Для Гунара Глудиньша это был год выпуска. Он выбрал спортивный мотоцикл для дипломной работы. Два года назад в «Красной звезде» был создан отдел спортивных мотоциклов, который возглавлял конструктор, дизайнер и энтузиаст мотоспорта Валдис Клеинберг (1939-1996).
Коллектив работала с азартом. Мотоциклы были адаптированы к росту спортсмена, были улучшены конструктивные узлы.
Гунар Глудиньш вспоминает, как мастер с золотыми руками Аугуст Цирулис, снимал и переделывал некачественные двигатели так, чтобы они смогли участвовать в соревнованиях. В результате, по крайней мере латвийская спортивная техника, могла конкурировать в международных соревнованиях.
В конце 80-х годов конструктор и спортсмен Александр Смертьев, которому в работе так же помогала супруга, выиграл соревнование на спортивном мотоцикле объемом 50 см3 (дизайн Гунара Глудиньша), построенном на «Красной звезде», со скоростью 184 км в час. Быстрее были только японцы.
За форму продукции, до Гунара Глудиньша, отвечал дизайнер Улдис Норитис и художник по керамике Бригита Яксевица, которая на протяжении многих лет делала сувенирные вазы для нужд руководства завода.
Студент Гунар Глудиньш имел возможность под руководством архитектора Ивара Бумбиера разработать, профессионально изготовить и защитить свой проект - спортивный мотоцикл для шоссейно кольцевых гонок Riga-9S.
Сегодня он по праву считается одним из самых успешных примеров того времени и образцом дизайна класса.
Окончив студию, Гунар Глудиньш стал ведущим дизайнером в «Красной звезде», начал работать преподавателем в Академии художеств и выполнять заказы на заводе VEF, с которого ушел Адольф Ирбите.
«Рига-9С» демонстрировалась на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства, и дальше работы Глудиньша стали часто показывать на выставках в экспозициях: «На выставках, где СССР демонстрировал свой дизайн, я всегда был впереди, хотя иногда сам замечал в нем недостатки».
Через два года он был принят в Латвийский союз художников. В Академии художеств Гунар Глудиньш работал до 2010 года, а с 1999 по 2006 год возглавлял кафедру.
Во время написания дипломной работы Гладиньш столкнулся с довольно распространенной ситуацией в дизайнерской практике, когда эстетические идеалы дизайна или графики не соответствовали требованиям заказчика.
Понятно, что спортивные мотоциклы должны иметь белый овал с черными буквами и цифрами, одновременно с разным набором цветов и комбинацией знаков. Коллеги по Академии и преподаватели Таливалдис Гаумигс и Арвид Дризулис заявили, что недостаточно получить форму с какой-то графикой.
(http://content24-foto.inbox.lv/albums/p/pan_murzilka/Wagnerland/12-riga-electro-bernu-opt.sized.jpg)
Рига-электро, для детей.
Он был оставлен белым, эллипсы нарисованы на обтекателе с помощью кисточки и изоленты. Такие меленькие хитрости, заменяли недоступные в те времена технологии, были значительной частью работы советского дизайнера тех лет .
П р о д о л ж е н и е с л е д у е т!