Автор Тема: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.  (Прочитано 50486 раз)

Оффлайн Сильвер

  • Мопедист
  • Сообщений: 786
  • Степень оранжевости: 562
    • Награды
  • Город: Днепропетровск
  • +5
  • -0
  • И снова здравствуйте !
    Начну еще одно длинное-длинное, но интересное, повествование о моей не совсем Советской технике.
    На этот раз буду рассказывать о своей давней мечте - мотороллер Ява-50 тип 05. 8)
    Фото для примера: ( взято из интернета )


    Сначала небольшой экскурс в историю..
    Так уж сложилось, что первый мопед у меня был марки "Ява", потому меня именно эта марка больше всех привлекает и поныне.
    Третий по счету мопед у меня снова оказался Явой - модель 555, правда, в сильно уколхоженном виде.
    Но мне очень хотелось приобрести именно Яву 05-ой модели, у нее есть свой, особый шарм..

    Как-то я поехал по наущению друга искать адрес мужичка, у которого лежал без дела разобранный и некомплектный ЯВА Стадион С-11. Нашел его быстро, поговорили, он согласился продать и мы договорились о дне, когда я приеду забирать Стадиона..
    Когда я, в назначенный день, приехал забирать мопед, то в процессе упаковки Стадиона на грузовой велосипед мы с мужичком разговорились о Явских мопедах. Я задал вопрос - не знает ли он, может кто из его соседей продает какую-нибудь 50-кубовую Яву. Подумав, он ответил, что у одной его знакомой бабули есть то что я ищу, но адреса точного он не знал. Хотя потом пообещал сам ее найти и поговорить..
    Мне пришлось ждать почти год. Сам тоже пытался найти ту бабулю, но безуспешно. Не раз напоминал мужичку о его обещании, но он все никак не мог найти время и сьездить.
    И вот однажды я ехал по своим делам в том районе и неожиданно встретил того самого знакомого мужика. Снова ему напомнил, и он говорит - ну коль встретились, то поехали, здесь недалеко. Быстро прибыли на место, разыскали нужный дом. Постучались, вышла бабушка лет 70-75. Я поговорил с ней, она подтвердила, что у нее в сарае под огромной кучей всяких тряпок и прочих ненужностей действительно лежит мопед Ява, на котором ездил её давно уже покойный муж. На мои предложения самому раскопать весь хлам и достать мопед отказалась, сказала, что попросит своих родственников это сделать. А мне, записав мой телефон, велела ждать вестей.
    С той встречи прошло еще почти полгода, когда в один прекрасный день бабуля таки позвонила :o :D
    На следующий день я пулей примчался на смотрины..
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134 с М-225, В-902 и Д-4 1956-1958 годов.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 786
    • Степень оранжевости: 562
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #1 : Сентябрь 18, 2015, 11:14:21 »
  • +0
  • -0
  • Войдя во двор к ней, увидел это:




    Мопед был, мягко говоря, не очень живой( в последствии оказалось, что даже живее, чем казалось сразу ).
    Перекрашен, одна из водительских подножек прогнила насквозь, цепь заржавела, родной ручки газа не было, колеса спущены, правая крышка двигателя лежала отдельно в мешке с глушителем, спидометром и останками воздушного фильтра.. Но вместе с тем, меня пробирало то чувство, которое возникает у археологов, когда они находят древние захоронения уже забытых цивилизаций.. :)
    Ведь у этой Явы тоже есть своя история! В процессе осмотра бабуля мне подробно и долго рассказывала, как её муж купил мопед, как ездил, что делал и т.д.
    Когда я через пару дней приехал уже забирать Яву, бабуля задала вопрос - там я нашла какие-то бумажки от мопеда, тебе надо ?.. Ну что за вопрос, - несите конечно ! Она вынесла паспорт без обложки, а из него достала пожелтевший, сложенный вчетверо тетрадный листик в клеточку, который являлся( и до сих пор остается ) для меня самым ценным документом - справка из магазина "Спорттовары" о покупке мопеда 17 июля 1966-го года ! :D
    А забирал мопед я 6 июня 2013-го года, то есть Ява впервые сменила владельца в неполные 47 лет !
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134 с М-225, В-902 и Д-4 1956-1958 годов.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 786
    • Степень оранжевости: 562
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #2 : Сентябрь 18, 2015, 12:49:28 »
  • +1
  • -0
  • Домой Яву катил пешком, перевезти целиком на транспорте не было возможности, 11 километров. Ржавая перетянутая цепь давала ощутимое сопротивление ходу,( снять ее было нечем - замка на цепи не было, а про выжимку я тогда не подумал ) катить было тяжело. Колеса, кстати, накачал, воздух держали отлично. Через 2.5 часа тяжкого пути я был дома.
    Сперва наивно полагал, что смогу ее привести в порядок за 2 месяца, но скоро понял, что это невозможно ( в результате, процесс тянется уже чуть больше 2-х лет ).
    На протяжении лета 2013-го потихоньку стал разбирать Яву для изучения состояния:


    Разбирать было трудно, все резьбовые соединения заржавели напрочь, иногда приходилось даже применять болгарку. Немудрено, ведь Ява СТОЯЛА БЕЗ ДВИЖЕНИЯ В СЫРОМ САРАЕ ПОЧТИ 20 ЛЕТ !! :o Удивляюсь, как она там не сгнила полностью за это время...

    Осень выдалась теплая, у друга появился мощный компрессор и мне удалось покрасить часть капотировки мопеда:

    Красил сам, с краскопульта( впервые в жизни ), по неопытности немного не угадал с пропорциями растворителя, из-за чего получилась легкая "шагрень". Грунтовку использовал подороже, сама краска - Мобихелловский акрил, вишнёвая( правда, оттенок получился чуть светлее оригинального ). Лаком вскрою уже после покраски всех остальных частей мопеда.
    На фото покрашен только большой "капот", а в действительности успел покрасить также и сьёмный кожух центрального тоннеля (  в процессе покажу фото ).
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134 с М-225, В-902 и Д-4 1956-1958 годов.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 786
    • Степень оранжевости: 562
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #3 : Сентябрь 18, 2015, 12:57:10 »
  • +0
  • -0
  • Затем поставил Яву в свежепостроенный "мотосарай" :) :

     
    До конца года уже не было больше возможности дальше заниматься Явой, и мопед снова простоял без движения почти полтора года ( в то время я занимался другими мопедами и велосипедами, заканчивал учебу и подрабатывал )
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134 с М-225, В-902 и Д-4 1956-1958 годов.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 786
    • Степень оранжевости: 562
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #4 : Сентябрь 18, 2015, 13:08:17 »
  • +0
  • -0
  • Составил для себя список недостающих или требующих замены деталей, и понемногу их искал и находил. 2014-й год ознаменовался находкой руля в хорошем состоянии:

    Потом нашел в отличном состоянии не новую покрышку для переднего колеса, сразу два колпака заднего фонаря( очень редкая у нас вещь, искал везде безуспешно, в итоге нашел аж за 700 километров от дома ), водительские подножки в немного лучшем состоянии, чем родные, и два глушителя про запас ( родной был немного примят снизу - хроническая болезнь многих таких Яв ).
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134 с М-225, В-902 и Д-4 1956-1958 годов.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 786
    • Степень оранжевости: 562
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #5 : Сентябрь 18, 2015, 13:27:24 »
  • +0
  • -0
  • Начался 2015-й год. Наиболее "плодовитый" по части находок нужных запчастей и по части движения процесса работ по восстановлению Явы.
    4 февраля ко мне приехала посылка:

    В ней лежал такой сверток:

    Внутри лежала абсолютно новая чехословацкая оптика для моей Явы ! :o

     Оптика случайным образом была найдена в Славянске, а цена всего 100 гривен :o , это почти в 25 раз дешевле, чем с чешско-словацких сайтов-магазинов !
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134 с М-225, В-902 и Д-4 1956-1958 годов.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 786
    • Степень оранжевости: 562
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #6 : Сентябрь 19, 2015, 08:05:49 »
  • +1
  • -0
  • Ещё одна фотка новой оптики:
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134 с М-225, В-902 и Д-4 1956-1958 годов.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 786
    • Степень оранжевости: 562
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #7 : Сентябрь 19, 2015, 08:16:44 »
  • +1
  • -0
  • Следом за оптикой, у давнего знакомого ''откопал'' родную рукоятку, которая служит для облегчения постановки мотороллера на центральную подставку:

    Хотя за неделю до находки я уже успел снять все размеры с подобной ручки, сделать точный чертеж- хотел изготовить сам.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134 с М-225, В-902 и Д-4 1956-1958 годов.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 786
    • Степень оранжевости: 562
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #8 : Сентябрь 19, 2015, 08:29:07 »
  • +1
  • -0
  • Через время нашел 2 новых оригинальных поршня по нормальным ценам - 1 ремонт и 0й ремонт. Потом нашлась долгожданная крышка воздухофильтра, а в июле мне посчастливилось купить полностью комплектный фильтр в хорошем состоянии и по приемлемой цене)
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134 с М-225, В-902 и Д-4 1956-1958 годов.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 786
    • Степень оранжевости: 562
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #9 : Сентябрь 19, 2015, 08:38:27 »
  • +2
  • -0
  • На останки другого Явского мотора я выменял себе ещё одну сидушку, и вдобавок у меня осталась ещё одна с Явы-555, тоже двухместная.
    Итого- у меня в наличии теперь 3 сидушки, выбор есть :D
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134 с М-225, В-902 и Д-4 1956-1958 годов.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 786
    • Степень оранжевости: 562
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #10 : Сентябрь 20, 2015, 19:42:08 »
  • +2
  • -0
  • А через некоторое время, когда погода становилась все более теплой ( шла уже весна 2015 ), Ява была извлечена из мотосарая для дальнейшей разборки и осмотра ( и само собой - восстановления ) остальных частей. Вот в таком виде мопед предстал моему взору после выката из места стоянки:

    На следующем фото прикручена оптика, но не новая, а та, что осталась от Явы-555:




    А вот здесь Ява прикатилась на "место проведения операции" :)
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134 с М-225, В-902 и Д-4 1956-1958 годов.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 786
    • Степень оранжевости: 562
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #11 : Сентябрь 20, 2015, 19:45:39 »
  • +0
  • -0
  • Переднее крыло было снято в прошлом году для зачистки под покраску ( фото будет позже ).
    Цилиндр с мотора снял зимой - надо было определить его состояние. А кривошипная камера мотора была на зиму заткнута тряпкой.
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134 с М-225, В-902 и Д-4 1956-1958 годов.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 786
    • Степень оранжевости: 562
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #12 : Сентябрь 20, 2015, 19:55:20 »
  • +1
  • -0
  • Первым делом снял капотировку.

    На большом щите сверху видны множество маленьких отверстий - это результат колхозного ремонта образовавшихся в процессе эксплуатации трещин металла облицовок в особо нагруженных местах. Вместо того, чтоб аккуратно их заварить или запаять, дед насверлил кучу отверстий по периметру всей верхней площадки под заклепки и приклепал ими большой кусок толстого алюминиевого листа( его покажу тоже как-нибудь ). Ох и намучился я перед покраской капота срезать эти заклепки.. :(
    К слову, это не единственный участок капотировки Явы, подверженный подобному ремонту.. Коленный щит тоже пострадал ( его тоже покажу в процессе ).. :-[
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134 с М-225, В-902 и Д-4 1956-1958 годов.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 786
    • Степень оранжевости: 562
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #13 : Сентябрь 20, 2015, 20:03:28 »
  • +1
  • -0
  • Состояние корпуса фары снаружи:

    и внутри:


    Спидометр от Карпат с разбитым стеклом и сломанной стрелкой. Тумблер "флажок" отсутствовал. Родной спидометр нашелся в мешке снятых запчастей мопеда.
    Оптики передней изначально тоже не было, как и заднего фонаря. :(
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134 с М-225, В-902 и Д-4 1956-1958 годов.

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 786
    • Степень оранжевости: 562
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Ява-50 тип 05. История и процесс воскрешения.
    « Ответ #14 : Сентябрь 20, 2015, 20:10:47 »
  • +3
  • -0
  • В процессе разборки мопеда, кухонным ёршиком был очищен шильдик на раме. Теперь его можно "читать" с метрового расстояния



    Что интересно, шильдик на русском языке ! :o До этого мне не доводилось встречать Явские шильдики на русском. Мопед явно предназначался именно для "наших" краёв..
    К слову, книжка по эксплуатации мопеда тоже на русском, правда перевод очень смешной :))

    Замок вилки отсутствовал. Тоже редкостная вещь. Уже два года ищу..
    Владею: Jawa-50 typ 05, Стелла-2.134 с М-225, В-902 и Д-4 1956-1958 годов.