Автор Тема: ЗОН2 или простая замена СЛХ на настоящий АУОЗ  (Прочитано 91263 раз)

Оффлайн omich

  • Супермодератор
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 3001
  • Степень оранжевости: 875
  • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
  • Награды Знания, опыт
    • Награды
  • Город: Железнодорожный
Дедушкины слова о сложности "космического" зажигания натолкнули на идею о доработке СЛХ контроллером, чтобы сохранить простоту построения схемы, а также избавится от утомительной процедуры настройки опережения резисторами, которую, кстати, не все начинающие еще и могут осилить.

Итак, первая мысль была попробовать как и в СЛХ использовать один период для заряда емкости, а второй в качестве датчика. Это как раз неправильная идея. Нарисовал схему, собрал. (Убрал ее под спойлер, чтобы на виду были только правильные схемы.)
Неправильная схема
Собрана летучим монтажом для проверки идеи:

Схема:


Видео работы неправильной схемы:

Неправильность в том, что нет возможности настроить положение угла там, где мы хотим, а кроме того, на кривую зашитую в контроллер накладывается кривая, которую формирует обмотка и толку никакого нет. В итоге, эта идея забракована, но проверить же надо было. :)

Развиваем схему дальше, пошел по проторенной дорожке "с датчиком холла", который показал себя только с лучшей стороны.
Новая схема:


Видео работы схемы:



Как можно заметить из видео, можно найти правильное положение датчика холла для задания начального угла опережения, а также видим, что контроллер управляет опережением зажигания.

А это еще видео с закрепленным датчиком холла, чтобы показать устойчивость работы схемы и работу контроллера по формированию АУОЗ.



Схема прекрасно работает, но есть недостаток, связанный с питанием контроллера и датчика холла. Во-первых, начинает схема работать не сразу, а для этого нужно сначала зарядить конденсатор C1(что видно в самом начале видео, когда схема начинает работать только при напряжении питания достаточным для контроллера и холла). Второй недостаток, опять же связанный с питанием, что на низких оборотах питания становится недостаточно и холл перестает работать, т.е. минимальные обороты достаточно высокие. По осциллографу импульсы начинали пропадать при периоде 45 миллисекунд, а это 1300 об/мин, что в принципе, достаточно и для Дэшки и КД.

Главное достоинство этой схемы - ее собрать также просто, как и СЛХ, но не нужны ни какие настройки, кроме как механически выставить датчик холла по стробоскопу в нужном положении. Как приятный бонус - подойдут полностью Дедушкины многосекционные катушки.
...А теперь самое главное - на свет можно пустить целый один период без каких либо ограничений, т.е. свет можно получить значительно лучше, чем в СЛХ(и Новикова тоже).

В качестве трансформатора ТР1 можно применить любое маленькое ферритовое изделие какое попадется под руку, хоть маленький стержень из контурных фильтров приемников, хоть маленькое ферритовое кольцо, которые водятся в энергосберегающих лампочках.
Я использовал как раз от лампочек. Намотать надо всего 2 обмотки по витков 20 провода от 0,1 до ...какой найдется. Я намотал проводом 0,2 мм.
Колечки из энергосберегаек

Если маленько усложнить схему ограничителем напряжения, то это дает постоянное напряжение на конденсаторе, плюс, более быстрый заряд емкости питания ПИКа. Сильно это схему не усложнило, но зато добавило эксплуатационных качеств.



Еще можно домотать очень небольшую обмотку тонким проводом, чтобы питать ПИК и датчик холла и тогда будет происходить более быстрый заряд емкости для питания контроллера. Эту схему и собрал. Вот уже отлаженная на стенде схема. с дополнительной обмоткой для питания контроллера и холла, т.е. готовая к установке на мопед.



Примечательно то, что Дедушкины секционные катушки сюда подойдут как нельзя лучше, надо только дополнительно намотать 400 витков тонкого провода поверх любой секции, либо намотать как указано на схеме, причем первичную обмотку Д6 можно оставить, т.е. уже получается меньше мотать, а отдача на свет получается не хуже, чем в зажигании с преобразователем напряжения.

Эта же схема, только собранная на плате Даниила(stoneracer), которые он заказывал, чтобы ему сделали в Китае, поэтому не грех было чуть усложнить схему, т.е. сделать обход контроллера и поставить индикацию работы датчика холла и контроллера, а в остальном они идентичны:



Испытание на стенде как раз выше нарисованной схемы:
 



А это вариант схемы со стабилизацией зарядного напряжения(схема со ссылкой на описание):




ЗЫ. Прошивка для контроллера, а также печатные платы берутся из темы зажигания с преобразователем напряжения. Схемы драйверов для питания светодиодов тоже там.
« Последнее редактирование: Август 10, 2016, 12:43:58 от omich »

Оффлайн Enigma

  • Мопедист
  • Сообщений: 389
  • Степень оранжевости: 94
  • Why you don't.... smile?
    • Награды
  • Город: Вне времени и пространства
  • +0
  • -0
  • Omich, это безусловно потрясающе!)) И вопрос такой, теоретический:
    Скрытый текст

    Допустим, у нас не дешка, а Ш. Если зашить программу по принципу, что обороты двигателя будут в два раза меньше, чем  это есть на самом деле, в противоположность числу срабатываний датчика холла ( имеется ввиду, что за один оборот коленвала Ш датчик холла сработает два раза и пик будет думать, что у нас 14000 оборотов, а не 7000), то получим ли мы АУОЗ?
    « Последнее редактирование: Октябрь 20, 2014, 16:18:27 от Enigma »
    Злой... Просто злой [tm]
    Мотаемся по галактике: туда-сюда, туда-сюда.
    Дилетант могёт в радиоэлектронику.

    Оффлайн omich

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 3001
    • Степень оранжевости: 875
    • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
    • Награды Знания, опыт
      • Награды
    • Город: Железнодорожный
  • +1
  • -0
  • Я так думаю, что если заряжаться конденсатор успевает для формирования двух разрядов за оборот, то будет одинаково и тут успевать, а вот на счет ПИКа и программы, то ПИК "будет думать", что обороты в 2 раза выше, чем на самом деле, но ведь у нас есть экселовский калькулятор в котором можем задать нужный угол для любых оборотов. Думаю, что можно. Просто для вдвое больших оборотов по таблице рисовать нужные углы опережения.

    Оффлайн Enigma

    • Мопедист
    • Сообщений: 389
    • Степень оранжевости: 94
    • Why you don't.... smile?
      • Награды
    • Город: Вне времени и пространства
  • +1
  • -0
  • Обнадеживающий ответ) Будем ждать ваших дальнейших наработок по данному зажиганию :D
    Злой... Просто злой [tm]
    Мотаемся по галактике: туда-сюда, туда-сюда.
    Дилетант могёт в радиоэлектронику.

    Оффлайн Enigma

    • Мопедист
    • Сообщений: 389
    • Степень оранжевости: 94
    • Why you don't.... smile?
      • Награды
    • Город: Вне времени и пространства
  • +1
  • -0
  • Попытаюсь быть полезным :D
    печатка Делитанта
    Йуный радиолюбитель практикуется :)

    https://yadi.sk/d/fIGzVyIZcARnB
    « Последнее редактирование: Октябрь 20, 2014, 20:58:57 от Enigma »
    Злой... Просто злой [tm]
    Мотаемся по галактике: туда-сюда, туда-сюда.
    Дилетант могёт в радиоэлектронику.

    Оффлайн Enigma

    • Мопедист
    • Сообщений: 389
    • Степень оранжевости: 94
    • Why you don't.... smile?
      • Награды
    • Город: Вне времени и пространства
  • +0
  • -1
  • Скрытый текст
    Думаю, так правильнее. Осталось привести в божеский вид.  :)
    Злой... Просто злой [tm]
    Мотаемся по галактике: туда-сюда, туда-сюда.
    Дилетант могёт в радиоэлектронику.

    Оффлайн Alexius

    • Мопедист
    • Сообщений: 102
    • Степень оранжевости: 88
      • Награды
    • Город: Агрыз, Татарстан
  • +0
  • -0
  • Для Ш я решил попробовать так - http://www.mopedist.ru/forum/thread3353-1.html

    Оффлайн stoneracer

    • Мопедист
    • Сообщений: 6367
    • Степень оранжевости: 1216
      • Награды
    • Город: Тофтир
  • +0
  • -0
  • А у Вас трансформатор нормально себя ведет? С "неправильным" колечком, у меня была та же картина, до 3000 всё отлично, а дальше появлялась шальная блуждающая искра.
    Лучше просить прощения, чем разрешения..

    Оффлайн omich

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 3001
    • Степень оранжевости: 875
    • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
    • Награды Знания, опыт
      • Награды
    • Город: Железнодорожный
  • +1
  • -0
  • Думаю, так правильнее. Осталось привести в божеский вид.  :)
    Пока не стоит торопиться с выносными печатными платами. Наводки на провода от искры бывают в десятки и даже сотни вольт. Для измерения питающего напряжения, как можно заметить на видео, у меня аналоговый прибор ТЛ-4М, а иначе цифровой сходит с ума. Не меньшие наводки и на все другие провода. Т.е., если так сделать, то холл долго не проживет, как у Линила на мотоцикле они вылетали пачками. Такой упрощенный вариант прокатит в виде очень компактной схемы, расположенной под крышкой зажигания, а для внешней платы холл надо защищать, как и вход контроллера. У меня на стенде провода, идущие к холлу, очень короткие и скручены, как у витой пары, поэтому такое более менее приемлемо, причем я еще на входе контроллера на всякий случай поставил конденсатор 220 пф от греха подальше.

    Оффлайн Enigma

    • Мопедист
    • Сообщений: 389
    • Степень оранжевости: 94
    • Why you don't.... smile?
      • Награды
    • Город: Вне времени и пространства
  • +0
  • -0
  • Для Ш я решил попробовать так - http://www.mopedist.ru/forum/thread3353-1.html
    Однако вещь, спасибо.
    Цитировать
    Пока не стоит торопиться с выносными печатными платами. Наводки на провода от искры бывают в десятки и даже сотни вольт. Для измерения питающего напряжения, как можно заметить на видео, у меня аналоговый прибор ТЛ-4М, а иначе цифровой сходит с ума. Не меньшие наводки и на все другие провода. Т.е., если так сделать, то холл долго не проживет, как у Линила на мотоцикле они вылетали пачками. Такой упрощенный вариант прокатит в виде очень компактной схемы, расположенной под крышкой зажигания, а для внешней платы холл надо защищать, как и вход контроллера. У меня на стенде провода, идущие к холлу, очень короткие и скручены, как у витой пары, поэтому такое более менее приемлемо, причем я еще на входе контроллера на всякий случай поставил конденсатор 220 пф от греха подальше.

    Хорошо, приму во внимание
    Злой... Просто злой [tm]
    Мотаемся по галактике: туда-сюда, туда-сюда.
    Дилетант могёт в радиоэлектронику.

    Оффлайн omich

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 3001
    • Степень оранжевости: 875
    • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
    • Награды Знания, опыт
      • Награды
    • Город: Железнодорожный
    Re: ЗОН2 или простая замена СЛХ на настоящий АУОЗ
    « Ответ #10 : Октябрь 27, 2014, 14:19:09 »
  • +2
  • -0
  • Суббота, как и предполагал, была в пролете, а вот в воскресенье отыскал подкову намотанную под СЛХ, которая работала на мопеде со схемой СЛХ до установки зажигания с преобразователем напряжения. Поставил подкову на стенд, раскрутил на средние обороты и решил померить ток КЗ стоковой первичной обмотки, чтобы прикинуть сколько выйдет на свет с половины периода.
    Когда подключал к прибору, видимо, контакт получился не сразу и получился эффект размыкания кулачков. В этот момент внутри обмотки с краю щелкнуло и началась дуга. Вот же зараза. Катушка прекрасно работала в составе СЛХ, а тут так запросто скончалась.
    После снятия изоляции оказалось, что расстояние между первыми и последними витками в том месте было не более 3-х мм и из-за пробоя все там обуглилось. Пришлось вместо просто намотки дополнительной обмотки, сматывать все до первичной заводской. Моталась эта подкова еще в эпоху старого сайта Дырчика в 2010-м году, т.е. еще до изобретения и обнародования Дедушкой секционных катушек, поэтому было просто намотано целиком и приблизительно через 500 витков делались прокладки, но с края витки, похоже, провалились, поэтому расстояние  оказалось довольно маленьким, а витки получились витков с большим напряжением. Печалька. В общем, пришлось перематывать. Быстренько соорудил счетчик витков из давно валяющегося в заначке калькулятора и герконового реле с магнитом.

    Намоточный станок. Для противовеса прикрутил пруток припоя и к нему на резинке кусок черного ферритового магнита, герконовое реле тоже прикреплено резинкой, причем так, чтобы один вывод находился рядом с прохождением магнита, т.е. таким образом не пришлось добывать геркон из внутренностей реле, т.к. он и так прекрасно срабатывает.



    Т.к. экспериментов с этой подковой будет много, то мотал нынче без секций, но зато после каждого слоя прокладывал конденсаторную бумагу и обмотку пропитывал Шеллаком, а также следил, чтобы ни один виток не провалился за край прокладки.
    С просушкой вышло не так быстро, как хотелось бы, но зато теперь ничего не должно помешать экспериментам. Поставил на стенд прямо не снимая противовес, т.к. еще надо будет намотать обмотку питания ПИКа и холла и подключил схему зажигания, что в начале темы. Как и ожидалось, искра есть как и с подковой КД, но правда похуже, т.е. нужны более высокие обороты. Получается, что КД подкова со своим магнитом дают больше энергии.



    Обидно, что пришлось потерять время на перемотку подковы, но более интересно именно для Д6, Д8 сделать эту схему вместо СЛХ, но про КД я не забуду и после успешного запуска этого зажигания тут, продолжу эксперименты и там. Просто тут есть родная низковольтная обмотка, а там ее придется как-то наматывать.
    Кстати, напряжение заряда емкости для искры, подкова Д6 дает вполне нормальное, как и в СЛХ, так что если с отдельной обмотки удастся запитать ПИК и холл, неважно как, т.е. с умножителем или напрямую, то зажигание вполне будет рабочим при минимуме деталей и будет формировать правильное АУОЗ.

    Продолжение следует....
    « Последнее редактирование: Октябрь 27, 2014, 14:40:06 от omich »

    Оффлайн Enigma

    • Мопедист
    • Сообщений: 389
    • Степень оранжевости: 94
    • Why you don't.... smile?
      • Награды
    • Город: Вне времени и пространства
    Re: ЗОН2 или простая замена СЛХ на настоящий АУОЗ
    « Ответ #11 : Октябрь 27, 2014, 14:59:09 »
  • +0
  • -0
  • А сколько в общем дает напряжения такая катушка ? Или какое напряжение нужно для работы ЗОН2?
    Злой... Просто злой [tm]
    Мотаемся по галактике: туда-сюда, туда-сюда.
    Дилетант могёт в радиоэлектронику.

    Оффлайн omich

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 3001
    • Степень оранжевости: 875
    • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
    • Награды Знания, опыт
      • Награды
    • Город: Железнодорожный
    Re: ЗОН2 или простая замена СЛХ на настоящий АУОЗ
    « Ответ #12 : Октябрь 27, 2014, 15:46:53 »
  • +0
  • -0
  • На довольно малых оборотах(около 1000 об/мин) дает что-то около 40...60 вольт, т.е. для искры, хоть и маловато, но вполне достаточно, а на больших оборотах может и до 250 вольт зарядить.
    Короче, тут будет все с зарядом совершенно одинаково, как в схеме Дедушкиного СЛХ с секционными катушками. Схема заряда емкости то совершенно одинаковая. Прелесть схемы будет именно, что УОЗ можно будет настроить не наобум как получится, а четко как надо и притом и график АУОЗ будет полноценный.

    Оффлайн Enigma

    • Мопедист
    • Сообщений: 389
    • Степень оранжевости: 94
    • Why you don't.... smile?
      • Награды
    • Город: Вне времени и пространства
    Re: ЗОН2 или простая замена СЛХ на настоящий АУОЗ
    « Ответ #13 : Октябрь 27, 2014, 15:55:23 »
  • +0
  • -0
  • Да да, это замечательно! И под Ш переделывать практически не придется, разве что саму плату и прошивку.
    Злой... Просто злой [tm]
    Мотаемся по галактике: туда-сюда, туда-сюда.
    Дилетант могёт в радиоэлектронику.

    Оффлайн omich

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 3001
    • Степень оранжевости: 875
    • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
    • Награды Знания, опыт
      • Награды
    • Город: Железнодорожный
  • +2
  • -0
  • Итак, ЗОН2 работает и еще как!

    Собрал схему на плате Даниила(stoneracer). Раз уж схема с преобразователем уже была отлажена, то спаял схему совершенно одинаково, только без преобразователя и даже с обходом контроллера, т.е. маленько усложнил от первоначальной самой простой.
    Вот он рабочий образец:



    Смотрим видео как это работает:



    Мало того, что работает, так и свет получается не хуже, чем с подковой Д8э. Минимальные обороты появления искры тоже очень приемлемые. Специально на видео захватил  в кадр осциллограф. Развертка там 10 ms/дел. Искра начинает устойчиво появляться с периода 65 миллисекунд, а это 923 об/мин, причем опять это чисто из-за холла. Я поставил китайский A3144 у которого повышенное напряжение питания 4,5 вольта против 3,5 у других , так что есть еще резерв уменьшения минимальных оборотов, хотя для Дэшки самые предельно минимальные это где-то 1700. Одновременно  взял один период через диод шоттки и пустил на свет. Обмотка, с которой брал энергию  на свет - родная первичная Д6, которая 180 витков и даже одним выводом не отпаяна от массы. На выпрямление поставил конденсаторы 3 штуки 1000 мкф х 50вольт = 3000 мкф. Мерцание пропадает при 45 миллисекундах, а это 1300 об/мин, и это опять значительно ниже холостых оборотов. Если сделать более большую емкость, то можно понизить обороты, когда мерцание пропадает. Идем дальше. С 35 миллисекунд, а это 1715 об/мин, фара выходит на полную яркость 2 ампера на светодиоде Cree XM-L2. Круто, однако! Ну и все прелести АУОЗ, согласно кривой зашитой в контроллер(ПИК перепрошил 4-й прошивкой, но наклейку "3" забыл сменить, так что не обращать внимания). Еще специально проверил расстояние пробоя при появлении искры -  свободно пробивает 1 см, а с прибавлением оборотов только увеличивается. Не уменьшается искра и на самых больших оборотах стенда, не померил, но что-то около 9-ти тыс об/мин. Это было все очень здорово, а теперь что не очень понравилось:
    Пришлось добавить емкость аж до 2,5 мкф, а иначе при конденсаторе 0,47 мкф, на больших оборотах напряжение поднимается до 450...500 вольт, а также напряжение на конденсаторе перед стабилизатором зашкаливает за 50 вольт.  При 2,5 мкф поднимается где-то до 380...400 вольт и другое напряжение уже не доходит 50-ти вольт. Емкостей получается много, поэтому под крышку зажигания они не полезут и придется их делать выносными.

    Подкову намотал проводом 0,14 мм 2500 витков, мотал поверх первичной, которая осталась от Д6, что шла на кулачки. Мотал не виток к витку, но ровными слоями без секций и каждый слой пропитывал шеллаком и изолировал конденсаторной бумагой. Затем поверх всей намотки намотал 400 витков этим же проводом 0,14 мм для питания контроллера и холла. Удивительно, но даже замыкание первичной обмотки влияет на минимальные обороты появления искры очень мало, так что можно будет попробовать отпаять от массы начало первичной обмотки и взять на свет оба периода. Думаю, что тогда свет можно получать не мерцающий вообще с еще более низких оборотов(итак уже куда уж меньше?).

    ЗЫ. Теперь конкретно информация для Даниила(stoneracer), по пайке этих заводских плат: Паяются они прекрасно, но надо просто перед пайкой покрывать канифолью в спирте. Также, лак счищается острым скальпелем довольно легко. Можно глянуть, что я в некоторых местах зачистил и припаял где удобнее паять, а не по облуженным пятачкам.
    ЗЫ.ЗЫ. Поскольку схема распаяна один в один, но только за исключением преобразователя и цепей с ним завязанных, то эту плату очень легко можно доделать до зажигания с преобразователем просто добавив трансформатор и допаяв недостающие детали.

    ЗЫ.ЗЫ.ЗЫ. Схему, если сегодня не успею, то смогу нарисовать после выходных, т.к. завтра надо срочно уехать. ...но, как и сказал ранее, она полностью аналогична зажиганию под крышкой, только преобразователь заменяет обмотка 2500 витков на подкове.
    « Последнее редактирование: Ноябрь 03, 2014, 16:57:29 от omich »