Автор Тема: Рига-11, реновация  (Прочитано 3550 раз)

Оффлайн Violar

  • Мопедист
  • Сообщений: 21
  • Степень оранжевости: 13
    • Награды
Рига-11, реновация
« : Июль 05, 2020, 00:41:02 »
  • +1
  • -0
  • Приветствую уважаемое сообщество.  Вдоволь начитавших ваших историй, решил поделиться своей. Сегодня состоялся первый запуск и пробная поездка, после глубокой переборки как двигателя, так и всего мотовелосипеда. Ну да всё по порядку.
    Этот мопед в семье уже почти 40 лет. С детства помню, что большую часть времени он стоял в сарае по причине неработоспособности - то зажигание, то забитый жиклёр, то... не мне перечислять "детские" и недетские болезни данной техники. Педальный привод хронически не функционировал.  Однако данный агрегат привлёк моё внимание в период взросления.  Долго ли, коротко - у меня получилось оживить аппарат, и довольно успешно кататься по частному сектору, но удавалось выбираться и в дальнобои на 10км в одну сторону).
    Такими мы были.

    Со временем обросли


    Но затем душа стала требовать апгрейда, и была куплена вначале Дельта, затем китаец с 139fmb, на который я впоследствии установил поршневую 107 кубов. Замечательный был, практически беспроблемный аппарат с расходом 2 литра, крейсерской 70, и собственноручно установленным ксеноном! Впрочем, это совсем другая история. Ещё через некоторое время случилась автошкола, и необходимость купить автомобиль вынудила продать мототехнику. Но не Ригу!    Однако на фоне этих увлечений она закономерно постепенно прыйшла у заняпад.
    Со временем такое положение дел меня перестало устраивать, и, вывозя его из сарая 1-2 раза в год, я стал вынашивать идею реставрации своего первого мототранспорта.
    До практических шагов дошло в начале прошлогодней осени. Я решил действовать решительно, и двигатель был разобран в надежде на "долгие зимние вечера".  Однако по ряду причин сборку оного я закончил лишь вчера.
    Что было сделано по мотору:
    1) Новая поршневая. Именно что новая, досталось два оригинальных комплекта с заводским хоном.
    2) Новый (б/у) коленвал - выбрал из нескольких, поставил облегчённый шатун, снятый с другого колена. Вес 70гр против 82гр родного. Втулка ВГШ новая, бронза БРАЖ.
    3) Подшипники коленвала и сцепления FAG
    4) Втулка золотника бронзовая, БРАЖ. Однако при разворачивании то ли ошибку допустил, то ли развёртка кривая - пришлось дополнительно пропаивать безсвинцовым припоем (97%  олова 3% меди) и подгонять.
    5) Сальник коленвала ямаха 17х27, по внешнему радиусу посадил на герметик Victor Reinz и отцентровал по цапфе на месте, лишнее срезал. Герметик выдерживает более 30кг на отрыв, и 250 градусов по Цельсию, если оригинальный.
    6) Новые прокладки вырезал из паронита.
    7) Не хватало одного вкладыша сцепления, выточил из винной пробки.

    По весне весь мопед переехал в квартиру.
    Что сделано по мопеду:
    1) рама отпескоструена, покрашена порошковой краской
    2) Со втулками передней вилки неловко получилось) отдавая вилку на покраску, я про них забыл, и от температуры 180 градусов они скукожились и стали болтаться в "штанах".  Из фторопласта точить не хотелось, т.к. родные капролоновые. Я их посадил чуть поглубже, на половину их высоты аккурат в сужение "штанов",  а вторую их половину, вернее их зазор со стенками (около 0.5мм), залил эпоксидкой.  После чего постепенно расточил регулируемой развёрткой, подогнав под диаметр перьев. Ходовые испытания показали на самом деле повысившийся комфорт, вилка замечательно отрабатывает неровности.
    3) Новые подшипники рулевой колонки.
    4) Новые подшипники заднего колеса. В переднем износа не выявлено, просто смазал. Взамен недостающего пыльника купил сальник Corteco 19016677B, и сточил его напильником до высоты 5мм
    5) Тормоза вымыты и смазаны, подозрительные детали заменены.
    6) Все тросики промыты и смазаны маслом для велоцепей, якобы с тефлоном.
    7) Колёса выправлены, насколько это было возможно.
    8) Заклеены камеры
    9) Крепление оси подножки переваривать не стал, взамен заказал фторопластовую втулку по размеру, забил её туда, и рассверлил под 8мм. Также заказал соответствующий болт со сплошным телом, без резьбы по своей длине, узел стал работать мягко и без люфтов, подножка держится даже без пружины.
    10) Руль и перья вилки довольно покоцанные. Ржавчину как мог затёр наждачкой, затем прошёлся по уменьшению абразивного зерна, вплоть до 2000 -  блеск улучшился, а пятна стали менее заметны.
    11)  Новые крепёжные элементы - оцинковка, нержавейка по мере необходимости.
    12) Приводные цепи вымыты и смазаны астрохимом.
    13) Новые втулки оси каретки, бронза.
    14) Ведомая звёздочка педального привода с механизмом взята из другого колеса. Визуально отличается от того, что ставится на Ригу-11. Цепляющая "собачка" шире в полтора раза, значит крепче. За звёздочкой что-то вроде пылезащитного колпачка.


    16) В фаре тотально ржавый отражатель был отнаждачен и заполирован до блеска. Скоро год сарайного хранения, пока не помутнел. Всегда можно будет снова полирнуть. Стекло фары новое, досталось несколько штук.

    Задний фонарь тоже новый, но пока не ставил, пока закатываю мопед в квартиру, есть опасность зацепить на поворотах. Проводку тоже ещё не разводил. Также предстоит зачистить-оцинковать каркас сиденья. И с защитой цепи что-то придумать. Родная в ужасном состоянии, а вещь дефицитная.

    Ещё несколько слов про концепцию. Не было задачи сделать музейную реставрацию. Это именно что реновация, с сохранением налёта истории в виде следов эксплуатации. Менялись только выработавшие свой ресурс детали. Зажигание пока родное, контактное. На подкове только первичка, на раме жигулёвская бобина.

    « Последнее редактирование: Июль 05, 2020, 00:51:56 от Violar »

    Оффлайн Violar

    • Мопедист
    • Сообщений: 21
    • Степень оранжевости: 13
      • Награды
    Re: Рига-11, реновация
    « Ответ #1 : Июль 05, 2020, 00:43:26 »
  • +0
  • -0
  • Остались однако и проблемы.

    1) Двигатель тянет с перебоями. С выжатым сцеплением раскручивается бодро, а вот на ходу то рывки, то "строчка", то захлёб, в зависимости от положения винта качества. Опережение строго 3.5 до ВМТ, зазоры все чОткие. Масло использую Маннол, пропорция 1:15. Единственно что бензин 92-й. Может, керосинчиком понизить октановое число? Или ещё какие могут причины перебоев?
    2) При работе присутствует звон. Он был и до капиталки двигателя. Я думал на кольца, но на старой ЦПГ зазор был порядка 7мм, теперь же всё новое, 0.5мм. Фаски с колец снял, даже заполировал 2000-м наждаком. Откуда звон?

     
    « Последнее редактирование: Июль 05, 2020, 16:59:40 от Кургузов Роман »

    Оффлайн Сильвер

    • Мопедист
    • Сообщений: 1289
    • Степень оранжевости: 1437
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Днепропетровск
    Re: Рига-11, реновация
    « Ответ #2 : Июль 05, 2020, 15:00:18 »
  • +0
  • -0
  • Масло в бензин в пропорции 1:15?.. Много однако. Меньше 1:25 не рекомендую, даже при обкатке(идеально вообще 1:33).
    Владею: Стелла-2.134, Вятка В-150М

    Оффлайн Violar

    • Мопедист
    • Сообщений: 21
    • Степень оранжевости: 13
      • Награды
    Re: Рига-11, реновация
    « Ответ #3 : Июль 05, 2020, 16:44:00 »
  • +2
  • -0
  • Масло в бензин в пропорции 1:15?.. Много однако. Меньше 1:25 не рекомендую, даже при обкатке(идеально вообще 1:33).

    Слышал такое мнение, но решил всё-таки взять пропорцию из советских мануалов.  Думаю, если для М8В рекомендовали такие пропорции, то современная синтетика вряд ли будет сгорать хуже.
    А перебои в работе были устранены увеличением зазора в свече.


    Оффлайн Violar

    • Мопедист
    • Сообщений: 21
    • Степень оранжевости: 13
      • Награды
    Re: Рига-11, реновация
    « Ответ #4 : Июль 07, 2020, 00:45:57 »
  • +2
  • -0
  • Развёл проводку и спрятал её в ПВХ трубку.
    Тросики сцепления и газа одел в прозрачную термоусадку в тех местах, где они на изгибах контачат с рамой.


    В фару поставил светодиодную лампочку
    В данной конфигурации в плане яркости это, скорее, габарит, но светодиод во-первых лучше бросается в глаза, во-вторых мотор никак не реагирует на его включение. На видео фонарь ведёт себя странно из-за частоты кадров при съёмке.  В реальности он мерцает с частотой оборотов КВ, а выше холостых оборотов мерцание становится малозаметно.

    https://youtu.be/Dr5h73dbDCY




    Оффлайн Амур два

    • Мопедист
    • Сообщений: 2919
    • Степень оранжевости: 1467
    • аркадак
    • Награды За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 3 степени
      • Награды
    • Город: аркадак
    Re: Рига-11, реновация
    « Ответ #5 : Июль 07, 2020, 22:26:29 »
  • +1
  • -0
  • Ну поздравляю-прекрасная работа!
    Цвет не типичный но прекрасно вписался,гармонирует!Единственное-хомут бобины нарушает гармонию-режет глаз-но со временем  думаю решение найдётся,хотя-хозяин-барин-как решит-так и будет,но с каждым разом мопед всё лудше и лудше!!!
    По видео-думаю Вам необходимо проверить центрацию задней-ведомой звёздочки,в Риге-11 с задним баком ценю плавность и размеренность,а если нет балансировки-эти качества пропадают...вот свою тоже доставал казалось-бы недавно...в конце апреля:

    И получил-огромное удовольствие!!!
    Глаза боятся,а руки чешутся!!!

    Оффлайн Violar

    • Мопедист
    • Сообщений: 21
    • Степень оранжевости: 13
      • Награды
    Re: Рига-11, реновация
    « Ответ #6 : Июль 08, 2020, 00:43:47 »
  • +2
  • -0
  • Спасибо! Цвет рамы на самом деле шоколадный, глубоко коричневый металлик.  В оригинале щитки были по цвету ближе к вашему варианту, но в порошковой конторе похожего цвета не нашлось, а тёмный металлик прекрасно скрывает мелкие недочёты.
    Хомут и саму бобину не красил, изначально думал перейти на родную подкову Д6 или на ТМЛ-3, но решил остаться на жигулёвской - работает отлично, к тому же это реновация с сохранением духа мопеда "как есть", а не реставрация до заводского состояния. Так что если не перейду на электронное, то так и оставлю, тогда перекрашу.
    По поводу звёздочки. Раньше постоянно имел с этим проблемы, звёздочку можно было на несколько мм смещать относительно центра ступицы, выставлять приходилось на глаз, и всё равно идеально не получалось.  Теперь заднее колесо заменено на другое, там для звезды есть 3 направляющие, не знаю как их правильно назвать, но на старом они были отломаны. В общем теперь звезда садится строго по центру. А биение цепи скорее всего от подгулявшей ведущей звезды. 
    Кстати вопрос, в продаже на днях смотрел ведущую звездочку от китайского веломотора - по посадке один в один, шаг зубьев совпадает, только толщина заметно меньше.  Кто-нибудь ставил, и чревата ли уменьшенная толщина для цепи?

    Лайфхак, в качестве наконечника троса сцепления идеально подходит ниппель от велосипедной спицы. В полевых условиях можно просто расплющить пассатижами, я пропаял оловом.

    Оффлайн Violar

    • Мопедист
    • Сообщений: 21
    • Степень оранжевости: 13
      • Награды
    Re: Рига-11, реновация
    « Ответ #7 : Июль 25, 2020, 00:48:12 »
  • +1
  • -0
  • Покрасил бобину, подлатал чехол седла. Потихоньку обкатываемся.

    Повстречали такой экземляр. Оказалось - собрат: фара ФГ-306, хоть на фото не особенно видно.

    Обнаружил проблемку. Сразу не обратил внимания, что выхлопные газы в процессе езды попадают аккурат на верхнюю площадку подножки. Если бы только газы, но там ещё какая-то несгоревшая жидкая фракция, в итоге за 5км всё грязное, и липнет песок. "Плавника" на глушителе нет, думаю прикошачить на выход какую-нибудь трубку. Или может у кого-то в этом есть более успешный опыт?

    Оффлайн Амур два

    • Мопедист
    • Сообщений: 2919
    • Степень оранжевости: 1467
    • аркадак
    • Награды За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 3 степени
      • Награды
    • Город: аркадак
    Re: Рига-11, реновация
    « Ответ #8 : Июль 25, 2020, 01:07:12 »
  • +0
  • -0
  • Ну вот!!!Теперь хомут глаз не режет!
    На велосипедных версиях на огурце был плавник-он смазывал велоцепь:

    А здесь должна быть направлена на отверстие в подножке!

    Ну в принципе они всегда как поросята,просто этот двигатель был так придуман-не имея системы смазки-смазывать себя и внутри и с наружи!!!
    Глаза боятся,а руки чешутся!!!