Голосование

Стоит ли восстанавливать старый советский лодочный мотор?

Это имеет смысл, если мотор редкий, и показывает историю развития техники прошлых лет
26 (89.7%)
Этого не стоит делать, так как практической пользы от старой советской техники уже нет
0 (0%)
Это не интересно на мопедном форуме, уместнее разместить на форуме лодочников
2 (6.9%)
Я бы не стал, далеко на нем не уйдешь от берега, и нужно брать весла для возвращения на берег
1 (3.4%)
Сдать обратно на металлолом
0 (0%)

Проголосовало пользователей: 29

Автор Тема: Лодочный мотор МЛ-20 "Чайка" - копия "British Anzani Pilot" Outboard Engine  (Прочитано 18819 раз)

Оффлайн krotik

  • Мопедист
  • Сообщений: 1216
  • Степень оранжевости: 585
  • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
    • Награды
  • Город: Москва
Да, тут приходится выбирать, либо размокший и забитый конденсировавшейся влагой фильтр, либо попадание частиц не очень абразивных. Я бы, из за того что кругом торфянники и ветром поднимает с берега всю хрень, выбрал бы поролонку, не толстую. Ну, так, что бы мотор комариный фарш не производил и в то же время не было сложного лабиринта для конденсации.
« Последнее редактирование: Декабрь 19, 2018, 20:21:55 от krotik »

Оффлайн road2011

  • Мопедист
  • Сообщений: 824
  • Степень оранжевости: 1506
    • Награды
  • Город: Екатеринбург
Разбор карбюратора лодочного мотора "Чайка" на видео


Оффлайн road2011

  • Мопедист
  • Сообщений: 824
  • Степень оранжевости: 1506
    • Награды
  • Город: Екатеринбург
road2011, у меня такое ощущение, что наклёп возник от неправильной установки шайбы. Узел должен разбираться. Незачем делать его не разборным.

  Соглашусь. При разборке и обратной сборке гашетки выявилась совершенно лишняя деталь, установленная непонятно с какой целью - это большая шайба, на фото зачеркнута красным крестом



Вот вся конструкция оригинального рычажка газа (гашетки) лодочного мотора "Чайка"



Наклёп возник в результате неправильной установки по посадочному отверстию верхней конусной прижимной шайбы. Винт так же был закручен криво - пришлось метчиком пройти резьбу во втулке корпуса.



После сборки сектора газа (гашетки), все работает легко:





От бензонасоса от классики взял мембрану и вырезал прокладку для верхней крышки поплавкой камеры карбюратора



Примерка





Крышка поплавковой камеры установлена, на штуцере для уплотнения поставил медные шайбы (отожженные для мягкости)





Сорванные грани латунного жиклера восстановил под 6-ой ключ-шестигранник



Тросик был разобран, промыт от песка. Оболочка тросика оцинкована.



Карбюратор (отдельные детали оцинкованы), тросик и гашетка в сборе (смазаны). Заменил ржавые болтики на латунный крепёж.





Продолжение следует...
« Последнее редактирование: Декабрь 31, 2018, 10:13:56 от road2011 »

Оффлайн road2011

  • Мопедист
  • Сообщений: 824
  • Степень оранжевости: 1506
    • Награды
  • Город: Екатеринбург
В интернете есть несколько фото переделок топливной системы лодочного мотора "Чайка" под другой карбюратор, в т.ч. даже от "Дэшки"

 На этом фото видно измененный штурвал, выпилен кусок трубки и заменен на дугообразный врезок, для размещения карбюратора от Дэшки. Так же виден патрубок для навинчивания сетчатого фильтра "Дэшки". Топливный краник от бензопилы



На другом фото виден корпус фильтра- отстойника, но сохранен родной карбюратор "Чайки"



На этой фотке, дуга-трубка снизу вварена в круг штурвала, под размещение карбюратора от мотоцикла или скутера



Ну а здесь, на мотор "Чайка" установлен огромный хромированный воздушый фильтр, штурвал так же распилен. Карбюратор так же, похоже, не родной...



Вопрос к уважаемому krotikу, как я понял, ты переделывал фланец для установки другого карбюратора?

"Он стальной.."*

Вот так выглядело где то в середине процесса до обработки


Оффлайн krotik

  • Мопедист
  • Сообщений: 1216
  • Степень оранжевости: 585
  • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
    • Награды
  • Город: Москва
Да. В связи с тем что мотор был без румпеля, бака и карбюратора ( про зажигание там вообще отдельная песня, считайте что только маховик, основание и железка статора) то хозяин решил что имеет смысл поставить мембранник и делать забор топлива из канистры снизу. Фото того что получилось попозже.

Оффлайн road2011

  • Мопедист
  • Сообщений: 824
  • Степень оранжевости: 1506
    • Награды
  • Город: Екатеринбург
Как уже было видно по первым представленным фото, у найденного мотора "Чайка" был родной, оригинальный гребной винт. Как-то дошел винт до наших дней, хотя такие винты довольно хрупкие...



Под винтом оказалась намотанная рыбацкая сеть - обычное дело...



Небольшое видео, про снятие гребного винта с моторчика...



Продолжение следует...

Оффлайн krotik

  • Мопедист
  • Сообщений: 1216
  • Степень оранжевости: 585
  • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
    • Награды
  • Город: Москва
Да, винт прям как стекло, сам был удивлен что родной выжил. Он аж звенит если ногтем щелкнуть. Про его хрупкость предупреждал.

Далее, если еще не добрались, раскручивайте 3 винта выхлопного патрубка, крепление патрубка к штанге не трогайте пока. Рассоединяйте штангу и выдергивайте смело трубку. Иначе мотор со штанги не снять, трубка мешает добраться до крепёжных винтов. трубку я менял, родная была сильно замята. Оставил просто медную, хотя была мысль цинковать как родную или на край облудить. 


« Последнее редактирование: Январь 02, 2019, 23:34:44 от krotik »

Оффлайн krotik

  • Мопедист
  • Сообщений: 1216
  • Степень оранжевости: 585
  • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
    • Награды
  • Город: Москва
Вот так вот, без комментариев, накидаю


















По поводу самодельного румпеля иной формы и соображений почему он был сделан такой, позже.

Оффлайн road2011

  • Мопедист
  • Сообщений: 824
  • Степень оранжевости: 1506
    • Награды
  • Город: Екатеринбург
Редуктор привода гребного винта лодочного мотора "Чайка".

Ниже приведу несколько фото, поясняющих процесс разборки и устройство редуктора "Чайки"



Вертикальный валик привода со следами сажи от выхлопных газов  :o















Внутри редуктор оказался сухой, совершенно без смазки...









Ведомая большая коническая шестерня



Стопор, за счет которого регулируется зазор в зацеплении зубьев конических шестерен (стопорит в нужном положении бронзовый подшипник скольжения ведущей малой конической шестерни)
 






Резиновая уплотнительная втулка, бронзовый подшипник скольжения, и ведущая малая коническая шестерня, через штифт закреплённая на вертикальном валике



Масленка. В отверстие для смазки редуктора был намертво закручен (открутился только с нагревом) конусный винт - заглушка (под квадратный ключ), похоже еще с завода. По инструкции, в корпус привода гребного винта через каждые 10 часов работы необходимо шприцем добавлять смазку. Как было видно выше по фото, редуктор был сухой, следов смазки не осталось совсем  :-\





Ну и редуктор в разборе, как есть. Бронзовые подшипники скольжения (втулки) с большим износом, валы редуктора в них просто люфтят, все под замену....



Видео процесса разборки редуктора лодочного мотора "Чайка"



Продолжение следует...

Оффлайн krotik

  • Мопедист
  • Сообщений: 1216
  • Степень оранжевости: 585
  • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
    • Награды
  • Город: Москва
Втулки тоже были разбиты, особенно втулка длинного вала. После изготовления новых налетел на один гадостный заводской косяк.
Вал сильно не по центру, просто упирается в трубу штанги. Еще бы ему не размолотить втулку в яйцо.


Многократные проверки, перепроверки показали что кривизна в выхлопном патрубке, труба же практически идеальна.
Пришлось лечить изготовлением разновысокой прокладки


И еще, не делайте очень малых зазоров, смазка то не жидкая а консистентная, при малых зазорах не просочится. 0.075 на сторону ( т.е. 0.15 по диаметру) будет в самый раз.

Сальник пришлось ставить новый. Нынче 11х32 не сыскать. Ставил 11х21 через алюминивое кольцо-оправку. Само кольцо проклеивал внутри фиксатором резьбы, там поверхность точно не из под станка, из под долото  :), нужно было заполнить поры. Что бы колечко при нужде можно было вытащить предусмотрел в нём 3 отверстия под 120гр с резьбой М3. Вкручиваем винтики и оно вылезает. Фото этого момента нет.

Уплотнительное кольцо на валу гребного винта просто подобрал из подручных МБС , не могу даже размер сказать
« Последнее редактирование: Январь 05, 2019, 12:45:50 от krotik »


Оффлайн krotik

  • Мопедист
  • Сообщений: 1216
  • Степень оранжевости: 585
  • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
    • Награды
  • Город: Москва
10 слишком плотно зажимает. В условиях недостаточной смазки, а там именно такие, быстро проест и вода прямиком в редуктор. Тоже думал о нём но потом отказался. Кроме того 11х21 тут найти не сложно, а каждый раз тащить с али.... слишком долгий простой будет с момента обнаружения проблемы. По опыту подобных плохо смазываемых конструкций при контакте с водой срок службы не очень велик. В картофелечистках например от силы пол года, дальше гарантий никто не даст, лучше превентивно сменить чем дожидаться когда мотор зальёт ( он снизу). И это при работе 15-20 мин в сутки. Другое дело торцевые уплотнения, но они только на более дорогих моделях, а бюджетные, увы, с простым сальником и недостатком смазки. Как и в Чайке.
« Последнее редактирование: Январь 05, 2019, 18:54:54 от krotik »

Оффлайн krotik

  • Мопедист
  • Сообщений: 1216
  • Степень оранжевости: 585
  • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
    • Награды
  • Город: Москва
Отвлекли, недописал.
Главный момент; где этот сальник расположен. А расположен он в выхлопе. Т.е. добавляются и абразивные частицы, ну и среда, мягко говоря, не айс. Значит он списывается в быстрый расходник. В этом случае уместней нечто более подручное. А для простоты замены ( родной не так то просто вынуть не извлекая вала), как раз колечко с винтиками в моём варианте и служит. Достаточно штангу рассоединить. Наживал, подогрел что бы фиксатор резьбы ослаб, подтянул винтики - чпок, всё в руках.
Исходя их всех перечисленных соображений так и поступил.

Оффлайн road2011

  • Мопедист
  • Сообщений: 824
  • Степень оранжевости: 1506
    • Награды
  • Город: Екатеринбург
Трубки водяного охлаждения и опорная дюралевая трубка лодочного мотора "Чайка"

Дальнейшая разборка мотора... Сначала нужно снять кронштейны



Штифт, фиксирующий кронштейн на дюралевой опорной трубке





Кронштейн снят с трубки. Длинная медная трубка - идет от водяной помпы к мотору, подает воду в полости цилиндра для охлаждения...



Отверстия для трубок



Установочное место кронштейна рядом с трубкой...



Откручиваю винт затяжки поворотного кронштейна. Снизу стопорное кольцо.





 Бронзовая шайба и латунная разрезная втулка. По инструкции, перед эксплуатацией мотора это место каждый раз смазывается через отверстие в кронштейне (там где выбит номер) жидкой смазкой, при этом проворачивая мотор за штурвал:





Кронштейн снят, хорошо видно латунную разрезную втулку



Вытянул из посадочного места длинную медную трубку (подающую воду для охлаждения цилиндра)



Трубка подачи воды очень плотно была вставлена, пришлось прокручивать, вытягивая, через прокладку, обжав пассатижами



Очень туго закрученные винты, опасался сорвать шлицы, но выкрутил



Шлиц пропилил болгаркой



И вот после этого удалось извлечь дюралевую опорную трубу  8)



Небольшое видео о процессе разборки кронштейнов и снятия трубок, 4-я часть...



Продолжение следует...

Оффлайн road2011

  • Мопедист
  • Сообщений: 824
  • Степень оранжевости: 1506
    • Награды
  • Город: Екатеринбург
...Снял головку цилиндра, с прокладкой.. Детали отмывал Димексидом - хорошо отмывает нагар, и отложения в поршневой группе. Работа с медицинским препаратом "Димексид", для использования в технических целях, показана на видео (ниже), в 5-ой части видео-темы про данный мотор. Димексид продается в аптеках, средняя стоимость на январь 2019г. 50 рублей.

Снятая головка





  Жесткий нагар в камере сгорания. Паронитовая прокладка, армированная металлической сеткой. Толщина по обжатой части 1,5 мм.
Видны овальные каналы охлаждения, по которым циркулирует вода, подводящаяся для охлаждения головки цилиндра, и налет окислов (похож на ржавчину, или накипь).



Вид сверху головки цилиндра





Очистка производилась с помощью препарата "Димексид"



Результат очистки камеры сгорания димексидом





Видео снятия головки цилиндра, и очистки деталей димексидом:



По результатам измерений, получены следующие данные по объему камеры сгорания



    Предлагаю знатокам подискутировать:
Т.е. фактический, заводской объем камеры сгорания равен приблизительно 12 см.куб., это для работы на бензинах А-56, А-66 (в 40-х, 50-х годах). Надо рассчитать объем камеры сгорания, который будет оптимален для работы лодочного мотора "Чайка", на бензине А-92, т.е. повысить степень сжатия, поэтому хочу узнать мнение экспертов.
По паспортным данным: Диаметр цилиндра "Чайки" 46мм, ход поршня 38мм. Рабочий объем цилиндра 63см3. Степень сжатия 4.5
  Рассчитанный, и экспериментально установленные по заводской головке и прокладке, объем камеры сгорания 12 см3. (степень сжатия 63/12 = 5.25, что близко к паспортным характеристикам. И характерно для низкооборотистых моторов (ст. сжатия до 5), коим является "Чайка")
Головки цилинда можно выточить в нескольких вариантах, для проверки оптимального объема камеры сгорания, с замером температуры и режимов работы на газу...И показателен опыт Дэшек, с увеличением степени сжатия, при переходе с А-76 на 92-ой бензин. Буду благодарен за рекомендации...