Автор Тема: Проект "Мини-Томос"  (Прочитано 18876 раз)

Оффлайн MVS

  • Модератор
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 223
  • Степень оранжевости: 81
  • Темная сторона
  • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
    • Награды
Проект "Мини-Томос"
« : Март 08, 2013, 13:03:16 »
  • +10
  • -0
  • Ну вот, вышеупомянутые пророчества начинают сбываться! "Ибо сойдутся однажды силы света и тьмы, и создадут воединую они - нечто!" А "нечто" это будет, с сердцем из глубины территории европейской, но с телом - младенца из Латвии! Во как загнул!?
    А на самом деле это будет миник, или минирига, или РМЗ-26, но с очень интересным мотором А35 пр-ва "Tomos"(Tovarna Motornih Koles Sezana Словакия) который уже давно мною опробован и одобрен, и с которым миник возможно получит новую жизнь!
    Сразу извиняюсь за фотки, многие из них ужастного качества т.к. щелкал. тем что было под рукой. 

    Итак - куча металла, которая просилась на помойку, и нафиг никому была не нужна на продажу, наконец зашевелилась и стала примеривать к себе родные и не родные запчасти. А в частности двигатель:



    А почему он? Почти по всем параметрам и критериям он почти такой же как "всеми абажаемый веписят": двухскоростной, 50 кубовый, без раздельной масло-системы, без эл.стартера, с контактным зажиганием, почти велосипедной цепью, и даже кикстартер на той же стороне :), да еще и черный!!! Кто скажет что не ТЪру?! - Однозначно имеет право быть!

    Теперь дело за сложным - как это все совместить? Для начала раздобыл лист металла в 3.2 мм толщиной. Сделал шаблончики правой и левой строн из картонки и перенес все на заготовку. Первым делом сверлим отверстия крепления, очень точно, согласно шаблону, а уж потом вырезаем лишнее и подрихтовываем полученое.



    Кажется легко? Не сказать, особенно не прибегая к фрезеру и орудуя одной болгаркой и сверлилкой?



    Теперь мотор закреплен но где? В воздухе? Надо совместить его главную рабочую деталь с рамой т.е. его ведущую шестерню с ведомой на колесе в одной плоскости. Для этого собираем задний маятник и заднее колесо в сборе со звездой. Опа! А че делать? Звезда то с другой стороны? Не вопрос! Режем нафиг родные крепления аммортов(видели бы вы на каких соплях они приварены...) и тупо переворачиваем вилку. Рама мне досталась доработаная в плане усилений и пластмасок - "сайлентблоков" в раме не было. Вместо них я вварил стальные бобышки развернул отверстия до 14 мм. и все сошлось. (Хотя в последствии его придется вырезать и перенести ниже но об этом потом.)



    Итак колесо со звездой у нас закреплены на маятнике маятник закреплен на раме (пока без амортов но это не критично) накидываем цепь на ведущую и ведомые звезды и пытаемся добиться параллельности и "вертикальности". Т.к. мотор этот шире в50 то подходящее положение получилось с привареной к раме правой пластине



    и с утолщенной по примыканию 10мм квадратом левой.





    Делаем сначала прихваты, проверяем и начинаем методично сваривать все воедино.
    Итак одна из самых важных и трудоемких операций закончена и мотор теперь "живет в новом теле".



    Следующим пунктом стала ведомая звезда. Дело в том, что в этом моторе "понижение передаточного отношения"(или как его черт?!) осуществлено уже внутри двигателя, и в оригинале ведущяя звезда должна быть больше чем ведомая. На 16" родных колесах ведущая 26 зубъев ведомая 22. У нас же 10"...
    Веселая математика
    2пr=Р   
    16" родное колесо 2х3,14х(8х2,54)= 127,6 см  -   22 зуба
    10" колесо 2х3,14х(5х2,54)      =  79,8 см   ~   14 зубов
    Исходя из опыта эксплуатации "старшего" Томоса Флексера, при таком соотношении в реалии должно получиться: максималка ~ 55 км/ч крейсер ~ 45 при ломовейшей тяге с места и на первой передаче.
    Так как цепь у этого мотора 415-я то по всем параметрам самая близкая "готовая" звезда - 420-я от 4т ФМБшек, только ее предварительно нужно сточить до 4,7мм по толщине и приспособить к ступице. Кстати в случае переизбытка мощи, можно будет играть звездочками т.к. они есть и на 15, 16 и 17 зубов.



    Вот такая в итоге вышла конструкция. В принципе ничего особо сложного, фланец-переходник со ступицы на звезду, упорная втулка с резьбой к маятнику и проточенная, обточенная, с 4-мя отверстиями звезда. С учетом нагрузок, делать этот узел из спичек и желудей того что под рукой неприемлемо, по этому идем с чертежами в единственную известную мне и доступную территориально токарно фрезерную мастерскую, просим сделать все из стали 30ХГСА и ждем результата.     
    Дальше немного груснее, ибо озвучка ценника после изготовление этих деталей может вызвать тотальный разрыв шаблона у многих токарей любителей и профессионалов. За все ~ 8000 рубликов! И тем самым ставит этот узел в разряд самых дорогих частей мопеда,... ровно столько же стоил двигатель... Но ничего не попишешь! Успокаивает только то что: мастер - действительно профессионал старой закалки, прекрасно разбирающийся в чертежах и не однократно ювелирно делал мне всякие "деталюшки"(не на мото тематику) где требовалась точность до сотых. Да и станочный парк в мастерской внушает доверие. Работает он к сожалению "на дядю", а не на себя и цены в 190 руб./10 мин. работы не он устанавливает. Ну бог с ними с деньгами, чего не сделаешь для себя любимого! Поехали дальше!

    После примерок маятника в сборе с колесом, новой звездой и стандаргными амортами стало ясно - ось маятника слишком высоко расположена для нового двигателя. Опять идем к токарю и заказываем новые детали... Старую направляющую оси пришлось отрезать т.к. мешала цепи. И тут случилась ошибка №1, точнее немного я разогнался в порыве сделать хорошую ходовку и взял для примерки питбайковскую переднюю вилку под 10" колесо и задние 220мм аморты. И вот тут я лоханулся - начал с амортов... Выставил под их длину маятник и приварил направляющую оси и... когда все это происходило в "воздухе" - выглядело супер, но когда спустил мокик на землю понял что получился "хардтейл". Ни под какими усилиями аморты не прожимались ни на сантиметр... А предняя вилка требовала полностью нового рулевого стакана.
    Крепления двигателя полностью новые, направляющая маятника переварена, теперь еще стакан переваривать? Нет уж лучше в другой раз, с нуля новую раму из какой нить нержавейки замутить ибо от этой, кроме крепежа бака уже почти ничего родного не осталось. По этому решил вернуть запчасти в магазин и оставить оригинальный внешний вид миника. Теперь стало все относительно проще, ушки задних родных амортов развернул до 19 мм и запрессовал сайлент блоки от скутерных амортов в место идиотских резинок с гнилым куском (даже не трубки!) свернутого металла, заказал новую ось маятника из 30хгса, а между маятником и рамой вложил бронзовые шайбочки. Теперь задняя часть не вызывает у меня особого волнения - все жестко и одновременно плавно, безо всяких люфтов и скрипов.
    Теперь пришло время пристраивать глушитель. С родным(миниковским) понятно засада или нету или стоит как чугунный мост, родной томосовский глушак во первых задушен приемной трубой и проходит по низу справа, по этому решил временно сделать самопал. Отпилил заднюю часть родного томосовского глушака, а новую приемную трубу банально сварил из 3/4 водопроводной. Причем без единого изгиба: родной фланец к цилиндру, три поворота под сварку, и 4 отрезка трубы. Конечно идеально не вышло и глушак, точнее приемная труба немного сочит из свищей незаметных глазу, но это не страшно, все равно в итоге будет стоять родной миниковский глушитель.



    Ну  а дальше, как всегда с миниками, начали возникать проблемы с оригинальными запами. Повезло, нашел вилку в сборе с рулем, фарой и пластиковым крылом в идеале, бак хоть и немного мятый но не смертельно, сиденье у меня завалялось еще со времен реставрации миника "аля карпаты", с трудом раздобыл такие неприметные делали как подножки! и заднеее крыло, но и оно оказалось без креплений к раме и фонаря. Родные ручки тормозов и газа, пультики, и вся остальная мелочь потихоньку собираются воедино.



    И вот момент истины, бензин в баке, все соединено, рычажок обогатителя вниз, кик! И даже не поверил своим ушам и глазам как четко и безумно тихо заурчал мотор который последние два месяца колбасило из угла в угол, в раму и опять на верстак! Пять минут прогрева, два поворота винта ХХ и все! Стоит, урчит и проситься в путь :) ! Понятно что прокатиться желание было огромное, и к счастью на улице в тот момент была очень не мото погодка, да и начальную обкактку никто не отменял. По этому шланг на глушак, другой конец на улицу вентилятор(куллер от компа) на цилиндр и трахтеть, трахтеть, трахтеть иногда подгазовывая но не сильно.
    После ~ 2-х часов работы с перерывами на ХХ, начал попробовал погазовать на холостую посильнее.
    Но не тут то было! Вот она - европейская версия мотора, с ограничением скорости в 25 км/ч! и больше 1/2 своих номинальных оборотов он не выдает хоть ты тресни! Ну что же в продолжении краткая инструкция - как раздушить томос.

    Оффлайн Vinsent

    • Мопедист
    • Сообщений: 527
    • Степень оранжевости: 217
      • Награды
    • Город: Череповец
    Re: Проект "Мини-Томос"
    « Ответ #1 : Март 08, 2013, 23:55:56 »
  • +0
  • -0
  • На видео мой второй проект, лето 2010. Оба дисковых тормоза.

    Оффлайн MVS

    • Модератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 223
    • Степень оранжевости: 81
    • Темная сторона
    • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
      • Награды
    Re: Проект "Мини-Томос"
    « Ответ #2 : Март 09, 2013, 00:52:14 »
  • +1
  • -0
  • На второй мопед делал самодельные ступицы на миниковые колеса и дисковые тормоза. Делается за пару часов.
    Вы читали сколько стоит в Москве, в токарной мастерской, сделать так сказать "пол-ступицы" миника? Проще и дешевле будет скутер купить с дисковыми тормозами! :) Ну или от скутеров колеса поставить.

    Седло непрочное, амортизаторы сзади дохлые.  Гайки дропаут просто обязаны сожрать. 
    Про седло: я не просто так писал в теме про "Ригу Автоматик", волнуясь касаемо прочности седла. На этих фотках не видно(исправлю)но там: одна 5 мм дюралевая пластина повтаряющая контур карпатовского сиденья и к ней на болтах прикручена стальная площадка ~15х15х0,5 см в свою очередь привареной к трубе которая идет к тому же, по центру нагрузки. Это не я делал, седло досталось с одним из миников-доноров, но в прочности я не сомневаюсь. А уж по поводу уверенности в экстремальных нагрузках на седло, мне можно верить! :)
    Про аморты: а что с ними еще можно сделать? поставить более жесткую пружину? Все рано это будут не амотризаторы, а лишь "подпружиненые направляющие". Смотреть на технологичность родных "сайлентблоков" тошно, а один такой скутерный, тем временем, держит на себе всю нагрузку на заднее колесо. А тут их 4, если чё? :)
    Про дропауты: у меня шайбочки стоят :)
     

    Оффлайн Enot-Palaskun

    • Мопедист
    • Сообщений: 231
    • Степень оранжевости: 291
    • Горячие Клапаны
    • Награды Участник мегачелленджа 2 степени
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Проект "Мини-Томос"
    « Ответ #3 : Март 11, 2013, 10:13:27 »
  • +0
  • -0
  • С трудом представляю тебя, Миша, на таком малыше. Слежу за темой.
    vk.com/hotvalves

    Оффлайн Enot-Palaskun

    • Мопедист
    • Сообщений: 231
    • Степень оранжевости: 291
    • Горячие Клапаны
    • Награды Участник мегачелленджа 2 степени
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Проект "Мини-Томос"
    « Ответ #4 : Март 11, 2013, 14:31:19 »
  • +0
  • -0
  • Миша, тебе интересен вот такой бак? 4 литра. От моей хонды остался.

    vk.com/hotvalves

    Оффлайн Маркус

    • Мопедист
    • Сообщений: 932
    • Степень оранжевости: 541
    • Награды Участник мегачелленджа 1 степени Участник мегачелленджа 2 степени
      • Награды
    • Город: Чехов
    Re: Проект "Мини-Томос"
    « Ответ #5 : Март 11, 2013, 14:59:25 »
  • +0
  • -0
  • Уважаю людей, которые умеют что-то делать своими руками. Но даже умелыми руками ничего не получится сделать, если не работает при этом голова. Михаил, примите мои одобрения.
     Когда-то, лет семнадцать назад, я тоже притворил в жизнь подобный проект. Правда, на раму миника я ставил мотор от Симсона Швальбе. А саму ходовую сделал двухместной. Весь этот проект мною делался для дочки, но, периодически, от нечего делать ездил на нём и сам. Когда дочка подросла, то продал этот самодельный мопед.
     Как к своему творчеству, я относился к нему с уважением, но как транспорт - он был плохой. Получилось сочетание дрянной ходовой с отличным мотором. На мой взгляд, ходовая миника никак не годиться для езды, какой мотор на неё не ставь. Дальнейшие эксперименты с подобной ходовой я с той поры прекратил, как бесперспективные.

    Оффлайн MVS

    • Модератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 223
    • Степень оранжевости: 81
    • Темная сторона
    • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
      • Награды
    Re: Проект "Мини-Томос"
    « Ответ #6 : Март 11, 2013, 23:57:21 »
  • +0
  • -0
  • Миша, тебе интересен вот такой бак? 4 литра. От моей хонды остался.
    ОЧЕНЬ!!!! Мне вообще наверное все интересно что от нее осталось! В П.М.
    На мой взгляд, ходовая миника никак не годиться для езды, какой мотор на неё не ставь. Дальнейшие эксперименты с подобной ходовой я с той поры прекратил, как бесперспективные.
    Совершенно с Вами согласен!
    Но, во первых такой двигатель на все что попало не поставить, нужна довольно легкая конструкция, во вторых я его в общем то не для себя делаю, а для дамы в 45 кг живого веса с побрякушками :), что бы она у меня не отнимала настоящего Томоса на дачных покатушках, в третьих, я бы с удовольствием поставил этот мотор на раму от Стелы но ее нужно было бы покупать, а тем временем в гараже был некий завал миниковскими запчастями(рама, маятники, рули, бак, и тд).
    « Последнее редактирование: Март 11, 2013, 23:59:45 от MVS »

    Оффлайн MVS

    • Модератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 223
    • Степень оранжевости: 81
    • Темная сторона
    • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
      • Награды
    Re: Проект "Мини-Томос"
    « Ответ #7 : Апрель 19, 2013, 10:46:29 »
  • +1
  • -0
  • Ну вот и открыл я сезон как ни странно на Минитомосе!
    Никаких изменений после крайних записей с ним не делал, стоял он себе в углу и пылился. А вчера смахнул с него пыль дернул кик, прогрел и ... ПОЕХАЛ!
    Общие впечатления - супер! Не ошибся я с передаточным числом,  даже не обкатаный мотор меня в легкую  положеные 45 км.ч. везет! Большего от него не стал добиваться, чувствуется что глушак все таки что то отнимает но не критично, самопально расточеный карб неважно держит холостые, отсутствие заднего тормоза... Но тяга и разгон обалденные!  Не представляю как он будет рвать если "водитель похудеет вдвое" :)
    Короче концепция удалась! Осталось только мелочи до установить, потом в покраску и презентовать будущей владелице!   

    Оффлайн YPS

    • Мопедист
    • Сообщений: 929
    • Степень оранжевости: 677
    • Еду как могу. И нефиг тут!
    • Награды Участник мегачелленджа 1 степени
      • Награды
    • Город: Раменское
    Re: Проект "Мини-Томос"
    « Ответ #8 : Апрель 19, 2013, 11:29:53 »
  • +0
  • -0
  • Поздравляю! Забавный такой карапуз получился.  :))

    Оффлайн MVS

    • Модератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 223
    • Степень оранжевости: 81
    • Темная сторона
    • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
      • Награды
    Re: Проект "Мини-Томос"
    « Ответ #9 : Апрель 21, 2013, 00:27:52 »
  • +2
  • -0
  • С трудом представляю тебя, Миша, на таком малыше. Слежу за темой.
    ну примерно так :)

    http://video.yandex.ru/users/misha-sinyaev/view/1/

    Как по нормальному вставить видео?

    Оффлайн Dinor

    • Мопедист
    • Сообщений: 85
    • Степень оранжевости: 26
    • Это не накакано, это китайский мопед!
      • Награды
    Re: Проект "Мини-Томос"
    « Ответ #10 : Апрель 21, 2013, 01:20:52 »
  • +0
  • -0
  • Цитировать
    Как по нормальному вставить видео?
    С яндекса наверное никак, с ютуба вставляется хорошо
    Хочу не наследить, но оставить след.....

    Оффлайн MVS

    • Модератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 223
    • Степень оранжевости: 81
    • Темная сторона
    • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
      • Награды
    Re: Проект "Мини-Томос"
    « Ответ #11 : Июль 28, 2015, 17:53:45 »
  • +4
  • -0
  • Не прошло и трех лет... почти готов!










    Осталось зеркало, наклейки на бак(есть!), и бибикалку но с ней проблемы...
    Совковая, само собой только как муляж подходит ибо 6 в. А для нормальной нужен пультик с кнопкой, а это большая редкость...
    Ну мы не торопимся! "Еще пару лет и все будет в полном комплекте!"
    Щютка...

    Оффлайн MVS

    • Модератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 223
    • Степень оранжевости: 81
    • Темная сторона
    • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
      • Награды
    Re: Проект "Мини-Томос"
    « Ответ #12 : Июль 28, 2015, 18:25:50 »
  • +0
  • -0
  • MRS-классный дырчик получился
    Спасибо Костя, твой вклад тут тоже имеется! А что такое MRS ?  Если опечатка в нике, то R довольно далеко от остальных букв на клаве...?

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7573
    • Степень оранжевости: 2537
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс
    Re: Проект "Мини-Томос"
    « Ответ #13 : Июль 29, 2015, 14:52:11 »
  • +0
  • -0
  • Красиво. У нас в Мае одни миники были в пробеге. Модное направление нынче.
    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн константин63

    • Мопедист
    • Сообщений: 220
    • Степень оранжевости: 100
    • Это я
    • Награды Участник мегачелленджа 1 степени
      • Награды
    Re: Проект "Мини-Томос"
    « Ответ #14 : Июль 29, 2015, 15:13:25 »
  • +1
  • -0
  • Миха, это долбаный т9, только счас отключил, а мопедка все равно хорошая