Особый раздел > Задай свой вопрос специалисту

Дедушка отвечает на часто задаваемые вопросы

(1/5) > >>

wagner:
Прошу понять, если вы задаёте свой вопрос в личке, то я конечно же вам стараюсь ответить. Но этот ответ прочитаете только вы.
За 300 лет моего пребывания на этом форуме вопросы сильно не изменились.
Может перестанем стесняться своих незнаний, тут все свои ребята. Многие знают больше дедушки, он могли бы что то новое привнести в нудные дедушкины повествования.
Ну давайте для примера несколько типичных тем, которые волнуют умы человечества.

1. Дедушка и компрессия

В мануале указана степень сжатия. Конкретно для советского двухтактника это отношение рабочего объёма к объёму камеры сгорания.
Если объём 49,9 см3, а камера сгорания 6 см3, то получаем отношение 8,31/1. Камеры сгорания встречались от 9 до 5,5 см3, это зависело от прокладок, колхоза предыдущего владельца, колхоза от самого завода и так далее.
Двух одинаковых моторов вы не найдёте. И рассчитывали первые Ш50-52 под бензин АИ-66, АИ-72.
Позже появился АИ-76. Поэтому справочник и указывается примерный диапазон степеней сжатия.

Конкретно сейчас можно сделать камеру сгорания 5 см3. Меньше простым торцеванием гильзы или проточкой головы не получить, поршень достанет до головы изнутри. Это степень сжатия 9,98/1. Но поскольку у нас не чистый бензин, а смесь масла, бензина и выхлопных газов, то такая степень сжатия точно подходит под смесь бензинов АИ-92 и АИ-80 в пропорции 1/1. Что равнозначно: "Ездите пацаны на любом бензине и не парьтесь по этому поводу"
Для степени сжатия 12/1 под АИ-92 или 13/1 под АИ-95 надо заваривать камеру сгорания или точить новую голову.
Но тут уже ресурс падает, нагрузки на подшипники коленвала, а так же подшипники НГШ и ВГШ вырастают.


А компрессия это величина которая характеризует состояние мотора. Она зависит от наличия масла внутри цилиндра, от оборотов, на которых её измеряют и от степени сжатия тоже.
Измеряют компрессию компрессометром. Единицы измерения кгс/см2.

Для примера. У вас много масла в цилиндре, вы крутите мотор 1000 об в мин. Компрессометр зашкаливает, стрелка показывает выше 16 кгс/см2. Вы думаете это хороший мотор? Просто масло и высокие обороты не дают прорваться воздуху через зазоры между поршнем и цилиндром. Воздух не успевает уйти.
Зато он прекрасно улетучивается на малых оборотах. И мотор не тянет.

А ещё изношенная поршневая, при отличной компрессии, не создаёт нужного разряжения в КШК и мотору не хватает того количества смеси, что поступило в надпоршневое пространство. Износ то у нас посередине цилиндра, а вверху и внизу износ минимален.
Вот и смешно за вами наблюдать, когда компрессия отличная, а мопед не едет.

Честно измеряют компрессию прокручивая коленвал рукой. При этом стенки гильзы слегка смазаны маслом. Самое честное произвести измерения после того, как мотор поработал на штатной смеси.
С одного оборота рукой за коленвал (с помощью ключа) компрессометр должен показать 2-4 кгс/см2. Это признак правильной поршневой. Такой мотор будет тянуть с низов.

Посмотрите пожалуйста видео. Вдумчиво и полностью.

http://my.mail.ru/video/bk/wagner67/1#video=/bk/wagner67/1/109

Ребята, вы меня удивляете. Медицинским шприцем на 10 мл и маслом не проще ли измерять все объёмы?
При вкрученной свечке учитывается даже её внутренний объём.
Таким способом проверяются все камеры сгорания на рабочих моторах без их разборки. Поршень в ВМТ, срез свечного отверстия параллельно горизонту и заливаем масло. По остаточному уровню масла в шприце можно судить об объёме камеры сгорания.

Обычно для гражданского мотора под бензин АИ-92 должна соблюдаться следующая пропорция, камера сгорания 1/10 от рабочего объёма.
У дешки 45,5 см3 Значит камера сгорания 4,55 см3. По факту бывает 6-10 см3.
6 см3 едет нормально, более этого сложно добиться полного сгорания смеси, свеча постоянно в копоти.

Делать камеру сгорания менее 1/10 лишено смысла. Ни мощности, ни скорости это не прибавляет, а ресурс уменьшается. Единственным, логически обоснованным шагом, может послужить уменьшение камеры сгорания до 3,7 см3, если у вас спортивный поршень с одним тонким стальным кольцом и подразумевается использование каких то хитрых топливных смесей.

Поэтому я пока не понимаю зачем регулировать объём камеры сгорания. Объём должен быть неизменным или оптимальным. Рассчитанный на работу с каким то бензином. Больший объём может привести к неполному сгоранию смеси, меньший к уменьшению ресурса. Вы конечно можете ставить эксперименты, но я вам и так скажу. Лучше чем 1/10 не бывает. При таком соотношении характеристики мотора наилучшие.
И по топливу скажу, самая лучшая смесь для 1/10 и дешки, это смесь бензина АИ-92 и АИ-80 в равных пропорциях с маслом Вальволин синтетика 2Т 1/33 к бензину.

Мы в Саратовском клубе ставили эксперименты с топливными смесями, поэтому можете прислушаться к моему совету.



--- Цитировать ---Чего 2 чего 5 ? Компрессия зависит от оборотов.
Вот рекорд с одного оборота. Нормой считается 2-4 кгс/см2

https://youtu.be/WiibuKKjUD8

Даже не норма, а признак очень неплохой поршневой. Если крутить этот мотор 3000 об в мин, то компрессометр зашкалит.
И убитый напрочь мотор может при 3000 об в мин и с маслом зашкалить компресометр.
Себя то зачем обманывать? С одного оборота гораздо понятнее и честнее.
--- Конец цитаты ---


--- Цитировать ---Это зачем? Самый архитренированный товарищ больше 8 кгс/см2 рукой за коленвал не накачает. То есть вы просто приведёте все моторы к одинаковому значению и не сможете понять какой мотор лучше, а какой хуже.

Один оборот даёт гораздо больше информации. Если стрелка хоть на чуть чуть сдвинулась, значит мотор уже заведётся. Но ещё нет гарантии герметичности прокладки.
2кгс/см2 это гарантия что прокладка герметична и мотор будет тянуть на второй скорости.
4кгс/см2 это уже очень хорошо подогнанные кольца
6кгс/см2 это обкатанный мотор
Больше 6 с одного оборота получить не удавалось. Разве что масла половину цилиндра налить, тогда будет 8.

При измерениях в мастерской на столе цилиндр чуть смазываем маслом, как на рабочем моторе. На рабочем моторе полезно измерить компрессию сразу после того как мотор поработал некоторое время.
--- Конец цитаты ---


--- Цитировать ---Давайте для начала разберёмся что же такое компрессия и от чего она зависит.
Оптимальная степень сжатия для относительно современный моторов 2Т 1/10 под АИ-92.

То есть, степень сжатия будет одинакова и для дешки и для вешки и для большей кубатуры. Будут разные по объёму камеры сгорания.
Считают степень сжатия как рабочий объём делить на объём камеры сгорания. Начало перекрытия окон не в счёт, на быстром моделировании процессов цилиндр воспринимается как сплошной.

А раз оптимальная степень сжатия одинаковая, значит и компрессия будет одинаковой для всех идеальных моторов.
Если, конечно, камера сгорания не будет слишком большого объёма или слишком маленького. Но речь о старинных или спортивных моторах мы тут не ведём.

Представим себе изношенный цилиндр (овал, бочка, задиры и так далее) В верхней части цилиндр не изношен. Поэтому с маслом в зазорах на больших оборотах можно наколотить и 12 и 16 и более того КГС/см2.
А на малых столько не получится. Обманув себя таким образом можно потом рисовать посты на форуме, говорить что палец вышибает и колесо идёт юзом. А где разряжение, а где нужное количество смеси, которое должно поступить в КШК. Что вообще получил мотор для полноценного заряда? В половину меньше от требуемого? Где холостой ход?
Всё просвистало в зазор через впуск и выпуск на такте разряжения в КШК.

Теперь представим идеальный цилиндр и идеальный поршень, кольца притёрлись идеально. Даже при медленном сжатии воздух никуда не убегает. А если убегает, значит что то не так.

С кика вы раскручиваете мотор для уверенного старта. Это выше холостого хода. Холостой ход может быть от 1000 до 3000 об в мин, в зависимости от типа мотора. Передаточное число от кикстартера до коленвала от 33/1 до 9/1. С одного кика вы раскручиваете мотор до оборотов дрели. Это уже не так наглядно и по сути тоже обман.

Обманом можно считать и излишнее количество масла в цилиндре. Густое масло, отличающееся от того, что вы применяете тоже обман. Прокрутка на холодную тоже обман по сути.
Надо чтобы мотор был на рабочей температуре и с рабочей плёнкой масла на цилиндре. То есть в идеале хотя бы завести мотор и дать ему немного поработать, а потом ключом за коленвал сделать один оборот с компрессометром.

Давайте этой методики и придерживаться. Если не трудно, то сообщите какая компрессия у вашего мотора по этой методике. И тогда можно будет понять в каком состоянии ЦПГ.
--- Конец цитаты ---


--- Цитировать ---
--- Цитировать ---12-16 ати на двухтактнике
--- Конец цитаты ---

Да, те моторы у которых 2 кгс/см2 с оборота, покажут 12-14 от дрели.
У которых 4-6 с оборота, покажут 14-16 кгс/см2 от дрели.

Обороты дрели 2500-3000 об в мин, под нагрузкой 800-1000 об в мин. У меня есть видео, только надо найти. Не часто снимаю такие вещи, поскольку это чревато поломкой резьбы на цапфе. С гайкой не так страшно, можно латунную поставить, а винт в моторе В50 потом придётся высверливать. Или дрели придёт кирдык.
Я попробую на подходящем моторе снять видео ещё раз, для вас. Прямо чтобы компрессометр зашкалил.

Вообще  у нас есть понятие презумпции невиновности. Не я должен доказывать, а вы должны доказать что это не так.
У меня нет сильного желания ломать дрель, мотор и компрессометр.


--- Цитировать ---обороты заводки - хоть киком, хоть электростартером - значительно меньше оборотов холостого хода.
--- Конец цитаты ---

2 об в сек обороты педального вала. 120 об в мин при 33/1  3960 об в мин обороты коленвала. С кикстартера обороты вала кикстартера выше.  4 об в сек примерно у Ш62 и Ш58, рывок резче чем педалями из за меньшего сопротивления. Передаточное число 13/1 у Ш62, примерно столько же у Ш58.  3120 об в мин.

 9/1 у В50 Там кикстартеру вращаться ещё легче.   Всё равно более 3000 об в мин для запуска будет.

Холостой ход у Ш58 это 2200 об в мин или чуть больше. У В50М это 1800-2000 об в мин.

На видео 1860 об в мин чтобы понимали насколько это мало.

https://youtu.be/KWJXnWtcYmA?t=4m56s

Зачем спорить если очевидно что мотор ниже оборотов холостого хода работать не может. Разве что в режиме торможения двигателем.


Вот, специально для вас нашёл.

https://youtu.be/hle_j9ca96s?t=1m21s
--- Конец цитаты ---


--- Цитата: Wagner ---
--- Цитировать ---тем самым мы создадим справочную базу
--- Конец цитаты ---

Я же уже дал справочную базу. 2кгс/см2 с одного оборота это норма.
Объём камеры сгорания 1/10 от рабочего объёма.
Будет 4-6-8 с одного оборота это уже не важно, достаточно 2.

Перед холодной обкаткой может быть менее 2 кгс/см2  Особенно если поршень с одним кольцом.
В этом случае либо крутить на холодную до получения нормы, либо заводить как есть.

И всё, более ничего интересного компрессометр вам не покажет. Гораздо интереснее информация с вакууметра.
Но методика пока прорабатывается, я пользуюсь методом сравнения удачных и неудачных моторов. По абсолютным цифрам пока отчитаться не готов.
Лучшие моторы на шкале показывают 12 см. рт. столба, норма 10. Но стрелка прыгает. Буквально вчера установил обратный клапан и стрелка стала останавливаться. Результаты немного другие. Поэтому пока ничего я вам не говорил.

Вакуумметр лучше проиллюстрирует состояние поршневой, сальников и прокладок.  Там износ бочкой можно отловить. А компрессометр этого не отметит, пока совсем зазоры по миллиметру не будут.
Так же вакуумметр укажет на разницу разряжения при уничтожении паразитного объёма вкладышами в коленвал.
И открывание лепесткового клапана он отловит.

И ещё. Рекордные значения компрессии и разряжения это не всегда польза. Для оборотов и ресурса это вред.
Никогда не будет прямой зависимости от компрессии. Нельзя точно утверждать что мотор с компрессией 16 кгс/см2 обгонит мотор с компрессией в 14 кгс/см2.
Мотор это набор компромиссов, кто его точнее угадал, тот и построит лучший мотор.

Поэтому создавать базу данных не имеет смысла.
--- Конец цитаты ---

wagner:
2. Дедушка и объём камеры сгорания.


--- Цитировать ---Здравствуйте! я так понял, что оптимальный вариант, проверенный временем, и не сокращающий ресурс Д - это камера с объемом в 4.55, да? не будет ли перегрева по сравнению со стоковыми 6-7 см3?
--- Конец цитаты ---

В диапазоне от 4,5 до 6 см3 смесь сгорает полностью, независимо от марки бензина.
Вот этих цифр и придерживайтесь.

Перегревом каждый называет какое то своё понятие. У кого то поршень оплавился и припаялся к цилиндру потому, что материал поршня неправильный, новодельный, легкоплавкий. Это перегрев?

У кого то поршень клинит в цилиндре от неправильных тепловых зазоров. Может это перегрев?

 У кого то карбюратор кипит в жару от отсутствия термоизолирующей прокладки. Это тоже перегрев?

А кто то в гору с двумя мешками картошки едет километр.

 А кто то топливо забеднил до неприличия.

А кто то фазу нарушил и поршень опускается на 5 мм ниже кромки перепускных окон. Струя продувки бьёт мимо и не отбирает у днища поршня тепло. А бывает глушитель забит нагаром.

И всё это перегрев. "Приведение  камеры сгорания к оптимальному объёму" в этом списке нет.

wagner:
3. Дедушка и масло для коробки советского двухскоростного мотора


--- Цитировать --- Подскажите, какое масло залить в Ш-58? По устаревшей инструкции 400г М8 лить надо, но я думаю 10W40 залить полусинтетику - я на правильном пути?
--- Конец цитаты ---

Нет, вы на неправильном пути. Моторное масло предназначено в основном для пар трения и заодно смазывает вспомогательные узлы. Он не липкое и относительно жидкое.

Для коробки надо коробочное масло или трансмиссионное, которое липнет к шестерёнкам. По всем параметрам лучше чем ТАД-17 нет, если бы не одно обстоятельство. ТАД-17 густое, а диски сцепления у нас в масле. Поэтому шестерни будут тормозиться, а сцепление проскальзывать. Зато не будет шума и будет больший ресурс.
Но для этого надо дорабатывать сцепление.

Есть альтернатива ТАД-17, трансмиссионные масла марки 80W-90 или 85W-90 или даже 75W-80. Эти масла относительно жидкие и липкие. На данный момент это самый лучший вариант.
А совсем эталон для мопедной коробки вот это масло:



Внимательно посмотрите на коробку мопеда в момент сборки, какие там люфты между шестерёнками и валами, какие люфты в зацеплении шестерён главной пары или коробки. И как уменьшается шум от трансмиссии после заливки ТАД-17.
Уменьшение шума говорит нам о том, что во все зазоры проникло масло и нет контакта металла об металл.

По большому счёту мы можем заменить подшипники и сальники, можем провтулить отверстие шестерни, можем подложить шайбы для устранения продольного люфта. Но шестерни то мы как подружим между собой? Да и кто вообще этим хоть раз занимался?

Красиво выглядит коробка после работы на ТАД-17. Масло чистое, поверхности зубьев зеркальные, подшипнички все довольные.

Им нет дела до того, что масло не предназначено.  Плата за использование неподходящего масла всего лишь меньшая на 2-3 км в час максималка и проскальзывающее сцепление. Максималка для ресурса вредна, а сцепление просто дорабатывают. Делают маслоотводные канавки глубже, пружину жестче, количество дисков больше.

А как хорошо ехать ранним утром под песню мотора, в которой нет лязгающих, рокочущих и звенящих призвуков.
Зная что коробка с ТАД-17 прослужит вечно.

wagner:
4. Дедушка и пропорция масла


--- Цитировать ---Почему нельзя 1/50, ведь на упаковке написано что льзя?
--- Конец цитаты ---

Моторы серии "Д" это довольно интересный агрегат.
Если вы обедняете смесь, то повышаются обороты и максимальная скорость мопеда. Но с такой настройкой мотор клинит. На холодную, с таким положением винта качества, мотор не заводится.
На богатой смеси мотор отлично заводится и нормально тянет, но у него нет оборотов.

То же самое и с контактным зажиганием. При большем опережении мотор набирает обороты, но не тянет на низах.
При меньшем опережении мотор тянет с места лучше, но у него нет оборотов. И следует помнить что любое отклонения УОЗ от заводских рекомендаций это неизбежное уменьшение силы искры.

Многие годы мопедисты ищут пути повышения оборотов и тяги одновременно. Электронное зажигание с оперативной регулировкой УОЗ, в зависимости от оборотов, другие карбюраторы. Шиберы, лепестковые клапана, резонаторы.

Но вот чего мопедисты не могут изменить, так это смазку вместе с бензином. Неизбежное обеднение смеси, для повышения оборотов, приводит к меньшему количеству смазки, которая поступает в ЦПГ.
Первыми страдают сальник и втулка ВГШ. Потом бобышки поршня. Подшипник НГШ и подшипники коленвала сдаются самыми последними.

Наличие масла в КШК не показатель. Дешник грязнуля по сути, КШК у него не прогревается и не проветривается должным образом, поэтому там неизбежно скапливается масло и мазут. При этом втулка ВГШ может быть сухой, а сальник сгоревшим.

Вот поэтому 1/50 это жестоко. 1/33 гораздо гуманнее для обкатанного движка.

wagner:
5. Дедушка и лепестковые клапана.



--- Цитировать ---Нафига они нужны?
--- Конец цитаты ---


--- Цитировать ---Зачем он дешке, там же золотник есть
--- Конец цитаты ---


--- Цитировать ---Во сколько раз увеличивается мощность с лепестками
--- Конец цитаты ---


Ответ на первый вопрос  лучше всего посмотреть тут:

Лепестковые клапана

Вот самые понятные картинки по этому вопросу. Вы все умные, поймёте что и как.






Золотник у дешки имеет фиксированные фазы. На малых оборотах всё равно присутствует обратный выброс, так как при начале сжатия смеси в КШК золотник всё еще открыт. На высоких оборотах мешает фаза предварительного разряжения, которая на верхах не нужна, так как создаёт насосные потери.
Лепестковый клапан изменяет фазы с ростом оборотов, делая их оптимальными.

Теоретически лепестковый клапан должен увеличивать мощность вдвое. На практике мы получаем незначительное увеличение мощности и значительное увеличение крутящего момента на старте.

Те, кто думают что установка на дешку поршневой увеличенной кубатуры повысит мощность, ошибаются. Увеличенный вес поршня и навески увеличивает вибрацию и тем самым ограничивают максимальные обороты. А обратный выброс смеси на старте  достигает вселенских масштабов. Крутить педали всё равно придётся. Особенно в односкоростном варианте.

Лепестки на 50 см3 выигрывают у 70 см3 без лепестков однозначно.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии