Ну вот, вышеупомянутые пророчества начинают сбываться! "Ибо сойдутся однажды силы света и тьмы, и создадут воединую они - нечто!" А "нечто" это будет, с сердцем из глубины территории европейской, но с телом - младенца из Латвии! Во как загнул!?
А на самом деле это будет миник, или минирига, или РМЗ-26, но с очень интересным мотором А35 пр-ва "Tomos"(Tovarna Motornih Koles Sezana Словакия) который уже давно мною опробован и одобрен, и с которым миник возможно получит новую жизнь!
Сразу извиняюсь за фотки, многие из них ужастного качества т.к. щелкал. тем что было под рукой.
Итак - куча металла, которая просилась на помойку, и нафиг никому была не нужна на продажу, наконец зашевелилась и стала примеривать к себе родные и не родные запчасти. А в частности двигатель:
А почему он? Почти по всем параметрам и критериям он почти такой же как "всеми абажаемый веписят": двухскоростной, 50 кубовый, без раздельной масло-системы, без эл.стартера, с контактным зажиганием, почти велосипедной цепью, и даже кикстартер на той же стороне
, да еще и черный!!! Кто скажет что не ТЪру?! - Однозначно имеет право быть!
Теперь дело за сложным - как это все совместить? Для начала раздобыл лист металла в 3.2 мм толщиной. Сделал шаблончики правой и левой строн из картонки и перенес все на заготовку. Первым делом сверлим отверстия крепления, очень точно, согласно шаблону, а уж потом вырезаем лишнее и подрихтовываем полученое.
Кажется легко? Не сказать, особенно не прибегая к фрезеру и орудуя одной болгаркой и сверлилкой?
Теперь мотор закреплен но где? В воздухе? Надо совместить его главную рабочую деталь с рамой т.е. его ведущую шестерню с ведомой на колесе в одной плоскости. Для этого собираем задний маятник и заднее колесо в сборе со звездой. Опа! А че делать? Звезда то с другой стороны? Не вопрос! Режем нафиг родные крепления аммортов(видели бы вы на каких соплях они приварены...) и тупо переворачиваем вилку. Рама мне досталась доработаная в плане усилений и пластмасок - "сайлентблоков" в раме не было. Вместо них я вварил стальные бобышки развернул отверстия до 14 мм. и все сошлось. (Хотя в последствии его придется вырезать и перенести ниже но об этом потом.)
Итак колесо со звездой у нас закреплены на маятнике маятник закреплен на раме (пока без амортов но это не критично) накидываем цепь на ведущую и ведомые звезды и пытаемся добиться параллельности и "вертикальности". Т.к. мотор этот шире в50 то подходящее положение получилось с привареной к раме правой пластине
и с утолщенной по примыканию 10мм квадратом левой.
Делаем сначала прихваты, проверяем и начинаем методично сваривать все воедино.
Итак одна из самых важных и трудоемких операций закончена и мотор теперь "живет в новом теле".
Следующим пунктом стала ведомая звезда. Дело в том, что в этом моторе "понижение передаточного отношения"(или как его черт?!) осуществлено уже внутри двигателя, и в оригинале ведущяя звезда должна быть больше чем ведомая. На 16" родных колесах ведущая 26 зубъев ведомая 22. У нас же 10"...
Веселая математика
2пr=Р
16" родное колесо 2х3,14х(8х2,54)= 127,6 см - 22 зуба
10" колесо 2х3,14х(5х2,54) = 79,8 см ~ 14 зубов
Исходя из опыта эксплуатации "старшего" Томоса Флексера, при таком соотношении в реалии должно получиться: максималка ~ 55 км/ч крейсер ~ 45 при ломовейшей тяге с места и на первой передаче.
Так как цепь у этого мотора 415-я то по всем параметрам самая близкая "готовая" звезда - 420-я от 4т ФМБшек, только ее предварительно нужно сточить до 4,7мм по толщине и приспособить к ступице. Кстати в случае переизбытка мощи, можно будет играть звездочками т.к. они есть и на 15, 16 и 17 зубов.
Вот такая в итоге вышла конструкция. В принципе ничего особо сложного, фланец-переходник со ступицы на звезду, упорная втулка с резьбой к маятнику и проточенная, обточенная, с 4-мя отверстиями звезда. С учетом нагрузок, делать этот узел из спичек и желудей того что под рукой неприемлемо, по этому идем с чертежами в единственную известную мне и доступную территориально токарно фрезерную мастерскую, просим сделать все из стали 30ХГСА и ждем результата.
Дальше немного груснее, ибо озвучка ценника после изготовление этих деталей может вызвать тотальный разрыв шаблона у многих токарей любителей и профессионалов. За все ~ 8000 рубликов! И тем самым ставит этот узел в разряд самых дорогих частей мопеда,... ровно столько же стоил двигатель... Но ничего не попишешь! Успокаивает только то что: мастер - действительно профессионал старой закалки, прекрасно разбирающийся в чертежах и не однократно ювелирно делал мне всякие "деталюшки"(не на мото тематику) где требовалась точность до сотых. Да и станочный парк в мастерской внушает доверие. Работает он к сожалению "на дядю", а не на себя и цены в 190 руб./10 мин. работы не он устанавливает. Ну бог с ними с деньгами, чего не сделаешь для себя любимого! Поехали дальше!
После примерок маятника в сборе с колесом, новой звездой и стандаргными амортами стало ясно - ось маятника слишком высоко расположена для нового двигателя. Опять идем к токарю и заказываем новые детали... Старую направляющую оси пришлось отрезать т.к. мешала цепи. И тут случилась ошибка №1, точнее немного я разогнался в порыве сделать хорошую ходовку и взял для примерки питбайковскую переднюю вилку под 10" колесо и задние 220мм аморты. И вот тут я лоханулся - начал с амортов... Выставил под их длину маятник и приварил направляющую оси и... когда все это происходило в "воздухе" - выглядело супер, но когда спустил мокик на землю понял что получился "хардтейл". Ни под какими усилиями аморты не прожимались ни на сантиметр... А предняя вилка требовала полностью нового рулевого стакана.
Крепления двигателя полностью новые, направляющая маятника переварена, теперь еще стакан переваривать? Нет уж лучше в другой раз, с нуля новую раму из какой нить нержавейки замутить ибо от этой, кроме крепежа бака уже почти ничего родного не осталось. По этому решил вернуть запчасти в магазин и оставить оригинальный внешний вид миника. Теперь стало все относительно проще, ушки задних родных амортов развернул до 19 мм и запрессовал сайлент блоки от скутерных амортов в место идиотских резинок с гнилым куском (даже не трубки!) свернутого металла, заказал новую ось маятника из 30хгса, а между маятником и рамой вложил бронзовые шайбочки. Теперь задняя часть не вызывает у меня особого волнения - все жестко и одновременно плавно, безо всяких люфтов и скрипов.
Теперь пришло время пристраивать глушитель. С родным(миниковским) понятно засада или нету или стоит как чугунный мост, родной томосовский глушак во первых задушен приемной трубой и проходит по низу справа, по этому решил временно сделать самопал. Отпилил заднюю часть родного томосовского глушака, а новую приемную трубу банально сварил из 3/4 водопроводной. Причем без единого изгиба: родной фланец к цилиндру, три поворота под сварку, и 4 отрезка трубы. Конечно идеально не вышло и глушак, точнее приемная труба немного сочит из свищей незаметных глазу, но это не страшно, все равно в итоге будет стоять родной миниковский глушитель.
Ну а дальше, как всегда с миниками, начали возникать проблемы с оригинальными запами. Повезло, нашел вилку в сборе с рулем, фарой и пластиковым крылом в идеале, бак хоть и немного мятый но не смертельно, сиденье у меня завалялось еще со времен реставрации миника "аля карпаты", с трудом раздобыл такие неприметные делали как подножки! и заднеее крыло, но и оно оказалось без креплений к раме и фонаря. Родные ручки тормозов и газа, пультики, и вся остальная мелочь потихоньку собираются воедино.
И вот момент истины, бензин в баке, все соединено, рычажок обогатителя вниз, кик! И даже не поверил своим ушам и глазам как четко и безумно тихо заурчал мотор который последние два месяца колбасило из угла в угол, в раму и опять на верстак! Пять минут прогрева, два поворота винта ХХ и все! Стоит, урчит и проситься в путь
! Понятно что прокатиться желание было огромное, и к счастью на улице в тот момент была очень не мото погодка, да и начальную обкактку никто не отменял. По этому шланг на глушак, другой конец на улицу вентилятор(куллер от компа) на цилиндр и трахтеть, трахтеть, трахтеть иногда подгазовывая но не сильно.
После ~ 2-х часов работы с перерывами на ХХ, начал попробовал погазовать на холостую посильнее.
Но не тут то было! Вот она - европейская версия мотора, с ограничением скорости в 25 км/ч! и больше 1/2 своих номинальных оборотов он не выдает хоть ты тресни! Ну что же в продолжении краткая инструкция - как раздушить томос.