 875
    • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
    • Награды Знания, опыт
      • Награды
    • Город: Железнодорожный
  • +0
  • -0
  • Вот оно, точило нашей мечты.
    Регулятор оборотов от 100 до 10 000 об в мин.
    Справа точило и гравёр, слева магнит и дешкина подкова.
    И газуй себе на здоровье без дрелей и болгарок.
    :) Ну вот... Я таким точилом в качестве стенда уже больше года пользуюсь. В эпоху Дырчика была даже целая тема про этот стенд из точила, где я испытывал разные обмотки подковы на предмет выжимания максимальной отдачи от подковы и даже пробовал подкладывать железо.
    Есть у него недостаток ввиду очень простой схемы управления, которая очень плохо держит обороты и который я очень успешно преодолел.