Автор Тема: Проект 123. Рига13-72 Automatic  (Прочитано 139561 раз)

Оффлайн wagner

  • Администратор
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 7573
  • Степень оранжевости: 2537
  • Оранжевый Дед
  • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
    • Награды
  • Город: Энгельс
Re: Проект 123. Рига13-72 Automatic
« Ответ #15 : Январь 23, 2013, 13:10:01 »
  • +7
  • -0
  • Учебник мопедоведения для 3 класса мопедообразовательной школы.

    О. К Дедушкин.   О.Г Вагнер
    Балансировка коленвала китайских велодвигателей
    Издание третье, дополненное, с иллюстрациями.  Рекомендовано комитетом государственного надзора за мопедами к прочтению.


    Гл1. Получаем данные для балансировки.

    Для произведения операций по балансировке коленвала китайского двигателя (далее КД) нам необходимо извлечь из мотора сам коленвал и его навеску в виде магнита и центробежного сцепления (или без оного)
    Извлечение коленвалов мы с вами проходили во втором классе, думаю все помнят этот материал. (Вижу, что Ржевский помнит)

    Так же  (нудным голосом продолжал учитель) нам с вами потребуется поршень с навеской в виде колец, стопоров, игольчатого подшипника и пальца. Разбирать поршень на атомы совсем не обязательно (Артёмка не вертись, ты мешаешь Павлу усваивать урок)

    Итак. Взвешиваем головку шатуна. Для этого весы уравновесим рваными газетками (никто не хихикает, а то выгоню из класса) После чего головку шатуна укладываем на одну чашу, а на вторую чашу устанавливаем груза так, чтобы головка (Ржевский вон из класса) шатуна поднялась в горизонтальное положение. (отнесите Ржевскому воды, у него эпилепсия началась. И поднимите его с пола)
    На фото процесс взвешивания, думаю так всё понятнее будет.



    После взвешивания головки шатуна необходимо взвесить поршень с навеской.
    Показывать не буду, думаю это понятно.
    Теперь у нас есть данные для произведения расчётов.
    Возьмём балансировочный коэффициент 0,6. Не спрашивайте меня что это за цифра, это изучают в высшей школе математики, после пределов приращений и сложений матриц. Можете прочитать в книге Иерусалимского "Теория расчётов мотоциклов"

    Итак формула:
     (Вес поршня с навеской+вес головки шатуна)*0,6 - вес головки шатуна = Вес балансировочного груза



    Балансировочный груз вешается на головку шатуна. Удобно изготовить груз в виде болта с гайкой. Для точного подбора веса используют шайбы и пластилин.
    Думаю процесс подбора груза понятен.
    В идеале, после подвешивания груза, коленвал на подшипниках должен занимать положение статического равновесия. То есть занимать произвольное положение и не стремиться повернутся куда либо.
    В нашем же случае коленвал резко поворачивает шатуном вниз. Для равновесия надо более 28 грамм. Противовесы удобно использовать в виде магнитов. Их удобно крепить. Можно использовать пластилин. Противовесы нужны для определения очень приблизительной массы для корректировки веса щёк коленвала.





    На самом деле масса может быть больше. Но для первого приближения полученных данных вполне достаточно.
    (Притихли все, вот сразу бы так, Дедушкин всегда важные вещи рассказывает. Тот, кто услышит, познает дзенн)
    Так вот, переходим к главе второй. Каким образом?



    Гл.2 Операции по компенсации веса сложнобалансируемой системы с вертикальными и горизонтальными составляющими. (Хрена се завернул, сам собой горжусь)

    Коленвал придётся разобрать. Каждая накладка щеки крепится тремя винтами. Винты законтрены эпоксидной смолой. Поэтому каждый винт надо перед отворачиванием нагреть паяльником или тепловым пистолетом. Без фанатизма, газовых горелок и паяльных ламп.
    Обязательно отмечаете положение накладок относительно коленвала. Что и как было установлено. Чтобы потом прикрутить на то же место в том же положении.
    В результате разборки у нас получается вот такая икебана.



    Что интересно, следы балансировки присутствуют. Но это балансировка под более лёгкий поршень КД-50. Иначе как объяснить что компенсационный вес чудным образом завязан на разницу в весе поршней? 120 и 70 грамм примерно.
    Предположение об одном универсальном коленвале для пяти абстрактных моторов подтверждается. Ну и что же тут будем сверлить?
    Для начала определим что даёт высверливание. Сверлим пять лунок наполовину глубины остаточной толщины накладки.



    Это всего лишь жалких 4 грамма. А нам надо примерно на треть больше чем 28,5 делить пополам (у нас две накладки)



    Сверлим отверстия насквозь. Материал накладок напоминает чугун, крошится в мелкую пыль. Поэтому перегородки надо сохранить. Сплошняком фрезой не вариант.
    Тут уже поинтереснее, более 15 грамм.



    Окончательный вариант может выглядет так:



    Теперь, в угоду динамическому равновесию, вес щёк надо уровнять. Это решается подпиливание-подсверливанием, снятию фасок и так далее. Точное значение веса  накладки на данном этапе не важно.



    Окончательно подбирают вес после сборки коленвала. Винты так же контрят эпоксидкой или поксиполом. После чего, через отверстия в накладках, подсверливают коленвал. Периодически проверяют коленвал на статическое равновесие. Сам коленвал сверлится очень плохо, обычное сверло его берёт через постоянную заточку и подсверливание твёрдосплавным сверлом меньшего диаметра.
    Тут китайцы на металле не экономили.
    Сверлить лунки надо симметрично справа и слева щёк. Пять балансировочных отверстий с каждой стороны дают возможность настроить статику в идеал.
    Теперь коленвал занимает произвольное положение с подвешенным к головке шатуна грузом.






    Гл.3  Балансировка навески коленвала.

    Как уже упоминалось ранее, колокол имел осевое биение более 3 мм. Для выравнивания колокола относительно оси вращения пришлось выточить оправку под точный внутренний диаметр отверстия в ведущей шестерне главной пары.
    Оправку зажимаем в патрон токарного станка и помещаем агрегат в тиски. Теперь удобно контролировать процесс с помощью обычного штангельциркуля.



    Специальными калибровочными струбцинами выравниваем колокол. (на самом деле молотком, яростно и беспощадно) Но для вас пусть будут калибровочные струбцины.
    В результате осевой люфт ликвидирован. Теперь радиальный люфт, который ранее мы не измеряли, а теперь можно измерить.



    Измеряем, зажав колокол за центральное отверстие в патрон токарного станка. 1 мм радиальных биений.
    Как оно вам? 

    Понятно что Дедушкин проточил колокол на станке. Но 1 мм снаружи и 1 мм внутри полностью убрать нереально. Толщина стенок будет стремится к нулю. Поэтому осталось 0,2 мм снаружи и 0,2 мм внутри. При минимальной толщине стенки 1,5 мм.
    Это всё, что можно сделать на благо мопедизма. Станок и вправду перестал прыгать по комнате, как было в начале, до проточки. Но осадок в душе остался.
    После чего Дедушкин долго и печально заглаживал вину китайских производителей шкуркой.
    Ужас конечно уже не такой, но как бы вот нежели чем кто то.



    Ну и апофигеем творчества явился контроль статики коленвала с навеской.



    Всё, урок закончен, можете бежать в гараж делать мопеды. И снимите Ржевского с дерева. Артёмка надеюсь дотерпел, не обделался? А что это у нас Павел не выходит из класа, а? Ну сиди, сиди, жди пока все выйдут. Говорил мне завуч, нельзя такие длинные лекции третьеклассникам читать.
    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн Кургузов Роман

    • Мопедист
    • Сообщений: 1819
    • Степень оранжевости: 860
    • Кургузов Роман
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы Участник мегачелленджа 3 степени
      • BagnerLend.ru
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Проект 123. Рига13-72 Automatic
    « Ответ #16 : Январь 23, 2013, 14:00:40 »
  • +0
  • -0
  • Здорово.

    Я руку поднял, можно вопрос не по теме .

    Похоже этот коленвал перспективный в плане увеличения хода - есть там пара миллиметров по радиусу кривошипа ровного мяса ?
    Всё сбудется стоит только расхотеть .

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7573
    • Степень оранжевости: 2537
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс
    Re: Проект 123. Рига13-72 Automatic
    « Ответ #17 : Январь 23, 2013, 14:34:36 »
  • +0
  • -0
  • Там и больше есть. Основная проблема в том, чтобы выровнять после всех операций коленвал. Я не знаю как это сделать. Иной раз обычный дешкин коленвал после распрессовки не выравнивается. Процентов 10 от ремонтируемых коленвалов приходится откладывать в сторону.

    Неужели с помощью коленочных технологий можно обеспечить точность 0,01 мм хотя бы? Поэтому у меня нет энтузиазма по этому поводу.
    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн SOK

    • Мопедист
    • Сообщений: 437
    • Степень оранжевости: 357
      • Награды
    • Город: Владимир
    Re: Проект 123. Рига13-72 Automatic
    « Ответ #18 : Январь 23, 2013, 22:13:10 »
  • +0
  • -0
  • А почему в учебнике нет ни слова о том, что дальше делать с балансировочными отверстиями на коленвале?

    Оффлайн Кургузов Роман

    • Мопедист
    • Сообщений: 1819
    • Степень оранжевости: 860
    • Кургузов Роман
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы Участник мегачелленджа 3 степени
      • BagnerLend.ru
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Проект 123. Рига13-72 Automatic
    « Ответ #19 : Январь 23, 2013, 22:39:19 »
  • +0
  • -0
  • Спасибо.
    Всё сбудется стоит только расхотеть .

    Оффлайн janisis

    • Мопедист
    • Сообщений: 259
    • Степень оранжевости: 247
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Rīga
    Re: Проект 123. Рига13-72 Automatic
    « Ответ #20 : Январь 23, 2013, 23:04:17 »
  • +1
  • -0
  • Цитировать
    А почему в учебнике нет ни слова о том, что дальше делать с балансировочными отверстиями на коленвале?

    Это в четвертом классе!  :)
    « Последнее редактирование: Январь 23, 2013, 23:34:13 от Orik »
    Резолю́ция Генеральной Ассамблеи ОOH, принятая 2.03.2022г. осуждает вторжение России B Украину и требует полного вывода российских войск и отмены решения о признании Донецкой и Луганской республик. Резолюция принята при 141 голосе за, 5 против и 35 воздержавшихся

    Оффлайн Vinsent

    • Мопедист
    • Сообщений: 527
    • Степень оранжевости: 217
      • Награды
    • Город: Череповец
    Re: Проект 123. Рига13-72 Automatic
    « Ответ #21 : Январь 23, 2013, 23:57:52 »
  • +0
  • -0
  • У меня на моторе мелкая вибрация на максимальных оборотах. Если балансировать коленвал, то коэффициент тоже брать 0,6?

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7573
    • Степень оранжевости: 2537
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс
    Re: Проект 123. Рига13-72 Automatic
    « Ответ #22 : Январь 24, 2013, 01:30:18 »
  • +0
  • -0
  • У меня на моторе мелкая вибрация на максимальных оборотах. Если балансировать коленвал, то коэффициент тоже брать 0,6?

    Коэффициент не зависит от степени вибраций. Он зависит от оборотов, на которых происходит вибрация. Для 6000-8000 лучше применить 0,6, для 8000-10 000 0,66.
    Вибрации совсем убрать не получится, будет резонировать в каком то диапазоне.
    Но в гораздо меньшей степени чем до балансировки.

     В вашем случае балансировочный груз будет меньше, значит меньше пилить и сверлить коленвал.
    Расчёты справедливы для КД и Ш или В.
    Для Д4-4-6-8 коленвал балансируется в статику с голым шатуном. А поршень и шатун облегчают, насколько это возможно.


    Цитировать
    А почему в учебнике нет ни слова о том, что дальше делать с балансировочными отверстиями на коленвале?

    Не буду я их ничем заливать. Паразитный объём и завихрения настолько ничтожны в сравнении с тем, что какая либо хрень вылетит и натворит бед, что заделкой отверстий можно пренебречь. Вспомните какие большие отверстия в коленвале Симсона и сколько паразитного объёма добавляется с коленвалом от Д8. Однако же оба мотора работают.
    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7573
    • Степень оранжевости: 2537
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс
    Re: Проект 123. Рига13-72 Automatic
    « Ответ #23 : Январь 24, 2013, 03:30:54 »
  • +3
  • -0
  • Далее сухой отчёт, ибо дедушке испортили всё настроение.

    Подбираем регулировочные втулки для точного позиционирования коленвала внутри мотора. Надо сильно поморщить лоб, чтобы измудрится вычислить размер.
    Измеряем штангелем с длинными губками расстояние между подшипниками внутри КШК.



    Для минимизации погрешностей, измерения повторяем альтернативным способом. С помощью глубиномера.



    Теперь измеряем глубину накладки щеки и высоту бортика под подшипник на цапфе.



    Измеряем размер между внешними гранями щёк.



    Дальше думайте сами. Дедушка просто сфоткал листок с расчётами.



    В итоге получен размер правой и левой втулки, точнее высоты втулок. 2,15 мм и 2,65 мм. Забегая вперёд скажу, что  сразмерами я почти угадал, однако пришлось уменьшить высоту каждой втулки на пару десяток. Прокладка ужалась при сборке, а я это не учёл. Втулки дюралевые, на это есть обоснование.



    Прокладка была вырезана из паронита по месту. Толщина 0,6 мм.



    Ведомая шестерня главной пары оказалась кривой и со страшной нагартовкой после закалки. Кривизну лечил правильной втулкой вместо того кошмара что лежит рядом.
    Зубья вычистил стальной щёткой, после чего деталь помыл и замеднил.
    Теперь хруст песка исчез, появилась лёгкость вращения.



    Далее пришёл черёд шайбы под колокол сцепления. Шайбу сделал из бронзы БРАЖ, номер не помню какой. Шайба Т-образная, иначе подерёт сальник. На фото понятно зачем и почему.



    Точно такую же шайбу изготовил для установки между колоколом и колодками.





    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн Vinsent

    • Мопедист
    • Сообщений: 527
    • Степень оранжевости: 217
      • Награды
    • Город: Череповец
    Re: Проект 123. Рига13-72 Automatic
    « Ответ #24 : Январь 24, 2013, 23:01:07 »
  • +0
  • -0
  • Дедушка, вы не спите? Когда все успеваете? Спасибо за пояснения.

    Оффлайн omich

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 3001
    • Степень оранжевости: 875
    • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
    • Награды Знания, опыт
      • Награды
    • Город: Железнодорожный
    Re: Проект 123. Рига13-72 Automatic
    « Ответ #25 : Январь 24, 2013, 23:12:13 »
  • +0
  • -0
  • Интересно, как же тысячи других подобных моторов с такими болячками будут ездить? Этому мотору несказанно повезло попасть в правильные руки.

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7573
    • Степень оранжевости: 2537
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс
    Re: Проект 123. Рига13-72 Automatic
    « Ответ #26 : Январь 25, 2013, 02:32:41 »
  • +0
  • -0
  • Теперь другой дедушка пришёл. "Артёмка, негодяй, опять фантиков мне тут набросал и не разувался, натоптал. Нукыть уберись тут, совсем совесть потерял."
    "О, да тут не фантики, проверено электроникой, Артёмко стал совсем взрослым"
    "Всё равно, порядок надо поддерживать!"


    Моторчик собрался потихоньку. Ведущую звезду у становил на нормальную втулку, внутри звезду проточил под звёздчатую шайбу. Иначе шайбу выкидывало наружу при затяжке.





    Видимо вот так оно задуманно. Не смазывать нельзя, ладно шестерни, а игольчатый подшипник?  Правда есть риск попадания масла на колодки. Смазка ОКБ.



    Тут мелочи, но мимо я пройти не могу. Православная шайба из мягкой меди, взамен неправильной шайбы.



    Заглушка отверстия, вместо упора для троса, который не нужен. Смазывать там нечего, подшипники закрытые.



    Патрубок сгладил без фанатизма. Тут расточки чреваты тем, что патрубок может запросто обломиться на кочке под весом карбюратора.



    Трубки фильтра отпилены и раззенкованы. Пришлось пилить, иначе в раму не влезает.




    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7573
    • Степень оранжевости: 2537
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс
    Re: Проект 123. Рига13-72 Automatic
    « Ответ #27 : Январь 25, 2013, 02:45:14 »
  • +0
  • -0
  • По карбюратору. Расклад такой. Надо уменьшать уровень топлива в поплавковой камере. Регулировать качество смеси иглой нежелательно. Если вы совсем опускаете иглу, то у вас пропадает регулировка количества смеси в зависимости от поднятия дроссельной заслонки.

    Возникает проблема. Если просто подогнуть язычки коромысла поплавка, то у вас перестаёт работать утопитель. Утопитель и так работает плохо. Это потому, что штанга утопителя давит на сам поплавок, поплавок одним краем тонет, вторым поднимается и продолжает запирать иглу. Тут бы уместнее систему как на К60В.

    Я советую поступить таким образом. На штангу утопителя напаять гайку М3, а к коромыслу припаять площадку так, чтобы утопитель давил на коромысло, а не на поплавок. В этом случае мы топим весь поплавок и меньше шансов что острая штанга утопителя проткнёт пластик поплавка. Коромысло надо усилить пайкой, чтобы не разгибалось самопроизвольно. Были случаи.



    Оптимальный уровень это нижний край поплавка под срез жиклёра.



    А тем временем покрашен бак и крепление крыла. Сохнут.



    Основа седла просто так щёткой не обдирается, намазал удалителем краски, смывкой то есть.



    А моторчик тем временем уже в раме. Уместили таки.

    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7573
    • Степень оранжевости: 2537
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс
    Re: Проект 123. Рига13-72 Automatic
    « Ответ #28 : Январь 26, 2013, 02:24:09 »
  • +0
  • -0
  • Сколько приходится осваивать разных операций.
    К неспециалистам по покраске, сборке моторов, токарным работам, электрике, сантехнике и так далее, добавляем неспециалиста по изготовлению шкуры седла.

    А что делать, куда идти? На базаре кривые дермантиновые чехлы уже не продают, где то заказывать муторно и долго, а в самом Саратове и пригородах сёдловых дел мастеров не обнаружено.

    Поэтому я аккуратно распорол старый чехол и сделал из него выкройки. Потом склеил всё клеем и отнёс матери на прошивку. Швейная машинка у матери Зингеровских времён. Такая и солдатский ремень прошьёт, при условия наличия правильной иглы.
    Мама сказали идите вы со своим дермантином. Однако маме напомнили про изготовление шпулек мною на токарном станке.
    И чехол был сшит. С последующей термоусадкой тепловым пистолетом.
    Да вроде так и ничего даже, не хуже заводского.





    А за несколько часов до этого основа седла была покрашена и в неё внедрили закладные болты из нержавейки.




    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн Александр-64

    • Мопедист
    • Сообщений: 38
    • Степень оранжевости: 6
    • Дедушкина Верховина, теперь не моя фамилия!
    • Награды Участник мегачелленджа 2 степени
      • Награды
    • Город: Саратов
    Re: Проект 123. Рига13-72 Automatic
    « Ответ #29 : Январь 27, 2013, 01:15:14 »
  • +0
  • -0
  • Жги Деда, жги :131: