Автор Тема: Simson sr4-3 sperber  (Прочитано 6628 раз)

Оффлайн Shnorkel

  • Мопедист
  • Сообщений: 16
  • Степень оранжевости: 34
    • Награды
  • Город: Санкт-Петербург
Simson sr4-3 sperber
« : Август 18, 2022, 16:23:52 »
  • +4
  • -0
  •    Здравствуйте уважаемые любители мототехники.
    В конце 2019 года у меня оказался довольно интересный мопед, это Simson sr4-3 Sperber. Он принадлежит к птичьей серии мопедов Simson, куда также входят Spatz, Star и Habicht. Выпускался он с 1966 по 72 год, было выпущено порядка 80000 штук. Двигатель развивал мощность в 4,6 л.с., что позволяло ему развивать скорость в 75 км/ч. Отличные показатели по мощности и скорости и сыграли с ним «злую шутку», для его вождения требовались права и он относился к классу лёгких мотоциклов, что сказалось на снижении спроса на них и в 72 году их сняли с производства заменив моделью Habicht sr4-4 которая относилась к классу мопедов.
       Покупку мопеда из птичьей серии не планировал, после восстановления S51 хотел найти S50. Но так получилось, увидел и не смог пройти мимо, уж очень красивый аппарат.
    Картинки из объявления:


       В ходе осмотра было выявлено полное отсутствие воздушного фильтра. У Sperber он состоит из двух частей, одна часть (с фильтрующим элементом) устанавливается под бензобаком вторая (резонатор) внутри рамы под сиденьем, где у остальных мопедов бардачок. Патрубок был отпилен от рамы и заварен заглушкой, зачем это сделали непонятно. Без штатной системы фильтрации Sprerber уже не Sperber. Двигатель очень чувствительный к системе фильтрации выхлопа и к карбюратору, без этих трёх составляющих выйти на его заявленные характеристики не возможно. Карбюратор стоял модели 16n-5, вместо 16n-3. Цвет мопеда тоже не соответствовал заводской окраске. Штатные цвета олимпийский синий с белым бензобаком и боковыми накладками, если не брать предсерийный выпуск там основной цвет был красный.
    Мопед 69 года выпуска номера соответствуют номерам Sperber так, что это точно он а не Habicht (внешне они похожи, отличаются цветами окраски и двигателями), двигатель так же от Sperberа. Отсутствовали боковые накладки ну и так мелочёвка.
    Огрызок от патрубка воздушного фильтра к карбюратору виден на картинке:

    Мопед будет восстанавливаться в состоянии стремящимся к оригиналу, к сожалению в связи с отсутствием его родного лкп это будет затруднительно.
    За прошедшее время достал родную систему фильтрации, выглядит она следующим образом:

    Заглушка с рамы была удалена, подобрана соответствующая труба и патрубок снова встал на своё место


    Далее будет окончательное удаление старого лкп и покраска в родные цвета.
    Последнее фото до окончательной разборки, примерял боковые крышки, похоже они отличаются от моделей Spatz и Star.
    .
    По мере продвижения к конечному результату буду описывать проделанную работу.






    Оффлайн Маркус

    • Мопедист
    • Сообщений: 932
    • Степень оранжевости: 541
    • Награды Участник мегачелленджа 1 степени Участник мегачелленджа 2 степени
      • Награды
    • Город: Чехов
    Re: Simson sr4-3 sperber
    « Ответ #1 : Август 18, 2022, 21:55:31 »
  • +0
  • -0
  • Поздравляю. Удачная покупка, редкий мопед.

    Оффлайн Человек-в-Тапке

    • Мопедист
    • Сообщений: 588
    • Степень оранжевости: 161
    • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Simson sr4-3 sperber
    « Ответ #2 : Август 18, 2022, 22:10:17 »
  • +0
  • -0
  • Интересная штука!

    Оффлайн Shnorkel

    • Мопедист
    • Сообщений: 16
    • Степень оранжевости: 34
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Simson sr4-3 sperber
    « Ответ #3 : Август 18, 2022, 22:12:48 »
  • +0
  • -0
  • Спасибо.
    Да у нас встречается редко, год назад на авито ещё один видел, тоже в неродном окрасе.
    Ну и с запчастями у нас напряжонка, приходиться практически всё через eBay из Германии заказывать

    Оффлайн Shnorkel

    • Мопедист
    • Сообщений: 16
    • Степень оранжевости: 34
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Simson sr4-3 sperber
    « Ответ #4 : Август 18, 2022, 22:19:26 »
  • +0
  • -0
  • Штука действительно интересная, для своего времени показатели двигателя замечательные.
    Тем интереснее довести его до оригинала и сравнить с S51

    Оффлайн Shnorkel

    • Мопедист
    • Сообщений: 16
    • Степень оранжевости: 34
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Simson sr4-3 sperber
    « Ответ #5 : Август 22, 2022, 23:02:58 »
  • +2
  • -0
  • Работы по восстановлению Sperber  продолжаются. Несмотря на жару, в субботу  термометр в гараже показывал  +40 градусов, удалось закончить с ремонтом рамы. Восстановлено крепление левой подножки и заварены лишние дырки на заднем крыле, оставшиеся от заднего фонаря. Фонарь не родной, похож на фонарь от MZ.

       «Суровый» руль Sperberа после модернизации.


    Похоже после падения руль треснул у основания и решили его усилить монтировкой вставленной внутрь. Теперь им можно деревья в лесу валить. Но лучше его заменить, новый уже есть в наличии.
        Вооружившись болгаркой с металлической щёткой начал чистить раму от старого ЛКП.
    Но не везде можно подлезать, много мест где болгаркой не достать. Пришлось делать временный вытяжной шкаф, из подручных материалов, для пескоструйки и работа пошла.




         Металлическое сопло пескоструйного пистолета в процессе работы износилось, не на долго его хватило, заменил на керамику.

    Ну и покрыл эпоксидный грунтовкой раму и крылья.

    Впереди подготовка к покраске.

    Оффлайн Маркус

    • Мопедист
    • Сообщений: 932
    • Степень оранжевости: 541
    • Награды Участник мегачелленджа 1 степени Участник мегачелленджа 2 степени
      • Награды
    • Город: Чехов
    Re: Simson sr4-3 sperber
    « Ответ #6 : Август 23, 2022, 21:11:43 »
  • +0
  • -0
  • Качественная работа. Повезло этому Шперберу, будет жить.

    Оффлайн Shnorkel

    • Мопедист
    • Сообщений: 16
    • Степень оранжевости: 34
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Simson sr4-3 sperber
    « Ответ #7 : Август 28, 2022, 23:10:32 »
  • +3
  • -0
  • Всю неделю занимался доводкой деталей перед окончательной покраской. Грунт, шпаклёвка, проявочный слой, затем шкура и всё по новой.

    Окончательная проверка сухой проявкой

    Ну и чистовая покраска.


    С краской тоже не всё так просто, долго выяснял почему кратеры на краске образуются, вроде всё антисиликоном промыл, даже воздушный шланг на всякий случай заменил но проблема не исчезла. Образуются кратеры на ЛКП хоть ты тресни. Оказалось всё до безобразия просто, для смешивания краски с разбавителем и отвердителем использовал одноразовые шприцы, легче соблюдать пропорции, а оказывается для лучшего скольжения резинового поршня его обрабатывают силиконовой смазкой, этого оказалось достаточно для образования кратеров на ЛКП. Промыл шприцы антисиликоном и проблема ушла. Три раза перекрашивал.
    Почистил ступицу и обод, без фанатизма и перебрал одно колесо, на второе у меня новых спиц не оказалось.

    Перебрал амортизаторы, задние оказались в норме, передние перебирал, заменил уплотнения и залил масло.



    Амортизаторы на sr4-3 шли как полностью хромированные так и с чёрным цилиндром, закономерности по годам выпуска не нашёл.
    Ну и начал потихоньку сборку.


    Оффлайн Алексей Козлов

    • Мопедист
    • Сообщений: 1009
    • Степень оранжевости: 609
    • Часовой
    • Награды Участник мегачелленджа 2 степени За героическое преодоление Лоховской горы Участник мегачелленджа 3 степени
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Simson sr4-3 sperber
    « Ответ #8 : Август 29, 2022, 09:00:16 »
  • +0
  • -0
  • Браво! Потрясающая скорость работ!...я даже свой первый мопед (когда зуд от вхождения на Wagnerland был максимальный),
     банальные Карпаты, так быстро не восстанавливал...что уж говорить обо всех остальных(((...

    И не смотря на то , что Симсоны для меня параллельная вселенная , с интересом слежу за темой и выражаю искреннюю поддержку...
    Рига-16, Карпаты-2, Кроха, Дельта, Рига-12, Муравей, Турист...

    Оффлайн Shnorkel

    • Мопедист
    • Сообщений: 16
    • Степень оранжевости: 34
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Simson sr4-3 sperber
    « Ответ #9 : Август 29, 2022, 19:14:10 »
  • +0
  • -0
  • Скорость закончилась вместе с отпуском. Пока была возможность целый день в гараже зависать, нужно было постараться успеть закончить с железом и покрасить, но бензобак, боковые накладки и накладку на руль даже не начинал делать. Теперь в гараж наскоками, после работы и то не каждый день, скоро школа у ребёнка, надо возить на кружки и домашнее задание проверять… :)
    На этой неделе максимум, что успею поставить раму на колёса и установить систему воздушного фильтра.
    Выглядит эта система так (фото из интернета):


    Оффлайн Shnorkel

    • Мопедист
    • Сообщений: 16
    • Степень оранжевости: 34
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Simson sr4-3 sperber
    « Ответ #10 : Сентябрь 05, 2022, 09:39:53 »
  • +3
  • -0
  • Для монтажа воздушного фильтра, в магазине автозапчастей был приобретён патрубок для антифриза от ВАЗ 2108.


    Для стыковки карбюратора с системой фильтрации и стыковки коробки фильтра с резонатором патрубок разрезается согласно следующей схеме
    Короткая часть патрубка для стыковки коробки фильтра с «резонатором», длинная для стыковки системы фильтрации с карбюратором.
    Установку «резонатора» (номер 3 на схеме в разрезе) лучше производить до установки заднего крыла, так как сам бачок «резонатора» при попытке вставить его сверху упирается в раму (затолкать можно, пластик мягкий сжимается и пролезает но одевать после этого патрубок очень не удобно).
    Между фланцем патрубок на раме и «резонатором» ставиться прокладка из «губчатой» резины толщиной 10 мм. для обеспечения герметичности системы.  После установки резонатора упёр его трубкой в колесо, для  удобства  монтажа резинового патрубка (нужно приложить усилие что бы его одеть на входное отверстие «резонатора»)


    В коробке воздушного фильтра, перед самим фильтром так же устанавливается прокладка из «губчатой» резины.

    Фильтр в коробке фиксируется пластиковой крышкой с фиксатором из проволоки.

    На этом работы с воздушным фильтром закончены.
    Перед подготовкой к покраске боковых панелей и бензобака решил ещё раз их примерить на раму с двигателем (вдруг надо ещё подогнуть переднее крепление, панельки не родные такое ощущение что длиннее вылезают за кромку заднего крыла, подрезать не хочу) получилась такая картинка.

    Почитал на зарубежных форумах, для покраски бензобака и боковых панелей подходит цвет по Ral 1015, надо покупать краску.


    Оффлайн Маркус

    • Мопедист
    • Сообщений: 932
    • Степень оранжевости: 541
    • Награды Участник мегачелленджа 1 степени Участник мегачелленджа 2 степени
      • Награды
    • Город: Чехов
    Re: Simson sr4-3 sperber
    « Ответ #11 : Сентябрь 05, 2022, 21:47:58 »
  • +0
  • -0
  • Имею мнение, что боковые панели здесь не родные, а от Стара, или Спатца. У этих моделей нет приваренных к раме кронштейнов пассажирских подножек. Вполне вероятно, что родные панели Шпербера немного короче, чтобы не упирались в кронштейны, но точно утверждать это не берусь, ибо такой мопед был у меня давно, мог что-то и запамятовать. Чтобы быть полностью в этом уверенным, нужно полистать немецкие форумы.
    Мопед, конечно, красавец.

    Оффлайн Shnorkel

    • Мопедист
    • Сообщений: 16
    • Степень оранжевости: 34
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Simson sr4-3 sperber
    « Ответ #12 : Сентябрь 07, 2022, 15:46:53 »
  • +1
  • -0
  • Да вы абсолютно правы, просмотрел  немецкие форумы это панели от Spatz, на это указывает вырез на правой панели он есть только на этой модели. (на фото выделено стрелкой)

    Для Sperbera панельки покороче, часто встречаются подрезанные от Star, но левая панелька встала идеально.

    Оффлайн Маркус

    • Мопедист
    • Сообщений: 932
    • Степень оранжевости: 541
    • Награды Участник мегачелленджа 1 степени Участник мегачелленджа 2 степени
      • Награды
    • Город: Чехов
    Re: Simson sr4-3 sperber
    « Ответ #13 : Сентябрь 07, 2022, 20:38:51 »
  • +0
  • -0
  • Так оно и может быть, что левая родная, а правая нет. Сколько лет мопеду, скольких он хозяев сменил. комплектация может быть какой угодно. Благо, что он вообще дожил до наших дней.

    Оффлайн Shnorkel

    • Мопедист
    • Сообщений: 16
    • Степень оранжевости: 34
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Simson sr4-3 sperber
    « Ответ #14 : Октябрь 11, 2022, 23:21:03 »
  • +6
  • -0
  • Работы над восстановлением sperber потихоньку продолжаются. Покрасил бак, боковые накладки и накладку на руль в цвет светлой слоновой кости.

    Панель на руле (на которой устанавливается парковочный фонарь) которая была установлена на мопеде похожа на самоделку, на фото видно отличие (Синяя шла с мопедом, белую я покупал на ebay).

     На руле мало что осталось родного, кронштейны  переднего тормоза и сцепления не родные, ручка газа тоже, поворотники отсутствовали вообще как класс (не было даже реле указателей поворота). Похоже после падения из-за которого руль  был треснут и в него вставили монтажу были утрачены и все родные  элементы управления.
    Рулевая и боковые панели на первых  sr4-3  (66 года выпуска) были алюминиевые далее перешли на стальные.
    Приступил к монтажу проводки , цвета проводов конечно не совпадают с электросхемой., приходиться проверять правильность подключения при помощи  блока питания и лампочки.

    подсветка спидометра со своей задачей справляется на отлично.

    Стёкла фары у меня пока нет, родное было с трещинами я его  при демонтаже хлопнул. Заказал на авито стекло от shawlalbe  пришло все нормально ГДРовское но по диаметру меньше чем диаметр отражателя, отложил заказал на eBay оригинал от sperber, жду когда привезут.

    Приехали новые запчасти  поворотники, карбюратор, резина heidenau k30 (родная хоть внешне и не плохая но уже есть трещины) глушитель ну и мелочёвка всякая. Заняться есть чем времени мало.


    Поворотники на sperber были двух видов, сначала ставились так называемые «бычий глаз» в начале 67 года перешли на другой вид.
    так называемый «бычий глаз» (фото из интернета)
    у меня стоят поворотники уже второго типа.
    Реле поставил от s51 но оно рассчитано на работу одновременно с двумя лампочками а на  sperber  по одному поворотники на каждую сторону поэтому моргает слишком часто.
    Брызговики на заднем крыле тоже имели различия в зависимости от года выпуска .  До середины 70 года  шёл удлинитель заднего крыла с резиновым брызговиком  без надписей, затем удлинитель убрали(фото 2)

    фото 2 (из интернета) 
    брызговик крепился непосредственно к  крылу и имел надпись Simson. У меня установлен в соответствии с годом выпуска 69 гладкий без надписей . Крепление к крылу с помощью заклёпок.
    Задний фонарь покупал б.у ., состояние стекла было не очень хорошее,  царапины  трещины пока поставил новотельное.  Проводил опыты по самостоятельной заливке прозрачного пластика в форму пока не очень , пузыри в отливке, краситель не того оттенка но надпись сделано в ГДР отпечаталось хорошо. Надо будет попробовать поменять заливочный пластик на  другой заменить краситель и повторить эксперимент, но это уже зимой сейчас и так есть чем заняться.



    Карбюратор новодел не bvf а подделка но основной жиклёр как и положено на 80 распылитель с 4мя отверстиями игла запорная по длине тоже вроде соответствует, посмотрим как будет работать, если что разберу на запчасти.



    На этом пока всё.