WagnerLand.ru

Двухколесное => Про "Д" 4/5/6/8 => Тема начата: slon от Ноябрь 20, 2022, 15:53:12

Название: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: slon от Ноябрь 20, 2022, 15:53:12
Коллеги, к сожалению до сих пор не скаладывается чёткая картина того, что обозначено в названии темы.

Были подобные обсуждения на Дырчике, но так и не довели их до логического финала.
Предлагаю здесь пор-возможности попробовать подсобрать данные.

Для затравки вот то, что было выложено на Дырчике без правок, оригинальной орфографией, и с небольшими пропусками несущественного:

"Д8 - без букв шел как раз без внешней бобины. Остальные с внешней.
Кстати, заметили , что у М, Р, К контрольный расход чуть меньше? Интересно, за счет чего? Може фазы например чуть изменили или голову поджали? Тогда непоятно почему на мощности не отразилось...
А Д8Р и Д8К это походу военные засекреченные разработки … , живьем их никто не видел.
Двигатель Д8Э разрабатывался для мотовелосипедов и легких мопедов, которые планировалось экспортировать в страны "третьего мира", где у нашей техники был рынок сбыта! Отсюда и литера в модели двигателя!
Сколько было витков на подкове в обеих обмотках? Учтите, что подкова Д8 не имела высоковольтной обмотки - были только две обмотки - одна для питания внешней бобины зажигания, вторая - питала освещение. Сколько было витков в первой и второй обмотках?
У меню Д8, Д8Э, Д8М. На Д8 коленвал как на Д6(10 мм) и выносная катушка ТЛМ-3, а также имеется сливной винт как на Д6. Д8Э, Д8М также выносная катушка ТЛМ-3, посадочное место под ротор(магнит) больше (12мм) и нет сливного винта.
В г. Коломну в 1988 году было поставлено несколько Риг-13 с Д8 БЕЗ внешней бобины. Вопрос: какая модификация Д8 выпускалась в эти годы с учётом того что внешняя бобина отсутствовала. Скажу более. Предполагаю, что в те годы Д8 без внешней бобины был массовее. В период 1987-1991 год в г. Рязань, Коломна, Светлогорск Калининградской обл. из примерно сотни виденных Д8 НИ НА ОДНОМ не было внешней бобины. Что бы это значило?"
Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: slon от Ноябрь 20, 2022, 16:05:49
От себя -
 Д8 начало выпуска 1982-й. Реально начало производства 1983. Выпускали до 1990. Причём период выпуска, совпадающий с Д8 (1989-1990) это сборка из задела, кратно меньше, чем до 89. Всего собрали чуть более 890 тыс.
 Д8Э начало выпуска 1989. Выпускали до 1993. Всего сделали около 545 тыс.
Затем пошёл Д8М. Начало выпуска 1994. Производство до 2003. годовой объём на порядок меньше, чем в советские времена.Всего - 26 тыс.

Согласно данным КО никаких Д8К и Д8Р в отчётах не фигурирует.

Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: slon от Ноябрь 20, 2022, 16:11:14
Согласно вкладышу в заводское руководство по эксплуатации. Модификация Д8М - это "...в связи с усовершенствованием карбюратора"

Д8Э - к "Экспорту", как товарищ на дырчике предположил, отношения не имеет.
Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: slon от Ноябрь 20, 2022, 16:59:20
Д8Э это модификация с Электронным зажиганием.
Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: Orik от Ноябрь 20, 2022, 17:02:34
Скорее вариант с диодной подковой
Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: stoneracer от Ноябрь 20, 2022, 18:10:43
 
Скорее вариант с диодной подковой
Диод - это электроника...даже полупроводник.
А серьёзно, с внешней ТЛМ-3.
Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: slon от Ноябрь 20, 2022, 18:54:10
Поясняю - я даю данные из документов Ко. Там бква"Э" расшифровывается как модификация с "Э"- лектронным зажиганием. Просто так указывает завод, а что под этим можно понимать не относиться к этому.
Далее по переходу на 12 вольт. Пока не вижу чёткой датировки. в заводской инструкции "Рига-1.413"1985 года, подписанной в печать 30 октября 1984 года, уже фигурирует лампа 12 в. Каталог деталей "1.413" подписанный к печати 4 мая 1983 года декларирует лампу 6 вольт. То есть, если учитывать факт начала серийного производства Д8 с 1 января 1983 года, то пока имеем рамки перехода с 6 на 12 в период с мая 83 по октябрь 1984 года. Если, конечно, не брать во внимание "желаемое и действительное"... Могли продекларировать, запланировать пропечатать, но внедрить гораздо позже...
Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: stoneracer от Ноябрь 20, 2022, 19:02:35
12 или 6 вольт очень условно, на старых Дешках лампочка 4,3В от фонарика в фаре стояла, а на диодной подкове в режиме "тапок в пол" и до 40-ка доходило.
Но, на Эшках всегда напряжение было выше и ПОСТОЯННОЕ, опять же условно.
Короче, не читайте советских инструкций перед обедом (с)
Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: slon от Ноябрь 20, 2022, 19:31:14
При всём уважении не могу согласиться, любой проект имеет ТЗ, по нему идёт проектирование и потом выпуск. Инструкция это всего лишь один из множества других документов. Она отражает то, что получается в итоге, и что важно имеет датировки. С Д-моторами есть некий нюанс - они могли быть установлены не только в мопеды, но и на велосипеды, там фары могут и не быть вообще.
 Я сейчас потихоньку разбираюсь только с "Рига-13", там тоже есть заводские документы, протоколы испытаний и пр. Вот, чтобы свести воедино документы КО, СЗ и реальные "железки" и собираю замечания коллег.
Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: stoneracer от Ноябрь 20, 2022, 19:49:36
любой проект имеет ТЗ,
"Едет и ладно" наш случай, никакого стабильного напряжения на Дешках, как и на Восходо-Минсках не могло быть по законам физики. Но это не мешало фаре как-то что-то освещать.
Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: Orik от Ноябрь 20, 2022, 21:12:49
 8) Продолжаем выносить мозг  :))  :'(  :))  Из инструкции отпечатанной в 1990-м году про двигатели:

(https://content1-foto.inbox.lv/albums/p/pan_murzilka/Shemi-i-instrumenti/cena2.sized.jpg)

Д8Э с К-34Б
Д8М с К-34Д

Немного вкусняшек:

(https://content1-foto.inbox.lv/albums/p/pan_murzilka/Shemi-i-instrumenti/Cena.sized.jpg)

Первые Д8 шли с таким же зажиганием как и на Д6. Лампы на 6 Вольт (3св+1св) с использованием дросселя...
Далее появилась бобина и отдельный вывод с генератора на свет. Новый прерыватель. Лампы на 6 Вольт (3св+1св) с использованием дросселя...
А дальше переход на новый конденсатор и ротор с отмеченной полярностью. Соответственно в обмотке освещения были впаяны диоды, поэтому и была важна полярность ротора.  И вот тут всплыли лампы на 12В

(https://content33-foto.inbox.lv/albums/p/pan_murzilka/Shemi-i-instrumenti/CENA3.sized.jpg)

Из инструкции на Д8Э  (1990г.):

(https://content20-foto.inbox.lv/albums/p/pan_murzilka/Shemi-i-instrumenti/cena5.sized.jpg)

 8) Причем на двух мопедах 89г., мне попались ещё с дополнительно подключенным дросселем в фаре ... Непонятно правда зачем....

П О С М О Т Р Е Т Ь (https://youtu.be/-92hQtDqXVM)

На счет обмоточных данных катушки Д8М - первичка такая же как и у Д6, а световая кажется +200 витков

(https://content20-foto.inbox.lv/albums/p/pan_murzilka/Shemi-i-instrumenti/cena4.sized.jpg)
Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: Orik от Ноябрь 20, 2022, 22:56:20
 8) На уровне детского лепета, что приходит в голову при виде этих букв?

К- изменился коленвал (или Ковровский?  :))  :'(  :)) )
Э- с изменённой электросхемой
М - модернизированный (карбюратор, диоды, отсутствие перегородок в перепускных каналах)
Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: slon от Ноябрь 21, 2022, 00:23:51
Вот, спасибо! Инструкции (которую не рекомендуют читать!) уже кое-что даёт. Итак 90-й год мы имеем две модификации 13-й - 1.413-02 и 1.413-06. В Инструкции (SIC!) 1991 уже остаётся одна модификация 1.413-06. Что и требовалось доказать...

Вот скан вкладыша с определением завода что такое 8М:

(https://content33-foto.inbox.lv/albums/p/pan_murzilka/Shemi-i-instrumenti/D8.sized.jpg)

 Как я уже говорил, это модификация с новым карбюратором, Орик его назвал - К-34Д.

По индексу "К" - "Ковров" не прокатывает, так как кроме Д4К (до 1966 года) он больше этот тип моторов не выпускал. КО Модификацию "К"и "Р", как я уже писал, видимо не освоил. Видимо это были некие "хотелки-обещанки". Ими в Риге планировали оснащать  модификации "04" и "05" соответственно. Но уже в 90-м, как мы видим (снова инструкция!) этих модификаций нет.

Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: slon от Ноябрь 21, 2022, 00:41:44
Просто для понимания необходимости изучать инструкции - например сейчас инструкции 90-91 годов, которые совместились с отчётом КО, и таким образом перекрестно подтвердили, что в 91-м году, в связи с прекращением выпуска Д8, на конвейере в Риге осталась одна модификация 13-й модели - 1.413-06 c двигателем Д8Э и чуть позже Д8М.
Ещё - именно инструкции, конечно не могут быть полновесной аргументацией, но одним из кирпичиков вполне...
Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: Orik от Ноябрь 21, 2022, 21:36:18
 8) По поводу электронного зажигания - известен лишь один вариант дэшкообразного двигателя(встречал как минимум два таких двигателя), который показывал Рыжий Лис:

http://youtu.be/R4_BBpG09wA

Самое смешное в том, что привычное место с маркировкой пустое... Есть только какая-то надпись на крышке сцепления....
Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: Anatolij от Ноябрь 22, 2022, 07:10:01
Может быть двигатель с индексом "К" - это вариант с двухскоростной КПП?
Какая-то небольшая партия мопедов в таком варианте была выпущена, судя по всему.
Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: Orik от Ноябрь 22, 2022, 08:48:55
 8) Кстати, действительно..... И именно на тринашках.....
Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: slon от Ноябрь 24, 2022, 00:20:26
Может быть двигатель с индексом "К" - это вариант с двухскоростной КПП?
Какая-то небольшая партия мопедов в таком варианте была выпущена, судя по всему.

КП для Д-8 это более поздняя история. Индекс "К" скорее всего это некая модификация с "другим" карбюратором. Пока только косвенные "следы" нашёл. В перспективном плане КО нашёл пункт о разработке модификации Д8Ф с карбюратором К-60, ВЗАМЕН (SIC!) Д8К... Это 88-89 год.
Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: slon от Ноябрь 24, 2022, 00:51:37
Ну вот, для интересующихся - цитирую: "Двигатель Д8К (взамен Д8) с модернизированным карбюратором К34В, обеспечивающим экономию бензина на 10-15% и снижение токсичности по СО" План - ТЗ -1985, план начала производства 1986. Это некий промежуточный вариант, так как Д8Э должен был пойти по плану в 88-м...
Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: Олежик от Ноябрь 24, 2022, 17:56:38
 На КО с карбюратором К-60В выпускали моторы Д 10С.
(http://www.wagnerland.ru/gallery/52_21_05_13_8_49_55.jpeg)
Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: Олежик от Ноябрь 24, 2022, 18:03:14
По моим наблюдениям Риги 13 комплектовались такими моторами: РМЗ -1.413-06 Д8Э (1988 - 1991),  РМЗ -1.413-07 Д8М ( с 1992 года).
Про карбюратор К34В не знаю, знаю только К 34, К34Б и К34Д. Про Д8Ф тоже впервые от Вас узнал. Откуда источник?
Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: Orik от Ноябрь 24, 2022, 20:49:08
 8) Собственно, там были варианты - винт подачи либо М4, либо М5. Постараюсь глянуть на днях, может найду.
Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: slon от Ноябрь 25, 2022, 01:59:47
По моим наблюдениям Риги 13 комплектовались такими моторами: РМЗ -1.413-06 Д8Э (1988 - 1991),  РМЗ -1.413-07 Д8М ( с 1992 года).
Про карбюратор К34В не знаю, знаю только К 34, К34Б и К34Д. Про Д8Ф тоже впервые от Вас узнал. Откуда источник?

Источник - архив КО.
Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: slon от Ноябрь 25, 2022, 02:01:34
Я же выше написал "Перспективный план обновления продукции КО". Но, судя по всему, это это так и осталось "планом". По Рига-13 до 1988 года - Д8.
Встречный вопрос - что у вас есть по 1.413-07? Откуда источник?
Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: Олежик от Ноябрь 25, 2022, 12:00:05
С 1992 года в инструкций уже указали этот номер РМЗ -1.413-07
(http://mopedmuseum.ru/wp-content/uploads/2021/01/book065-13.jpg)
Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: slon от Ноябрь 25, 2022, 13:50:26
Спасибо! Именно инструкции 92 года пока не имею. Но всё равно нужно разбираться дальше - пока ясности в чём отличие 06 от 07 модификаций у меня нет. Тип двигателя в случае 13-й не был определяющим фактором модификации.
Кроме кастрированного щитка цепей на поздних машинах пока других отличий назвать не получается...

Интересно, что у себя в архиве имею протокол испытаний на RMR от 6 августа 1997 года "мопеда РМЗ-1.413-06".  Печально, что подписавшие его инженеры дай бог им здоровья, живы, но к сожалению ничего уже не могут вспомнить про такие мелочи, как модификации...
Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: Олежик от Ноябрь 25, 2022, 18:58:05
Мопед РМЗ-1.413 и его модификации. Руководство по эксплуатации
http://mopedmuseum.ru/manuals/book065/
Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: Orik от Ноябрь 25, 2022, 21:20:53
 8) Была у меня тринашка из последних с биркой на латышском языке и коротким щитком. Вся красная... Так вот, звезда у неё была интересная:

(https://content32-foto.inbox.lv/albums/p/pan_murzilka/Trinarik/20170426-185032.sized.jpg)

На 43 зуба, с отверстиями.... Причем у меня сложилось впечатление, что она не отштампованная, а точенная....
Название: Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
Отправлено: Orik от Ноябрь 25, 2022, 21:35:55
 8) Пересмотрел сегодня штук 50 корпусов от карбюраторов. С маркировкой К-34В не нашел.... Только К-34, К-34Б и К-34Д
Где-то литьё маркировки, где-то литьё и буква чеканилась....