Автор Тема: Ремонт и восстановление зажиганий  (Прочитано 5859 раз)

Оффлайн krotik

  • Мопедист
  • Сообщений: 1216
  • Степень оранжевости: 585
  • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
    • Награды
  • Город: Москва
Ремонт и восстановление зажиганий
« : Октябрь 11, 2016, 01:39:08 »
  • +14
  • -0
  • Когда-то я сосватал своему знакомому Иртыш который предлагал Максим (AZLK-M). Прошло уже несколько лет, знакомый мотор не забросил, но дело, из за его занятости, движется медленно. Меня же он попросил помочь восстановить зажигание. Честно скажу, наворочено там было......... Была попытка установки кулачков от Д. При этом уничтожено всё родное, за исключением подковы и ротора. Обмотка оказалась тоже гнилая насквозь. В общем знакомый не торопил, зажигание мирно паслось 3 года у меня на полочке, периодически работая немым укором. Наконец настал тот момент когда я собрался на месяцок на дачу, понимая что на подвиги меня не тянет, а вот поколупаться с мелочёвкой было бы в самый раз. Зажигание взглянуло на меня с полочки, я пожал плечами и оно поехало на дачу восстанавливаться.
    Собственно что ко мне попало в руки. Вот такая вот лабудень.











    Всё болталось, цеплялось, самопроизвольно проворачивалось, коротило и в принципе работать не могло по своей идее.

    Задача: необходимо работающее зажигание максимально близкое в оригиналу, но 100% соответствия не требуется. Поехали..

    Начал, понятное дело, с перемотки «подковы». Т.к. фотки процесса перемотки ВВ катушки неоднократно выкладывал, как и описание некоторых особенностей подобной намотки, то просто не отвлекался на фотографирование. Данные катушки следующие. Первичка 105 втков 0.5мм, вторичка 7.500 0.08мм. В моём варианте вышло 7300 проводом 0.1, вполне нормально.

    А дальше начались поиски информации как всё это выглядело в оригинале. Практически только 2 фотографии позволяли об этом судить




    Первая нам мало полезна. Зато вторая!!!!!! Это просто находка! Фотография практически фронтальная. Отмасштабировав и распечатав легко узнать главный размер — расстояние от оси до клюва прерывателя. Опорные точки у нас есть на основании нашего зажигания.

    Сносим напрочь всё что было наваяно пионэрами и начинаем изготавливать новые детальки (  самодельное кольцо торчащее по центру не спешил сносить, его там не хило развальцевали, потребовалось отдельно заниматься что бы не повредить силуминовое основание)


    стоечка, клювик, пружинка, ограничитель клювика


    получилась заготовочка прерывателя


    прикинули где у нас будет контакт ( другие железки к этому моменту уже заготовлены, их фотки ниже) и примерили заранее спаянный «пятак».



    расклепали


    продолжаем резать, пилить, точить, сверлить, клепать.

    Держатель фетровой подушки




    собираем




    дособираем прерыватель




    держатель неподвижного контакта и токовод одновременно




    винтик с вольфрамовой напайкой. Простую сталь отпускает при пайке медью. Что было хорошо для расклёпывания тут не годится. Пришлось делать винт из нержавейки ( наверно по тому он и не в фокусе :) ).


    Пришла пора вырезать диэлектрическую пластинку и все художества сложить в кучку.




    Хм. Чудеса, работает! Весьма прилично, для искры не нужно даже делать резкого рывка пальцами. Достаточно пол оборота кистью, не отпуская вала.
    Оставалось придумать чем ещё заниматься 3 недели на даче :)

    Хозяин доволен, отличия от оригинала не так велики. Винтики он сам заменит на соответствующие тому времени.
    Конденсатор, на удивление, оказался жив и здоров. Сейчас сыскать подобного конструктива не удастся. Пока оставили. Если что случится то его корпус паяный, чего-нибудь внутрь затолкаю и запаяю назад.
    Для тех кому понадобится: подшипник в зажигании 629. Сальник можно заменить на сальник вала кикстартера 139FMB чуть подтянув пружинку. Родной найти не удасться, а этот ближайший. С учётом что мотор скорее выставочный, точно не повседневный, хватит ооочень надолго
    « Последнее редактирование: Октябрь 11, 2016, 11:47:32 от omich »

    Оффлайн Mic70

    • Мопедист
    • Сообщений: 315
    • Степень оранжевости: 113
      • Награды
    • Город: Украина, Донецк
    Re: Ремонт и восстановление зажиганий
    « Ответ #1 : Октябрь 11, 2016, 08:34:17 »
  • +0
  • -0
  • Мнепанравилос!  :)

    Оффлайн augism

    • Мопедист
    • Сообщений: 2535
    • Степень оранжевости: 1503
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде
      • Награды
    • Город: Radviliškis, Lithuania
    Re: Ремонт и восстановление зажиганий
    « Ответ #2 : Октябрь 11, 2016, 09:37:58 »
  • +0
  • -0
  • Браво! Кропотливая работа!
    Кстати, а как там остальное на двигателе? Поршень, кольца, сальники (были такие?). Интересно было бы посмотреть на древность :)
    « Последнее редактирование: Октябрь 11, 2016, 09:39:33 от augism »

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Ремонт и восстановление зажиганий
    « Ответ #3 : Октябрь 11, 2016, 11:13:13 »
  • +0
  • -0
  • Там ситуация трудная, но не смертельная, по словам хозяина. Я сам мотор не видел.
    Подробности, наверно, мне рассказывали после покупки, но было давно и я не помню.  :D

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7573
    • Степень оранжевости: 2537
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс
    Re: Ремонт и восстановление зажиганий
    « Ответ #4 : Октябрь 11, 2016, 11:34:42 »
  • +0
  • -0
  • Всё очень красиво и скурпулёзно.
    "Жаль в те времена не было стеклотекстолита и винтов под крестовую отвёртку.
    Был текстолит, гетинакс, эбонит и прямой шлиц"
      хотел сказать дедушка, но не сказал. Ведь он был культурным дедушкой и уважал чужой труд.
    Тем более, что дедушке и самому предстояло сделать раритетное зажигание на Д4 1956 года.

    А вот когда он сделает лучше, тогда и будет обсуждать, а пока нельзя.
    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Ремонт и восстановление зажиганий
    « Ответ #5 : Октябрь 11, 2016, 11:40:10 »
  • +0
  • -0
  • Да там винты - времянка, проверить отдать. Они вообще длинней и торчат на добрые 10мм с обратной стороны  :). У хозяина достаточный запас правильного крепежа, в виде целого механического завода  :D, в мои задачи не входило. Как и точное следование оригиналу. 

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 6729
    • Степень оранжевости: 9109
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Ремонт и восстановление зажиганий
    « Ответ #6 : Октябрь 11, 2016, 13:32:57 »
  • +0
  • -0
  • Серьезная проделана работа - снимаю шляпу!
    Интересно регулируется зазор в контактах - что-то в этом есть!

    Цитировать
    тем более, что дедушке и самому предстояло сделать раритетное зажигание на Д4 1956 года.

     8) Если Петечка будет проездом в наших краях, могу передать дедушке для опытов три новых "наковальни" от Д4.. Молоточки, к сожалению, отсутствуют!
    « Последнее редактирование: Октябрь 11, 2016, 13:36:06 от Orik »
    Здесь был Orik

    Оффлайн ALHIMIK

    • Мопедист
    • Сообщений: 2677
    • Степень оранжевости: 867
    • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Ремонт и восстановление зажиганий
    « Ответ #7 : Октябрь 11, 2016, 16:10:01 »
  • +0
  • -0
  • Дак в чем проблема, неси на автовокзал, а тут я встречу.

    Правда придется пассажирам в ножки кланятся, просить что бы передали.
    Под заказ изготавливаю противолучевые шапочки из алюминиевой фольги.

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Ремонт и восстановление зажиганий
    « Ответ #8 : Апрель 01, 2019, 19:39:06 »
  • +2
  • -0
  • Еще одна иртышовская поджигалка. Собственно история так же уже не новая. Оживленный узел отдан хозяину прямо перед НГ 2018. До того всё неспешо тянулось год, как по моей вине так и по вине обстоятельств. Еще 1.5 ждал когда будет настроение написать.

    Собственно что мы имеем, всё как всегда ( это я уже говорю имея опыт общения с иртышовскими зажиганиями, 4 штуки за прошедшее с первого поста время оживил). Убитая бобина, разболтанная в хлам ось кулачка. Но возникла одна непредвиденная ситуация которую нужно было решить. А именно кривой ротор. Вот такого, конечно, ожидать невозможно.

    Итак, начинаем как всегда самого муторного, перемотки бобины. Собственно снова не делал фоток этого «увлекательнейшего» процесса т. к. они ничем не отличаются от иных.
    Вот такая мертвая бобинка и больше о ней сказать нечего


    С разболтанной осью поступаем по отработанной методике. В исходнике она расклепана на основании и удерживается всего 1.5мм стеночкой. Расшатывает очень быстро, ну и конечно следы «ремонта» молотком и зубилом. Типа подрасклепали


    Сама оська. Видно что держаться ей просто нечем и не за что




    Выровняем плоскость. Первая десятка. Уже лучше


    Еще десятка и совсем гуд


    Втулочка кулачка еще жива, если развернуть. Проходимся сверлом, потом разверткой на 5. Ось будем делать уже под новый диаметр


    Почти сделали


    Рассверливаем и разворачиваем прежнее отверстие оськи до 7мм. Под новый посадочный диаметр.




    Прицеливаемся и сверлим отверстие


    Далее рассверливаем его и нарезаем резьбу М3

    Ось приводим к окончательному виду




    Собираем с фиксатором резьбы




    С этим моментом решено. Больше не раскачает

    Заодно уйдем от не очень удобного размера сальника, вместо 14х24 расточим под  распространенный 14х26. Мяса много, точи не хочу



    Теперь главная головная боль. Ротор. Его ось настолько крива что аж сальником проело с одной стороны.
    Вот выработка видна вверху


    Вот она внизу


    Вот снято 0.5мм с радиуса!!!! 1 с диаметра


    В итоге проточено до 12.5мм. Выточено бронзовое кольцо. Оно на горячую посажено на вал и снова проточено.




    Собственно все заготовлено, осталось собрать. Что и делаем




    Пощелкал, работает от резкого проворота пальцами.

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Ремонт и восстановление зажиганий
    « Ответ #9 : Апрель 01, 2019, 20:35:53 »
  • +5
  • -0
  • Вот история посвежей. Час назад отдал. Зажигание NSU Quick 1938г.
    Всё как всегда.












    Разберем все, вычистим и приступим-с








    Пора собирать




    Вместо сколотого изолятора выточим новый из черного полиацеталя ПОМ-Н.
    Фиброкартонные шайбы заменим на гетинаксовые


    Вроде получилось в духе того времени.





    Кто внимательный тот скорей всего скажет. «Да это же зажигания от Sachs 98! Вандеррер, Киевлянин»
    А еще более внимательный засомневается.
    Да, они похожи как близнецы братья. Они же зеркальные отражения друг друга. Под разные направления вращения.

    Вот так вот немец с мотэлека восстанавливал от Сакс 98.  Причем несколько раз. Не всегда допустимый вариант




    « Последнее редактирование: Апрель 01, 2019, 20:41:56 от krotik »

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Ремонт и восстановление зажиганий
    « Ответ #10 : Апрель 02, 2019, 18:02:39 »
  • +5
  • -0
  • Следующий пациент. Тут задача была не отреставрировать а сделать что бы работало. Желание хозяина было электронное зажигание. МЛ-20 "Чайка". Из того что было в наличии: голое основание, голый сердечник и маховик.
    Примонстячил ЗАН, упаковал все внутрь, высоковольтный выходит там же где и в оригинале. Пришлось установить отдельно датчиковую катушку, возможность разворота станины сильно ограничена.
    Фото на предконечном этапе, до фиксации элементов и нанесения лака, еще даже до отмывки.







    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Ремонт и восстановление зажиганий
    « Ответ #11 : Апрель 03, 2019, 21:22:56 »
  • +3
  • -0
  • О маленьких хитростях. Как подчас приходится выдавать современное за старое.
    Если с перемоткой бобин особых проблем не возникает, за исключением крайне высокой трудоёмкости, то вот вышедший из строя конденсатор может стать трудноразрешимой проблемой. Да и вообще, за 40-50-70 лет им уже конечно никак нельзя доверять. Если сейчас он еще как то работает, то как только мотор поедет так конденсатор и подставит. Нужно менять. Вопрос; на что?
    В принципе вот с такими запрессованными как на зажиганиях бошевского типа ( NSU, Sachs, Jawa) проблем не возникает. Просто покупаем отечественный от контактного классики, аккуратно срезаем крепежный лепесток и запрессовываем заместо прежнего. Они одного диаметра, на новом только будет надпись на донце и он покороче. Но это не видно. Для похожести просто капаем черной краской на изолятор, как это на фото нсушного выше.
    А что делать с конденсаторами закрепленными хомутом? Да просто взять типовой К73-15 и замаскировать его. Потребуется найти оригинальную этикетку, поколдовать с ней в графическом редакторе, распечатать на крафт бумаге, чуть затереть мягкой кистью ( тонер липнет не очень хорошо и этим воспользуемся). Потом оклеить этим конденсатор и покрыть лаком. Торцы залить черной краской имитируя заливочную смолку.
    Вот так как то












    Про то где пришлось так мухлевать будет позже, когда проект завершится.
    « Последнее редактирование: Апрель 03, 2019, 21:32:49 от krotik »

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Ремонт и восстановление зажиганий
    « Ответ #12 : Апрель 04, 2019, 02:09:58 »
  • +3
  • -0
  • Беда случившаяся у меня. Сдох генератор на генераторе ( типа каламбур)) ). Правда там только зажигание было. Не помню где и когда уже писал, но пусть будет еще раз.
    Вылетела такая фигня.






    Купить даже в Мск. оказалось проблемно, а в 100км от неё тем более. К томуже свет отрубают относительно часто и генератор нужен сейчас, ждать из Китая никак не получится. Вскрытие показало что загипсовано насмерть и расколупать что бы выяснить принципиальную схему не судьба. (Блин, чем они заливать то стали? С эпоксидной заливкой нет особых проблем, фен или воздушный паяльник выручают. А тут... горит и все, не мягчеет)

    В запасе были вот такие платки под зан, сделанные много много лет назад


    Довесить тиристор, 2 диода и конденсатор и все.

    Родное зажигание распотрошил до сердечника. Вырезал каркасики, склеил их и намотал. Одна зарядная, другая датчиковая. Момент зажигания чудным образом совпал, хотя готов был уже переразметить и прорезать новый шпоночный паз. Вариант не лучший но из за срочности забил бы на возможные косяки. Хорошо что не довелось.













    По сравнению с тем что было генератор стал запускаться чуть ли не силой мысли. Нагрузку принимает уверенней, без жесткого провала как было раньше. Не, провал никуда не делся, но генератор не пытается теперь заглохнуть и вытягивает в итоге.
    « Последнее редактирование: Апрель 04, 2019, 02:12:13 от krotik »