Автор Тема: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)  (Прочитано 58117 раз)

Оффлайн PPK

  • Мопедист
  • Сообщений: 114
  • Степень оранжевости: 30
    • Награды
  • Город: Санкт-Петербург
Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
« : Июль 31, 2020, 20:04:25 »
  • +0
  • -0
  • В далеком детстве был обладателем мопеда Верховина, который и тогда уже еле ездил, да еще и я его долбал в хвост и в гриву.

    Потом он простоял в сарае примерно 30 лет (периодически у сарая протекала крыша).
    Покрылся ржавчиной, местами заплесневел, весь в паутине.
    Все хотел его выкинуть, но рука не поднималась.
    И тут вдруг на скупке металлолома увидел очень похожий мопед с разрезанной пополам рамой. За тело вместе с двигателем просили 1 тр и я неожиданно для себя его купил.
    В общем решил попробовать перебрать и запустить.

    В процессе разборки возникла масса вопросов, которые и хочу вам задать.
    Заранее прошу прощения если какие-то вопросы покажутся идиотскими, я в этом деле профан.

    В начале немного об имеющихся двигателях.

    I. Двигатель детства - Ш-51

    Когда купил мопед у соседа по даче он был уже под убит, ездил, но с трудом. Сколько он проехал до этого, чинили ли его, и как чинили - мне неизвестно. Но, мне подростку, это не мешало гонять его в хвост и в гриву и дальше, ездил по воде и грязи, чинил молотком и любым металлическим мусором который находил в гараже. Половина винтов, шайб, гроверов и тд потеряна и заменена на "что-то подходящее по форме". Сами понимаете.

    Основные проблемы:
    1) Сорвана резьба свечи, выхлоп садил из всех щелей. Но он ехал. Иногда приходилось помогать педалями.
    2) Разбито посадочное место под шпонку на коленвале. Вдребезги.
    3) Утерян родной крепеж, стоят винты какие попало.
    4) Ведущая звездочка сточена почти в ноль.

    При вскрытии вылилось довольно много масла, никакого особого криминала внутри не увидел.
    При разборке все подшипники сошли с валов и остались в половинках двигателя.
    Подшипники с люфтом, на левой крышке внутри следы того, что об нее слегка терся маховик колена.

    Фото:






    II. Двигатель со свалки - Ш-58

    Как он ездил и как умер - не знаю.

    Основные видимые проблемы:
    1) Трещина в картере (заварил).
    2) Поршень намертво приржавел к цилиндру, еле вышиб деревяшкой.
    3) Цилиндр внутри ржавый, с полочкой там, где к нему прилип поршень. Был клин?
    4) Шпильки цилиндра нестандартно толстые. Растачивали?
    5) Маховик колена ржавый.
    6) Поршень сверху выглядит странно, будто его использовали как наковальню. Пытались расклинить железякой какой-то? Не понимаю.
    6) Зубья шестеренок передач местами покрошены.
    7) У ведущей звездочки сломано три зуба.

    При разборке в коробке масла почти не было, была вода, черный осадок, ржавчина в отсеке колена.
    Все подшипники остались на валах, вышли из половинок. Один из подшипников коробки просто вываливается из своего места если его туда вложить. Это как так?

    Плюсы этого двигателя:
    1) Колено с не разбитым местом под шпонку.
    2) Корзина сцепления на вид свежее и не разбита. Но чуть другой конструкции.
    3) Наличие родного крепежа и прочих винтов и деталюшек.

    Фото:







    Дальше пойдут вопросы. Буду очень благодарен за мнения и советы.
    Ш-51 - Прекрасное далёко...

    Онлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 6730
    • Степень оранжевости: 9110
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #1 : Июль 31, 2020, 20:11:28 »
  • +1
  • -0
  •  8) Резьба в головке элементарно лечится!
    На алиэкспрессе продается ремкомплект - спец.метчик и спец.ввертыши

    Из плюсов - не портит аутентичный внешний вид по сравнению с обычным ввертышем!



    « Последнее редактирование: Июль 31, 2020, 20:14:07 от Orik »
    Здесь был Orik

    Оффлайн PPK

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 30
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #2 : Июль 31, 2020, 20:15:07 »
  • +0
  • -0
  • Вопрос номер 1 - какой двигатель оживлять?

    Я склоняюсь к Ш-51 - я точно знаю, что до постановки в сарай он ехал.

    Судьба Ш-58 для меня загадочна, трещина в картере, обломанные зубья ведущей звездочки. покрошенная коробка, расточенные (?) шпильки цилиндра, залипший в цилиндре поршень, вода в двигателе и соответственно ржавчина - сплошные вопросы. Что с ним делали, и как он закончил свой путь?

    Плюс он на кик-стартере, а мой педальный, а значит надо как-то переделывать мою раму, сварка, мои кривые руки и тд...

    Главный минус моего Ш-51 - разбитое место под шпонку. Брать колено от Ш-58?

    Фото. Сверху половинка Ш-51, видны следы от маховика.
    Снизу Ш-58, видны толстые шпильки. Это переделка? На Ш-58 уже выведена посадочная плоскость на поверочной плите, хотел посмотреть насколько там все криво. Криво, сверху впадина. Но у Ш-51 примерно так же.


    Сравнение посадочных мест под шпонки:
    Ш-51


    Ш-58


    Ваше мнение?
    Ш-51 - Прекрасное далёко...

    Оффлайн PPK

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 30
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #3 : Июль 31, 2020, 20:27:53 »
  • +0
  • -0
  • 8) Резьба в головке элементарно лечится!
    На алиэкспрессе продается ремкомплект - спец.метчик и спец.ввертыши

    Раз вы затронули этот вопрос, то перейду к нему.

    Вопрос 2 - крышка цилиндра

    Мучает вопрос - как эта деталь правильно называется?

    Вариант 1 ввертыш.
    Слышал про этот вариант, но особо его не рассматривал. Руки кривоваты.
    Про ремкомплект на али не знал.
    Аутентичным внешним видом особо не запариваюсь. Все равно у меня рама от Верховины-5, бак от Верховины-3, а Ш-51 вообще по-моему штатно на Верховины не ставился.

    Вариант 2 - крышка от Ш-58.
    Смущают дырки от расточенных шпилек. Отцентруется ли крышка? Она болтается на моих тонких шпильках.

    Вариант 3 - новая крышка.
    Вот она, почти не отличается от моей.




    Я склоняюсь к варианту 3.



    Ш-51 - Прекрасное далёко...

    Оффлайн PPK

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 30
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #4 : Июль 31, 2020, 20:34:46 »
  • +1
  • -0
  • Вопрос 3 - колено и шпонка

    Жить с разбитым местом под шпонку и менять ее как расходник или перекинуть колено?

    Вид поршня на колене от Ш-58 меня смущает. Как он заживет в не своем цилиндре?

    Поршень Ш-51:


    Поршень Ш-58:


    Переставить поршень?
    А если он другого веса? Запариться с балансировкой? Очень не хочется, не потяну боюсь.

    Поискать новое колено с новым поршнем?
    Ш-51 - Прекрасное далёко...

    Оффлайн PPK

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 30
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #5 : Июль 31, 2020, 20:40:16 »
  • +0
  • -0
  • Вопрос 4 - подшипники

    Заехал в подшипниковый магазин и мне предложили на выбор российские или японские NSK.
    Взял японские. Но они закрытого типа.
    Сказали, что если нужны открытые, то крышки легко снимаются.

    Снимать крышки или ставить закрытые?

    Снимать со всех? Читал, что внешний правый подшипник колена обычно голодает, так может поставить туда закрытый, пусть на своем масле едет? А остальные открывать?
    Ш-51 - Прекрасное далёко...

    Оффлайн PPK

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 30
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #6 : Июль 31, 2020, 20:47:40 »
  • +0
  • -0
  • Вопрос 5 - крепеж

    На обоих двигателях крепеж не совпадает. Но одном есть шайба там где ее нет на другом, и соответственно наоборот. Тоже самое с гроверами и всякими фиксирующими шайбами.
    Аналогично с винтами. И на моем Ш-51 и на Ш-58 винты соединяющие половинки трех разных длинн, но количество длинных и средних не совпадает. В моем 4 длинных, в Ш-58 такой один нашелся.

    Есть где-нибудь что-то на подобии взрыв-схемы Ш-51, где изображен весь этот крепеж, шайбы и тд?

    Буду очень признателен.
    Ш-51 - Прекрасное далёко...

    Оффлайн PPK

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 30
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #7 : Июль 31, 2020, 20:57:39 »
  • +0
  • -0
  • Вопрос 6 - сцепление

    Ш-51
    Вывалился упор куда давит рычаг.
    Пружина гораздо слабее, я легко разобрал корзину надавив своим весом.
    Диски с ферродо трехслойные - в центре металлическая пластина, по бока ферродо. Зацепы за корзину металлические, идут через один.
    Промежуточные диски, металлические, сильно разбиты, см зацепы на фото.

    Ш-58
    Все в гораздо лучшем состоянии.
    Пружина мощнейшая, с трудом отжал с помощью струбцины.
    Диски ферродо литые, зацепы за корзину из ферродо в каждую щель.

    Мне в общем сцепление от Ш-58 больше нравится, но другая конструкция дисков ферродо смущает. Трехслойные выглядят круто.
    Почему такая разница в пружине?




    Какое брать?
    Скомбинировать из двух?

    Ш-51 - Прекрасное далёко...

    Оффлайн PPK

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 30
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #8 : Июль 31, 2020, 21:00:43 »
  • +0
  • -0
  • Вопрос 7 - как ставить колено

    Как его центровать? Может какое-то видео есть?


    Вопрос 8 - масла
    Какое масло в коробку, какое в ступицы, какое в бензин?

    Пожалуй пока все.
    Ш-51 - Прекрасное далёко...

    Оффлайн Вова

    • Мопедист
    • Сообщений: 593
    • Степень оранжевости: 206
      • Награды
    • Город: Луганск
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #9 : Июль 31, 2020, 21:46:45 »
  • +1
  • -0
  • Я обтачиваю наждачкой цапфы коленвалов, что бы подшипники садились с усилием от руки, в картер сажаю на горячую, так при разборке не изнашиваются посадочные места под подшипники и они остаются в картере. Центрую шайбами разной толщины между подшипниками и половинками коленвала, одевая на цапфы, таким же макаром и убирается люфт продольный. Контролирую щупом.


    В коробку любая трансмиссионка пойдёт типа ТАД-17, в бензин любое двухтактное начиная от штиля, заканчивая мотюлем, на что денег хватит. Про ступицы не понял...

    Сцепление собрать из лучших деталей. На фото справа на пятаке выжимной "грибок" весьма изношен. Родная пружина от Ш очень жесткая. Ведомые диски смотреть по толщине, что бы пакет собрался без проблем.

    По крепежу не помогу, не помню на память..а моторы трясти далеко идти нужно...

    Подшипники открывать все, голодание там может быть если не долить масла, или обеднённая смесь.

    Поршня нужно смотреть по месту, так на пяльцах не объяснить. На вскидку, нужно что бы не болтался сильно и плотно не входил...
    Умельцы проверяют поставив цилиндр вверх ногами сухой отпускают поршень, должен плавно опускаться, значит в пределах.


    По шпоночному пазу...я бы ставил с целым..всё зависит от того какие планы.

    Балансировку придётся делать, это не сложно, просто вникнуть в любом случае...Новых отбалансированных...это миф.
    ...есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
    - К Римлянам 12:2

    Оффлайн Вова

    • Мопедист
    • Сообщений: 593
    • Степень оранжевости: 206
      • Награды
    • Город: Луганск
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #10 : Июль 31, 2020, 21:48:06 »
  • +0
  • -0
  • Шпильки самопал, вероятно ремонтные. Крышка цилиндра называется головка цилиндра.
    ...есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
    - К Римлянам 12:2

    Оффлайн Амур два

    • Мопедист
    • Сообщений: 2919
    • Степень оранжевости: 1467
    • аркадак
    • Награды За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 3 степени
      • Награды
    • Город: аркадак
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #11 : Июль 31, 2020, 22:19:43 »
  • +2
  • -0
  • Ну основной трудностью 51-го двигателя является то,что блоки на заводе собирали без прокладки-а на бакелитовом лаке,поршень родной с тремя кольцами-но это не столь важно,ну а остальное как и в других Шавках,единственное он туговат-педаль приходится толкать очень резко,что-бы хоть немного раскрутить маховик-по этому надо быть очень внимательным при зборке к подшипникам и трениям-основная точка-это под большой шестерней-цепляет за стопорное кольцо,а в основном-двигатель хороший-если аккуратно собрать,склонен к сюрпризам:
    Глаза боятся,а руки чешутся!!!

    Оффлайн PPK

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 30
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #12 : Июль 31, 2020, 23:28:53 »
  • +0
  • -0
  • Я обтачиваю наждачкой цапфы коленвалов, что бы подшипники садились с усилием от руки, в картер сажаю на горячую,
    В смысле греете половинку мотора и потом впрессовываете туда подшипник?
    А затем вставляете вал?

    Центрую шайбами разной толщины между подшипниками и половинками коленвала, одевая на цапфы, таким же макаром и убирается люфт продольный. Контролирую щупом.
    Чтобы стоял ровно посередине?
    Тут где-то прочел совет смещать чуть влево, мол потом все равно сцепление выдавливает вправо.

    Про ступицы не понял...
    Я разобрал колеса, все же лет 40-50 им, наверное пора и обслужить. Какое масло в ступицы?
    Из детства вспоминаю слово "тавот", что-то такое что не льется, а набивается в ступицы.

    Ведомые диски смотреть по толщине, что бы пакет собрался без проблем.
    Что означает "без проблем"? По толщине - брать которые толще?
    Разницы между теми которые целиком из ферродо и которые из трех слоев нет?

    Умельцы проверяют поставив цилиндр вверх ногами сухой отпускают поршень, должен плавно опускаться, значит в пределах.
    Без колец?


    По шпоночному пазу...я бы ставил с целым..всё зависит от того какие планы.

    Балансировку придётся делать, это не сложно, просто вникнуть в любом случае...Новых отбалансированных...это миф.
    А где можно прочесть про балансировку? Или видео?
    Что с чем балансируется? Какие детали против каких? Формула нужна и тд.


    Огромное спасибо за советы!



    Ш-51 - Прекрасное далёко...

    Оффлайн PPK

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 30
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #13 : Июль 31, 2020, 23:32:56 »
  • +0
  • -0
  • Ну основной трудностью 51-го двигателя является то,что блоки на заводе собирали без прокладки-а на бакелитовом лаке
    И в чем здесь сложность? Нельзя собирать с прокладкой? Люфты образуются?

    надо быть очень внимательным при зборке к подшипникам и трениям-основная точка-это под большой шестерней-цепляет за стопорное кольцо
    Вот тут ничего не понял, нужна расшифровка.

    Что значит "надо быть очень внимательным при сборке к трениям"?

    "под большой шестерней-цепляет за стопорное кольцо" - больших шестерней я там нашел две: рядом со сцеплением и внутри коробки, на валу педалей. Вы про какую из них и что за стопорное кольцо?
    « Последнее редактирование: Июль 31, 2020, 23:34:34 от PPK »
    Ш-51 - Прекрасное далёко...

    Оффлайн mechanic

    • Мопедист
    • Сообщений: 1260
    • Степень оранжевости: 1037
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Екатеринбург
    Re: Вопросы по переборке Ш-51 (Ш-58)
    « Ответ #14 : Август 01, 2020, 03:51:40 »
  • +1
  • -0
  • Ваша цитата
    Цитировать
    ... ввертыш.
    Слышал про этот вариант, но особо его не рассматривал. Руки кривоваты.
    ... Аутентичным внешним видом особо не запариваюсь. Все равно у меня рама от Верховины-5, бак от Верховины-3, а Ш-51 вообще по-моему штатно на Верховины не ставился.

    Здравствуйте! Читал Вашу тему с рвением вот до этой цитаты.
    После всё. Интерес пропал.
    Понимаете, на этом форуме общаются талантливые рестораторы мопедов.
    Здесь можно огребсти за синию изоленту, герметик и т.п., а Вы: "аутентичным видом не запариваюсь".
    Зачем всё это Вам? Кататься оно не будет. Опыта мало в сборке моторов. Подход к мопеду не правильный.
    Поставьте тогда двигатель V-50 на этот мопед. От них хотя бы запчасти ещё продают.
    Мы принимаем решения, и они изменяют нашу жизнь.