Автор Тема: Лямень: подробный рассказ о материалах  (Прочитано 24077 раз)

Оффлайн SEvg

  • Мопедист
  • Сообщений: 328
  • Степень оранжевости: 206
  • Награды Знания, опыт Участник мегачелленджа 1 степени
    • Награды
  • Город: Ярославль
  • +2
  • -0
  • Перед тем, как приступить к рассказу об этом материале(ах), бородатый коммунистический анекдот:
    Международный конкурс на лучшую книгу о слонах.
    США - буклет на 20 страниц. Первые 10 - реклама, 2 страницы - "популярно о слонах", 8 - реклама.
    Франция. Трехтомник. 1-ый том - 10 страниц, "Слоны", 2-ой - 20 страниц, "Слоны и женщины", третий, 100 страниц - "Женщины"
    СССР. Талмуд из двух частей. Часть первая (1000 стр.) - "Полный курс слоноведения", вторая (также 1000 стр) - "Слоны и бригадный подряд".
    Предполагаю также разбить дискуссию на 3 2 части, а именно - 1. Алюминий 2. Алюминий и мопеды. 3 Женщины.
    « Последнее редактирование: Апрель 05, 2013, 09:36:31 от SEvg »
    Gonna get endless.

    Оффлайн SEvg

    • Мопедист
    • Сообщений: 328
    • Степень оранжевости: 206
    • Награды Знания, опыт Участник мегачелленджа 1 степени
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Лямень
    « Ответ #1 : Апрель 05, 2013, 09:35:58 »
  • +2
  • -0
  • Начну потихоньку.
    Обычно, при описании детали, состоящей из металла серебристого цвета, в зависимости от ее качества (прочности, вида, обрабатываемости), именуют либо "Крутой алюминий", либо "Дюраль" либо "Голимый силумин". Или что - то в этом духе.
    Истинному мопедисту подобные термины надо забыть навсегда. А, если всуе, все же подобные слова были произнесены, то немедленно выпить два литра бензина, облиться отработкой и самосжечься.
    С этого дня мопедист должен знать следующее:
    1. Алюминий в чистом (или почти чистом) виде, хотя и повсеместно встречается, истинному мопедисту неинтересен, ибо мягок, пластичен, имеет низкую прочность. Может быть применен в виде электротехнической проволоки для подвязывания всего и вся отвалившегося в дороге, прикручивания шлангов за неимением хомутов, в виде прокладок, изготовленных из пищевых банок с напитками (кто не знает - это чистейший алюминий, если банка не железная, конечно) и подобной чихни. Оставим его электротехникам и пищевикам. Нас же интересуют...
    2. Сплавы. И тут надо сразу запомнить ключевой термин - СИСТЕМА. Т.е. то вещество, которого в алюминии больше всего.
    Например: Самая известная у мопедистов (любой цветовой ориентации) система - это Алюминий - Кремний. Напоминаю, что Кремний по - буржуйски - "Силикон", отсюда сплавы этой системы - Силумины.
    Про дурацкий термин "дюраль" не хочу упоминать вообще - читайте об этом в Педивикии, она пока не запрещена. Это сплавы системы Алюминий - Медь.
    Есть еще куча как известных систем (Алюминий - Магний, например), так и абсолютной экзотики, типа Алюминий - Литий или, Бериллий. Но в практической жизни мопедиста они тоже не особо нужны.
    По способу получения заготовки. Вся эта куча делится всего на два типа - литье (расплавили, залили в форму) и деформируемые (сдавили, спрессовали, прокатали, отштамповали и т.д.)

    Очень важная тема. Выношу на главную сайта. Скайнет.
    « Последнее редактирование: Апрель 05, 2013, 09:48:18 от SEvg »
    Gonna get endless.

    Оффлайн SEvg

    • Мопедист
    • Сообщений: 328
    • Степень оранжевости: 206
    • Награды Знания, опыт Участник мегачелленджа 1 степени
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Лямень: подробный рассказ о материалах
    « Ответ #2 : Апрель 05, 2013, 11:33:17 »
  • +2
  • -0
  • Продолжаем.
    В связи с тем, что 99% деталей из алюминиевых сплавов, с которыми соприкасаются руки мопедиста за его короткую яркую жизнь имеют литое происхождение, пока разовьем тему именно в этом направлении.
    Начнем с основных изделий.
    Двигатель и его составляющие:
     - Рубашка цилиндра
     - Головка цилиндра
     - Картеры и крышки
     - Поршень.
    Цели и задачи у этих деталей разные, а следовательно, разными будут как материалы, так и технологии их изготовления.
    На деталях, произведенных во времена СССР, было обязательным требование нанесения марки материала литым способом, не клеймением, травлением - а именно литым. Причем встретить можно две вариации (Из - за принятия в 1989 нового ГОСТа), никак, кстати не связанные с годом изготовления детали.
    1. Сплав именуется АЛ и номером. Например АЛ4. АЛ - Алюминиевый Литейный. Цифра 4 - ни о чем. Просто номер.
    2. Сплав именуется АК и номером, после чего может быть еще куча букв и цифирей. А - Алюминий, К - Кремний (Вспоминаем ранее введенное понятие "Система") . Цифра - содержание кремния в %. Например АК4.
    А дальше - остальные элементы, Например АК5М2 - 5% Si (разбег от 4 до 6), 2% Cu (Разбег от 1,5 до 2,5%)
    Мг - Магний, Н - Никель и т.д...Если есть буква, но нет цифры, значит содержание этого элемента около 1%.
    Буржуйские обозначения идентичны, только на буржуйском языке - например AlSi12Cu4.
    « Последнее редактирование: Апрель 05, 2013, 12:01:28 от SEvg »
    Gonna get endless.

    Оффлайн SEvg

    • Мопедист
    • Сообщений: 328
    • Степень оранжевости: 206
    • Награды Знания, опыт Участник мегачелленджа 1 степени
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Лямень: подробный рассказ о материалах
    « Ответ #3 : Апрель 05, 2013, 16:25:30 »
  • +2
  • -0
  • Таблицы взаимосвязей старых и новых ГОСТов выкладывать не буду - легко найдете их прогуглив тему.
    Теперь к нашим баранам мопедам. Начнем с корпусных деталей. Из них две являются деталями цилиндра, остальные - картерно - крышечные. Причем, одна из них интересна еще тем, что она - составная. Внутри нее чугунная штука.
    В чем , собстнно разница этих деталей, с точки зрения условий работы, спрашивают знатоков? Знатоки, некоторое время чешут репу, а потом радостно вспоминают - ааа, температура же!!!
    Материал всех этих деталей, крышек, цилиндра, головки - одинаков. Старый добрый АЛ4, или АК9 по новому. Крышки генератора и сцепления, правда на V иногда были из АЛ2 (АК12).
    Так в чем же разница?
    Gonna get endless.

    Оффлайн Enot-Palaskun

    • Мопедист
    • Сообщений: 231
    • Степень оранжевости: 291
    • Горячие Клапаны
    • Награды Участник мегачелленджа 2 степени
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Лямень: подробный рассказ о материалах
    « Ответ #4 : Апрель 05, 2013, 21:50:53 »
  • +0
  • -0
  • Упрощений не надо. Можно и более технично, мы люди образованные. Очень интересуют различные варианты отделки алюминия: гальваника, травление, лазер и т.д.
    vk.com/hotvalves

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7573
    • Степень оранжевости: 2537
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс
    Re: Лямень: подробный рассказ о материалах
    « Ответ #5 : Апрель 06, 2013, 02:04:23 »
  • +1
  • -0
  • Эстафету подхватывает трезвый дедушка Вагнер. Он слямзил еретический рецепт анодирования алюминия.
    Но, как говорится, "мопед не мой". Я использую иные методы.

    Цитировать
    Дюралюминии (алюминий) станет более красивым, если его подвергнуть анодированию, в результате которого на поверхности образуется тонкий пассивный слой, препятствующий дальнейшему окислению.

     Анодированная поверхность имеет приятный серый цвет. Кроме того, после анодирования алюминиевое изделие может быть легко окрашено в любой цвет обычными анилиновыми красителями.

     Сначала готовят раздельно два насыщенных раствора - питьевой соды и поваренной соли - в кипяченой воде при комнатной температуре. Для получения насыщенного раствора растворение необходимо вести не менее получаса, периодически помешивая раствор. После этого растворы должны отстояться в течение 15 минут, и их нужно профильтровать.

     Затем готовят электролит путем смешивания девяти объемных частей раствора питьевой соды и одной объемной части раствора соли (9:1).

     Электролит хорошо перемешивают в стеклянной посуде.

     Перед анодированием деталь тщательно зачищают Мелкой наждачной бумагой, обезжиривают (можно в горячем растворе стирального порошка) и промывают в проточной воде, после чего к ней не следует прикасаться руками. Затем анодируемую деталь погружают в раствор электролита, который должен находиться в алюминиевой посуде. В качестве источника тока можно использовать регулируемый выпрямитель на напряжение 12 В и ток до 2 А или автомобильный аккумулятор.

     "Плюс" источника тока присоединяют к детали, "минус" - к алюминиевой емкости с электролитом. Плотность тока должна составлять около 15 мА/см2. Для выполнения этого условия требуемую плотность тока нужно умножить на площадь поверхности детали в квадратных сантиметрах. Рассчитанное таким образом значение тока поддерживают регулировкой источника тока.

     Анодирование длится около 90 мин - до тех пор, пока деталь не покроется голубовато-серым налетом. Процесс анодирования можно наблюдать по выделению пузырьков воздуха и появлению легкого серого налета на поверхности анодированной детали.

     После окончания анодирования деталь промывается в проточной воде и очищается хлопчатобумажным тампоном, смоченным в растворе марганцовки, от продуктов электрохимической реакции. После этого поверхность детали становится гладкой, со светло-серым оттенком Деталь еще раз промывают в проточной воде и высушивают на воздухе.

     При желании деталь после анодирования можно окрасить в растворе анилинового красителя. Красящий раствор содержит 15 г красителя и 1 мл уксусной кислоты на 1 л воды.

     Окрашивание производят в подогретом до 60...80°С растворе. Длительность выдержки в растворе зависит от необходимой насыщенности цвета и обычно составляет 10...15 мин. Для закрепления окраски покрашенную деталь выдерживают в кипящей дистиллированной воде в течение 1...1,5 мин.

    Взято отсюда



    Второй еретический способ.

    Цитировать
    1.обработка поверхности:

     Нождачка> равномерно ширшавая поверхность

     Щетки> ширшавая поверхность с направлением рисунка шлифовки

     Полировка> очень гладкая поверхность

     Пескоструй>средне ширшавая поверхность

     Травление>мало ширшавая поверхность

    2.Очистка:
     Очень важно для успешного анодирования,избавить деталь от жира и грязи.
     Лутше всего это можно сделать химическим путём с помощью,
     ванны из щелочи питьевой соды или соды.
     После очистки остатки щелочи,соды нужно смыть.



    Цитировать
    3.Анодирование:
     Больше всего распространенный а также самый простой процесс для образования оксидной пленки на поверхности метала - это так называемый процесс серной кислоты постоянного тока. При этом детали погружаются как анод (положительный полюс) в водянистую ванну серной кислоты,отрицательный полюс так-же погружаются в ванну(в виде свинцовой или алюминиевой пластины). При примерно 12-18 вольт постоянного напряжения и электрической плотности 1,5 A/dm ² Анодирование происходит более 10-60 минут.
     После с деталей нужно обязательно смыть остатки кислоты!



    Цитировать
    4.Окраска:
     Для этого потребуется ванна с раствором краски.Раствор разогреваетса до 50 °C, и деталь находитса внём примерно 10-15 мин.
     Можно использывать текстильную краску,ну и конечно спецыальную краску для анодирования





    Цитировать
    5.Консервация:
     Для консервации детали нужно кипятить в воде 45-60 минут.



    Цитировать
    Нам потребуетса:
     1.серная кислота 15-20%,или электролит из автомобильных акамуляторов
     (в катором имеетса 37% серная кислота каторую нужно соответственно разбавить)
     2.Дестилированная вода 5Л

     3.Краска(желателно в порошке)

     4.Заряжающее устройство для акамуляторов автомобилей или конечно лабораторный блок питания

     5.Пластина из свенца или алюминия 100х200мм

     6.Тоненькая проволка из алюминия или титана

     7.Ванна из пласмассы или стекла подходящего размера(старая канистра или аквариум)

     Прежде всего нужно высчитать оптимальную силу тока и время для нашей детали.
     Это можно сделать по этой формуле 1,5 A Х 100 cм²=60мин (при температуре ванны +20С°)
     Например наша деталь размером 10см Х 10см Х 6см=600см²
     из этого получяетса что наше устройство питания тока должно выробатывать в течении 60мин 9А
     (600 cм² / 100 cм² Х 1,5 A = 9 A)
     Предположим наше устройство питания тока выробатывает максимально 5А соответственно мы повышаем длительность процесса.
     9 A / 5 A Х 60мин = 108мин(можно и чуть дольше это не повредит)











    Спасибо вам товарищи за информацию. Это типа ссыль, откуда взято
    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7573
    • Степень оранжевости: 2537
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс
    Re: Лямень: подробный рассказ о материалах
    « Ответ #6 : Апрель 06, 2013, 02:17:45 »
  • +0
  • -0
  • Оранжевый краситель есть в наборе для покраски пасхальных яиц.   Для Артёмки ещё раз повторю, пасхальных. Другие яйца красить не надо. Это фанатизм.

    А для творческого возбуда вот вам деталюшечка от новой втулки колеса Керосина.

    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн Frostu

    • Мопедист
    • Сообщений: 145
    • Степень оранжевости: 32
    • Heisenberg
      • Награды
    • Город: Северодонецк
    Re: Лямень: подробный рассказ о материалах
    « Ответ #7 : Апрель 06, 2013, 21:45:37 »
  • +0
  • -0
  • Интересная статья . Надо будет попробовать весь двиг зимой 2014 года  покрасить в  такой цвет :
    Скрытый текст
    И времени этот процесс много не занимает , и радость на душу приносит . Спасибо за идею .
    Сухой закон у меня .Уже не пью .

    Оффлайн linil

    • Мопедист
    • Сообщений: 1867
    • Степень оранжевости: 636
    • престарелый мопедист
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: городок
    Re: Лямень: подробный рассказ о материалах
    « Ответ #8 : Апрель 07, 2013, 08:50:25 »
  • +0
  • -0
  • Вам не интересно, не слушайте. Продолжайте, доктор! (с)

    Починяю ременные веломоторы.

    Оффлайн SEvg

    • Мопедист
    • Сообщений: 328
    • Степень оранжевости: 206
    • Награды Знания, опыт Участник мегачелленджа 1 степени
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Лямень: подробный рассказ о материалах
    « Ответ #9 : Апрель 07, 2013, 18:47:29 »
  • +3
  • -0
  • Ладно, продолжим.
    Обычно, на изломе той детали, которую видит неинопланетный мопедист невооруженным взглядом, имеется такое:

    Данная деталь:
     - сломалась от легкого дуновения на нее мопедиста весом 5 кг (Кыштымский карлик - жиртрест)
     - Попытки приварить ее к ответной части (обломку), даже прибегнув к помощи самого крутого аргонщика региона, заканчиваются матами последнего и рассказами про...
     - тот самый "Голимый силумин".
    Чтобы пояснить, чего там на изломе. Наблюдаем крупные, почти округлые зерна непонятного вещества, излом очень неровный, блеска нет. Наблюдаются черные включения инопланетного происхождения странного вида.
    Вот мы и подошли к первому ПРОЦЕССУ - то есть способу, которым данная деталь была изготовлена. Конкретно этот - литье под высоким давлением. Или просто - литье под давлением. Педивикия легко расскажет каждому про все аспекты данного процесса, картинки покажет и его суть растолкует. Но не скажет главного!
    1. Форма при данном процессе заполняется по сути, аэрозолью состоящей из мелких капель сплава в смеси с воздухом - отсюда "зернистость" излома. Прочность - никакая. Зато - великолепная точность геометрии и отличное качество поверхности - используется металлическая форма без какого - либо покрытия.
    2. Огромное количество воздуха, которое замешивается внутрь детали и сжимается под огромным давлением, изначально не позволит двух вещей -
    а) Осуществить какую - либо термообработку.
    б) Применить данную деталь для высоких температур.
    Почему??? Да все очень просто - нагрейте наглухо закупоренный сосуд с воздухом внутри и наблюдайте, чего с ним произойдет. А тут то же самое,только сосудиков таких - огромное множество в теле детали.
    3. Прессующий поршень при данном процессе, вместе с прессцилиндром - самая классическая пара трения, с которой знаком каждый мопедист. Если её не смазывать - как и любую пару -  задерет.
    Значит будем смазывать. Как правило - графитом,потому что другое при таких температурах  (выше 700)- не живет.
    Вот его и будем наблюдать в изломе.
    « Последнее редактирование: Апрель 07, 2013, 20:29:46 от SEvg »
    Gonna get endless.

    Оффлайн linil

    • Мопедист
    • Сообщений: 1867
    • Степень оранжевости: 636
    • престарелый мопедист
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: городок
    Re: Лямень: подробный рассказ о материалах
    « Ответ #10 : Апрель 08, 2013, 07:03:05 »
  • +0
  • -0
  • А зачем форму задувают аэрозолем? Чем хуже просто жидкий металл? Не проливается?
    Починяю ременные веломоторы.

    Оффлайн SEvg

    • Мопедист
    • Сообщений: 328
    • Степень оранжевости: 206
    • Награды Знания, опыт Участник мегачелленджа 1 степени
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Лямень: подробный рассказ о материалах
    « Ответ #11 : Апрель 08, 2013, 09:14:14 »
  • +0
  • -0
  • А зачем форму задувают аэрозолем? Чем хуже просто жидкий металл? Не проливается?
    Ее не задувают аэрозолем. Это и есть расплавленный металл. Просто скорость пресс - поршня в стандартных процессах литья под давлением (есть еще и нестандартные) иногда может быть и сверхзвуковой. При этом, скорость заполнения формы в отдельных сечениях еще выше - из - за разницы площадей прохода. И захват воздуха неминуем.
    Скорость высокая необходима как для заполнения тонкостенных сечений, так и просто для высокой производительности - этот процесс вообще рассчитан на огромные серии.
    Там на самом деле, все еще заморочнее. Процесс проходит в 3 этапа, при этом только во 2-ом этапе и происходит заполнение формы. После чего прессующий поршень останавливается, упершись в преграду в виде металла, заполнившего форму, а начинает работать механизм подпрессовки - еще один поршень, только большего размера, развивая огромные усилия для обеспечения питания усадки. Это приводит к окончательному "сдавливанию" ранее захваченного воздуха.
    Gonna get endless.

    Оффлайн linil

    • Мопедист
    • Сообщений: 1867
    • Степень оранжевости: 636
    • престарелый мопедист
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: городок
    Re: Лямень: подробный рассказ о материалах
    « Ответ #12 : Апрель 08, 2013, 11:29:52 »
  • +0
  • -0
  • Да, в последнее время стало очень много подобных алюминевых "железок", не поддающихся аргону.
    Починяю ременные веломоторы.

    Оффлайн SEvg

    • Мопедист
    • Сообщений: 328
    • Степень оранжевости: 206
    • Награды Знания, опыт Участник мегачелленджа 1 степени
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Лямень: подробный рассказ о материалах
    « Ответ #13 : Апрель 08, 2013, 12:50:01 »
  • +0
  • -0
  • Как понимаете, добиться от подобного материала витой стружки не представляется возможным. Хотя бывают исключения - когда деталь относительно массивная.
    Но дело в том, что этим процессом то как раз массивные детали никто и не делает!
    Основное назначение - корпуснятина. Крышнятина. В мопедном приложении - именно крышки. В железяках темной стороны - фурнитура (ручечки - курочки - кронштейнчики) и вилочные дела. Элементы аммортов.
    Ну и самая центровая тематика по всем самодвижущимся экипажам, включая авто - топливная аппаратура.
    Сплав, правда для топливных дел, из другой оперы - это ЦАМ. Система Цинк - Алюминий - Медь.
    Так делают карбюраторы, элементы запорной аппаратуры, корпуса дросселей и т.д.
    У него отличная коррозионная стойкость (к топливу) и жидкотекучесть (позволяет проливать очень тонкие, протяженные стенки). Но.. Прочность, конечно же  - никакая. Как по причине процесса (см .выше), так и просто по природе данного сплава.
    Gonna get endless.

    Оффлайн linil

    • Мопедист
    • Сообщений: 1867
    • Степень оранжевости: 636
    • престарелый мопедист
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: городок
    Re: Лямень: подробный рассказ о материалах
    « Ответ #14 : Апрель 08, 2013, 12:55:00 »
  • +0
  • -0
  • Поподробнее бы по литью карбюраторов.
    Встречал карбы трёх цветов:
    Серые
    Желтоватые.
    Красноватые.
    Есть разница? ЦАМ сильно тугоплавкий?
    Починяю ременные веломоторы.