Кратенько про эпопею-опупею с амортизаторами.
Не знаю как там на Тулицах-муравьях, а на Тулах живых амортизаторов не встречал НИ РАЗУ. Такое ощущение, что они уже с завода вытекшие и с убитыми штоками. Наверное на ТМЗ за задиры на штоках отвечал специальный цех, а если мимо него чудом проскакивал рабочий амортизатор, его на выходе ОТК заворачивало.
Я не ждал от этого узла ничего хорошего, а посему не торопился. Кстати, вам тоже советую не торопиться, а почитать про аналогичный опыт Кирилла:
https://gessor.livejournal.com/52050.htmlВ общем вот вам два типичных тульских амортизатора. Оставляем в стороне эстетику, это лишнее. Только технические факты - давно вытекшее масло, убитые в ссанину штоки, всё что может заржаветь - заржавело, всё, что может задубеть - задубело.
Разбираем. Внутри может быть всё, что угодно. Самый лучший вариант - остатки масла, это хорошо. Значит, внутренности хоть как-то смазывались и годятся как донорские детали.
Самый частый вариант - мать сыра земля. Из пяти амортизаторов, что я добыл (из них два стояли на мотоцикле изначально) такое состояние было у трёх.
Один из этих трёх даже не разобрался до конца, а от оставшихся двух годятся к употреблению только внешние детали - корпус и верхнее ухо. Внутри полный армагеддон. Кстати, тот амортизатор, что на фото - РАБОТАЛ! Т.е. демпфировал землёй сжатие с отбоем вполне адекватно. Надо по приколу добавить чернозёму и собрать испытать, всё равно больше ни на что не годится. Какую землю посоветуете - для орхидей? Или может для кактусов?
Ну и моя любимая рубрика "Советское значит лучшее!"
Итак, приступаем к реанимационным мероприятиям. Как я писал выше, с пяти амортизаторов набралось потрохов на два рабочих, и то местами условно.
В чём же главная причина потери работоспособности? И об этом я писал - убитый чуть ли не с рождения шток. Поэтому ремонт начинается с вытачивания двух новых штоков из газового упора ТАЗ. И тут я категорически не согласен с Кириллом, который отполировал свои убитые штоки и решил, что так сойдёт. Нет, не сойдёт. Хром с них стёрся ещё до полировки, а поверхность и без того в задирах. Только новодел, только хардкор!
Тут я слегка поторопился, отдав денег за два новых тазовских упора, потому что через неделю друг притащил на пробу две японских ШОВЫ с подходящим 10мм штоком. Не знаю, насколько долговечно будет модное чёрное покрытие, но смотрится круто, а стойки - бесплатные. Применю для следующей пары.
Кстати, с этих же упоров уплотнительное колечко как родное подходит на тульский поршенёк амортизатора, что радует несказанно. Второе колечко (между корпусом сальника и направляющей) взял из китайского набора о-рингов, оно не столь критично.
Дабы штоки умерли чуть медленнее родных, имплантируем кожух от ижака. Подходит как родной, переделок не требует:
Потроха тщательно моем, осматриваем на предмет задиров и прочей беды и набираем комплект. Кстати, в отмывании сильно помогает наборчик для чистки 12го калибра, о чём я как владелец кучи оружия вспомнил уже на полпути
Всё отмыто, подсобрано и готово к окончательной сборке. К сожалению, сальники ижевские из Соколей, а это значит кривые и с кучей облоя
Постарался как мог микро-скальпелем убрать все огрехи. Вроде ходят плотно и не сопливят, но "вхолостую" без пружины у двух амортизаторов разное усилие "страгивания" штока с места. При том, что скорость его движения условно одинаковая у обоих.
Вменяемых по качеству сальников не нашёл, а затевать переделку под вменяемые современные уже не хватило эрекции. Хотя, на первый взгляд всё решаемо при наличии токарного станка. Посмотрим, как походят эти.
В сборке очень помогают стяжки и петля из тросика. Масло заправил Motorex 7,5w вилочное, как раз сто грамм от мотика осталось. Мой внутренний Плюшкин, годами хранящий подобные отбросы по трём гаражам - ликует.
Не стал заморачиваться, очистил родную краску и покрасил баллончиком. Внешне всё равно лучше оригинала, а там видно будет. Если буду переделывать - отдам в порошок.
Вуаля! Амортизаторы установлены и я впервые прыгаю попой на Туле, у которой нет характерного удара при обратном ходе задней подвески. Ощущения - непередаваемые! Как будто другой мотоцикл.
https://www.youtube.com/watch?v=VQJ6wmzfPegПокатался как обычно по гаражам - на ходу не очень заметно. Снег мягкий, скорость небольшая, сложно судить о поведении мотоцикла в таких условиях. Посмотрим, что из этого получится в дальнейшем, буду наблюдать. А пока ищу ещё доноров для второго комплекта амортизаторов... Может завалялось у кого?
Тот, кто дочитал - молодец, а заводской бракодел - писька и огурец.