Автор Тема: Рига-16-01 1980г.  (Прочитано 7434 раз)

Оффлайн Orik

  • Супермодератор
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 6749
  • Степень оранжевости: 9166
  • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
    • Награды
  • Город: Динабург
Рига-16-01 1980г.
« : Июль 23, 2021, 21:58:19 »
  • +4
  • -0
  • Приехала ко мне эта 16-я в трёх мешках.... Разобранная до винтика.....

    Поэтому, для начала, её пришлось собрать... Главное, что всё бережно сохранилось!  :D

    Если с ходовкой всё более-менее понятно, то с двигателем пришлось провозиться.....

    Проблема в том, что мопед долгое время жил под открытым небом и без свечи.....  Поршневую прихватило....

    Вскрытие показало, что двигатель девственный, с малым пробегом!

    Сохранилось даже клеймо:



    Правда есть вопросы к шатуну:



    2мм зазора между щекой и шатуном -  это явно много.... Решил не вмешиваться, ибо всё остальное стыкуется.....

    Посадка подшипников плотная, разбирался с трудом.....

    Оригинальные стопорные шайбы под выжимным диском сцепления:



    Интересная гайка сцепления - конусная. Ни разу такую не видел, но что-то в этом есть (конусом к коленвалу)



    Теперь немного о проблемах..... У меня сложилось впечатление, что этот двигатель остановился как раз после "модернизации"....

    Рубашка цилиндра Ш-57, а вот гильза явно поздняя.... Приложил цилиндр к картеру и удивился:



    Ну и где оно будет дышать?
    Головка - поджатая.... Сделано хорошо, но явно с пристрастием!



    Основная проблема - плоскость картера под цилиндр.... Сделана настолько крутая фаска, что вскрылась проточка под шпильки:



    Пришлось заливать герметиком, иначе смесь может начать сифонить по шпилькам.....

    Реанимировал зажигание... Высек искру..... Кикстартера не было.... Пришлось толкать..... А не толкается...  :))  :'(  :))

    Когда силы начали меня покидать, тиснул декомпрессор и двигатель ожил..... В общем, толкать и пользоваться при этом "химией" меня не вдохновило..... Покрутил зажигание.... Стало несколько лучше, но не на много.....

    Это не наш метод, подумал дядюшка Орик и заменил головку на обычную..... И всё ! Бабайка ушла! Запуск легкий, регулировке поддается! А что ещё надо?  :))

    Отыскал кикстартер и крышку зажигания... Прокатился... Вердикт - гуд!

    Кстати, наклейки на этом мопеде необычные.... Даже на заглушке багажника:



    Такие я и раньше видел, но мне даже в голову не могло прийти, куда они клеятся....



    В видео оговорочка - установлена "новая" родная бобина Б300

    « Последнее редактирование: Июль 23, 2021, 22:41:01 от Orik »
    Здесь был Orik

    Оффлайн JanisZ

    • Мопедист
    • Сообщений: 276
    • Степень оранжевости: 409
    • Награды За победу в гонке на  мопеде
      • Награды
    • Город: Рига
    Re: Рига-16-01 1980г.
    « Ответ #1 : Июль 23, 2021, 23:30:36 »
  • +1
  • -0
  • Кстати, наклейки на баке "16.01" прям как с Риги-18.
    буква "s" - на самом деле было "sz"



    Похоже "дедок" в своё время урвал комплектик наклеек))

    эмблема "RIGA" и передняя вилка указывают на ранний вариант:




    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 6749
    • Степень оранжевости: 9166
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Рига-16-01 1980г.
    « Ответ #2 : Июль 24, 2021, 10:06:06 »
  • +3
  • -0
  •  8) шрифты действительно похожие:



    Но не "оно"



    Их объединяет только общий дизайнер!  :D
    Здесь был Orik

    Оффлайн Albert

    • Мопедист
    • Сообщений: 4
    • Степень оранжевости: 4
      • Награды
    • Город: Казань
    Re: Рига-16-01 1980г.
    « Ответ #3 : Июль 28, 2021, 18:11:48 »
  • +1
  • -0
  • Экспортная Рига-16 в оригинале, в родной краске 1980г.в. Двигатель снят для ремонта. На шильдике просто Рига-16 без дополнительных индексов
    https://disk.yandex.ru/i/CnHzWIPvk80KKg
    https://disk.yandex.ru/i/MM_oo-DQBmiMP
    https://disk.yandex.ru/i/NaLhmcZCxEgQNg
    https://disk.yandex.ru/i/3sSMxAJXLpj9eQ
    https://disk.yandex.ru/i/rJYfWyJXxO2UGg
    https://disk.yandex.ru/i/gCH1hv8XhPzGCw


    « Последнее редактирование: Июль 28, 2021, 21:52:39 от Orik »

    Оффлайн JanisZ

    • Мопедист
    • Сообщений: 276
    • Степень оранжевости: 409
    • Награды За победу в гонке на  мопеде
      • Награды
    • Город: Рига
    Re: Рига-16-01 1980г.
    « Ответ #4 : Июль 28, 2021, 23:06:27 »
  • +2
  • -0
  • 8) На моей тоже на шильдике - Рига-16...

    Есть вопрос, кто ни будь видел каталог запчастей на Ригу -16?
     8) Типа  - "ZAPCHASTEXPORT"

    такой?

    http://mopedmuseum.ru/manuals/book061/

    "В/О Запчастьэкспорт"  :D
    « Последнее редактирование: Июль 28, 2021, 23:10:19 от JanisZ »

    Оффлайн Albert

    • Мопедист
    • Сообщений: 4
    • Степень оранжевости: 4
      • Награды
    • Город: Казань
    Re: Рига-16-01 1980г.
    « Ответ #5 : Июль 29, 2021, 10:45:51 »
  • +0
  • -0
  • Похоже что индекс 1601 планировался для модификации 16ой при переходе с S57 на S58. На картинке нужно обратить внимание на текст. Безотносительно экспортная или обычная. Кроме этой интересной картинки я натыкался на объявления в авито, где у продавцов обычные не экспортные 16ые, а в бумажном заводском паспорте указана модель 1601.

    https://disk.yandex.ru/i/V1fxGGgsxK1TMg
    « Последнее редактирование: Июль 29, 2021, 10:47:24 от Albert »

    Оффлайн Derbi

    • Мопедист
    • Сообщений: 4
    • Степень оранжевости: 1
      • Награды
    • Город: Рига
    Re: Рига-16-01 1980г.
    « Ответ #6 : Июль 29, 2021, 12:19:28 »
  • +0
  • -0
  • Альберт, Интересно, что за проспект с Рига-16? Он тех лет? или что-то современное? Фара смотрит в небо... Как-то неаккуратно для заводской съёмки...

    Оффлайн JanisZ

    • Мопедист
    • Сообщений: 276
    • Степень оранжевости: 409
    • Награды За победу в гонке на  мопеде
      • Награды
    • Город: Рига
    Re: Рига-16-01 1980г.
    « Ответ #7 : Июль 29, 2021, 14:30:44 »
  • +0
  • -0
  • Да и 16я не мопед вовсе а мокик  :D :D :D

    Оффлайн Albert

    • Мопедист
    • Сообщений: 4
    • Степень оранжевости: 4
      • Награды
    • Город: Казань
    Re: Рига-16-01 1980г.
    « Ответ #8 : Июль 29, 2021, 18:33:59 »
  • +1
  • -0
  • Проспект нашел в просторах сети интернет. Похож на страничку из Каталога «Товары народного потребления» СССР. Но точно происхождение не помню.

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 6749
    • Степень оранжевости: 9166
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Рига-16-01 1980г.
    « Ответ #9 : Июль 29, 2021, 23:12:03 »
  • +3
  • -0
  •  8) Как-то уж всё сложно получается…. Спасибо Владимиру Гордееву за предоставленные материалы!

    Посмотреть каталог

    Не зря я искал этот каталог….. Теперь вопросов ещё больше, чем ответов….

    Ну по крайней мере стало ясно, что за границу продавались рамы под юниоровский бак…. Обычный бак в этом каталоге отсутствует….. Но это не значит, что за границей были только мопеды с юниоровскими баками…

    Первое что бросается в глаза – «Каталог составлен с учетом изменений, внесённых  в конструкцию мопеда на 1 января 1976 года»
    Судя по каталогу, изначально мопед Рига-16 планировали комплектовать двигателем Ш-57 с педалями….. И тому полно подтверждений в виде плавающих по сети рекламных проспектов......, и в большинстве случаев действительно виден двигатель Ш-57 c педалями:



     в том числе и с кикстартером… При чем, сам рычаг крепился к валу клином, а пружина была справа, под крышкой зажигания….. Как на Риге-14:





    По сравнению с «экспортной» 12-й, согласно каталогу, на 16-й  с Ш-57 изменены – вилка, руль, рычаги, сидение, задний фонарь и багажник.
    Честно говоря, я думал что это просто поздняя «двенашка»….. И фотки таких прототипов плавают именно с надписью Рига-16….. Это явно мопед на границе 75/76г.

    Впору вспомнить про переходки… Они были всегда….. самой загадочной была Рига-5…… 11/13…. Причем, часто нумерация модели на заводе не совпадала с тем, что было на ценнике, в журналах  или инструкции….. Как правило то, что придумал конструктор, на 100 процентов никогда не шло в серию….. Были минимальные изменения предыдущей модели, чтобы как можно меньше пришлось бы перестраивать производство! Ибо план!
    Чем больше вносим изменений, тем больше премий!

    Кстати о птичках, а у кого ни будь есть инструкция на Ригу-16 без 01?
    Вот и я не видел! До сего момента, бытовало мнение, что 16-01 это типа 16-я с юниоровским баком!
    Похоже, не всё так просто!

    Обычно модель определяет двигатель…..  Исключение Рига-7/11 (хотя на 11-й и добавилась буква У в маркировке двигателя, но на бумаге :)) )

    Самое интересное в этом каталоге начинается в первом приложении!
    «При комплектовании мопеда Рига-16 двигателем Ш-58 с кикстартером следует пользоваться приложением 1»



    А там – привычная нам 16-я с юниоровским баком!  :))  :'(  :))


    Это типа чтобы потомкам было бы проще «концы» найти!

    Может индекс 16-01 – это как раз и есть упоминание комплектации по первому приложению c двигателем Ш-58?

     8) К чему это я … Кроме картинок в интернете, я видел фотки из архива SZ, где «переходка с педальным Ш-57» именовалась именно как Рига-16.

    Что, собственно и подтверждает статья, которую предоставил Albert...



    Есть мнение, что в планах завода было выпускать мопеды как с педальным приводом, так и с кикстартером, но в составе одной модели…. Ну типа под заказ…. Но не сложилось…. Ибо завязка по двигателям была в Литве, а они и так подтормаживали...  по словам работников завода.

    Каталог вещь серьёзная, товар идёт за границу! Явно информация получена на прямую с завода  и понятное дело, что всё несколько раз перепроверялось! В том числе и компетентными органами!

    ....Как-то неаккуратно для заводской съёмки...

     8) Скорее всего фотограф из журнала был хреновый - фара блик от фотовспышки отсвечивала! Поэтому и повернули...  :))  :'(  :))
    « Последнее редактирование: Январь 08, 2022, 17:49:51 от Orik »
    Здесь был Orik

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 6749
    • Степень оранжевости: 9166
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Рига-16-01 1980г.
    « Ответ #10 : Сентябрь 06, 2021, 21:48:50 »
  • +3
  • -0
  •  8) Ну, как-то так:





    Закончил поздним вечером.... Было темно, поэтому цвет не передался.....
    Здесь был Orik

    Оффлайн Mihas123

    • Мопедист
    • Сообщений: 176
    • Степень оранжевости: 24
      • Награды
    • Город: Аткарск
    Re: Рига-16-01 1980г.
    « Ответ #11 : Сентябрь 06, 2021, 22:01:35 »
  • +0
  • -0
  • бензобак четкий...жаль, у нас таких не найти)

    Оффлайн JanisZ

    • Мопедист
    • Сообщений: 276
    • Степень оранжевости: 409
    • Награды За победу в гонке на  мопеде
      • Награды
    • Город: Рига
    Re: Рига-16-01 1980г.
    « Ответ #12 : Сентябрь 06, 2021, 22:40:12 »
  • +1
  • -0
  • А чОрные зеркала будут?  8) :o ::)

    « Последнее редактирование: Сентябрь 06, 2021, 22:43:22 от JanisZ »

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 6749
    • Степень оранжевости: 9166
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Рига-16-01 1980г.
    « Ответ #13 : Сентябрь 07, 2021, 21:52:28 »
  • +0
  • -0
  • о поводу коленвала вопрос: вы его так оставили? не стали перепрессовывать?
    Так и оставил.... Криминала не обнаружил. Двигатель работает четко!



     8) Днём она уже намного веселее смотрится!  :D



    Здесь был Orik

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 6749
    • Степень оранжевости: 9166
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Рига-16-01 1980г.
    « Ответ #14 : Сентябрь 07, 2021, 22:21:59 »
  • +0
  • -0
  • скорее всего индекс -01 означает исполнение...ну по крайней мере сужу по своей работе конструктора....на чертежах исполнения детали делаются через тире...тут, думаю, имеет место быть, что Рига 16-01 - это исполнение с Ш-58, а просто Рига-16 - это должна была быть с Ш-57...

    Может и не должна, но планировалась!  :))  :'(  :))
    Здесь был Orik