Доброго времени суток, уважаемые читатели данной темы! Спустя достаточно большой промежуток времени появилось желание восстановить тему про этот мопед, безвозвратно сгнивушую вместе с сайтом Дырчик.ру в 2012 году.
Целью возрождения темы, думаю, является больше не рассказ о процессе восстановления мопеда, а скорее желание поделиться возникавшими в процессе эксплуатации проблемами и методами их решения.
Начнем, пожалуй немного с ретроспективы. Мопед перешел ко мне во владение в 2009 году в несколько пошарпанном состоянии и в не совсем ясной комплектации: на шильдике указано что это именно ЛМЗ 2.158, то есть это Верховина 6, однако на мопеде присутствовал руль с перемычкой, сидение с надписью "СПОРТ", отсутствовал багажник (на его месте была штуковина как на спортивных модификациях Верховин).
При этом родным двигателем с мопедом шел Ш-58, но уже имеются места крепления под БКС...
Мопед был весьма качественно покрашен какой-то зеленой грунтовкой за исключением бака:
После постановки мопеда на какой-то условный ход (способность без поломок передвигаться на расстояние 20 км) мопед был моментально уколхожен мной покраской из баллончика черной краской, которая тут же смылась бензином и мопед совсем потерял внешний вид:
Естественно ездить на таком мопеде было как-то совсем стремно и в 2010 году я все же сделал его одного цвета, покрасив кисточкой в черный цвет.
Как видно из фото, я уже опустил переднее крыло на приемлемый уровень, а также купил и установил нормальный красивый хромированный багажник.
Двигатель, собранный на кухне из каких-то более-менее сносных запчастей, в принципе неплохо работал, но, правда, недолго. Уже в 2011 году я обнаружил существенный люфт коленвала и двигатель пришлось снова разобрать. При повторной сборке я решил установить новый комплект китайской поршневой. Кто же знал тогда, что мопед с ним совершенно не поедет?!
Вообщем, это была одна из самых больших ошибок в эпопее с Верховиной и я как-то отложил ее на второй план, занимаясь тогда мопедом Зиф-77.
В 2012 году я достал цилиндр от двигателя Ш-57 (с мелкими шпильками под К-35), подобрал к нему поршень и кольца и мопед просто полетел по сравнению с китайской поршневой. При этом начал подавать признаки выхода из строя БКС и я незамедлительно собрал новый по схеме Войтенко:
Трассировку печатки и расположение элементов моделировал вручную на листке бумаги, программы вроде Sprint Layout были тогда вне предела моего понимания. Однако желание кататься было так велико, что установив коммутатор на мопед только для проверки перед заливкой лаком, я так и ездил пол-лета, пока от вибраций не отвалились последовательно выводы у конденсаторов и мопед с характерным хлопком выплюнул правый сальник. Коммутатор я починил в тот же вечер, а вот найти выплюнутый сальник было весьма сложно.
Поэтому хочу повторить очевидную для многих вещь: на мопеде все подобные вещи нужно заливать каким-нибудь компаундом (я использовал цапон-лак и эпоксидную смолу).
В то время начинала появляться практика расточки цилиндра и установки диовского поршня. Я решился на данную операцию, однако как раз в это время ушел в небытие сайт Дырчик.ру и найти информацию по этому поводу стало довольно проблематично и я решил точить под поршень первого ремонта.
Это была ВТОРАЯ основная ошибка. Дело не в качестве подгонки цилиндра к поршню, а в качестве самого поршня. За два года при довольно мизерных пробегах я поменял ДВА поршня по причине выпадания стопоров колец и, как следствие, появления неприятных звуков из ЦПГ.
Поэтому исходя из моей практики я советую очень настороженно относиться к новодельным поршням, качество у них крайне сомнительное. Со злости, на мопед был вкинут обратно старый весьма уже изношенный цилиндр и советский поршень и все это даже поехало.
В 2015 Верховина была единственным транспортом для меня в течении трех месяцев и я наездил на ней за сезон весьма приличное для двухскоростного мопеда, собранного моими кривыми руками, расстояние в 1000 километров, при этом не сломалось вообще ничего. При этом я установил, что штатный спидометр при цепной передаче 15/35 практически не врет, главное не мешать ему работать
.
Но рейтинговая езда не прошла даром и в прошлом году при поездке в лес болтавшийся в бобышках палец наконец-то разбил их и в двигателе случилось нечто страшное:
Мопед ехал со скоростью в 45 км/ч когда двигатель резко остановился, да так, что заднее колесо пошло юзом. Выкручивание свечи показало наличие на ней вещества, похожего на алюминий
. После того, как я свечку прочистил, мопед завелся и со страшными стуками даже довез меня до дома!
В этом году в связи с введенным режимом самоизоляции у меня появилось значительно больше времени ходить вокруг мопеда с задумчивым лицом и я принял решение все-таки сделать мопед чуть покультурнее.
За неполную неделю я раскидал на атомы мопед, зачистил все элементы до металла, загрунтовал и покрасил. Красил краскопультом первый раз в жизни краской, которая осталась от ремонта машины. Краска двухкомпонентная акриловая Vika, цвет Вишня 127. Грунт - акриловый Reoflex серый.
Получилось более-менее, но все же значительно лучше, чем покраска веником.
Заказал наклеечки для большей аутентичности:
Тут как раз приказал долго жить привод спидометра (домучал я его). Поход в магазин и примерная прикидка позволили придумать следующее решение данной проблемы:
Велокомп ноунейм за 300 рублей, подкупила подходящая форма и квази-аналоговая шкала, и как показала практика его эксплуатации (а проехал я с ним всего 450 км) он достаточно чувствителен к помехам от системы зажигания - настройки сбивались случайным образом (решил установкой экранированного колпачка на свечу). Также есть некоторые глюки при скорости 45-47 км/час. Выше или ниже - нет, планирую зашунтировать цепь геркона конденсатором и провести повторные испытания. После этого я только смогу его рекомендовать или не рекомендовать к установке.
Также, в связи с появлением свободного времени, решил чуть более серьезно отнестись к двигателю. Для начала достал все цилиндры, что у меня были, выбрал два ушатанных чуть менее чем полностью (оказались цилиндры Ш-58 и Ш-62). В результате грубого сравнения победил цилиндр Ш-62 (с маленькими вырезами внизу гильзы): с обоими цилиндрами мопед развивал максималку в 54 км/час, но с цилиндром Ш-62 делал он это значительно увереннее. В итоге этот цилиндр уехал на расточку под поршень от ДИО.
Сам по себе цилиндр был весьма убит - резьба под шпильки выпускной трубы была просто уничтожена - пришлось применять сварку в аргоновой среде:
По ЦПГ никаких наворотов - поправил каналы в цилиндре с целью обеспечить совпадение с каналами в картере, перенес стопор нижнего кольца, подпилил юбку цилиндра по поршню в НМТ, задал угол в этих вырезах, снял фаски с окон в цилиндре (все как учил уважаемый дядюшка Orik). Для конкретики - зазоры, измеренные моими кривыми руками: на стыке колец 0,15 мм, цилиндр - поршень 0,06 мм, однако при расточке на токарном станке у цилиндра слегка поплыла геометрия, так что на этот зазор довольно сложно ориентироваться.
При сборке ЦПГ пришлось изготовить самодельную прокладку под цилиндр таким образом, чтобы поршень в НМТ на четверть-треть перекрывал перепускные окна, при этом он находится несколько выше нижней кромки выпускного окна. Замеры камеры сгорания показали объем 5 см
3, что, по идее, должно быть оптимальным для данного мотора.
Установил новый китайский коленвал, при этом у нового коленвала обнаружил неприятное биение левой цапфы (сцепления). Ввиду того, что сцепление бьет намного сильнее, решил оставить как есть. Кстати, со сцеплением практически никогда не испытывал проблем - стоит корзина типа "ромашка" с проваренным столиком. Один раз на ходу расстегнулся нажимной диск и один раз оторвалась одна из ножек столика (видимо перекалили при сварке).
Двигатель V 50 является ранним (с тонкими валами - 1984 г.в.) на который невозможно найти ведущую звездочку цепной передачи (при этом этих тонких валов КПП я у себя нашел штуки три в состоянии новых). Проблему решил установкой подшипника 6102 в комплекте с обычной КПП (обр. после 1985 года) еще в 2014 году и с тех пор никаких проблем с ним не обнаружено.
К сожалению, как следует проверить собранный двигатель мешает зима, так что более-менее конкретные результаты смогу получить только весной, однако уже сейчас присутствует легкий запуск, устойчивые холостые, да и тянет мопед неплохо.
На этом, наверное, пока все. Продолжение следует...